Конспект занятия на темуЛепка дымковской игрушки Индюк


Конспект ЗАНЯТИЯ

Тема «Лепка изделий.
Закрепление приема ручной работы с глиной «соединение».
Лепка дымковской игрушки «Индюк».
Цель: научиться лепить дымковского индюка конструктивным способом, используя в украшении игрушки налеп.
Задачи.
развитие эстетического восприятия, творческих способностей, фантазии и мелкой моторики пальцев рук
развитие умения определять форму и величину исходных форм для лепки разных частей игрушки
формирование представления у детей, что игрушки бывают разные:
формирование представления у детей, что при лепке своих изделий дымковские мастера преображают реальные образы в сказочные, декоративные
обучение передавать характер образа дымковского индюка
использование при лепке конструктивный способ (тело с шеей и головой лепить из одного куска, хвост, крылья, подставку из отдельных кусков, мелкие детали - гребень, бородку - налепами)
воспитание интереса к народной глиняной игрушке
закрепление знаний о промысле дымковской игрушки.
Оборудование: несколько дымковских птиц индюк, петух, курочка, картинки с изображением таких же реальных домашних птиц, исходные формы для лепки индюка: толстый цилиндр, тонкие цилиндрики, шарики один побольше, два поменьше. У детей глина или пластилин; стеки, дощечки, салфетки.
Предварительная работа:
- рассматривание дымковских игрушек и беседа о них;
- рассматривание альбома «Дымковские игрушки»;
- рисование элементов дымковского узора;
- разучивание стихотворений.
Ожидаемый результат
Дети научатся лепить дымковского индюка конструктивным способом, используя в украшении игрушки налеп
Ход занятия:
Дети любят игрушки –
Так все говорят.
Ну а разве игрушки
Не любят ребят?
Очень любят!
Души в них не чают!
Просто это не все замечают
- Ребята, с какими игрушками вы любите играть? А какие ещё бывают игрушки (мягкие игрушки, куклы, машинки, настольные игры, лего, пазлы, новогодние игрушки, игрушки: народных умельцев из дерева, ткани, глины).
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие к игрушкам. Но не к обычным, а к народным. Издавна на Руси чудо-мастера умели превращать природные материалы в удивительные игрушки. Из ткани шили кукол их называли тряпичные. А вот эта кукла сделана из соломы. Из дерева вырезали разных животных и лепили из глины и расписывали их очень красочными узорами. Вот такими игрушками раньше играли ваши бабушки и дедушки.
- Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково. А знаменито это село своими дымковскими игрушками.
Показ презентации «Дымковская игрушка».
- И по сей день, дымковская игрушка продолжает удивлять нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерам.
Педагог выставляет на стол дымковских птиц и их изображения. Уточняет, какую птицу изображает та или иная игрушка. Вызывает нескольких детей и предлагает поставить рядом с реалистическим изображением дымковскую птицу.
- Дымковские мастера, прежде чем вылепить, например, петушка, рассматривали много разных петухов. Они видели, что петухи отличаются друг от друга величиной, цветом оперения. Но у всех петухов есть красный гребень и у всех петухов хвост дугой. Поэтому все петухи похожи, и их не спутаешь с индюками, у которых гребешок, бородка и хвост другой формы. Поэтому среди дымковских игрушек дети сразу узнали и петуха, и индюка, и утку. Хотя игрушечные птицы не совсем похожи на настоящих, но в них дымковские мастера сумели передать самое главное, самое характерное для каждой.
Педагог убирает картинки с реалистическими изображениями птиц и приглашает рассмотреть узоры на дымковских игрушках. В беседе помогает детям определить элементы узора полоски, точки, волнистые линии, тонкие штрихи, большие и маленькие круги, кольца и их сочетания, композицию узоров на груди, крыльях, хвосте. Дает задание найти самую нарядную птицу индюка. Спрашивает, на какой части игрушки самый богатый узор (на хвосте). Ставит перед детьми дымковского индюка на поворотный круг или дощечку.
- Что обязательно нужно сделать, прежде чем вылепить такого индюка? (Рассмотреть со всех сторон.) Зачем нужно рассматривать индюка?»
После ответов детей педагог подтверждает: чтобы вылепить похожую игрушку, нужно определить, из каких частей она сделана, какой формы каждая часть и где расположена. Проводит обследование образца, обводя пальцем части игрушки.
- Индюк птица, значит его тело такой же формы, как у других птиц.
- Какое же оно? (Овальной формы.)
- Посмотрите на голову и шею индюка. Голова у него маленькая, незаметно переходит в шею.
- А какая шея? (Длинная, гибкая, у тела немного расширяется.) Что вы заметили интересного на голове и шее индюка? (Высокий круглый гребень, как корона, и длинная бородка, похожая на кисть из круглых ягод.)
- Какие по форме крылья и хвост? (Круглые, большие, на конце волнистые.)
- Видно ли тело индюка? (Нет, оно прикрыто большими крыльями до самой земли.)
Во время рассматривания индюка педагог медленно поворачивает образец, чтобы дети видели его со всех сторон. Обращает их внимание на толстые ноги и подставку сзади возле хвоста для устойчивости фигурки.
- Что же нужно сделать после рассматривания индюка?
(Разделить пластилин на части и сделать из них исходные фор
мы для лепки.)
Далее педагог предлагает отгадать по форме и величине заготовок, какую часть индюка можно вылепить из каждой. Показывает цилиндрическую форму.
- Какую часть игрушки можно вылепить из нее?
Показывает, как раскатать один конец цилиндра и, сделав его тоньше, загнуть вверх. Из более тонкого конца цилиндра нужно вылепить шею с головой, а толстый конец цилиндра это тело птицы. Показывает три шарообразные исходные формы и спрашивает, для каких частей они предназначены (для крыльев, а шарик побольше для хвоста).
- Что же нужно сделать с шариками, чтобы вылепить круглые крылья и хвост индюка? (Расплющить шарики в диски.)
Потом педагог на одном шарике показывает, как его расплющить между ладонями. Далее показывает и объясняет, как сделать край крыла волнистым. Для этого нужно пальцем сделать углубления по его краю. Способы лепки высокого гребня и длинной бородки индюка дети должны найти самостоятельно.
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок.
А высокий гребешок,
Краской яркою горя,
Как корона у царя.
Индюк сказочно красив,
Он напыщен, горделив.
Смотрит свысока вокруг,
Птица важная - индюк.
- Ребята, а вы хотите стать дымковскими мастерами?
- Да!
Дети приступают к делению глины на части и изготовлению исходных форм для лепки индюка.
В ходе работы педагог побуждает их чаще всматриваться в образец, чтобы добиться большего сходства с ним. Поворачивает время от времени игрушку разными сторонами к детям. Напоминает о необходимости хорошо примазать крылья к спине индюка. Обращает внимание детей на позу птицы: шея прямая, слегка откинута назад, что придает индюку важность. Хвост слегка выгнут вперед. Говорит, что украсить хвост и крылья каждый может по-своему, используя для этого налепы, стеку.

По окончании лепки педагог проводит сравнение в форме шутливого диалога с ее автором. От имени индюка (образца) говорит педагог, от имени вылепленного индюка ребенок.
Примечание. Если времени занятия окажется недостаточно, украшение игрушки и анализ работ можно организовать в свободное время.














































13PAGE 15


13PAGE 14215




15