План-клнспект урока изобразительного искусства в 5 классе по теме Дымковская игрушка


МБОУ «Тагнинская ООШ» Заларинского района Иркутской области
Урок изобразительного искусства в 5 классе
по программе Б. М. НеменскогоТема урока: Древние образы, единство форм и декора в народных игрушках.
Лепка и роспись собственной модели игрушки (уроки 1-3).

Учитель изобразительного искусства : Виноградова Татьяна Ивановна
д.Тагна , 2014 г.
Тема урока: Древние образы, единство форм и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки (уроки 1-3).
Цели урока: 1. Сформировать понятие о народной глиняной игрушке, её видах (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская), традициях формы и росписи. 2. Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родины и её истории. 3. Формировать навыки работы с пластилином, художественной росписью. 4. Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.
Проект урока:
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяВремя
№1 (1,2,3 уроки) Организационный момент. Тема. Целеполагание Приветствие. Отметка отсутствие обучающихся. Сообщение темы. Контроль организации рабочего места Знакомство с планом урока. Организация рабочего стола 2 мин
№2 (1урок) Беседа об истории, об особенностях орнамента Объяснение темы Участие в обсуждении нового материала 5 мин
№3 (1 урок) Просмотр слайдов Показ слайдов (разновидности игрушек из глины) Обзор слайдов 4 мин
№4 (1 урок) Постановка художественной задачи (выполнение эскиза) Организация рабочей обстановки и варианты к поставленной задачи Обдумывание и решение выбора варианта 2 мин
№2 (2урок) Беседа о приёмах работы с глиной или пластилином Объяснение темы Участие в обсуждении нового материала 5 мин 
№3 (2 урок) Просмотр слайдов Показ слайдов (рисунки-схемы изготовления игрушки) Обзор слайдов 4 мин 
№4 (2 урок) Постановка художественной задачи (вылепить модель) Организация рабочей обстановки и варианты к поставленной задачи Обдумывание и решение выбора варианта 2 мин 
№2 (3урок) Беседа о традиционных орнаментах Объяснение темы Участие в обсуждении нового материала 5 мин 
№3 (3 урок) Просмотр слайдов Показ слайдов (рисунки-схемы узоров) Обзор слайдов 4 мин 
№4 (3 урок) Постановка художественной задачи (выбор орнамента и цветовые решение)Организация рабочей обстановки и варианты к поставленной задачи Обдумывание и решение выбора варианта 2 мин 
№5 (1,2,3 уроки) Практическое выполнение задания Целевые обходы: оказание помощи, контроль объёма и качества работы Выполнение практической части урока 25 мин
№6 (1,2,3 уроки) Анализ работ и домашнее задание Выставка работ, анализ. Запись на доске домашнего задания Обсуждение, анализ работ. Запись домашнего задания 2 мин
Стенограмма: Урок по изобразительному искусству раздела «Связь времён в народном искусстве», по теме «Древние образы, единство форм и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки» даёт возможность сформировать понятие о народной глиняной игрушке, её видах (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская), традициях формы и росписи. Воспитывать любовь и интерес к традиции русской культуре, своей Родине и её истории. Формировать навыки работы с пластилином, художественной росписи. Развивать творческую и познавательную активность.
Оборудование и материалы:1. Подбор слайдов, рисунков-схем (разновидности игрушек, приёмы работы с пластилином, элементы узоров). 2. Глиняные и пластилиновые модели игрушек. 3. Музыкальный ряд: русские народные песни. 4. Художественные материалы: гуашь, акварель.  
Ход урока 1:
Учитель: Ребята, с самого раннего детства вас окружают игрушки. Вспомните, какие? А вот игрушки, которые показаны на доке, все разные, второй такой нет, потому что сделаны они вручную. В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Нашлись в пригородах и деревнях умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы... Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. Из всех русских глиняных игрушек наиболее популярная Дымковская. Вот эти игрушки, посмотрите! Дымковская игрушка. Происхождение и история Дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски, имеющего глубокие языческие корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки (вызывали весеннее солнце) и перекидывались расписными глиняными шариками. Игрушку называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятки, на которой стоит город с этим же названием, видно заречную слободу Дымково. Вначале были свистульки. Из небольшого шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька... Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки... Но мы-то, ребята уже знаем их глубокий символический смысл?! Зато краски яркие-яркие: малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие и даже золотые! (На каждой игрушке могло быть до 10-12 цветов одновременно.) Филимоновская игрушка. Удивительно красивы и разнообразны глиняные игрушки из деревни Филимоново Тульской области. Кони, олени, бараны, петухи, всадники, барыни. Учёные считают, что происхождение глиняных игрушек связано с древними народными праздниками. В старинных летописях рассказывается, как в Древней Руси в праздники нард выходил на пляски и песнопения с фигурками, изображавшими людей и животных. Делают игрушки иссиня-чёрной местной глины, которая после обжига становится светлой. Жёлтый, красный, зелёный - основные цвета, используемые в росписи. В наши дни в деревне Филимоново игрушки делают талантливые мастерицы, сохраняющие древние народные традиции. Они и лепят, и «обряжают» барынь, всадников, петухов, лисиц, в яркие красные кафтаны, покрывают диковинным полосатым узором. У каждой игрушки появляется свой характер, своя поступь, свой голос. Каргопольская игрушка. Эта игрушка из Архангельской области, из Каргополя и ближайших к нему деревень. Заповедная Каргопольская земля – хранительница древней культуры, знаменита зодчеством изрядным, многими художествами и ремёслами. Гончарству насчитывают аж четыре тысячи лет. А там, где гончарство, там обычно и игрушечный промысел заводится. Тематика Каргопольских игрушек заимствована из народной жизни. Мастера создают женские фигурки, дедов – лесовиков, пахарей, гармонистов. Неизменно среди игрушек встречаются медведь, другие звери, птицы. Полкан – сказочное чудовище, в котором соединились голова и руки человека с туловищем коня. Их белили, и по белому фону ярко расписывали красной, коричневой, синей, желтой, зеленой красками. В давние времена люди называли зверей своим братьями, складывали о них сказки, они же становились героями детской игрушки. Постановка задачи. Учитель. А теперь выберите игрушку, которая вам понравилась. Сегодня вы выполните её эскиз, а на следующих уроках слепите её и распишите. 
Практическое выполнение задания (звучит русская народная песня). Выполнение эскиза любой выбранной игрушки. 
Подведение итогов: В конце урока можно провести выставку детских работ. Работы анализируются, оцениваются. 
Домашнее задание: принести глину или пластилин, стеки, тряпочку, баночку для воды, клеёнку, белую гуашь. 1. (А) – оценка «3», (рисунок игрушки в карандаше) 2. (Б) – оценка «4», (нанесение узора выбранной росписи) 3. (В) – оценка «5», (уточнение форм и конкретика в росписи) В процессе самостоятельной работы проводится обход. Сопоставление результатов и самооценки по карте достижений.
Ход урока 2 :
Беседа о приёмах работы с глиной или пластилином.
Учитель: Игрушки, о которых мы говорили на прошлом уроке, лепят из глины (мы с вами будем лепить игрушку из глины или пластилина.) И здесь существуют свои законы и правила. Для производства Дымковской и Каргопольской игрушек используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свёртывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комьев. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки покрывают темперными белилами (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке). В Филимоново местные глины жирные, высоко-пластичные. При сушке на поверхности изделий образуются трещины. Их приходится разглаживать пальцами, а форма игрушки удлиняется, фигурки получаются вытянутыми, высокими. Это особенно заметно при лепке коней, коров, у которых получаются очень длинные шеи. Форму игрушки мы постараемся сохранить. Вспомним методы лепки: 1. Вытяжка. Основной кусок глины формуют идентично очертаниям будущей игрушки. Затем начинают вытягивать части тела – шею, руки, ноги – до требуемой длины. После этого их выгибают нужным образом, украшают игрушку накладными деталями. Посмотрите на схемы – таблицы. Например, так лепят куклу – барышню. 2. Лепка из пласта. Раскатывают пласт толщиной от 0,5 до 1 см, из которого выкраивают детали, подвергаемые дальнейшей обработке. Вы можете выбрать и комбинированный метод, то есть соединить 1 и 2 способы. 
Практическое выполнение задания (звучит русская народная песня). Учитель. А теперь можете приступать к работе. В конце урока все игрушки выбеливаются. (Хорошо использовать белую гуашь или клеевую побелку). Подведение итогов. В конце урока можно подвести итог с показом аккуратных качественных работ. Работы анализируются, оцениваются. 


 Домашнее задание: принести гуашь, модель игрушки, кисти для росписи, палитру, баночку, клеёнку, тряпочку. 1. (А) – оценка «3», (лепка собственной модели игрушки) 2. (Б) – оценка «4», (уточнение и разглаживание форм) 3. (В) – оценка «5», (покрытие игрушки белой гуашью) В процессе самостоятельной работы проводится обход. Сопоставление результатов и самооценки по карте достижений.
Ход урока 3:
Постановка задачи. Учитель. Ребята! Сегодня, мы будем расписывать свои игрушки. Внимательно посмотрите на элементы узоров, характерны для той игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме. Сколько цветов вы будете использовать для росписи Дымковской игрушки? Какие? А для Филимоновской? Каргопольской? Учитель. Хорошо, приступайте к работе. 

В процессе самостоятельной работы проводится обход. Сопоставление результатов и самооценки по карте достижений.

Подведение итогов. В конце урока можно провести выставку игрушек. Работы анализируются, оцениваются. 

Домашнее задание: принести акварель, кисти для росписи; самостоятельно узнать сведения о росписи Гжель.1. (А) – оценка «3», (1 слой- нанесение узора выбранной росписи) 2. (Б) – оценка «4», (2 слой–конкретика в узоре) 3. (В) – оценка «5», (обобщение и аккуратность)