АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ


На правах рукописи
Шуматова Регина Александровна
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание квалификационной степени магистра
Направление 44.04.02 Психолого-педагогическое образование
Направленность (профиль) Социальная педагогика
Уфа 2016
Работа выполнена на кафедре социальной педагогики социально-гуманитарного факультета ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им.М.Акмуллы»
Научный руководитель:
Фазлыева Айгуль Фаритовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики БГПУ им.М.Акмуллы.
Рецензенты: Скрябина Лидия Сергеевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики БГПУ им.М.АкмуллыПлеханова Екатерина Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии БГПУ им.М.АкмуллыЗащита состоится «29» января 2016 г. в 10.00 часов на заседании государственной аттестационной комиссии при ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» по адресу: 450000, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 55, корп. 4, ауд. 12.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы»
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В настоящее время особую значимость в психолого-педагогической науке приобретает проблема формирования социальных компетенций детей. Необходимость ее исследования продиктована тем, что современные дети в недостаточной степени владеют умениями и навыками общения с окружающими людьми, а также у школьников наблюдается социальная дезадаптация в обществе, проявляющаяся в конфликтных взаимоотношениях, агрессивных отношениях к объектам материальной культуры.
Многочисленные отечественные и зарубежные исследования показывают, что владение социальными компетентностями являются важным показателем включения людей в жизнь общества. Уровень владения социальных компетенций позволяет респондентам быть частью различных сообществ людей. В то же время владение низким уровнем социальных компетенций, как правило, приводит к деструктивным формам поведения, которые негативно отражаются в личности ребенка.
Одним из важнейших средств формирования социальных компетенций детей является игровая деятельность детей. Однако исследования ряда ученых В.М.Букатова, К.Бюлера, К.Гросса, А.П.Ершовой, Йохан Хейзинга, А.С.Макаренко, Л.М.Некрасовой, П.И.Пидкасистого, Г.В.Плеханова, Е.О.Смирновой, Ж.С. Хайдарова показывают о том, что педагоги слабо владеют игровыми технологиями. Учителя не могут применять игровую деятельность в учебном процессе. Отсюда вытекает, что детям неинтересно монотонно заучивать материал, поскольку учителя не внедряют игру в учебный процесс.
Проблема формирования социальных компетенций детей была раскрыта в трудах следующих ученых Н.В.Колпакова, Г.И.Марасанова, Н.А.Рототаевой, А.Н.Свиридова, которые предложили диагностический инструментарий, определили психологические условия формирования компетенций в младшем школьном возрасте и т.д. Данные ученые ссылались на исследования таких авторов как, М. Аргайле, Р. Барнетта, Г.Э. Белицкой, Л.И. Берестовой, И.А. Зимней, Н.В. Калининой, В.Г. Максимова, Н.И. Монахова, Дж. Равена, Г. Спивак, М.Форверг, Р. Хинтч, М. Шаре и Х. Шредер в которых отражено сущность и содержание социальных компетенций или компетентности человека в современном мире. Анализ и обобщение работ данных исследователей, а также психолого-педагогической и методической литературы по проблеме компетентностного подхода в образовании, показал о необходимости развития компетенций, относящихся к социальному взаимодействию и общению человека посредством игровой деятельности, но в тоже время авторы указывают о больших сложностях в их измерении и оценивании.
Проблему применения игровых технологий в учебном процессе изучали такие психологи и педагоги, как И.Е. Берлянд, Л.С. Выготский, Ф.Н. Гоноболин, В.К. Дьяченко, Н.Я. Михайленко, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, М.А. Панфилова и другие. Они считали, что использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживать интерес к изучаемым явлениям, развивать творческое воображение, образное мышление, снятию утомления у детей, поскольку игра способствует процессу обучения. В игре создаются условия формирования личности. Кроме того, в процессе игровой деятельности у ребенка младшего школьного возраста наблюдается увеличение социальных контактов, конструктивные взаимоотношения со сверстниками. Однако практика педагогической работы показывает о том, что педагоги начальных классов в полной мере владеют навыками и умениями формирования социальных компетенций у младших школьников. В настоящее время в педагогической науке пока еще недостаточно разработан вопрос комплексного подхода к формированию социальных компетенций учащихся посредством игровой деятельности, несмотря на его практическую значимость.
Таким образом, можно говорить о существовании противоречий между:
- потребностью педагогической науки в обосновании и реализации проблемы формирования социальных компетенций детей посредством игровой деятельностью и недостаточной научно-теоретической разработанностью этого процесса;
- активным процессом реформирования общеобразовательной школы и низкой степени готовности учителей к формированию социальных компетенций учеников начальной школы посредством игровой деятельности.
Выявленные противоречия, их теоретическая и практическая значимость, позволили определить тему исследования «Игровая деятельность как средство формирования социальных компетенций учащихся начальных классов»
Цель исследования: обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить психолого-педагогические условия формирования социальных компетенций учащихся начальных классов посредством игровой деятельности.
Объект исследования: формирование социальных компетенций.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования социальных компетенций учащихся начальных классов посредством игровой деятельности.
Гипотеза исследования состоит в том, что игровая деятельность как средство формирования социальных компетенций учащихся начальных классов будет эффективной, если:
- выявлены критерии и уровни сформированности социальных компетенций детей младшего школьного возраста;
- проведена психолого-педагогическая диагностика, позволяющая определить уровни владения социальных компетенций;
- разработана и апробирована программа по формированию социальных компетенций среди учащихся начальных классов посредством игровой деятельности.
Задачи исследования:
Проанализировать существующие понятия «социальная компетентность», «социальная компетенция» и дать им краткую характеристику.
Представить организационные основы, педагогические средства и формы организации деятельности современных школ по формированию социальных компетенций детей младшего школьного возраста.
Систематизировать современные представления об игровой деятельности детей как средства формирования социальных компетенций детей младшего школьного возраста.
Опытно-экспериментальным путем апробировать процесс формирования социальных компетенций учащихся младшего школьного возраста посредством игровой деятельности.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические (изучение и обобщение практического опыта, анализ документации, педагогическое наблюдение); диагностические (анкетирование, опрос, беседа); опытно-экспериментальная работа.Методологическую основу исследования составили ведущие положения деятельностного подхода (М.Я.Басов, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и т.д.), личностно-ориентированного подхода (А.Н.Леонтьев, А.Маслоу, К.Роджерс, Л.С.Выготский, К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов и т.д.), компетентностный подход (В. Байденко, Г.А. Балыхин, A.B. Хуторской, И.А. Зимняя, О.В. Лебедевой, Д.А. Леонтьев, И.И. Логвинов, Л.М. Митина , A.A. Петренко); социально-педагогического подхода (М.А.Галагузова, А.В.Мудрик, Ф.А.Мустаева, С.Т.Шацкий и т.д.).Теоретическую основу исследования составили: ведущие положения теории игровой деятельности детей (К.Бюлер, К.Гросс, Йохан Хейзинг, А.Н.Леонтьев, М.Мид, Г.Спенсер, Ф.Шиллер, Стефан Шуман, В.Штерн, Э.Б.Эльконин); педагогические и психологические концепции о сущности процесса формирования социальных компетенций (Т.В. Антонова, Н.И. Белоцерковец, О.Ф. Борисова, JI.H.Гиенко, И.Е. Зарипова, Т.В. Исакова, Н.В. Калинина, O.A. Крузе-Брукс, В.В. Новиков, Т.И. Самсонова, М.В. Тюкавина, Ю.Е. Уфимцева, В.В. Цветков); психолого-педагогические труды в области обучения и воспитания детей младшего школьного возраста (Д.Н. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина); теория социально-педагогической деятельности (В.Г.Бочарова, М.А.Галагузова, Л.В.Мардахаев, А.В.Мудрик Л.Е.Никитина, М.В.Шакурова).
Опытно–экспериментальной базой исследования явился МБОУ лицей № 94 Советского района ГО г. Уфы Республики Башкортостан. Исследованием были охвачены учащиеся 1 - 2 классов.
Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа (2013 – 2015 гг.).
Первый этап (2013г.) – теоретический: изучение, анализ, синтез, обобщение психологической, педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования с целью выявления специфики проблем, сущностных характеристик социальных компетенций; изучение опыта работы учителей МБОУ лицей № 94; определение методологических и содержательных основ исследования; анализ современных проблем, сопровождающих процесс обучения младших школьников; формулирование цели, рабочей гипотезы, задач исследования; проведение начальных этапов констатирующего эксперимента.
Второй этап (2014 – 2015 гг.) – опытно-экспериментальный: завершение констатирующего эксперимента с соответствующей обработкой и анализом собранного материала; конкретизация и корректировка психолого-педагогических условий, способствующих успешному формированию социальных компетенций среди учащихся младшего школьного возраста по средством игровой деятельности; формирующий эксперимент – апробация предложенных методик, опытно-экспериментальная проверка эффективности методик и психолого-педагогических условий формирования социальных компетенций среди учащихся младшего школьного возраста посредством игровой деятельности. Третий этап (2015 г.) – обобщающий: систематизация, анализ, обобщение результатов формирующего эксперимента; констатация эффективности игровой деятельности в формировании социальных компетенций учащихся младшего школьного возраста; формулирование основных выводов исследования; оформление диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что определены показатели, и уровни сформированности социальных компетенций среди младших школьников посредством игровой деятельности; выявлены психолого-педагогические условия формирования социальных компетенций младших школьников посредством игровой деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что дано теоретическое обобщение материала о социальных компетенциях; представлены организационные основы, педагогические средства и формы организации деятельности современных школ по формированию социальных компетенций учащихся младшего школьного возраста; систематизированы современные представления об игровой деятельности детей как средства формирования социальных компетенций учащихся младшего школьного возраста. Опытно-экспериментальным путем апробировать процесс формирования социальных компетенций учащихся младшего школьного возраста посредством игровой деятельности.
Практической значимостью исследования является в том, что предложена программа формирования социальных компетенций учащихся младшего школьного возраста посредством игровой деятельности; проведена психолого-педагогическая диагностика, позволяющая определить уровни владения социальных компетенций.
Положения, выносимые на защиту:
Показатели сформированности социальных компетенций включают в себя следующие компоненты:
когнитивный компонент, который связан с представлениями о способах и правилах социального взаимодействия (в частности, нормы поведения в обществе, нормы общения);
мотивационно-ценностный компонент, включающий отношение к себе и другому человеку как высшей ценности; проявления доброты, заботы, милосердия; наличие мотивации достижения в собственном поведении и в совместной групповой деятельности;
деятельностный компонент, предполагающий сформированность навыков самоорганизации, самоконтроля, навыков конструктивного неконфликтного взаимодействия, а также выбор адекватных ситуации способов общения и поведения.
Уровни сформированности социальных компетенций учащихся младших школьников: высокий, средний, низкий в соответствии с выделенными критериями оценки у них социальных компетенций.
Проанализированы психолого-педагогические условия формирования социальных компетенций учащихся начальных классов посредством игровой деятельности (выявлены критерии и уровни сформированности социальных компетенций детей младшего школьного возраста; разработана и апробирована система работы по развитию социальных компетенций у детей младшего школьного возраста посредством игровой деятельности; разработана и апробирована программа по формированию социальных компетенций среди учащихся начальных классов посредством игровой деятельности). Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на международных и всероссийской научно-практических конференциях: VIII Международной научно-практической конференции «Гуманистическое наследие просветителей в культуре образования» (г.Уфа, 2014); XWIII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образования» ( г.Томск, 2014); XXXVIII Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития образования в России» ( г.Новосибирск, 2016).
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась их согласованностью с современными требованиями, предъявляемыми к научным педагогическим исследованиям; адекватностью и логикой методов диссертационного исследования его предмету, объекту, целям и задачам; опорой на достижения фундаментальных философских, этических и психолого-педагогических исследований.
Личное участие автора в получении научных результатов заключается в проведении научно-теоретического анализа проблемы формирования социальных компетенций; в разработке и апробации программы решаемых исследовательских задач; в обосновании и проверке психолого-педагогических условий исследуемого процесса.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, глоссария и приложения. В текст диссертации включены таблицы, диаграммы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определены цель, объект, гипотеза и задачи исследования, методы исследования, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, изложены основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретические основы игровой деятельности в формировании социальных компетенций учащихся младшего школьного возраста» раскрыты понятия «социальная компетенция» и «социальная компетентность» и дана их краткая характеристика, описаны организационные основы, педагогические средства и формы организации деятельности современной школы по формированию социальных компетенций детей младшего школьного возраста, а также рассмотрена игровая деятельность, как средство формирования социальных компетенций младших школьников.Теоретический анализ научной литературы выявил многообразие понятий в определении понятия «социальная компетенция» (В.И. Байденко, И.А.Зимняя, А.М.Митяева, А.В. Хуторской и др.). Для характеристики основ формирования социальных компетенций младших школьников мы под данным понятием понимаем это норма социальной роли, проявляющийся как компетентность в личностном плане; умение совершать деятельность, соответствующая общественными требованиями и ожиданиями. Под термином «социальная компетентность» – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Основываясь на анализе различных позиций нами выделены сущностные характеристики компетенции, включающие в себя уровни, которые определяются комбинацией следующих критериев: уровень усвоения знаний и умений (знания и навыки); диапазон и широта знаний и умений; способность выполнять специальные задания; способность рационально организовать и планировать свою работу; умение использовать знания в нестандартных ситуациях (адаптации к изменяющейся техники, технологии, организации и условий труда).Проведенный анализ научной литературы позволил выделить ключевые компетенции, которые составляют основу для формирования социальных компетенций младших школьников: коммуникативные, деятельностные, игровые, ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, социально-трудовые и компетенции личностного самосовершенствования
Далее в главе представлены формы организации деятельности школы по формированию социальной компетенции учащихся младшего школьного возраста. Значительная роль по внедрению программ возложена на педагога. Во время реализации программ, педагог должен применять в своей деятельности различные формы работы. Форма – это внешнее выражение какого-либо содержания. Главными типами форм по формированию социальной компетенции учащихся младшего школьного возраста являются внеурочная деятельность, классные часы, различного рода воспитательные мероприятия. Формы воспитательной работы можно разделить по следующим критериям: по времени подготовки – экспромт, предварительная подготовка. По способу организации – коллектив, группа, один человек. По характеру включения в деятельность – обязательный, добровольный. По характеру взаимодействия коллектива с другими группами людей: «открытое», «закрытое».
К основным методам, определяющие конструкцию выше перечисленных форм, относятся – методы «демонстрация», «диалог» (беседа). Они помогают через игру, игровые действия развить у младших школьников самоконтроль в поведении в среде одноклассников и друзей, формировать круг общения, реализовывать подготовку к самостоятельной и ответственной работе, таким образом содействует благополучной социализации школьника в социуме. Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что многообразные формы деятельности в социализации учащихся начальной школы становятся мощным эмоциональным катализатором, что влияет на благополучие в будущей взрослой жизни. Применяя все формы деятельности, развиваются интеллектуальные и физические данные ребенка, а так же способствуют формированию нового типа мышления, поведения и общественно важной работы. Данные формы деятельности с младшими школьниками дают возможность сочетать в себе научно-поисковые, творческие работы. Популярность школы зависит от их деятельности, где есть четко поставленные намеченные цели, где ученик готов к трудностям и стремится преодолеть их, где он стремится совершенствовать свои способности, умения и навыки, где уделяется внимание каждому ученику и конечно же от сформированности благоприятного климата. Благодаря созданным условиям в школе, возможно, привлечь большинство учащихся, обеспечивая высокий уровень владения социальных компетенций. Одним из важных средств формирования социальных компетенций выступает игровая деятельность.
Игра – это один из видов деятельности человека. Проанализировав литературу, в которой выделены различные точки зрения об игровой деятельности детей. Игры различают по содержанию и организации, по правилам и характеру проявлений детей, по воздействию на ребенка и по видам используемых предметов, происхождению. В педагогике игры подразделяют на две группы: это «творческие игры» и «игры с правилами и готовым содержанием». В творческих играх, младшие школьники отражают свои впечатления и понимания окружающего, сами придумывают содержание к данным играм. А вот с готовым содержанием создаются взрослыми и включают в жизнь детей тоже взрослые. Игра выступает как важное средство в формировании социальной компетенции в ней дети овладевают умениями устанавливать взаимоотношением друг с другом, соблюдать правила и нормы поведения в обществе и т.д.
На основе анализа литературы нами были определены показатели сформированности социальных компетенций, включающие в себя следующие компоненты: когнитивный компонент, который связан с представлениями о способах и правилах социального взаимодействия (в частности, нормы поведения в обществе, нормы общения); мотивационно-ценностный компонент, включающий отношение к себе и другому человеку как высшей ценности; проявления доброты, заботы, милосердия; наличие мотивации достижения в собственном поведении и в совместной групповой деятельности; деятельностный компонент, предполагающий сформированность навыков самоорганизации, самоконтроля, навыков конструктивного неконфликтного взаимодействия, а также выбор адекватных ситуации способов общения и поведения. Представленные показатели отразились на уровнях сформированности социальных компетенций: высокий, средний, низкий.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию социальной компетенции учащихся младшего школьного возраста средствами игровой деятельности» представлены содержание результатов констатирующего, формирующего и заключительного этапов опытно-экспериментальной работы.
Работа проводилась в три этапа на базе МБОУ лицей №94 Советского района г. Уфы. В исследовании приняло участие 60 учащихся 2-х классов.
В основу опытно-экспериментальной работы была положена гипотеза о том, что игровая деятельность как средство формирования социальных компетенций учащихся начальных классов будет эффективной, если: выявлены критерии и уровни сформированности социальных компетенций детей младшего школьного возраста; проведена психолого-педагогическая диагностика, позволяющая определить уровни владения социальных компетенций; разработана и апробирована программа по формированию социальных компетенций среди учащихся начальных классов посредством игровой деятельности. Целью опытно-экспериментальной работы явилась доказательная и научно-объективна проверка выдвинутой нами гипотезы, для чего были использованы следующие диагностические методики «Шкала измерения социальных компетенций Э. Долла», «Карта наблюдения Д. Стотта» и методика «Пирог страхов» (А.И. Захаров, М.Панфилова).
В результате диагностического исследования проводимого нами на констатирующем этапе экспериментальной работы, было выявлено три уровня сформированности социальных компетенций:
а) к первой группе, с низким уровнем сформированности социальных компетенций, относятся 71,5% (контрольная группа) и 70,2% (экспериментальная группа) респондентов. Данные ученики владеют минимумом социальных знаний и начальным уровнем их применения, в их активном пользовании присутствует небольшое количество социальных понятий, осознается необходимость знания социальных норм, но не предпринимается активных действий для практической реализации, не ясно формулируются и обосновываются социальные нормы, не анализируются и не используется социальные правила. Ученики не умеют анализировать свое поведение в обществе и использовать её в личных интересах; проявляют социальную безграмотность, у них отсутствует стремление к участию в общественной жизни; наблюдается низкая мотивация в выполнении общественной и индивидуальной работы;б) ко второй группе, со средним уровнем сформированности социальных компетенций, относятся 21,4% (контрольная группа) и 20,08% (экспериментальная группа) респондентов. Данные учащиеся владеют базовым уровнем социальных знаний и невысоким уровнем их применения; анализирует результаты социальной деятельности, но не проявляют достаточной инициативы в их практическом применении; четко излагают и аргументируют свою точку зрения, однако понятийно-терминологический аппарат используют в недостаточной степени; владеют системой социальных знаний и умений, достаточной для свободного применения; стремятся осваивать и практически применять социальные знания в учебной деятельности, но не всегда применяют эффективные способы их воплощения;
в) к третьей группе, с высоким уровнем сформированности социальных компетенций относятся 7,1% (контрольная группа) и 9% (экспериментальная группа) испытуемых. Испытуемые данной группы характеризуются осознанием необходимости социальных норм и знаний, владением и пользованием ими; постоянным расширением объема социальных знаний за счет самостоятельного осознанного освоения литературы. Суждения логически выстроены, респонденты обоснованно высказывают свою точку зрения, свободно ориентируются в обществе; анализируют результаты социальной деятельности, видят практические возможности применения полученных знаний и умений; стремятся к проявлению социальной инициативы в целях повышения эффективности учебной и познавательной деятельности.
Вследствие выше изложенного, можно сделать вывод, что уровень социальных компетенций сформирован недостаточно 71,5% (контрольная группа) и 70,2% (экспериментальная группа). Данное положение свидетельствует о необходимости проведения дальнейшей опытно-экспериментальной работы в целях проверки и уточнение гипотезы исследования и эффективности предложенного комплекса педагогических условий, направленного на повышение уровня сформированности социальных компетенции данного образовательного учреждения.
\sДиаграмма 1. Результаты констатирующего этапа
Целью формирующего этапа опытно-экспериментальной работы стала разработка и апробация программы «Формирование социальных компетенций через игру». Программа способствует достижению следующей цели: формирование социальных компетенций, которые способствуют повышению уровня отвественности детей за собственное поведение, а также реализаций норм и правил, принятых в социальном обществе. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: использование литературного чтения для расширения кругозора о социальной жизни общества и понимания причин поведения литературных героев; обучение навыкам и умениям на уроках слышать партнера, реагировать на его реплики и учитывать их в процессе общения с окружающими людьми; создание максимально благоприятных условий для развития законопослушной и высококультурной личности, социальной инициативы, в образовательном процессе.
Для повышения сформированности социальных компетенций нами были проведены занятия, включающие себя игровую деятельность, содержание которых представлены в таблице 1.
Заключительный этап опытно-экспериментальной работы направлен на анализ, обработку, обобщение и оформление результатов эксперимента, уточнение положений гипотезы. Результаты повторного диагностического исследования на заключительном этапе экспериментальной работы представлены в виде диаграммы 2.
Таблица 1
Программа по формированию социальных компетенций младших школьников посредством игровой деятельности
Темы занятий Характеристика темы Включённость в учебный процесс или во внеурочную деятельность
Что такое хорошо и что такое плохо? Что такое хорошо и что такое плохо?
Чем люди отличаются друг от друга?
Самое важное хорошее качество?
Трудно ли быть доброжелательным?
Какие качества нам нравятся друг в друге?
В каждом человеке есть светлые и тёмные качества? На уроках литературного чтения, окружающего мира. Тренинговые упражнения на классных часах, в ГПД
Радоваться жизни или жаловаться на судьбу? Когда, как и почему мы радуемся?
Как мы проявляем радость?
Что мешает человеку радоваться жизни?
Как можно изменить плохое настроение?
Как улучшить настроение близким людям? На уроках литературного чтения, окружающего мира, технологии, ИЗО. Может обсуждаться на классных часах, в ГПД
Любить или ненавидеть? Как мы понимаем, что любим?
Как проявлять свою любовь с помощью действий, слов, мыслей?
Можно ли заставить любить?
От любви до ненависти один шаг? На предметах гуманитарного и эстетического цикла, на классных часах.
Дружить или ссориться? Есть ли у дружбы законы?
Как научиться быть другом?
Можно сохранить дружбу на всю жизнь?
Из-за чего возникают ссоры?
Как не ссориться или как мириться?
Можно ли стать другом всем? А себе? Обсуждение, тренинговые упражнения на классных часах, уроках литературного чтения, изобразительного искусства.
Верить в успех или надеяться на удачу? Нужно добиваться успеха?
Как поверить в себя?
Кого мы считаем удачливым?
Почему хочется получить все сразу?
Правда, что одним людям везет, а другим нет? На любых уроках, на классных часах, в ГПД
Стремиться к цели или ждать чуда? Нужна ли человеку цель в жизни? Зачем?
Что такое целеустремленность?
Как стать целеустремленным?
Почему это трудно?
Что мешает человеку идти к цели?
К какому человеку цель стремиться сама? Уроки окружающего мира, музыки, трудового обучения, изобразительного искусства, физкультуры, на классных часах, в ГПД
Творить добро или разрушать то, что сделали другие? Делать добро спеши…Что значит, делать “просто так”?
Добро побеждает зло?
Почему создавать трудно, а разрушать легко?
Когда бывает стыдно?
Можно ли исправить то, что сделано? Уроки трудового обучения, окружающего мира, риторики, русского языка, литературного чтения, на классных часах, в ГПД
Заключительный этап опытно-экспериментальной работы направлен на анализ, обработку, обобщение и оформление результатов эксперимента, уточнение положений гипотезы. Результаты повторного диагностического исследования на заключительном этапе экспериментальной работы представлены в виде диаграммы 2.
Диаграмма 2. Результаты контрольного эксперимента
В результате реализации программы «Формирования социальных компетенций через игру» мы зафиксировали данные о динамике изменений уровня сформированности социальных компетенций учащихся младших школьников в процессе прохождения опытно-экспериментальной программы. По результатам опытно-экспериментальной работы были получены следующие сформированные социальные компетенции у школьников экспериментальной группы:
учащиеся имеют представление о способах и правилах социального взаимодействия (в частности, нормы поведения в обществе, нормы общения); младший школьник умеет относиться к себе и другому человеку как высшей ценности и проявлять по отношению к нему такие качества как доброта, забота, милосердие, которые в последствие отражаются в положительной мотивации собственного поведения и в процессе организации совместной групповой деятельности;
у младшего школьника сформированы навыки самоорганизации, самоконтроля, конструктивного неконфликтного взаимодействия со сверстниками, а также умеет адекватно оценивать различные ситуации и определять способы общения и поведения.
Таким образом, после проведенной нами опытно-экспериментальной работы по формированию социальных компетенций учащихся младших школьников наметилась положительная динамика, предложенная нами игровая деятельность в формировании социальных компетенций доказала свою эффективность.
В заключение подводятся итоги проделанной работы и приводятся результаты проведенного исследования.
1.Проведенный теоретический анализ подтвердил актуальность и недостаточный уровень разработанности проблемы по формированию социальных компетенций в начальной школе посредством игровой деятельности.
2.Определено, что социальная компетенция – это сознательное применение определенных норм и правил поведения в обществе, в котором отражается отношение к взрослым и сверстникам. Социальные компетенции включают в себя знания, умения и навыки учащегося, необходимые для решения социальных и поведенческих ситуаций, характерных для данного возраста.
3.Выявлено, что при формировании социальных компетенций у младших школьников могут быть применены уроки, классные часы, где будет применена игровая деятельность.
4.Выделены критерии уровня формирования социальных компетенций у младших школьников (нормы поведения в обществе, нормы общения); отношение к себе и другому человеку как высшей ценности; проявления доброты, заботы, милосердия; наличие мотивации достижения в собственном поведении и в совместной групповой деятельности; самоорганизации, самоконтроля, навыков конструктивного неконфликтного взаимодействия, а также выбор адекватных ситуации способов общения и поведения.)5.Разработана программа по формированию социальных компетенций младших школьников посредством игровой деятельности в условиях общеобразовательной школы.
6.Результаты, полученные нами в ходе проведенной работы, подтвердили обоснованность выдвинутой нами гипотезы и показали, что разработанная программа по формированию социальных компетенций младших школьников посредством игровой деятельности является эффективной. Таким образом, поставленную цель мы считаем достигнутой, а сформулированные задачи исследования решенными.
Настоящее исследование не претендует на исчерпывающее рассмотрение всех аспектов сложной и многогранной проблемы формирования социальных компетенций младших школьников. Перспективы дальнейшего исследования связаны с разработкой методических рекомендаций для учителей начальных классов по формированию социальных компетенций учащихся младшего школьного возраста посредством игровой деятельности.
Основное содержание и результаты исследования опубликованы в следующих работах:
Шуматова, Р.А. Философия игровой концепции культуры Йохана Хёйзинга [Электронный ресурс] / Р.А. Шуматова // Гуманистическое наследие просветителей в культуре образования: материалы VIII Международной научно-практической конференции. – Уфа: БГПУ, 2014. – С.213-216.
Шуматова, Р.А. Адаптация детей к дошкольному учреждению через игровую деятельность [Текст] / Р.А. Шуматова // Наука и образование. – Томск: ТГПУ, 2014. – С.134-138.
Шуматова, Р.А. Игровая деятельность как средство формирования социальных компетенций младших школьников [Текст] / Р.А. Шуматова // Проблемы и перспективы развития образования в России. – Новосибирск: Издательство НГТУ, 2016. – С.252-257.