Классный час по теме: «Древнее городище «Великие Булгары» г. Болгар Татарстан»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кадетская школа-интернат Бугульминского муниципального района РТ

Методическая разработка классного часа
Древнее городище «Великие Булгары» г. Болгар Татарстан
7 класс
Разработала:
ПДО Шарова Вера Михайловна
Бугульма 2013
Цель.
Изучение прошлого родного края для понимания задач, предложенных правительством юношеству Татарстана в целях реализации проекта «Культурное наследие Республики Татарстан»: древний город Болгар.
Задачи.
Исследовать архивные материалы, материалы новых археологических экспедиций, начатых в рамках проекта «Культурное наследие Республики Татарстан».
Используя материалы экскурсии, составить общее представление о городе высокоразвитого государства Волжская Булгария.
Установить связь времён, размышляя о людях, живших в те далёкие времена.
Ход классного часа.
Вводная беседа.
Ребята, все вы знаете, что 2014 год объявлен в России «Годом культуры», а
в Республике Татарстан продолжается реализация масштабного проекта – «Культурное наследие: древний город Булгар и остров-град Свияжск», цель которого сохранить, возродить и передать будущим поколениям ценнейшие памятники истории, уникального зодчества и духовности.
Более 700 лет назад на месте современного города Болгара находился древний город Великие Булгары, который был столицей Волжской Булгарии, а с XIII века — первой столицей Золотой Орды. Этот город издревле был политическим, экономическим и культурном центром. Однако в 1431 году войско Василия II Тёмного его полностью разрушило, и пальма первенства перешла к Казани.
Теперь - это небольшой городок, названный так в 1991 году в честь своего знаменитого предшественника, в честь древней столицы Волжской Булгарии – Великих Булгар, руины которых находятся совсем рядом от современного городка Болгар и которые мы летом посетили со школьным лагерем. Летом 2013 года группа кадет нашей школы посетила эти исторические места, в состав которой входили и наши одноклассники. Сегодня они поделятся своими впечатлениями.
Мы с вами поделились на 4 группы. Каждая группа получил задание изучить материалы по теме «Культурное наследие: древний город Булгар» и подготовить сообщения:
«История Булгарского государства» - 1-я группа, «Историки» (Андреев Д., Арисланов И., Каримов И., Васильев А., Залалетдинов А.)
«Интерес к истории Болгар, как памятнику прошлого» - 2-я группа, «Исследователи» (Катермин Д., Беляев Я., Шукуров А., Павлов О.,Морарь А.)
«Архитектурные памятники прошлого» - 3-я группа, «Археологи» ( Поляков А., Костин., Стрекалов Н., Мерзляков Н., Петров Р.)
«Центр науки и духовной культуры» - 4-я группа, «Культуроведы» (Нурутдинов А., Писарев Д., Букаев И., Ганиев М., Полоскин В., Носков В.)
Сейчас им предоставляется возможность выступить и защитить свою работу.
В качестве членов жюри мы пригласили известных деятелей культуры нашего города:
-
-
-
Сообщения группы «Историков».
1. «История Булгарского государства»
Булгарское государство, существовавшее в X – XIII веках по Рождеству Христову в Среднем Поволжье и бассейне Камы, было для своего времени весьма грозным, богатым, влиятельным и авторитетным.

В столичном городе Булгар находилась ставка правителя, чеканилась монета, развивались ремёсла, в том числе чёрная и цветная металлургия, металлообработка, гончарное, ювелирное, кожевенное дело, резьба по кости и камню.

Булгарские изделия в большом количестве вывозились за границу. Искусно обработанная кожа среди тюркоязычных народов нашей страны до сегодняшнего времени известна под названием «болгари». О достижениях в области металлургии говорит тот факт, что булгары первыми в Европе начали выплавлять чугун.

Официальной датой образования государства Волжская Болгария считается 922 год, когда багдадский халиф прислал в столицу большое посольство, в составе которого были мусульманские проповедники и строители. По свидетельству секретаря посольства, знаменитого Ахмеда ибн Фадлана, йалтавар (царь) Алмуш, тогдашний правитель Волжской Булгарии, принял ислам и сделался вассалом халифа.

Город же Булгар, благодаря своему удобному географическому положению, быстро превращается в международный центр торговли. Здесь функционирует центральный торговый комплекс Ага-Базар, куда съезжаются негоцианты со всех концов света.

Столица быстро застраивается и хорошеет. В центре города возвышаются царский дворец и Соборная мечеть. В Булгарии творят поэты и учёные. История сохранила имена поэта Кул Гали, чья поэма «Юсуф и Зулейха» включена в сокровищницу мировой культуры, учёного историка Якуба ибн Нугмана, философа Хамида аль-Болгари. Многочисленные надписи на керамике, на ювелирных изделиях, особенно на камне, показывают широкое распространение грамотности среди населения.
Однако мирное развитие булгарского народа, достигшее на рубеже XII – XIII столетий своего расцвета, было прервано нашествием степных кочевников. В, покорив всю Среднюю Азию, одолели Кавказский хребет и вышли в половецкие степи. Здесь произошла битва на реке Калка, в которой были разгромлены объединенные русско-половецкие дружины. В сентябре того же года монголы подошли к Волжской Булгарии.

Булгары хорошо подготовились к встрече незваных гостей. Они возвели специальные фортификационные сооружения, куда заманили врага и дали бой. Летопись пишет, что немногие спаслись бегством. Булгары взяли в плен до четырёх тысяч степняков, причём не убили и не продали в рабство, как тогда практиковалось сплошь и рядом, а обменяли на... баранов – одного барана за одного воина. Битву ту по сей день в народе помнят как «баранью», и столь великий позор молва называет главной причиной скорой смерти Чингисхана.

Тринадцать лет после этого чингизиды штурмовали Волжскую Булгарию. Известны большие походы 1229, 1232 и 1235 годов, но всякий раз степняки были биты. Только в 1236 году, собрав несметные полчища, хан Батый сумел одолеть булгар.

Ордынцы прорвались через Волгу на запад, в земли соседней Руси. «Взяша славный Великий город Болгарский и избиша оружием от старца и до унаго и до сущаго младенца, и взяша товара множество, а город их пожгоша и всю землю их плениша», - говорится в русской летописи о событиях того трагического года. Надо признать, что стихийное сопротивление булгар захватчикам не прекращалось ещё многие десятилетия, однако местные правители вынуждены были пойти под вассальную зависимость от Золотой Орды.
В отличие от других булгарских городов, столичный Болгар скоро оправился от разрушения и в первой половине XIV веков достиг своего второго расцвета. Русские хроники именуют его Великим Булгаром, а восточные – «Золотым троном». В 1360-е годы Булгар был окружен земляным валом и мощными дубовыми стенами. Он превратился в один из крупнейших городов Европы, с населением более пятидесяти тысяч человек.
Однако наступил 1396 год. Грозный Тамерлан под предлогом искоренения ереси предпринимает опустошительный поход в земли волжских булгар. Столица разрушена до основания, йалтавар Абдулла убит. Спасённых сыновей его Галим-бека и Алтын-бека верные люди увозят на север и прячут в маленьком булгарском городе под названием Казань. Туда же переносится символ величия Волжской Булгарии и источник её экономической мощи – центральный рынок Ага-Базар. Со временем Казань, в народе называемая Булгар аль-джадид (Новый Булгар) становится столицей Волжской Болгарии. Прежний же Булгар навсегда теряет своё политическое значение.
2. Сообщение группы «Исследователей»
«Интерес к истории Болгар, как памятнику прошлого»
Интерес к истории Болгар и Булгарскому городищу как к памятнику прошлого впервые был проявлен еще при царе Федоре Алексеевиче, в 17 веке.

В 18 веке в раскопках принимал участие Гаврила Романович Державин.
Это место связано с пребыванием здесь выдающихся личностей: императрицы Екатерины П, академика Российской Академии наук П.С.Палласа, в XIX в. российского поэта А.С.Пушкина, ученого-востоковеда И.Н.Березина, татарского религиозного и общественного деятеля Ш.Марджани, художников братьев Н.Г. и Г.Г. Чернецовых, И.И. Шишкина, А.К. Саврасова, в XX в. татарского поэта Г.Тукая и многих других.


В 1722 году, направляясь по Волге на завоевание Азова, Пётр I обратил внимание на старинный заброшенный город, в котором насчитал не более 70 зданий. Он повелел описать все объекты и издал Указ, предписывающий главе Казанской губернии починить и беречь их. Первым указ об охране памятников Болгарского городища издал Петр I. В 1722 году он побывал в этом удивительном месте, а после повелел создать здесь музей. Можно сказать, что это был один из первых архитектурно-исторических памятников России, который государство взяло под свою опеку.

Неблагодарные потомки не выполнили его воли. До сегодняшнего дня не дошла и половина того комплекса зданий и сооружений, которым любовался Пётр.
Однако История проявила милость: сохранилось обширное городище, окруженное валом и рвом длиной более семи километров. Cегодня Болгарский историко-архитектурный комплекс включен в предварительный список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
.
Культурный ландшафт заповедника сохраняется в неизменном виде на протяжении тысячелетия. Иерусалимский овраг существует с домонгольского времени. Болгарское городище сохраняет до настоящего времени свои границы, оборонительные сооружения в виде вала и рва.

Границы села, основанного в XVIII в, остаются неизменными до настоящего времени.

Древнее городище «Великие Булгары», площадью 550 га. открыто для экскурсий, можно побродить меж белокаменных останков древних зданий, представив, как много веков назад здесь кипела жизнь…
( Слайд) 20 июня 2013 г. мы со школьной экскурсией посетили Булгар. Ощущения были очень интересные: как будто прикоснулся к чему-то очень старому и вечному. Любопытно посмотреть, как жили наши предки в X веке.

( Слайд) В Памятном знаке, построенном в 1912 году и посвященному принятию мусульманства Булгарами хранится малахитовый Коран. Вес книги составляет 800 кг., размеры - 2 метра в высоту и 1,5 метра в ширину, 25 см - толщина, состоит она из 632 страниц весом по 250 гр., выполненных на специальной шотландской бумаге. Обложка инкрустирована сусальным золотом, серебром, для украшения использованы малахитовые пластины, яшма, бирюза, топаз, и др.

Мы под впечатлением увиденного написали стихотворение.
Сияет Солнце над планетой
Сверкает жизненный роман!
Живут в писаниях поэты,
Что в летах славили Коран!
Закон законов - честь и благо!
Правдивость, верность божеству!
Коран - основа! Базис! Сага!
Твердыня на своём посту!
Он жизнь даёт уму народа!
Он учит правильно, как жить! Его слова - сама природа!
Которой нужно дорожить!
Ничто не вечно в этом мире,
И время не остановить.
В твоей судьбе года, как гири,
И нет тех сил, чтоб их разбить.
Читай Корана поученья!
Как, словно подвиг соверша!
От всех болезней - он лечение!
Воспрянет в радости душа!
3. Сообщение группы «Археологов»
«Архитектурные памятники прошлого».

По предположениям археологов, центр древнего города Болгар располагался у берега Волги. Сегодня здесь можно увидеть Соборную мечеть, сохранившуюся на уровне фундамента и угловых башен.

Одна из колонн мечети восстановлена – ее называют Колонной Желаний, не упустите возможности загадать свое самое сокровенное, поверьте, оно сбудется.


Построенная в середине XIII в. Мечеть являлась частью большого благоустроенного комплекса и служила главной столичной мечетью Болгарского улуса Золотой Орды. Первое и единственное сохранившееся архитектурное сооружение раннезолотоордынского периода. В стилистическом отношении архитектура Соборном мечети составляет ветвь Восточного зодчества, сложившуюся в условиях севера. В 1964-1967 гг. Соборная мечеть консервирована и фрагментарно реставрирована в пределах сохранившейся высоты.
Рядом с мечетью – Большой минарет.

Тридцати двух метровая постройка является стилизацией стоявшего здесь ранее минарета. Настоящий минарет XIII века был ниже – 24 метра, и был погублен в 1841 году из-за страсти людей к поискам кладов. Прорытый под минаретом подземный ход привел к тому, что древняя постройка рухнула. Поднимитесь по винтовой лестнице на самый верх минарета, ведь, по преданию, с каждой ступенькой прощается совершенный грех.
Малый минарет был построен в XIV веке по образу и подобию Большого минарета, но в два раза меньше по высоте – будто уменьшенная его копия. Его уникальность в том, что до наших времен это едва ли не единственный сохранившийся в России минарет ордынской эпохи. По его темной, покрытой вековой пылью лестнице можно и сейчас совершить восхождение, чтобы полюбоваться великолепной панорамой на мертвое царство старинного города.

Здание построено из отесанных туфовых и известковых блоков. Минарет представляет массивный столп, нижнее кубовидное основание которого при помощи плоских треугольных скосов плавно переходит в восьмигранный промежуточный ярус. На верхний ярус внутри минарета ведет винтовая каменная лестница в 45 ступеней. Размеры в плане 4,8x4,8 м. Высота около 10 м без шатрового завершения. Малый минарет - единственный сохранившийся до наших дней в первозданном виде средневековый архитектурный булгарский памятник. В 1968-1970 гг. была проведена реставрация памятника.
Наверное, самым интересным и таинственным объектом на территории городища Болгары в Татарстане является кубовидное сооружение с полукруглым куполом – Черная палата.

Известна дата ее постройки – середина XIV века, а вот точное назначение не установлено. Существуют различные мнения на этот счет: то ли это мечеть, то ли судная палата. А название «Черная» дана этому сооружению по потемневшим от гари стенам. Существует легенда, что здание подожгли воины Булак-Тимура. Внутри укрывались от нашествия хан Абдуллах со своей семьей. Дочь хана отказалась выти замуж за завоевателя Тимура, погубившего ее народ и захватившего в плен ее братьев. Тимур в ярости поджег здание. А гордая красавица, вместе с дымом пожарища, вознеслась на небо…

Построена из белого известняка. Сохранилась часть центрального помещения более обширного сооружения. Здание изнутри оштукатурено и украшено алебастровой лепниной, состоящей из профилированных тяг, звездчатых розеток, колонок с капителями, сталактитов на тромповых скосах. Размеры в плане сохранившегося четверика 10x10 м, включая галереи - 15-16 м. Черная палата являлась ханским судилищем. Черная палата является единственным сохранившимся гражданским сооружение XIV века.
Есть в городище и Белая палата (предположительно – баня), вернее ее фундамент. Зато внутри него расположен лабиринт из стен и перегородок, по которому можно побродить, прислушиваясь к голосу камней, проснувшемуся от вековой спячки под вашими шагами…

Баня была очень большой, и не частной, а общественной. В ней мылись рядовые горожане, о чем можно судить по строгости интерьера и отсутствию украшений. Она построена в 30-40 гг 14 в, работала до примерно 1361 года, а потом, после погрома, которому подвергся город в том году, ее постепенно забросили. Первое помещение, в которое попадал посетитель - предбанник; там люди раздевались. Далее шло главное помещение в форме квадрата со стороной больше 11 метров, причудливо разделенное на отдельные кабинки для мытья (они образовывали, если смотреть сверху, фигуру в форме креста). По сторонам зала находились индивидуальные комнаты для мытья. И центральный зал, и его боковые ответвления были покрыты куполами, как это хорошо видно на рисунках художников 18-19 вв, которые еще наблюдали бани относительно целыми (рисунок 46).
Помимо этого, в здании было несколько печей, нагревавших воду и воздух для отопления, а также целая система труб для подачи горячей воды и полых каналов под полом для нагнетания горячего воздуха (чтобы ноги на полу не стыли). В целом эта турецкая баня совершенно не отличалась от таковой в Константинополе, Багдаде, Дамаске или в Бахчисарае. Никакой скидки на “провинциализм” и удаленность от центров мировой культуры. Похоже, люди, жившие здесь, полагали в центре самих себя.

Белая палата - образец булгарских зданий XIV в., построенных по типу восточных бань, распространенных в средние века в Средней Азии, Крыму и Закавказье; она свидетельствует о хорошо развитой строительной технике булгар и высоком уровне благоустройства города.
Красная палата расположена у подножия левого берега Волги, ниже комплекса Соборной мечети. Построена в XIV в. Сохранились фундаменты и основание стен на высоту 1,5 - 2 м, система подпольного отопления, водопровода и канализации, каменные чаши водоемов и другие детали. В плане здание имеет Г-образную форму. Красная палата - остатки древней бани, условно так названной по красному цвету покраски внутренних стен. В настоящее время Красная палата скрыта под землей. Руины Красной палаты свидетельствуют о хорошо развитой строительной технике волжских болгар и высоком уровне благоустройства центральной части их столицы. Красная палата археологически исследована в 1938-1940 гг.
-Красная палата (руины).


-Восточная палата ("Ханские палаты или баня").


"Восточная палата расположена примерно в 200 м к юго-востоку от Восточного мавзолея. Построена в середине XIII - начале XIV вв. Сооружение носят следы сильного разрушения, вызванного заготовкой камня из древних развалин в конце XIX в. Отдельные участки кладки разобраны вплоть до подошвы фундамента. Общий план здания напоминает Красную и особенно, Белую палаты. Размеры в плане 39x19 м.Панцирная кладка фундаментов и цоколя наружных стен здания выполнена из крупных кусков известняка, внутренний массив стен заполнен мелким бутом и щебнем. Здание является остатками самой крупной и ранней общественной баней Болгара. Восточная палата археологически исследована в 1984-1991 гг.
Ханский дворец или Дом с башнями – это вновь выявленный архитектурно-археологический памятник Болгарского городища. Памятник представляет собой остатки кирпично-каменной постройки 13-14 вв. прямоугольной формы, вытянутый с севера на юг с круглыми башнями по углам. Раскопками выявлено, что здание было построено на месте более древнего оборонительного рва, который проходит под зданием вдоль западной стены с севера на юг.

Первоначально здание построено как мечеть, размеры, ориентация по сторонам света ее схожа с Соборной мечетью. От этого периода сохранились стены: фундаменты, сложенные из мелкого бута, пролитого известковым раствором, цоколь, наружная часть стены сложены из хорошо подогнанных белокаменных блоков, внутренняя часть стен – из кирпичной плинфы, центральная часть забутована кирпичным боем на известковом растворе. В следующий этап существования здания, вместо михраба с южной стороны пристраивается входная группа из кирпича в виде большого тамбура.

В настоящее время над Ханским дворцом построено защитное сооружение из поликарбоната, оно сделано в соответствии с требованиями Юнеско по современным технологиям для защиты этого уникального памятника архитектуры от влияния погодных условий.
Мавзолеи. Среди монументальных каменных построек Болгарского историко-архитектурного комплекса особое место принадлежит ритуальным сооружениям - мавзолеям
-Ханская усыпальница. Ханская усыпальница расположена в 15 метрах к северу от Малого минарета на территории бывшего кладбища.

Здание построено в начале XIV в. В середине XIV в. Ханская усыпальница реконструирована в целый комплекс усыпальниц. Построена из белого известняка. Здание представляет небольшую беспортальную купольную постройку квадратную в плане. Размеры - 8,5x8,5 м. В усыпальнице вскрыто 8 погребений в ящиках-табутах, некоторые из них лежали под кирпичными надгробиями. Ханская усыпальница является образцом центрально-купольного типа кубичных мавзолеев, распространенных в странах мусульманского Востока. В 1968 было проведено археологические исследование памятника, в 1968-1971 гг., 1990 г. - консервация и фрагментарная реставрация.
Северный мавзолей

Хорошо сохранившийся Северный мавзолей (XIV век) хранит многочисленные надгробия с древних кладбищ – помеченные арабской вязью и даже тюркскими рунами они еще полны тайн, которые ученым предстоит открыть…
-Северный мавзолей ("Монастырский погреб"). Северный мавзолей расположен в северной части комплекса, напротив северного фасада Соборной мечети. Сооружен в 30-х годах XIV века, в начале XVIII вeкa использовался монахами Успенского монастыря. Здание построено из белого известняка. В облицовке использованы туфовые блоки. В плане представляет прямоугольник со сторонами 13x18 м. От первоначального облика сохранились фундаменты, внутренняя забутка стен с частью внутренней облицовки до основания утраченного купола и несколькими рядами наружной облицовки в толще культурного наслоения земли, стрельчато-арочные формы дверного и оконного проемов, угловые скосы переходов от квадратного основания внутреннего помещения в восьмигранник и круглое основание купола. Строительство мавзолея связано с завершением второй реконструкции Соборной мечети и благоустройством центральной площади города Болгара. Мавзолей являлся семейной усыпальницей болгарского знатного рода. В 1968 - 1969 гг. памятник был консервирован и фрагментарно реставрирован.
-Восточный мавзолей ("Церковь св.Николая").
Восточный мавзолей расположен в северной части комплекса, напротив восточного фасада Соборной мечети. Сооружен в 30-х годах XIV века, в начале XVIII века превращен в русскую церковь Святого Николая. Построен из белого известняка. В облицовке использованы туфовые блоки. Мавзолей представляет квадрат с портальным входом с южной стороны. На прямоугольный призматический объем поставлен восьмерик, переход к которому осуществлен через тромбы. Восьмерик перекрыт полусферическим куполом. По граням восьмерика сохранились следы декоративных ниш. Размеры в плане 10,8x10,8 м. Строительство мавзолея связано с завершением второй реконструкции Соборной мечети и благоустройством центральной площади Болгара. Мавзолей являлся семейной усыпальницей болгарского знатного рода. В 1967-1968 гг. по памятнику проведена фрагментарная реставрация по первоначальному облику.

Кроме Восточного и Северного мавзолеев, Ханской усыпальницы на территории комплекса южнее центральной части, в юго-восточном районе в округе Малого минарета и в южных районах расположены еще 9 мавзолеев, сохранившихся на уровне фундаментов и 4 мавзолея, скрытых под холмами. Мавзолеи построены из известняка в середине XIV в. и в начале XV в. Захоронения в мавзолеях свидетельствуют, что это погребения знатных, особо почитаемых лиц. Все погребения совершены по мусульманскому обряду и идентичны погребениям городских кладбищ. Мавзолеи археологически исследованы в 1970-е гг.
Малый городок. К югу от Черной палаты у линии городских укреплений у въездных ворот, примыкая к валу, находится Малый городок. Это небольшая, вытянутая с севера на юг и огороженная невысоким валом и неглубоким рвом, территория. Внутри Малого городка находится прямоугольной формы площадь, также огороженная валом и рвом, с каменными зданиями. Время создания Малого городка - XIII-XIV вв. Сооружения являются фортом, поставленным с наиболее уязвимой для города стороны. Со строительством линии городских укреплений в первой половине XIV в. форт органически вошел в систему военно-инженерных сооружений Болгар, прикрывающих и контролирующих южные главные ворота. Южное здание встроено в линию южного рва примерно посредине его так, что не выходит передней стеной за границу этого рва. Построено из белого известняка. Сохранилась в основном подземная часть здания, его основание.
Это прямоугольная постройка, имеющая размеры сторон - 18,9 м юг, 19,10 м север, 13,15 м восток, 13,05 м запад. Назначение здания неизвестно. Напротив южного здания, в середине северной линии рва Малого городка, находится основание монументального каменного сооружения - две подчетыреугольные башни, а также остатки ворот между ними.
Сооружение построено из белого известняка. В плане обе башни - близкие квадрату прямоугольники, приблизительно равные по размеру (около 8 х 9 м). Западная башня имеет внутри винтовую лестницу, от которой сохранились четыре нижние ступени и площадка пятой. За пределами территории Малого городка, к северо-востоку от ворот, находится каменное здание с водоемом. Построено из известняка. Здание связано с Малым городком и поставлено так, что миновать его по пути к главным воротам невозможно. Квадратное в плане здание размерами 5,2 х 5,3 м. Резервуар в здании предназначался для совершения очищающих омовений - религиозного или ритуально-политического характера.
Строительная техника построек Малого городка имеет ряд особенностей, выделяющих ее среди болгарских памятников XIII-XIV вв., хотя в целом она им аналогична. В историко-архитектурном отношении въездные ворота явление уникальное. Аналоги сочетаний земляных сооружений и деревянных конструкций с каменными проездными воротами хорошо известны в городах домонгольской Руси - достаточно напомнить укрепления Киева (Золотые и Софийские ворота) и Владимира на Клязьме. Однако, конструктивно и архитектурно это совсем иные сооружения.
Сообщение группы «Культуроведов»
«Центр науки и духовной культуры»
Еще до принятия ислама волжские булгары имели богатую письменность, основывавшуюся на древнетюркских рунах орхонского типа. Письменность развивалась и распространялась, как средство эффективно содействовать экономике (торговля) и политике. С принятием ислама руническую письменность сменила арабская.
Ислам стал ядром, вокруг которого развивалась вся духовная культурная жизнь Волжской Булгарии. Арабская письменность была не только средством распространения новой религии. Но и ключом к знаниям, открывающим дверь в богатейшее культурное наследие мусульманского Востока.
В арабо-персидских письменных источниках можно встретить упоминания о булгарских философах, факихах, медиках. В ХIII веке Булгар – столица Волжской Булгарии, имевшая известные на Востоке медресе, становится одним из лучших мусульманских культурных центров. Сюда стремятся для продолжения образования и восточные ученые. Арабский историк XV века Ибн Хаджар ал-Аскалани сообщает о выходце из Ирака, получившим образование в Булгаре, а потом преподававшем в Анатолии и Сирии. В начале XIII в. широко известно имя болгаро-татарского поэта Кул-Гали, а в первой половине XIII в. Бату-хана. У булгар была развита вычислительная математика, астрономия. Булгарские мусульманские погребения поражают точностью ориентировок, нередко до одного градуса. Высокого уровня развития достигла и медицина. Булгарам были известны природные лекарства: различные виды растений и камни. В Афганистане, Северной Индии, части Ирана с давних времен в лечебной практике использовалась мазь «чарме-и булгхар» (булгарская кожа) против кожных болезней. На развитие медицинских знаний булгар бесспорное влияние оказала «Книга исцеления» Ибн Сины.

В музее "Дом лекаря" определено отражение роли Болгара и Волжской Булгарии как одного из центров развития науки, в частности, медицины, естествознания и фармакологии, а также развитых ремесел, связанных с этими отраслями знания.


Центральная тема в экспозиции "Дом лекаря" - сочинения Таджаддина ал-Булгари, средневекового врача из Волжской Булгарии, который был хорошо известен в мусульманском мире. Он наряду с Авиценной является автором одного из 20 трактатов выдающихся целителей Востока.
Археологические находки древнего Болгара собраны в музее, открытом в Успенской церкви, что выстроена на территории городища в XVIII веке на фундаменте ханского дворца.


Вертикали храмовой части и колокольни доминируют среди болгарских памятников и просматриваются издали, являясь своеобразным ориентиром в окружающем природном ландшафте. Построена в 1732-1734 гг. на средства казанского купца Михляева. При строительстве церкви для фундаментов были использованы камни от руин болгарских памятников, а в цокольной части уложены болгарские надгробные памятники с арабскими и армянскими надгробиями, представляющими большую научную ценность. Памятник архитектуры провинциального барокко представляет интерес как элемент исторически сложившегося историко-архитектурного комплекса. В 1965, 1977, 1982-1983 гг. проведены реставрационные работы.
На территории заповедника располагаются три озера.

а территории заповедника располагается три озер
10 июня 2012 года, в Булгаре торжественно открыли Белую мечеть (туристы её часто сравнивают с Тадж-Махалом).
Нет сегодня величественного города, но место по-прежнему хранит следы предков поволжских татар, и потому почитается национальной святыней. В начале июня Болгарское городище, превращается в место массового паломничества мусульман. В эти дни отмечается годовщина принятия ислама Волжской Булгарией.
У мусульман считается, что троекратное посещение Великого Булгара равнозначно хаджу в Мекку.
(Многие утверждают, что ничего подобного в мире не видели: рядом с Белой мечетью у любого человека возникает необыкновенное ощущение, словно он попал в древний Восток. Здесь как-то особенно четко воспринимаешь настоящий Ислам – мирный и чинный, далекий от радикальных потрясений.
Выводы:
Замечательно, что государство занимается такими проектами, как «Культурное наследие Республики Татарстан». Ведь благодаря ему мы узнали больше об истории нашего родного края и смогли представить, как жили наши предки много веков назад и поняли, что Волжская Булгария жива пока мы-потомки помним о ней.
Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник созданный в 1969 году является старейшим в Республике Татарстан. Также он является самым северным в мире памятником средневекового мусульманского зодчества, уникальным и единственным образцом болгаро-татарской архитектуры середины XIII-XIV вв. Не имеет аналогов в мире как ценный исторический памятник, свидетельствующий об исчезнувших государствах (Волжская Болгария, Золотая Орда), исчезнувшей культуре, жизненном укладе и как: оказавший значительное влияние в течении X-XV вв. на развитие культуры, архитектуры. Территория Болгарского историко-архитектурного комплекса является:
- археологическим свидетельством прошлого, которое демонстрируют человеческое присутствие с середины I тысячелетия н.э., выдающимся примером типа построения, архитектурного и ландшафтного ансамбля, иллюстрирующего несколько значительных периодов в истории человечества, примером обустройства людей и заселения территории Наиболее ранние памятники относятся к эпохе мезолита. В районе урочища Ага-Базар и бывшего Спепного озера зафиксирована серия памятников эпохи неолита и бронзы. Ряд находок относится к периоду раннего железа. На территории Болгарского городища в разное время найдены поздние римские монеты.
- местом официального принятия ислама волжскими болгарами – предками казанских татар в 922 году,
- местом культового поклонения, паломничества мусульман к своим святыням, - местом расположения в XIII в. первой столицы Золотой Орды (ставка Бату-хана и Улуса Джучи) и чеканки первых золотоордынских монет при Берке в 1250-х гг.,
-местом, связанным с пребыванием здесь выдающихся личностей
- одним из первых мест в Российской империи, связанных с вниманием к проблемам сохранения и реставрации памятников на государственном уровне.
Список литературы.
1. Города Волжской Булгарии: В серии «История татар». – Казань: Татарское книжное издательство, 2003.2. Города Казанского ханства / Фаяз Хузин, Нурулла Гариф. – Казань: Татар. Кн. Изд-во, 2008.3. Газета фонда «Историко-культурное наследие». Главный редактор Ж.С. Сафиуллин. – Набережные Челны, Октябрь, 2010. «Болгар – северная ойкумена мусульманского мира». Д. Мухаметшин.4. Газета «Моя любимая республика» / ООО «Комсомольская правда» Татарстан. Редактор – Альфия Адиятова. – Казань, 28 августа, 2010.5. Журнал «Мирас – наследие народов Российской Федерации». Главный редактор – академик Минахмет Сахапов. - Казань, №2, 2008.6. История Татрстана: Учебное пособие для 6 класса общеобразовательной школы/ Ф,Ш, Хузин, В.И. Пискарёв. – Казань: ТаРИХ, 2004.7. Речь Президента Российской Федерации Д. Медведева. - Журнал «Мирас – наследие народов Российской Федерации». Главный редактор – академик Минахмет Сахапов. - Казань, №2, 2008.8. Речь Первого Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева - Журнал «Мирас – наследие народов Российской Федерации». Главный редактор – академик Минахмет Сахапов. - Казань, №2,
ИнтернетресурсыTatTravel.ru›goroda-tatarstana/gorod_bolgar_…images.yandex.ru›булгары экскурсия
wkd-Kazan.ru›content/ekskursiya-v-velikii-bulgarnsportal.ru›blog/uvlecheniya/ekskursiya-na…bulgaryimages.yandex.ru›булгары
ru.wikipedia.org›wiki/Булгар
paradise-s.ru›tatarstan.html photo.mail.ru
ru.wikipedia.org/wiki/Волжская_Булгария http
http://yandex.ru/video/search?text=город%20Булгар%20реконструкция&filmId=y8IDX96tUXI
Фотоматериалы с места экскурсии в Булгар.
(автор Шарова В.М.)