Конспект игрового тренинга для детей старшего дошкольного возраста на тему : «Поделись улыбкою своей»


Конспект игрового тренинга для детей старшего дошкольного возраста на тему :«Поделись улыбкою своей»
Цель: развитие эмоционального мира ребёнка.
Программное содержание:
• развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека через мимику лица, позу, жесты;
• тренировать умение менять эмоциональное состояние под воздействием музыки, речевых установок, смоделированных и произвольных ситуаций;
• продолжать развивать умение распознавать эмоции: радость, грусть, удивление и объяснять их возможные причины; изображать при помощи мимики и жестов, графически;
• развивать психические процессы: восприятие, произвольное внимание, долговременную память;
• воспитывать стремление оказать помощь в различных ситуациях; развивать эмпатию;
• воспитывать умение чувствовать своего партнёра, развивать умение работать в парах;
• социализировать ребёнка, через совершенствование коммуникативных навыков; учить получать эмоциональное удовлетворение от успехов и достижений других членов коллектива.
Обогащение словаря:отражение, аплодисменты.
Активизация словаря:настроение, грусть, грустный, расстроенный, печальный, невесёлый, удивление, радость, радостный, весёлый, задорный, улучшить, клоун, фокусы, опущенные плечи, опущенная голова, сгорбленная спина, хлопать, эмоции.
Предварительная работа:
• знакомство с базовыми эмоциями (радость, грусть, удивление, страх, злость, обида) .• проведение упражнений, способствующих осознанию собственного тела, снятию мышечного напряжения (К. Фопель, Чистякова)
• прослушивание музыкальных произведений, вызывающих различные эмоции;
• проигрывание этюдов и сценок.
• проведение психологических игр и упражнений «Зеркало», «Подари улыбку другу"
Оборудование:
- цветные карточки для цветодиагностики (адаптированный вариант теста Люшера)
- колокольчик
- костюм клоуна
- «волшебный ящик» для фокусов
- шарики воздушные, гимнастическая палка, бабочка
- настольные зеркала по количеству детей
- вырезанные из бумаги овалы (лица, соответствующие количеству детей, для изображения эмоций- простые карандаши
]Музыкальное сопровождение / CD записи«Blue Water» музыкальная композиция в исполнении оркестра П. МориаА. Рыбицкий «Восход солнца»
С. Протасов «Волшебный колокольчик» из серии «Ритмическая мозаика»
«Парад Алле»
А. Гречанинов «Пьеса»
В. Шаинский «Поделись улыбкою своей»
Ход занятия.
Цветодиагностика.
Дети заходят в зал, берут цветные карточки, которые соответствуют их настроению в данный момент. Воспитатель фиксирует выбор ребёнка на специальном бланке.
Психолог. Добрый день! Я очень рада видеть вас, ребята! У меня сегодня очень хорошее настроение, а у вас?
Предполагаемые ответы детей (да! нет.) .Психолог. Всегда ли у вас бывает хорошее настроение?
Предполагаемые ответы детей (нет, не всегда)
Психолог. Почему настроение может быть плохим?
Предполагаемые ответы детей (обидели, не получается постройка из конструктора, болит зуб и др.)
Психолог. Что же можно сделать для того, чтобы улучшить настроение?
Предполагаемые ответы детей (рассмешить, обнять друг друга, поделиться улыбкою, передать её по кругу и др.)
Психолог. Скажите, а если подарить цветы, то можно ли улучшить настроение?
Ответы детей.
Психолог. Давайте сейчас сами попробуем вырастить цветок. Но он будет не простой, а волшебный цветок – настроение.
Психогимнастический этюд «Цветок»
Психолог. Выберите себе любое место на ковре, сядьте поудобнее. Представьте, что у вас в руках семя, вы сажаете его в землю. Пригревает ласковое солнышко, поливают заботливые дожди и из земли показывается маленький нежный росток. Он растёт сильным и стройным (спинки прямые). И вот у него появляется один листок (одна рука в сторону, затем второй (другая рука в сторону… Они также тянутся к солнцу. Поднимаются всё выше и выше (дети поднимаются с колен и встают во весь рост). И вдруг появляется бутончик, сначала совсем маленький, потом он начинает набухать и постепенно раскрывается (кисти детей сложены, постепенно разъединяясь, по подобию лепестков цветка). Посмотрите, какой красивый цветок. Дима, какого цвета у тебя цветок? Лиза, а у тебя какого цвета? У всех разные, но очень красивые. Вдохните их аромат. Волшебные цветы. Давайте прикрепим цветок на одежду или украсим им волосы. Софья, куда ты прикрепишь свой цветок? а ты куда, Вася?
Нам очень приятно и радостно на душе. Наши лица озаряют улыбки.
Упражнение «Подари улыбку другу»
А сейчас, когда у нас хорошее настроение, давайте подарим улыбку друг другу.
Дети встают в круг.
Психолог. У меня в руках волшебный колокольчик, он поможет нам подарить друг другу улыбку.
Дети произносят слова «Мы посмотрим друг на друга – подари улыбку другу».
Дети поворачивают голову, улыбаясь друг другу, передают колокольчик. Таким образом, в упражнении оказывается задействован каждый ребёнок.
Психолог. Улыбка снова вернулась ко мне!
У меня для вас есть загадка:
В нём я вижу свой портрет.
Отошёл – портрета нет…
Ответы детей: зеркало
Психолог. Для чего нам нужно зеркало?
Предполагаемые ответы детей: чтобы смотреться.
Психолог. Для чего нужно смотреться в зеркало?
Предполагаемые ответы детей: чтобы посмотреть как ты выглядишь, не мятая ли одежда, как причёсаны волосы
Психолог. Давайте подойдём к зеркалу и посмотрим на себя. А теперь через зеркало друг на друга. Это кто? (показывает на ребёнка). А это что?
Предполагаемые ответы детей: Софья, Лиза…
Психолог. То, что мы видим в зеркале, называется отражением. Это Дима, а в зеркале его отражение.
Поставьте руки на пояс. Посмотрите, отражение в зеркале точно отобразило наши действия и тоже поставило руки на пояс. А теперь, поднимите одну руку вверх. Отражение показало такую же руку, что и вы! То есть зеркало точно отражает все наши движения.
Я предлагаю поиграть вам в игру, которая называется «Зеркало»
Упражнение «Зеркало»
Психолог. Встаньте парами, кто с кем пожелает, друг напротив друга. Одни из вас будут зеркалом, а другие будут в него смотреться (точно распределяются роли в парах) .Вам нужно:
-почистить зубы
-расчесать волосы
-дотронуться пальцем до кончика носа
-сделать глоток чая, но он оказался солёным!
А теперь поменяйтесь местами.
-одну руку поставить на пояс, другую поднять вверх
-дотронуться пальцем до уха
-застегнуть верхнюю пуговицу
-съесть кислый лимон!
Психолог следит за правильностью выполнения упражнения, исправляет ошибки, проявляя индивидуальный подход, использует похвалу.
Молодцы! Все справились с этим упражнением. Как здорово и весело нам сегодня играть!
Психолог. У меня к вам вопрос: где, в каком месте нам всегда бывает весело? Мы туда идём и радуемся, смеёмся от души?
Предполагаемые ответы детей: в цирке
Психолог. Правильно. Есть такая профессия – людей смешить, делать всё для того, чтобы было весело и смешно. У кого такая профессия в цирке?
Предполагаемые ответы детей: у клоуна.
Психолог. Правильно. Я приготовила вам сюрприз и пригласила клоуна! Как встречают артистов цирка?
Предполагаемые ответы детей: им хлопают, аплодируют.
Психолог. Дружными аплодисментами встречайте клоуна Клёпу.
Дети аплодируют. Звучит музыка.
В зале появляется клоун. Но он вовсе не весёлый, как ожидали дети, а наоборот, очень грустный. Ходит по залу, низко опустив голову, и чего-то ищет.
Психолог. Ой, ребятки, посмотрите, что-то здесь не так! С каким настроением к нам пришёл клоун?
Предполагаемые ответы детей: с грустным, невесёлым, печальным
Психолог. Как вы догадались об этом?
Предполагаемые ответы детей: у него плечи и руки опущены вниз, лицо печальное, он не смотрит на нас…
Психолог. Давайте поздороваемся с ним и узнаем в чём же дело.
Здравствуй, Клёпа!
Клоун. Здравствуйте,Татьяна Александровна… Здравствуйте, ребятишки (продолжает бродить по залу, опустив низко голову) .
Психолог. Ребята, спросите у Клёпы, почему у него такое плохое настроение.
Вопросы детей к клоуну.
Клоун. Я потерял шарфик, мой самый любимый шарфик и не могу его найти.
Психолог. Ребята, а мы можем помочь Клёпе?
Предполагаемые ответы детей (да, можем)
Психолог. А как?
Предполагаемые ответы детей (мы поможем найти ему шарфик)
Психолог. Давайте все вместе поищем шарфик и обрадуем Клёпу.
Дети находят шарф. Клоун радуется этому. Завязывает на шее красивый бант.
Клоун. Спасибо, ребятишки, девчонки и мальчишки! Я так рад! Мне было очень неловко появляться перед вами без банта.
Психолог. Клёпа, ты очень красивый!
Клоун. Спасибо! Ребята, а вы любите фокусы?
Ответы детей (любим, конечно)
Клоун. Ну, тогда смотрите.
Клоун показывает фокусы, затем развлекает детей, показывая мини – этюд «Штанга и бабочка»
Фокусы и развлекательная миниатюра подобраны таким образом, чтобы вызвать у детей максимальное чувство удивления и восторга.
Клоун. Ну как, ребята, вам понравилось?
Ответы детей: да!
Психолог. Спасибо тебе, Клёпа, ты нас очень порадовал.
Клоун. Спасибо и вам, ребята! А теперь мне пора уходить.
Психолог. Ребята, давайте проводим Клёпу также, как мы его встречали (аплодисментами) .Клоун уходит, дети ему аплодируют.
Психолог. Ребята, садитесь, пожалуйста, за столы.
На столах стоят небольшие зеркала на подставках для каждого ребёнка. Рядом с зеркалом лежат по 3 овала, вырезанных из бумаги (лицо, простой карандаш.Психолог. Вспомните, пожалуйста, с каким настроением пришёл к нам Клёпа.
Предполагаемые ответы детей: с грустным.
(Психолог стимулирует детей к тому, чтобы они назвали максимальное число прилагательных, характеризующих данное настроение)
Психолог. Посмотрите в зеркало и покажите, пожалуйста, грусть на своём лице. Обратите внимание на глаза, брови, рот. Какие они?
Предполагаемые ответы детей (брови опущены вниз, глаза прикрыты, уголки губ опущены вниз) .Психолог. Возьмите карандаш и нарисуйте на овале эмоцию грусти.
Психолог наблюдает за работой детей, помогает, отмечает те изображения, которые наиболее удачно передают соответствующее настроение.
Психолог. А теперь вспомните, пожалуйста, какое чувство у нас было, когда Клёпа начал показывать фокусы.
Предполагаемые ответы детей (мы удивились) .Психолог. Посмотрите в зеркало и изобразите удивление на своём лице. Обратите внимание на глаза, брови, рот. Какие они?
Предполагаемые ответы детей (брови подняты вверх, глаза большие, рот широко открыт) .Психолог. Возьмите карандаш и нарисуйте на втором овале удивление.
Пока дети рисуют, психолог также наблюдает за работой детей, помогает тем, кто сомневается, подбадривает, создавая ситуацию успеха.
Психолог. А теперь ещё раз посмотрите в зеркало. Какое настроение мы подарили Клёпе, когда нашли его шарфик?
Предполагаемые ответы детей (радость) .Психолог. Посмотрите в зеркало на своё лицо. Улыбнитесь и покажите радостную эмоцию. Обратите внимание на глаза, брови, рот. Какие они?
Предполагаемые ответы детей (брови ровные, глаза открытые, смотрят на нас, уголки губ подняты вверх - улыбаются) .Психолог. Нарисуйте радость на третьем овале.
Когда дети всё нарисовали, психолог предлагает выйти из-за столов.
Психолог. Ребята, как вы себя чувствуете? Какое у вас сейчас настроение?
Предполагаемые ответы детей: хорошо, настроение отличное.
Психолог. А что мы сделали для того, чтобы наше настроение было весёлым?
Предполагаемые ответы детей: передавали улыбку друг другу, вырастили цветок, помогли клоуну найти бант и др.
Психолог. Я уверена в том, что если вам взгрустнётся и у вас будет плохое настроение, то вы и ваши друзья всегда сможете улучшить его, сделать весёлым и радостным, так же, как мы делали это сегодня.