Логопедическое занятие по теме Состав слова Корень слова 5 класс


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа №9 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект логопедического занятия по теме
«Родственные слова. Корень слова»
5 класс
Учитель-логопед Макарова О.А.
Тема. Родственные слова. Корень слова.
Цели
–образовательные: формирование и закрепление у детей понятия о родственных словах, совершенствование навыка словообразования, тренировать учащихся в подборе родственных слов, в выделении главной и значимой части слова
–коррекционно-развивающие: активизация словаря, воспитание языкового «чутья», развитие зрительного восприятия, внимания, развитие коммуникативной функции, сложной формы языкового анализа
–воспитательные: воспитание интереса к изучению родного языка, доброжелательности, интереса к логопедическим занятиям.
Оборудование: предметные картинки: лес, цветок, гриб, «Крепыш» (корень слова) кабан, дятел, паук, бобр, карточки со словами для игры «Найди лишнее слово», столы и барабаны и напечатанные к ним части слова для образования родственных слов и составления предложении, рабочая тетрадь №1 по русскому языку Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская
Ход занятия
Организационный момент.
Настрой на занятие– соприкосновение одноименными пальчиками с рукой соседа , начиная с большого, указательного, среднего, безымянного и мизинца на каждое слово.
Желаю успеха большого во всём и везде
–Успеха на занятии! ( соприкоснуться всей ладонью с ладонью соседа).
Основная часть
1. Введение в тему занятия.
Л. Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым:
Был он только словом.
Это слово СЛОВО КОРЕНЬ.
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло:
Стало много новых слов.
– Сегодня на занятии мы продолжим тему « Родственные слова».
2. Упражнения в подборе родственных слов. При затруднении – стимулирующая помощь при ответах в виде наводящих вопросов
– Перед вами картинка – это Крепыш. Его так назвали не зря, а почему , как вы думаете? Посмотрите какая на нём шапочка? Что она обозначает? (корень)
– Молодцы!
3. Работа с предметными картинками
1) – Ребята, что это? (Лес)
–Какие родственные слова подберем к этой картинке? ( ЛЕСА, ЛЕСОК, ЛЕСНОЙ, ЛЕСОЧЕК)
– Ребята, как назвать профессию человека, который ухаживает за лесом, смотрит за порядком в лесу? (ЛЕСНИЧИЙ)
–Как называется профессия человека, который разводит лес? (ЛЕСОВОД)
– Молодцы! Перед вами еще картинка. Это….ГРИБ. Называем родственные слова к слову гриб. ( ГРИБОК, ГРИБОЧЕК, ГРИБНОЙ,ГРИБЫ). Как назвать человека, который знает грибные места? (ГРИБНИК)
Аналогично разбирается картинка ЦВЕТОК.
2) Работа с картинками СТОЛ и напечатанными к нему разными частями -ЯР (столяр), -ИК(столик), – ОВАЯ (столовая), НА– ….ЬНАЯ (настольная)
3) Работа с картинками БАРАБАН для составления предложения.
–ЩИК, ЗА– ……..– ИЛ, В …………
– Какое предложение получилось? )Барабанщик забарабанил в барабан)
– Молодцы!
4) Развитие слухового внимания и восприятия
– Игра «Попугай» Послушайте шутку внимательно и потом повторите её.
Ёжик сторожем служил, ёжик елку сторожил.
Повторяет каждый ученк.
– Есть в шутке родственные слова? Кем был? СТОРОЖЕМ. Что делал? СТОРОЖИЛ)
5) Работа по карточкам (у каждого ученика). Работа над обобщением.
– Сейчас поиграем в игру «Найди лишнее слово»
– Прочитайте ряды слов и найдите лишнее слово в каждом ряду.
Борьба, борец, бороться,воевать
Вражда, враг, противник, вражеский
Смешной, смех, смешать, смешить
Ветер, вихрь, ветерок, безветрие
Сосна, дерево, деревцо, деревянный
Физкультминутка
1 –поднялись, потянулись,
2 – согнулись, разогнулись,
3 – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На 4 – руки шире
5 – руками помахать
6 – за парты тихо сесть.
6) Работа с рабочей тетрадью с 9, задание 19.
– Ребята, знаете ли вы кто это? Назовем их (БОБР, КАБАН, ПАУК, ДЯТЕЛ)
– Сейчас мы про них что-то узнаем.
- Откройте стр . 9 , задание 19.
– Но сначала мы сделаем гимнастику для глаз
Развитие языкового анализа
– Подбери по смыслу к выделенным словам однокоренные и допиши предложения. Разбираются предложения и записываются
Бобр – строитель. Плотины на реке ––––––––––––––––.
Кабан – пахарь. Землю в лесу ––––––––––––––––––––.
Паук – ткач. Ловчие сети умеет –––––––––––––––––––.
Дятел – лекарь. Больные деревья –––––––––––––––––.
Заключительная часть
– Ребята, наше занятие заканчивается. Припомните родственные слова, о которых мы говорили на занятии.
– Ч то вам больше всего понравилось на занятии?