Исследовательская работа на тему Радуга

Содержание

Введение 2
Теоретическая часть 4
Практическая часть 7
Анкетирование 9
Заключение 11
Список литературы 12
Приложение 13













Введение
Стою и радуюсь: Радуга, радуга! Полоса - к полоске, Линия - к линии: Желтая, зеленая, красная, синяя
Мне сказали, будто это – Все из солнечного света. Если вместе их смешать, Будет просто свет опять.
(И.Векшегонова)
Тема моей исследовательской работы – «Радуга». Данная тема меня заинтересовала тогда, когда я увидела на небе разноцветную дугу. Я заметила, что она появилась в солнечный день после дождя. Появившись на небосводе, она приковывает внимание. Затем у меня стали возникать следующие вопросы. Откуда берется радуга? Почему ее цвета появляются в определенном порядке? Таким образом, я решила провести свое исследование.
Цель исследования:
узнать причину появления радуги;
получить радугу в домашних условиях.
Задачи исследования:
узнать, что такое радуга;
выяснить условия появления радуги в природе;
попробовать получить радугу в домашних условиях разными способами.
 Гипотезы исследования:
радуга появляется в природе в солнечный и дождливый день;
радугу можно получить в домашних условиях, используя солнечный свет и даже заменив солнечный свет искусственным источником освещения.
Методы исследования:
поиск печатного материала о радуге;
поиск материалов  в    Интернете;
постановка опытов;
наблюдения, сравнения, выводы.

























Теоретическая часть
В славянских мифах и легендах радугу считали волшебным небесным мостом, перекинутым с неба на землю, дорогой, по которой ангелы сходят с небес набирать воду из рек. Эту воду они наливают в облака, и оттуда она падает живительным дождем.
Древним грекам радуга представлялась посредницей между небом и землёй, то есть между богами и людьми. Они отождествляли радугу с прекрасной Иридой и изображали её одетой в шелка, который переливался всеми семи цветами. Непременным атрибутом Ириды были золотые крылья. Они символизировали её непостоянный нрав: ведь радуга появляется и исчезает всегда неожиданно.
Отчего же появляется такая красивая, да еще цветная картина в воздухе?  Ответ на этот вопрос мне помогла найти работник районной библиотеки Шишканова Татьяна Михайловна.
Оказывается, еще в 1666 году Исаак Ньютон доказал, что обычный белый свет – это смесь лучей разного цвета. «Я затемнил мою комнату, - писал он, - и сделал очень маленькое отверстие в ставне для пропуска солнечного света».
На пути солнечного луча ученый поставил особое трехгранное стеклышко - призму. На противоположной стене он увидел разноцветную полоску – спектр. Ньютон объяснил это тем, что призма разложила белый свет на составляющие его цвета. Ньютон первый разгадал, что солнечный луч многоцветный.

Повторить опыт Ньютона может каждый школьник. Повторила этот опыт и я, но с искусственным источником света. В этом мне помог учитель физики нашей школы Марина Леонидовна Данилина.
Опыт разложения света в спектр, при прохождении его сквозь призму мы наблюдали в классе, используя призму и проектор.
Для этого мы “поймали” призмой белый луч и получили изображение радуги на листе бумаги. Свет, который казался белым, играл на листе всеми цветами радуги (эти разноцветные, яркие полоски и называют солнечным спектром). Так мы проникли в тайну луча, в которую 349 лет назад проник знаменитый английский учёный.
Но как же всё это происходит в природе, ведь там нет никаких призм?
Оказывается, в природе роль призмы выполняют капельки дождя, поэтому и появляется радуга только после дождя. Во время дождя в воздухе находится огромное количество водяных капель. Каждая капелька выполняет роль крохотной призмы, а поскольку их очень много, то и радуга получается в полнеба.
Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. Но когда на их пути встречается дождевая капля белый свет преломляется и  разлагается на цвета спектра от красного до фиолетового. Причем красный всегда вверху дуги, а фиолетовый внутри.

В солнечном спектре различают семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Чтобы лучше запомнить их последовательность люди придумали такую фразу: «Каждый  Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». По первым буквам слов и вспоминают цвета.
Таким образом, мы выяснили, что радуга это солнечный свет, который проходит через дождевые капли, как сквозь призмы, преломляется и отражается на противоположной стороне неба. Вид радуги, яркость цветов, ширина полос зависят от размеров и количества капель в воздухе.
Но меня заинтересовал еще один вопрос: действительно ли свет состоит из семи цветов? Чтобы ответить на него, мы с Мариной Леонидовной провели обратный опыт. Если свет состоит из семи цветов, то семь цветов должны дать белый цвет. Я разделила белый круг на 7 частей и раскрасила в цвета радуги. Мы закрепили на дрели разноцветный круг. Включив дрель, мы увидели, как разноцветный диск превратился в белый. После этого я точно убедилась, что свет состоит из семи цветов.
Мы привыкли наблюдать радугу как дугу, но оказывается, эта дуга является лишь частью разноцветной окружности. А ведь полная радуга имеет форму круга! Если солнце стоит высоко, видно лишь небольшую ее часть. Если же солнце низко, то дуга составляет полукруг. Но полный круг радуги можно увидеть только с самолета!
Изредка можно увидеть двойную или даже тройную радугу. Такая радуга образуется из-за многократного преломления солнечных лучей в дождевых каплях.
В Интернете мы нашли уникальные фотографии ночной радуги. Оказывается радугу можно увидеть не только днём, но и ночью. Ночная или лунная радуга рождается от света луны. Она  более бледная, чем обычная, так как лунный свет не такой яркий как солнечный.
Значит, радугу можно увидеть практически в любое время суток.

Практическая часть
Для проверки своих предположений я провела несколько опытов.
Опыт первый.
Цель: получение радуги в домашних условиях при помощи компакт –диска.
Оборудование: компакт –диск, источник света – фонарик.
Я взяла компакт-диск и поймав им свет от фонарика, направила его на стену. Получилась вот такая радуга.

Опыт второй.
Цель: получение радуги в домашних условиях при помощи зеркальца и солнечного луча.
Оборудование: таз, наполненный водой, зеркальце, источник света – солнечный луч.
В таз налила воду, установила туда зеркало под углом. Поставила таз под источник света. В результате преломления луча в воде и его отражения от зеркала на потолке возникла радуга.

Опыт третий.
Цель: получение радуги в домашних условиях при помощи мыльных пузырей.
Оборудование: мыльные пузыри, источник света – солнечные лучи.
Берем приспособление, окунаем в баночку с мыльной пеной и выдуваем пузыри. На летящих в воздухе пузырях можно увидеть радужные полосы.

Вывод: радугу можно получить в домашних условиях даже с помощью искусственного источника света.








Анкетирование
Узнав столько интересного о радуге, мне захотелось узнать: а что знают ребята об этом явлении природы. Для этого мы провели анкету среди учащихся 3 классов. В анкетировании участвовало 25 учеников (см. Приложение).

На первый вопрос все ребята ответили утвердительно.
На следующий вопрос анкеты: «Как возникает радуга?» ответы ребят были разнообразными: «после дождя», «когда идет дождь и светит солнце одновременно», «лучи света проходят сквозь капли дождя».
На вопрос: «Сколько цветов у радуги?» почти все ответили правильно.
На вопрос, «Какие цвета имеет радуга?» правильно ответили 17 человек, а цвета расставили в нужном порядке только 13 человек.
На пятый вопрос все ребята ответили однозначно «нет».
На последний вопрос 8 человек предположили, что радугу можно получить дома.
Проанализировав ответы учащихся и, сопоставив их с тем, что я узнала о радуге, пришла к выводу, что нужно рассказать ребятам об удивительном явлении природы – радуга. Для этого я подготовила доклад, с которым выступила на уроке окружающего мира.














Заключение
Все выдвинутые гипотезы подтвердились. Теперь я знаю, когда появляется радуга и как она образуется.
Радуга – удивительное явление природы, можно сказать чудо природы, которое никогда не перестанет нас восхищать. Теперь мы знаем, что радугу можно получить и дома, в любое время. «Домашняя радуга» ничуть не хуже природной и от нее тоже становится радостнее на душе.
Как мы можем использовать полученные в ходе работы знания и умения? Подрастают младшие братья и сёстры, мы поможем им узнать тайну солнечного луча, разгадать и объяснить природное явление радугу. Практическая ценность работы состоит в том, что полученные материалы могут быть использованы учителями начальных классов при проведении уроков и занятий по ознакомлению с окружающим миром.
 
















Список литературы
1. Белкин, И. К. Что такое радуга // Квант. – 1984. – № 12. – 20с.
2. Булат, В. Л. Оптические явления в природе / В. Л. Булат. – М.: Просвещение, 1974., 143 с.
3. Гумилевская, М. Почему так бывает / М. Гумилевская. – М.: Детская литература, 1972.
4. Майер, В. В. Искусственная радуга / В. В. Майер, Р. В. Майер // Квант. – 1988. – № 6. – 48 – 50 с.
5. Наука: научно-популярное издание / пер. В. Н. Дородницына [и др.] под общ. ред. Н. С. Кочарова. – М.: АСТ, 2003. – 160 с.
6. Что такое. Кто такой: детская энциклопедия / сост. В. С. Шергин, А. И. Юрьев. – М.: АСТ, 2007. – 527 с.
7. Интернет ресурсы.

















Приложение
 
Анкетирование
Ребятам было предложено 6 вопросов:
1) Вы видели радугу? ДА НЕТ
2) Как возникает радуга? ____________________________________________
напиши свой ответ
3) Сколько цветов у радуги? __________________________________________
напиши свой ответ
4) Какие цвета имеет радуга? Запишите их в правильном порядке. __________________________________________________________________
напиши свой ответ
5) Бывает ли радуга ночью? ДА НЕТ
6) Можно ли получить радугу дома? ДА НЕТ

Результаты анкетирования
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

Видели радугу в природе

Знают цвета радуги
Знают цвета в правильном порядке
Предположили, что радугу можно получить в домашних условиях














13PAGE \* MERGEFORMAT141215