Формирование осанки учащихся, отнесённых к специальной медицинской группе, средствами физического воспитания.

ФОРМИРОВАНИЕ ОСАНКИ УЧАЩИХСЯ, ОТНЕСЁННЫХ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ, СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Ю.А. Шарапова
преподаватель школа-лицей №16, г. Павлодар

С каждым годом увеличивается количество учащихся с нарушением осанки, занимающихся в специальной медицинской группе, что заставляет преподавателей – специалистов по физической культуре находить и внедрять новые средства и методы проведения занятий.
Известно, что осанка – это не только привычное положение (поза) человека в покое и движении. Но и признак состояния здоровья, гармоничного развития опорно – двигательного аппарата, привлекательной внешности т. е. осанка понятие комплексное. Проблема формирования осанки сопряжена с решением ряда практических вопросов: укрепления, профилактики и коррекции состояния здоровья, гармоничного и пропорционального развития мышечной системы и физических качеств, формирования эстетического вида учащихся. Это является неотъемлемой составной частью физической культуры. Основой осанки является позвоночник. Характер осанки зависит от изгибов позвоночника и грудной клетки, взаимного расположения головы, плечевого пояса, рук, туловища, таза и ног. Осанка формируется в процессе роста и развития человека и изменения в зависимости от условий быта и труда, занятий физическими упражнениями. Поэтому очень важно со дня рождения ребёнка заботиться об формировании правильной осанки, о его физическом развитии. Для рационального построения целенаправленных практических занятий надо исходить из следующих базовых общеметодических правил: учитывать возрастные особенности формирования развития опорно – двигательного аппарата по признаку окостенения скелета человека. Процесс окостенения завершается в различное время – в 6 – 7 лет фиксируются изгибы в шейном и грудном отделах позвоночника, к 12 – 13 годам – изгиб в поясничном отделе, грудная клетка приобретает форму взрослого, завершается окостенения скелета черепа, поперечный размер таза становится как у взрослого. Процесс окостенения остальных частей скелета человека завершается в основном к 25 годам. К этому возрасту прекращается рост мышц в длину. Диаметр мышечных волокон увеличивается до 35 лет. Следовательно, вначале целесообразно приступать к формированию правильного положения головы, формы изгибов позвоночника в шейном и грудном отделах, затем в поясничном отделе, а также горизонтального положения (продольной оси) и правильного наклона таза. Критические периоды с наиболее высокими темпами поступательного развития основных физических качеств отмечаются с 7 – 17 лет. Фаза относительной стабилизации имеет место в возрасте 18 – 25 лет. Высокий уровень гибкости, быстроты и силы движений может быть достигнут к 18 – 19 годам, общей и силовой выносливости 23 – 25 годам. В соответствии с этими правилами процесс педагогического воздействия на человека с правильной осанкой до 25 лет будет направлена на выработку и закрепление навыка правильной осанки на основе гармоничного и пропорционального развития физических качеств, формирования привлекательного внешнего вида, красивой походки. Поэтому у учащихся , регулярно посещающих занятия физической культуры, выполняя все рекомендации преподавателя, есть возможность улучшить свою осанку.




Методические рекомендации
Специальные упражнения для формирования и коррекции навыка удержания уравновешенного положения головы (к ним относятся упражнения для развития мышц шеи в положении стоя и лёжа с удержанием предмета на голове). Упражнения для мышц шеи с оказанием дополнительного сопротивления.
Специальные упражнения для укрепления мышечного корсета ( стоя и лёжа). Упражнения на развитие гибкости. Упражнения с предметами. Упражнения художественной корригирующей гимнастики. Танцевальные элементы (танец живота). Упражнения на укрепление мышц брюшного пресса.
Упражнения с музыкальным сопровождением (аэробика, ритмическая гимнастика, шейпинг и др.).
Обязательны занятия в бассейне (свободное плавание, упражнения под музыку, специальные упражнения с предметами, аква – аэробика).
Выводы:
Специальные и общеразвивающие упражнения следует выполнять под внимательным контролем. Физическую нагрузку можно регулировать, изменяя:
количество упражнений в комплексе,
число повторений каждого упражнения,
темп движений,
амплитуду движений,
продолжительность отдыха между упражнениями,
вес и величину предметов и т.п.
Нарушения осанки возникают также в результате отклонений в состоянии здоровья, вызванных различными инфекционными заболеваниями. Поэтому, прежде чем преступить к формированию осанки, надо выяснить и побочные причины.

























Заголовок 115