Урок по ИЗО Городецкие кони


Урок ИЗО в 4 классе на тему
«Эскиз сюжетной росписи кухонной разделочной доски и роспись готового изделия»
Тип занятия: ознакомление с народным искусством.
Вид деятельности: декоративное рисование.
Цели урока:
Образовательная
* систематизация и обобщение материалов предыдущих уроков по знакомству с народными художественными промыслами;
* продолжить знакомство с городецкой росписью (конь), ее колоритом, особенностью;
* упражнять в рисовании городецкого коня, в нанесении оживки с помощью кончика кисточки;
Познавательные
: освоить этапы росписи изделия;
выполнять зарисовки кистью и гуашевыми красками, пользуясь техническими приемами выполнения мазка (всем ворсом кисти с постепенным поворотом и рисованием концом кисти);
закреплять навыки смешивания красок на палитре, для получения необходимого цвета;
закрепление навыков кистевой росписи.
Развивающие:
развитие умения выполнять орнаментальные композиции на основе народных росписей России;
развивать чувство цвета, чувство ритма, чувство композиции, эстетическое восприятие, воображение, умение красиво располагать узор в заданной форме;
развивать интерес к народным традициям и обычаям.
Воспитательная
приобщение к народным промыслам посредством собственного творчества, воспитание на образцах народного творчества;
формирование интереса к народным художественным промыслам России, эстетического вкуса и аккуратности в работе;
воспитание интереса и уважения к труду мастеров, создающих красивые вещи;
воспитание патриотизма и гордости за наше культурное наследие.
Оборудование:
ПК, проектор, экран, учебные таблицы и пособия, готовые изделия, иллюстрации, шаблоны, трафареты – формы досок под роспись;Тонированная цветом охры доска, гуашь, кисти разных номеров, баночки для воды, палитра, подставка для кисточек, салфетка.
План:
Организационный момент – 1 мин.
Актуализация знаний – 5 мин.
Теоретическая часть – 3 мин.
Физ. минутка – 1 мин.
Эвристическая беседа. 3 мин.
Творческая работа - 12 мин.
Выставка готовых изделий – 2 мин.
Релаксация 2 мин.
Итог урока1 мин.

Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие.
- Ребята, у меня сегодня радостное настроение, и я хотела бы с вами им поделиться. А для того, чтобы поднять друг другу настроение, достаточно улыбнуться друг другу.
Проверка готовности к уроку.
Актуализация знаний.
1) работа со словарным словом - «промысел» -
- Ребята, на прошлых уроках вы уже знакомились с русскими народными промыслами. Скажите, пожалуйста, что такое промысел? слайд
(Это художественное ремесло, которое развивалось в разных городах и селах и передавалось из поколения в поколение).
Вывешиваю табличку на доске.
2) Работа по картинкам на доске – рассортировать картинки на группы
а)– Давайте вспомним, О каких народных промыслах мы с вами говорили на предыдущих уроках? (О Гжели, Хохломе, Дымково, Жостове)
вывешиваю названия промыслов слайды -

1. Из какого материала делают эту красоту мастера? (Из дерева.)
2. Главный мотив этой росписи? (травный)
3. Какие цвета используют мастера этого промысла? (Мастера используют всего 4 цвета: красный, желтый, зеленый, черный.)

1. А как называется этот промысел?
Вот куски металлаРазной формы, цвета,А на них кусочкиСолнечного лета.Всё увидел мастер, красками нанёс.Ну, конечно, это …
(Жостовский поднос.)
Какие цветы изображали жостовские мастера? (Розы, мак, цвет шиповника – пятилистник, лилия, георгин,– все садовые цветы, крупные. И мелкие цветы: незабудки, колокольчики, анютины глазки, ромашки.)– Ребята, давайте сейчас вспомним ещё об одном народном промысле?

Розы, листья, птицы.Увидев вас впервые,Каждый удивится.Чудо на фарфоре –Синяя купель. Это называетсяПросто роспись… (Гжель.)
1. Чем она отличается от остальных? (Всего одна краска.)
2. В чём секрет гжельского рисунка? (Секрет гжельского синего мазка в его тональности. В нем постепенный переход от темного к светлому.)3. А что вы можете сказать о цвете? (Цвет Гжели – белый фон и голубая роспись.)
б)– Хорошо, мы сейчас проверим, как вы можете различать народные промыслы.
Указываю на картинку – дети определяют промысел – переставляю картинку к карточке с соответствующей надписью.

Физ. минутка.
Теоретическая часть.
Запись на доске: Городецкая роспись. Слайд -
Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с народными промыслами нашей страны. Вы с ним уже знакомы Слайд –


Городецкая роспись - как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать
IV. Физкультминутка:
- Хотите, мы с вами туда отправимся? Поедем мы на лошадках. У меня лошадь большая, а у вас поменьше. Сели? Поехали.
(звучит музыка на тему «кони»)
вступление песни «Ускакала в поле молодая лошадь»
По дорожке ровной, гладкой
Скачут быстрые лошадки:
Чок, чок, чок,чок –
Скачет резвый табунок
- Приехали. А встречают нас старые мастера. (Картинка бабушки и дедушки)
Они рады нас видеть и приготовили для вас загадку.
Коль на досточке девица иль удалый молодец,
Чудо-конь и чудо-птица – это значит ….. (Городец)
Бабушка: - Основа городецкого узора – фантастические цветы
Дедушка: Конь и птица – главные герои Городецкой росписи.
V. Эвристическая беседа
- Нам предстоит выполнить композиции, украшенные в стиле Городецкой росписи. Поэтому мы должны познакомиться с особенностями этого промысла.
Учитель: Название этот промысел получил по названию города. На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Называли Городец в те времена Малым Китежем. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново.
Слайд
Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран.
Привозили все, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, коромысла, лапти. Жители Городца и окрестных селений (Курцево, Косково, Ахлебаиха) славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей. Особой известностью пользовались городецкие прялки. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины.
Слайд -

Со временем мастера стали расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота.
Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи.
3) Техника выполнения узора.
Мастера предпочитали желтый фон украшать диковинными цветами: яркими розанами, купавками, зелеными веточками. (Желтый фон – под цвет дерева, красили луковым отваром) Часто цветочную композицию дополняли сюжетные сцены: чаепитие, охота, изображение барышень и кавалеров, всадников, коней, чудо-птиц (слайд повтор).
Яркость и разнообразие делали Городецкую роспись особенно декоративной. * Сначала мастер делал крупной кистью замалевок – цветовое пятно для круглой формы. Из них он составлял композицию формы.
* Затем усложнял форму, делал теневку.
* Завершалась работа белой оживкой в виде штрихов, дуг, лепестков, точек
слайд
Из ограниченной цветовой палитры: красный, синий, зеленый, желтый, черный – мастера делали удивительные по яркости насыщенности и цветовой согласованности композиции. Художники Городца удивительно владели чувством цветовой гармонии и сочетаемости цветов.
(Схема полючения цветовых оттенков слайд )Давайте рассмотрим последовательность выполнения коня в городецкой росписи. Слайд

VI. Практическая работа.
- У бабушки и дедушки на столах лежат незаконченные изделия. Они прося нас помочь им расписать. А то ярмарка скоро, а работы еще много. Поможем им, станем их учениками? А как называют учеников мастера?
Ответ: Подмастерья. (вывешиваю каточку со значением слова)
Учитель: Так вот вы пока ученики - подмастерья. Начнем!
Для облегчения работы предлагаю шаблоны.
4)Выполнение фрагмента росписи по мотивам городецкой росписи с использованием образа коня, растительных элементов.
VII. Выставка работ учащихся.
Я очень рада, что у вас получились такие красивые работы, вы работали аккуратно. Посмотрите, как красиво, разнообразно и оригинально изображены купавка и кони.
VIII. Рефлексия.
– Ребята, где могут пригодиться ваши знания, полученные на сегодняшнем уроке?
– Актуальна эта тема сейчас, в наши дни? (Да, эти предметы продолжают жить и сейчас: посуда, детская мебель, игрушки – ими украшают быт.)
– Значит, эти промыслы современны? (Эти промыслы являются визитной карточкой России.) из ваших работ можно сделать столешницу.
(Показываю образец )Ребята, народные промыслы возвращают нас к нашим корням, к природе. Это искусство продолжает жить в музеях, на выставках, делает нашу жизнь ярче и красивее. Народные промыслы – это наше достояние, наша культура. Народное искусство – искусство многих поколений безымянных мастеров, художников из народа. Их мастерство передавалось от отца к сыну, сохраняя самое ценное для него. Это колорит, рисунок орнамента, композиция. А это и есть традиция. Эта ниточка тянется из глубины веков до наших дней.
IX. Итог.
- Мы познакомились лишь с малой частью великого культурного наследия, которое оставили наши предки.
Мир, в котором мы живем, переполнен информацией, новыми машинами, технологиями. Он постоянно подгоняет нас вперед и заставляет идти, ускоряя шаг.
Закончить сегодняшний урок мне хочется словами эпиграфа:
Творенья русских умельцев дорожеДуше моей всяких иных,И чем-то особым и звонким похожиНа тех, кто задумывал их
Вы подарили мне тепло и радость хорошей работой. Все за урок получат «5». Всем за урок спасибо!