СХЕМА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «Дымковская игрушка»


СХЕМА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА


Фамилия, имя, отчество педагога

Горбунова Ольга Александровна

Наименование образовательного учреждения, район (город)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с. Сосновоборское».

Тема занятия

«Дымковская игрушка»


Возраст обучающихся

11-12 лет (5 класс)


Тип урока

Закрепление и совершенствование умений и навыков


Вид урока
Урок-сказка


Форма урока
Деловая игра


Цель урока:
Образовательный аспект
Воспитательный аспект
Развивающий аспект
-Научиться выполнять роспись в технике мазкового письма и печаткой-тычком при росписи объемной формы.
-Способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народной художественной культуры.
-Закрепить знания геометрического орнамента на народной дымковской игрушке.

Планируемые результаты
Предметные
- базовый уровень

-повышенный уровень

Метапредментые результаты
- познавательные
- коммуникативные
- регулятивные

-Умение видеть форму, цвет, декор игрушки и передавать единство этих качеств в рисунках и объемных работах.
-Умение выполнять вариации орнаментальных композиций на основе дымковской росписи.
-Представление о народном промысле – глиняная Дымковская(Вятская) игрушка(Кировская область).
-Умение эстетически подходить к любому виду деятельности.



Используемые электронные образовательные ресурсы (ЭОР)*

Компьютер – видеопроектор, система полиэкран, диапроекторы.

Материально-техническое оснащение (дидактические средства и т.п.)

Учителю: Оригинальные образцы дымковской игрушки (иллюстрации), выполненные руками мастера промысла, работы обучающихся по мотивам дымковских мастеров, цветные иллюстрации с изображением дымковских игрушек, открытки, карточки с элементами узоров дымковской росписи.

Ученику: Рисунки, иллюстрации с изображением дымковских игрушек, опорные таблицы с элементами узоров дымковской росписи, раздаточный материал – карты-вставки «дорисуй » с дополнительными карточками, печатки-тычки различной формы и размера, краски акварельные и гуашевые, кисти, палитры, стаканчики-непроливайки, салфетки.


УМК (литературный ряд)
Сборник «Народные художественные промыслы России», стихи о дымковской игрушке, сказка о Дымке, памятки.


УМК (видеоряд)
Мультимедийная презентация, тематический слайд-фильм















Технологическая карта урока



Деятельность учителя

Деятельность обучающихся (УУД)



познавательные
коммуникативные
регулятивные


Осуществляемые действия
Формируемые способы действия
Осуществляемые действия
Формируемые способы действия
Осуществляемые действия
Формируемые способы действия

1
2
3
4
5
6
7

Организационный этап. Подведение к цели урока.
Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

В кабинете оформлена выставка Дымковских игрушек и созданных детьми, на доске висят изображения дымковской игрушки.
Цели и задачи:
для учителя – познакомить учащихся с традиционным промыслом, его историей, традициями и технологией промысла;
Учитель. – Ребята! Посмотрите, кто к нам пришёл? (демонстрируется крупно на экран изображение «Дымковской барыни»)
Ласково и нежно называют эту игрушку - Дымка. Почему эти игрушки называют Дымковские? (По месту их рождения - они из слободы Дымково)




С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно слободу Дымково. Почему же назвали слободу Дымково, а игрушки Дымковские?
Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково.
Рядом с этой деревней жила волшебница. На берегу, она брала глину и из этой глины лепила фигурки коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь и кавалеров и многое другое. А вылепленные игрушки она обжигала в печи докрасна, остужала их и покрывала белой краской, а потом их расписывала разными красками: красной, синей, зелёной, жёлтой. А узоры были разные, и точки, и кружочки, и волнистые линии и завитки. И игрушки были у неё дивно хороши. Прослышал про это народ в деревне, и захотели они посмотреть дивное волшебство, постучались, вошли, а как вошли и остановились, слово вымолвить не могут, только руками развели. Стоят, налюбоваться не могут. Расписные барыни в нарядных сарафанах, точно в пляс идут, олени с золотыми рогами стоят, расписные кони гарцуют, сказочные индюки выставили свои хвосты на показ. Стоит народ и диву даётся. А волшебница была очень добрая и подарила им на память свои расписные игрушки.
Вот и стали жители этой деревни лепить весёлые, яркие, красочные игрушки и свистульки. Много их налепят за долгую зиму. А когда поднимается в небе золотое, весеннее солнышко, убежит снег с полей, сельчане выносили свои игрушки на ярмарку и устраивали весёлый праздник Свистуньи и Свистопляса и ну свистеть, зиму провожать, весну встречать, славить. И слава о тех игрушках разлетелась по всему свету, и назвал народ эти игрушки дымковскими. Так и дошла эта красивая игрушка до наших дней, а слава о ней разлетелась далеко-далеко по всему свету.


Учитель. – Понравилась вам ребята сказка? А дымковская игрушка?



Организованное самоуправление и развитие коллективного творческого общения по конкретной теме.
Осознанное и произвольное построение высказывания, создание мысленного и зрительного образа будущего декора на примерах фольклорных и исторических мотивов и символов.
Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме
Планирование учебного сотрудничества
Осуществляют мотивационную установку на предстоящую работу
Волевая
саморегуляция

Этап “Постановка цели и задач урока». Освоение нового материала.
Задача: познакомиться с традиционными видами росписи, технологии и материалами.


Закрепление изученного материала (мультимедийная презентация).
Цели и задачи:
для учителя – научить учеников особенностям дымковской игрушки, типу орнамента, цветовым характеристикам народного промысла и узорным построениям;
Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?
(Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке)
Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?
Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии;
Какие цвета брали для росписи игрушек?
Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный.
- В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.

Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга:
в ряд;
в шахматном порядке;
в клетке между линиями.
Обратите внимание на точки:
Между кольцами;
на кольцах;
по краю колец.
Обратите внимание на цветовое сочетание элементов в узорах (не более 3 – 4 цветов).

Дети садятся за столы.


Знакомятся с традиционными видами росписи, материалами и технологиями Дымковского народного промысла.
Научатся выполнять эскизы и простейшие геометрические композиции, кистевые упражнения по плоскости и объемной модели (макету).






















Взаимодействуют друг с другом (в парах в сравнении и обсуждении).




Демонстрируют геометрические элементы из опорных карточек;



Понимание расположения узора в ряд, в шахматном порядке, в клетках между линиями, точек между кольцами, на кольцах, по краю колец.
«Главные художники» помогают-коррекционно, исправляют , дополняют ответы и действия учащихся, контролируют правильность и полноту разработанного алгоритма узора.
Осуществляют взаимоконтроль, применяют и сохраняют учебную цель и задачу, умеют слушать и высказываться (проговаривать) по ходу обсуждения установки на урок.

Этап «Актуализация знаний». Упражнения на закрепление изученного материала.
Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной практической деятельности каждого учащегося.

Цели и задачи:
для учителя – научить учащихся основным приемам кистевого письма в традициях промысла;
для учащихся – выполнение упражнений на закрепление навыков кистевого приема росписи и умение использовать в росписи дымковские элементы.

· Посмотрите, на доску. Вы видите, какие красивые игрушки тут нарисованы. Мне их передали мастерицы дымковской игрушки. Но они мне передали не только завершённые работы, но и недорисованные, и просили меня, чтобы я их передала вам. Ну что, ребята поможем мастерицам в их работе? (дети выполняют упражнение «Дорисуй »).

Учатся основным приемам кистевого мазкового письма на плоскости.
Умение использовать в дымковской росписи традиционные мотивы и символические элементы.
Озвучивают и демонстрируют последовательность выполнения упражнений:
а) с опорой на рисунки и памятки;
б) с опорой на схемы – демонстрация выполненных упражнений
Построение монологических высказываний, уметь строить в коммуникации понятные для партнеров способы действия, определять что он видит и понимает, а что нет.
Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания и упражнения в парах.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, обнаруживать и исправлять отклонения от эталона, вносить коррективы и исправлять ошибки.

Этап «Профилактический». Физминутка.
Задача: проведение разминочной гимнастики для профилактики гиподинамии, а также профилактической гимнастики для глаз.


Этап «Первичное закрепление умений». Постановка художественной задачи.
Задача: выбор орнамента и цветовые решения для росписи бумажных макетов в материале.

Учитель. – Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера-художники. Посмотрите у вас на столах лежат листы с изображением дымковских игрушек, которые вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме.




Учитель. –
Сколько цветов вы будете использовать для росписи Дымковской игрушки?
Какие?
Какие элементы росписи будете использовать?

Учитель. – Хорошо. Приступайте к работе.



Выбирают орнамент и цветовые решения для росписи бумажных макетов в материале, осуществляют анализ объектов народного художественного творчества с выделением конкретных мест для выполнения декора.
Осознанно и произвольно, обосновывая свои действия, наносят предварительные эскизы и карандашные наброски будущего узора.
В парах кооперируют свои усилия по решению учебной задачи, сообщают свои действия и решения, эскизы и наброски эксперту.
Строят высказывания, понятные партнеру. Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий). Понимают на слух советы и ответы обучающихся и экспертов.
Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания, правильности построения узора в эскизах, набросках и предварительных рисунках по форме объекта.
Принимают и сохраняют поставленную учителем цель и задачу на данном конкретном этапе, умеют обнаружить и устранить отклонения от эталона – оригинального образца Дымковской игрушки.


Этап «Применение освоенного в практической деятельности»
Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся.



Помощь учащимся, практическое сотворчество, комментирование, показ удачных и ошибочных моментов и способах их устранения;
Во время самостоятельной работы учащихся учитель зачитывает тематические стихи (слайды):
Почтеннейшие господа!
Посмотрите вы сюда!
Игрушки всякие на все манеры:
Вот и барышни и кавалеры.
У барынь алые щёки и губки,
Нарядные платья и тёплые шубки.

Красна девица в венце
У неё румянец на лице
Собой хороша,
Стоит не дыша!

Посмотрите, что за конь
Ручкой только его тронь
Он с тобою вместе
Ускачет вёрст за двести.
И с хвостом и с гривой
Вот какой красивый!

А вот стоит козёл
На стройных ногах
Вся краса у козла в рогах!
Он качает головой
Посмотрите я какой!

Яша-дружок
Дует в рожок,
Сидит на спинке
У красивой свинке!

Индя-индя-индючок!
Ты похож на сундучок,
Сундучок то не простой,
Красный, жёлтый, голубой!


Учитель проводит коррекционно-индивидуальную работу, контролирует и направляет процесс самоуправления, демонстрирует удачные и ошибочные варианты ученических работ, проговаривает способы устранения недочетов в работе.


Анализируют оригинальные произведения Мастера с целью выполнения практической задачи – росписи по форме, участвуют в обсуждении продуктивной деятельности.
Используют в практической росписи элементы и символы Дымковской народной игрушки, выполняют творческие композиции и импровизации на тему традиционного кистевого письма с использованием приемов и технологий в росписи кистевым мазком.
Эксперты в группах кооперируют усилия по решению учебной задачи, озвучивают и демонстрируют удачные результаты практической деятельности в своих «командах», комментируют их.
Рефлексия своих действий, сравнительный визуальный анализ продуктивного творчества с комментированием своих действий в подгруппах.
Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль хода и результата выполненных практических действий в конечном и поэтапном продуктивном творчестве : от первичного подмалевка – до полного «разживочного» кистевого письма по объемной форме.
Вносят необходимые коррективы по ходу практической деятельности, после обсуждения и согласования в подгруппах выполняют импровизации – композиции с сохранением общей учебной цели и задачи и сохранением символики цвета и элементов росписи.

Этап «Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении»
Задача: поисковая работа в визуальном сравнении различных народных художественных промыслов.

Учащимся предлагается найти различие и общность в других народных промыслах игрушек: Каргопольская глиняная, Филимоновская глиняная, Семеновская деревянная расписная (матрешки), Богородская деревянная резная, Городецкая, Гжельская, Хохломская. Эксперты – главные художники обсуждают задачу на дом, выбирают свой поисковый вариант, на выбранную тему на следующем уроке, ответственных за сбор визуально-иллюстративной части. ( слайды, репродукции, картинки – открытки, иллюстрации, оригинальные изделия мастеров и т.д.).



Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов.
Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.


Выставка работ.


Цели и задачи:

Обобщение темы урока, подведение итогов урока ,организация и комментирование экспресс-просмотра детских работ, фронтальная оценка деятельности обучающихся.



Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились мастера дымковской игрушки!

А вы знаете, что мы познакомились только с одним промыслом с дымковской игрушкой. Но наша страна славится и другими народными промыслами, которыми мы с вами в праве гордиться, так как они известны на весь мир, и встреча с которыми у вас ещё впереди.
А сегодня вы славно и творчески поработали на уроке, я полностью согласен с выводами, предложениями и оценками экспертов – «главных художников» и каждому за работу ставлю оценку. На этом наш урок закончен.

Сегодня мы еще раз подтвердили девиз нашего урока: Тот, кто в жизни красивое сделал хоть раз, сделать плохо уже никогда не захочет!

СПАСИБО ВАМ ЗА ТВОРЧЕСТВО И ТРУД.


Анализ работы «УМЕЮ – НЕ УМЕЛ», комментирование и самоанализ выполненной работы, чему я сегодня научился и какую себе бы я поставил оценку
Осознанно и произвольно обосновыва-ют качество продуктивной деятельности в парах и своих группах.
Взаимодействуют с экспертом, друг с другом и с учителем во фронтальном режиме, озвучивают индивидуальные и групповые оценки.
Уметь строить в коммуникации оценочные суждения на основе предложен-ного алгоритма оценки работ.
Осуществляют самооценку и взаимооценку в парах и подгруппах, контролируют правильность и полноту выполненных практических заданий.









Умеют находить отклонения от эталона и планируют в дальнейших практических работах корректировку и недопущения повторения подобных ошибок.















Картинки Юля5 Заголовок 115