Конструкт по литературному чтению Люблю всё живое (2 класс)


Министерство общего профессионального образования Свердловской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Конструкт урока литературного чтения для 2 класса
«Люблю все живое»
Разработчик:
Устинова Я.А.,
Методист:
Перминова С.И.________
Учитель:
Мельниченко Т.В.________
Камышлов, 2016
Тема: «Люблю все живое»
Класс: 2 «А»
УМК: «Перспектива»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: усвоить представление о необходимости бережного отношения к природе и животным через изучение нового раздела
Задачи:
Личностные:
Формирование осознания личностного смысла учения и интереса к изучению литературного чтения
Осознание значимости изучаемой темы для дальнейшей жизни школьника
Метапредметные:
Регулятивные:
Формирование умения адекватно оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников на уроке
Познавательные:
Формирование умения анализировать, обобщать
Формирование умения находить главные слова в тексте
Обогащение словарного запаса
Совершенствование умения работать с учебником, словарем
Совершенствование формирования орфографической зоркости
Коммуникативные:
Формирование умения слушать и слышать учителя
Формирование умения отвечать на поставленные вопросы
Формирование умения высказывать и аргументировать свою точку зрения
Формирование умения работать в паре
Предметные:
Формирование умения выразительно читать
Совершенствование умения читать для себя, по ролям
Понимание смысла слов «сопереживание», «сочувствие»
Оборудование: Учебник, презентация, раздаточные материалы, видео об Амурском тигре, аудиозапись
Этап Время Деятельность учителя Деятельность ученика УУД Методы, приемы
Организационный 1 мин -Доброе утро, ребята.
-Меня зовут Яна Александровна, и сегодня я буду с вами сотрудничать.
-Вот закончилась переменка и вы сильные, бодрые духом, пришли на урок, посмотрите, у нас на уроке сегодня присутствуют гости. Давайте им плавно кивнем головой в знак нашего уважения к ним. Присаживайтесь. -приветствуют учителя
-слушают учителя
-слушают учителя, обращают внимание на гостей, кивают головой К: формирование умения слушать и слышать учителя
Словесный (слово учителя)
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности -Ребята, эпиграфом сегодняшнего урока будет высказывание Константина Скворцова: «Жил удивительный, уникальный писатель Виталий Бианки, его всю жизнь упрекали, что пишет он не о главном – пишет о птичках, цветах, деревьях»
-Согласны ли вы с тем, что писать о птичках, цветах, деревьях – это не главное?- Сегодня на уроке мы с вами выясним, нужно ли нам беречь природу и животных или нет.
-Как называется раздел, к изучению которого мы с вами приступаем?
-Как вы понимаете это название?
-Знаете ли вы, как люди называют животных?
-как вы понимаете это выражение?
-как вы объясните слово «меньшие»?
-Что подчеркивается словами «братья меньшие?»
РАБОТА С ВЫСКАЗЫВАНИЯМИ
-Посмотрите, ребята, как писатели Михаил Пришвин, Иван Тургенев и российский академик Дмитрий Лихачев высказываются о природе:
1)В природе все одно с другим связано, и нет в ней ничего случайного. И если выйдет случайное явление – ищи в нем руку человека. Михаил Пришвин
2)Природа — дом, в котором живет человек. Дмитрий Лихачев
3)Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник. Иван Тургенев
-первый ряд – работает с первым высказываем, второй – со вторым, третий – с третьим. Ваша задача прочитать, посоветоваться с соседом и объяснить для всех, как вы понимаете это высказывание. На обсуждение у вас 2 минуты, приступайте.
-Ребята первого ряда, пожалуйста, расскажите для всех, как вы понимаете высказывание Михаила Михайловича Пришвина
-замечательно. Ребята второго ряда, расскажите понимание высказывания Дмитрия Сергеевича Лихачева.
-спасибо. Третий ряд, вам слово. У вас высказывание Ивана Сергеевича Тургенева.
-Спасибо, ребята. Мы с вами убедились, что люди разных профессий говорили о природе, и все они отмечают, что природа – это и дом для нас, и мастерская и мы должны бережно к ней относиться, потому что в природе всё взаимосвязано. -не согласны
-Любим всё живое
-любить, беречь животных, окружающий мир, людей, близких
-братья наши меньшие
-животные меньше нас, мы должны о них, как о братьях заботиться
-
-что мы должны беречь и сохранять животных
-всё в природе взаимосвязано, как мы относимся к природе, так и она к нам. Не зря сейчас происходит так много катаклизмов. Это результат плохого отношения людей к природе
-природа для нас дом, и мы как дома должны бережно относиться к ней, заботиться, не мусорить, ухаживать за растениями и животными
-природа – это мастерская, и человек, как работник в этой мастерской должен создавать красоту, работать на природу, помогать ей во всем, а не разрушать К: формирование умения высказывать и аргументировать свою точку зрения
формирование умения работать в паре
формирование умения отвечать на поставленные вопросы
П: формирование умения анализировать, обобщать
Словесный (беседа)
Практический (анализ высказываний писателей), словесный (беседа)
Открытие новых знаний -Зная название раздела, можете ли вы предположить, какие произведения и каких авторов мы будем изучать?
-как вы думаете, какие понятия мы встретим в этом разделе?
-откройте учебник на 86 страниц, прочитайте, с какими понятиями мы познакомимся в этом разделе
-как вы понимаете эти слова?
-хорошо, ребята, ваши предположения мы послушали, теперь давайте обратимся к толковому словарю и посмотрим, правильно ли вы предполагали.
-……… и …….. помогут нам в этом.
-на какие вопросы отвечают эти слова? Что обозначают??
-Какие правила правописания этих слов нужно соблюдать?
-приставки СА- не бывает
-Теперь, зная смысл этих слов, составьте с ними предложения. Форму слов менять нельзя. Составляем предложения с ИС.
(если затрудняются:У меня получились такие примеры: Я проявляю сочувствие к тем, кто находится в трудной жизненной ситуации. Сопереживание – это хорошее человеческое качество.
-Как вы считаете, чему мы должны будем научиться?
-На сегодняшний день нужно уметь сочувствовать и сопереживать близким, но не каждый это умеет делать, а мы с вами постараемся этому научиться.
ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ
-Прочитайте диалог Ани и Вани для себя на странице 86 и подумайте, как еще можно помогать животным. У вас 5 минут.
-В книге «Маленький Принц», автор которой французский писатель и летчик Антуан де Сент -Экзюпери, встречается фраза Лиса «Мы в ответе за тех, кого приручили». Как вы понимаете выражение?
-Какой вопрос задает Аня?
-Да, ребята, на самом деле это большая проблема – вымирание тигров. А что делают с теми животными, которые на грани исчезновения?
-Абсолютно верно. Красная книга – это список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений, грибов. В этот список внесено около 500 видов разных животных и растений. Есть так же отдельная Красная книга Свердловской области, в которую занесен Амурский тигр.
-Амурский тигр – один из представителей, которые находятся на грани вымирания. И сейчас мы в этом убедимся, посмотрев видео.
Сколько особей осталось?
-Как бы вы ответили на вопрос Ани?
-Как отвечает на него Ваня?
-Найдем в каждом предложении главные слова, при чтении которые нужно выделять голосом – повышать его.
-Какой знак стоит в конце второго и третьего предложения?
-значит нужно читать с вопросительной интонацией.
-Когда нам встречается запятая – нужно делать небольшую паузу, чтобы почувствовалась интонация перечисления.
-Прочитаем этот диалог по ролям. Кто хотел бы прочитать за Аню?
-За Ваню?
-Остальные ребята будут оценивать, получилось ли у ребят соблюдать все правила, о которых мы сказали, внимательно слушайте и следите. Начинаем.
-Получилось у ребят прочитать?
-Таким образом, ребята, мы с вами должны всячески помогать нашим близким животным и растениям: кормить зимой, не убивать кузнечиков, защищать тигров и львов от браконьеров. -Сергея Михалкова, Михаила Пришвина, Евгения Чарушина-любовь, животные, сказки…
-читают: сочувствие, сопереживание
-высказывают предположения
-2 ученика читают определения слов
-кто, что, предмет
-сочувствие – непроизносимая буква согласного звука в корне словаСопереживание – правописание букв гласных звуков в приставке,
В приставке –пере так же пишется 2 буквы е
-представляют свои получившиеся варианты
-сопереживать и сочувствовать
-должна заботиться о своих родных и близких
-Как мы можем быть в ответе за львов, тигров, маленьких кузнечиков, птиц?
-заносят в красную книгу
-птичкам делать кормушки, кузнечиков не убивать, тигров и львов защищать от браконьеров
-он делает скворечники, кормит птиц, не обижает и заботится о них
– мы, ответе, тех, приручили, как, львов, тигров, кузнечиков, птиц, что, можем, сделать, я, скворечники, кормлю птиц, я, главное, не обижать, заботиться-вопросительный
-поднимают руку
-поднимают руку
-высказывают мнение П: обогащение словарного запаса
Совершенствование умения работать с учебником, словарями
П:формирование умения выразительно читать, читать по ролям
формирование умения определять главные значимые слова в предложении
совершенствование формирования орфографической зоркости
К:формирование умения отвечать на поставленные вопросы, высказывать и аргументировать свою точку зрения
Р: формирование умения проводить взаимооцениваниеСловесный (беседа)
Практический (работа со словарями)
Практический (чтение по ролям)
Словесный (беседа)
ФизминуткаВесна пришла! Встаём, друзья!
Нас ждёт-торопит улица.
Шагаем дружно: ты и я
И не будем хмуриться.
Вот птицы с юга к нам летят.
Букашки пробудились.
Деревья листьями шумят.
Все звери оживились.
Танцует лес, танцует луг
И мы с тобою кружимся.
Как хорошо весной вокруг!
С природой мы подружимся. ЧТЕНИЕ ТЕКСТА В.Бианки
- Возьмите тексты, которые у вас лежат на столах. Автор этого выражения Виталий Бианки. Прочитайте его для себя в течение 2минут. Читайте внимательно, чтобы ответить на вопрос: «Что же не нужно делать с природой?»
«Не покорять её нужно, а понять, изучить, узнать, и она тогда сама откроет тебе свои кладовые и свои музеи. И первое, с чего надо начать, это перестать природу грабить. Да, да, грабить! У природы надо брать в долг. Срубил тысячу деревьев – столько же и посади. Выловил в озере крупную рыбу – дай подрасти малькам. Иначе останешься без леса и без рыбы. Мало тебе зверей в лесу – организуй лесное хозяйство. Но не будь хапугой, не превращай свою землю в пустыню!»
-Так что же не нужно делать с природой?
-А что предлагает делать Виталий Бианки?
-Как отблагодарит она нас?
-Как вы понимаете выражение «кладовые и музеи»?
-С чего нужно начинать?
-Как вы понимаете выражение «брать в долг»?
-Что может случиться, если этого не делать?
-как вы понимаете значение слова «хапуга»?
-Подведем итог, что же предлагает делать Виталий Бианки, чтобы сохранить нашу природу? -читают текст
-не нужно покорять её
-понимать, изучать, узнавать
-откроет свои кладовые и музеи
-своим богатством, недра, полезные ископаемые, лесными красотами
-перестать природу грабить
-если срубили 1000 деревьев – то столько же посадить, если выловили рыбу – дать подрасти малькам.
-можно остаться без леса, без рыбы
-это тот, кто присваивает себе всё незаконным путем
-нужно понимать, изучать, узнавать её, брать у природы в долг, не превращать её в пустыню К: совершенствование умения отвечать на поставленные вопросы
П:обогащение словарного запаса, формирование умения анализировать
П: совершенствование умения читать для себя Практический (работа и анализ текста В.В. Бианки), словесный (беседа)
Первичное закрепление РАБОТА С ВЫСКАЗЫВАНИЕМ САМОВАРОВА
- Прочитайте на 86 странице в учебнике, что нам сообщает профессор Самоваров и подумайте, как можно озаглавить этот текст. Читаем для себя 3 минуты.
-Как бы вы озаглавили?
-Послушайте, внимательно задание: Вам нужно по этому тексту придумать и задать 2 вопроса своему соседу.
-прочитаем текст выразительно, а перед этим определим главные слова, которые мы при чтении будем выделять голосом
-не забывайте о запятых.
-кто желает попробовать? Остальные внимательно следите и слушайте, правильно ли ваш одноклассник читает.
-И так, ребята, Самоваров призывает нас следовать его правилам, жить в мире с животными, ведь они учат нас сочувствовать и сопереживать.
РАБОТА С КАРТОЧКАМИ
-У вас на столах лежат карточки с названиями животных. Рядом запишите названия детенышей этих животных. Работаем в парах. На выполнение задания 3 минуты. Приступаем.
-Проверяем, какие ответы у вас получились.
-проводится проверка.
-Ребята, кто написал все 5 названий детеныша правильно – поднимите руки, можете себе карандашом 5 на листочке поставить. У кого 4 правильных ответа? Поставьте себе отметку 4. А остальным просто нужно подучить названия детенышей и они тоже будут успешны.
-У животных, как и у людей, есть детеныши, и они точно также за ними ухаживают, заботятся о них, создают уют и тепло в своих норах, гнездах и так далее. Представляете, как они огорчатся, если кто-то навредит и разорит их дом. Поэтому нужно помогать животным! -читают
-советы Самоварова, Правила Самоварова-примерные вопросы:
Кто живет рядом с нами?
Как человеку нужно жить рядом с животными?
Чему учат нас животные?
-Мы, все, одной, планете, рядом, звери, птицы, растения, человеку, надо жить, в мире, животные, учат, любить искренне, они , учат нас сочувствовать, сопереживать
-несколько учеников читают, остальные слушают
-выполняют задание
Утка- утенок
Овечка- ягненок
Курочка- цыпленок
Корова- теленок
Свинья - поросенок
П: формирование умения анализировать, сравнивать
П:
совершенствование умения читать для себя
К: формирование умения формулировать вопросы, работать в паре Практический (работа и анализ высказывания Самоварова)
Словесный(беседа)
Практический (работа с карточками)
Информация о ДЗ -Дома предлагаю вам сочинить небольшой текст о каком-нибудь животном и нарисовать его. -записывают
К: формирование умения слушать и слышать Словесный (слово учителя)
Рефлексия. Подведение итогов -Что было для вас ценным на уроке?
-Что вам пригодится в жизни?
-2016 год – год российского кино. Давайте вспомним фильмы, где героями являются животные
-Кого бы вы оценили и за что?
-5 я бы сегодня поставила….., потому что…..
4 заслуживают…….., потому что…….
-Остальные ребята, старайтесь, видно, что вы очень много знаете и умеете.
-Урок подошел к концу, спасибо большое! -узнали о красной книге, читали по ролям, нужно сохранять природу и животных
-что буду стараться беречь природу
-Белый Бим, черное ухо (режиссер этого фильма Станислав Ростоцкий)
Серая шейка снят по мотивам рассказа Д.Н.М-Сибиряка, Маугли -Киплинг,
Три поросёнка-С.Михалков,Маша и медведь-реж.Олег Кузовков, Волк и 7 козлят – братья Гримм, Кот в сапогах- Шарль Перро, -высказывают мнение К: формирование умения отвечать на поставленные вопросы
Р: формирование умения проводить взаимооценивание и аргументировать свою точку зрения Словесный (беседа)
«Не покорять её нужно, а понять, изучить, узнать, и она тогда сама откроет тебе свои кладовые и свои музеи. И первое, с чего надо начать, это перестать природу грабить. Да, да, грабить! У природы надо брать в долг. Срубил тысячу деревьев – столько же и посади. Выловил в озере крупную рыбу – дай подрасти малькам. Иначе останешься без леса и без рыбы. Мало тебе зверей в лесу – организуй лесное хозяйство. Но не будь хапугой, не превращай свою землю в пустыню!»
В.В. Бианки

«Не покорять её нужно, а понять, изучить, узнать, и она тогда сама откроет тебе свои кладовые и свои музеи. И первое, с чего надо начать, это перестать природу грабить. Да, да, грабить! У природы надо брать в долг. Срубил тысячу деревьев – столько же и посади. Выловил в озере крупную рыбу – дай подрасти малькам. Иначе останешься без леса и без рыбы. Мало тебе зверей в лесу – организуй лесное хозяйство. Но не будь хапугой, не превращай свою землю в пустыню!»
В.В. Бианки

Утка - ________________
Овечка - ______________
Курочка - _____________
Корова - ______________
Свинья - ______________
Утка - ________________
Овечка - ______________
Курочка - _____________
Корова - ______________
Свинья - ______________
Утка - ________________
Овечка - ______________
Курочка - _____________
Корова - ______________
Свинья - ______________
Утка - ________________
Овечка - ______________
Курочка - _____________
Корова - ______________
Свинья - ______________