Рабочая программа по внеурочной деятельности Мастерская гнома Эконома




Рассмотрено на заседании
МО ____________________
Протокол № ____
«___»__________2016г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
____________О.Н.Костеева
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ
«Дружба»
___________А.Н. Калинин













Внеурочная деятельность:
Социальное направление
«Мастерская гнома эконома»
4 класс
2016-2017 учебный год



Составител:
Педагог-психолог первой категории Бадеян Г.С.












Одинцово 20-16г.

Содержание
1.
Пояснительная записка
3

2.
Цели, задачи внеурочной деятельности.
3

3.
Принципы содержания.
4

4.
Планируемые результаты.
4

5.
Содержание курса.
5

6.
Тематическое планирование.
6

7.
Календарно-тематическое планирование.
7

8.
Литература.
9



































1. Пояснительная записка

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.Занятия проводятся в форме экскурсий, круглых столов, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающим влияние на становление личности ребенка в его отношениях к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.

Курс экономики в начальной школе подготавливает младших школьников к изучению экономиче ского компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.

Основными целями проведения внеурочных занятий являются:
содействовать развитию теоретического образования основам экономики и предпринимательства;
развитие общего кругозора, мышления, исследовательских умений обучающихся;

Организация работы.
Программа рассчитана на 34 часа (1часа в неделю).

Основные требования к программе:
1)учет желаний обучающихся;
2)особенности школы;
3)наличие необходимой литературы у учителя.

Формы работы – коллективная, групповая, индивидуальная.

Цель – развитие теоретического образования основам экономики и предпринимательства, с помощью экономических категорий и понятий содействовать целостному восприятию и широкому охвату окружающего мира.
Обучающие задачи : развитие познавательного интереса, формировать базовые экономические знания.
Воспитательные задачи : формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме.
Развивающие задачи : развитие личностных качеств – самостоятельности, ответственности, активности , аккуратности и т.д.

Сроки реализации программы
Учебный год- 2016-2017

Принципы программы:

Отбор содержания факультативного курса подчиняется следующим принципам:
1. Учет наглядно-образного характера мышления младших школьников. В содержание программы по экономике вошли те явления, с которыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта.
2. Ориентация на потребности ребенка младшего школьного возраста и его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим, одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в экономической сфере.
3. Преемственность и перспективность. В процессе изучения программы по экономике у младших школьников закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни.

Предполагаемые результаты реализации программы

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Планируемые результаты:
обучающиеся должны получить представления о богатстве окружающего мира, должны осознать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда;
приобретение навыков экономически грамотно действовать в повседневной жизни;
развивать культуру экономического мышления, научиться пользоваться экономическим инструментарием;
расширять активный словарь, включая в него экономические термины;
проводить самоанализ деятельности и самооценку её результата.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощенном в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением людей к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценке результата труда людей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
При изучении «Экономики» ученики получают знания о семье как экономической единице общества, о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов. Учащиеся узнают, что представляют собой такие качества личности как экономность, бережливость. Изучая тему «Труд», школьники осознают, как важно бережно относиться к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей. Таким образом, актуализируются их представления о бережливости, аккуратности, уважении к человеческому труду. Тема «Богатство и бедность» поднимает вопросы этики: отношение к богатству и милосердию.
Учащиеся понимают, как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом, но нуждается в помощи). Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».
Школьники познакомятся:

- с разнообразными профессиями и специальностями;
- получат представление о том, какие умения и навыки необходимы для квалифицированного выполнения различных работ;
- познакомятся с понятиями «специализация», «специальность», «проект», «планирование», «городское хозяйство» , «вклад», «ссуда», «выручка», «банкрот»
- получат представление о циркуляции денег в современном обществе.

Содержание:
1.Мир профессий. У подростков формируется представление об основных профессиях и их особенностях, о критериях успешной работы специалиста, об условиях работы.
2.Деньги. Виды и функции денег. - знать историю, причины возникновения денег, купюр;
- развитие умения работать с различными заданиями по теме экономика;
- уметь различать деньги разных стран;
- знать функцию денег;
- знать функцию электронных денег и способов безналичного расчёта;
- уметь пользоваться деньгами в жизненной ситуации;
- знать основное назначение денег и как их заработать, за что получить.
3.Доход и расход: - различать основные понятия: бюджет, доход, расход;
- осознанно включать эти понятия в произвольную речь ученика;
- уметь считать расходы и доходы на одного человека и группу людей;
- знать из чего складывается бюджет семьи;
- учиться экономии.
4. Труд и средства труда: - уметь участвовать в коллективной работе и осознавать свою значимость;
- осознание деятельности руками;
- знать что такое труд, формы труда, результат, труда;
- уметь осознавать свой труд, видеть свой результат;
- ориентироваться в оборудовании труда, разбираться в рабочих инструментах;
- уметь по предмету труда определить профессию и род деятельности человека;
- умение рационально использовать материал;
- знать для чего служит материал людям;
- осознание совместного труда;
- умение работать в коллективе.
5. Товар: - развивать понимание понятий: реклама и её виды, листовки, баннеры.
- воспитывать нравственность, понимание связей экономики с другими предметами;
- знать права и законные интересы продавцов, покупателей и уметь применить их в жизни;
- уметь оперировать экономическими понятиями;
- научатся взаимодействию в коллективе;
- проявят инициативу при получении и выборе творческих заданий;
- испытывать интерес к талантам народных умельцев;
- формирование первичных представлений о предприятиях города, выпускающих продукцию;
- уметь различать товары по стоимости;
- знать из чего делают товары;
- уметь различать особенности производства товаров;
- уметь производить операции купли- продажи;
- уметь участвовать в коллективной работе;
- уметь выделять свою работу и осознавать свою значимость при выполнении общего дела;
- уметь оперировать экономическими понятиями при создании общего «Экономического дела»;
- умение подводить итоги своей деятельности.


Тематическое планирование

Тематический план программы
№п/п
Тема
Количество часов



Всего
Теория
Практика

1
Введение. Мир профессий
3
2
1

2
Деньги. Виды и функции денег.
6
4
2

3
Доход и расход
4
2
2

4
Труд и средства труда
7
4
3

5
Товар
11
7
4

6
Проект
2
1
1

итого
34ч.
1

1


Календарно-тематическое планирование


Тема
Даты реализации
Форма организации деятельности
Форма контроля

1
Путешествие в страну экономика
01.09-02.09

Путешествие, использование сказочных героев, сказки Т.В. Смирновой, дидактические игры.
Рефлексия

2
Профессии моей семьи
05.09-09.09

Игра – занятие, использование загадок, проблемных ситуаций, дид. игр, творческих заданий.
Игры, презентации

3
Викторина профессий
12.09-16.09

Викторина, использование дид. игр, загадок, ребусов, кроссвордов.
Игры.

4
Деньги
19.09-23.09

Тематическое занятие, использование исторических сведений, рассказ, сказки, рассматривание альбомов
Презентация

5
Бумажные купюры
26.09-30.09

Тематическое занятие, рассматривание альбомов, творческие задания.
Презентация

6
Монеты.
Монетный двор
03.10-07.10

Сюжетно- дидактическая игра, рассказ, рассматривание альбомов, карточки
Игры, презентация

7
Валюта
17.10-21.10

Путешествие, использование игровых
ситуаций, использование сказочных героев, кроссворд. Словарь.
Игры, опросники.

8
Зачем нужны деньги?

24.10-28.10

Игра – занятие, проблемные ситуации, пословицы, поговорки, дид. игры.
Игры, викторины.

9
Покупательная сила денежных знаков
31.10-04.11

Игра- занятие, проблемные ситуации, стихотворения, сказка, словарь, дид. игра
Игры, викторины.

10

Бюджет семьи
07.11-11.11

Игра – занятие, использование схем, словаря, сказки, дид. игры.
Опрос

11
Доход Семьи
14.11-18.11

Игра – занятие, проблемные ситуации,
словарь, сказка, схема, задачи.
Опрос

12
Расходы семьи дяди Фёдора
28.11-0212

Игра – занятие, схемы, проблемные ситуации, задачи, карточки
Рефлексия

13
«Я – дорогой ребенок»
05.12-09.12

Сюжетно- ролевая игра «Семья», проблемные ситуации.
Рефлексия

14
Игра – соревнование
«Поле – Чудес»
12.12-16.12

Развлечение, загадки, ребусы, кроссворды.
Рефлексия

15
Для чего руки нужны
19.12-23.12

Развлечение, стихи, пословицы, беседа
ребусы.
Опрос.

16
Что такое труд?
26.12-30.12

Игра – занятие, рассматривание иллюстраций, пословицы, поговорки,
высказывания, стихи, проблемные ситуации.
Опрос, решения проблемных ситуаций.

17
Кому, что нужно для работы
09.01-13.01

Игра- занятие, дид. игры, ребусы, загадки, игра «кто больше назовет»
Игры, викторины.

18
Материалы (ресурсы).
Экономия.
16.01-20.01

Сюжетно- ролевая игра «Ателье»
Презентация

19
Количество и качество результатов труда
23.01-27.01

Мастерская гнома Эконома
 
Презентация.

20
Совместный труд
30.01-03.02

Игра- занятие, пословицы, проблемные ситуации, изготовление коллективной поделки, инсценировка «Репки»
Презентация.

21
Товар – продукт труда
06.02-10.02

Игра – занятие, стихи, проблемные ситуации, схемы, путешествие.
Рефлексия

22
Производство товаров
13.02-17.02

Игра - занятие, дид. игра, карта, фотографии предприятий.
Рефлексия

23
Товары нашего города
27.02-03.03

Занятие – игра, карта города, дид.игра.
Рассматривание иллюстраций, фотографий.
Рефлексия

24
Совместный труд
06.03-10.03

Сюжетно- ролевая игра «Откуда пришла книга».
Рефлексия

25

Товар и цена
13.03-17.03

Сюжетно- ролевая игра «Магазин», проблемные ситуации, задания.
Рефлексия

26
Товар и изделие.

20.03-24.03

Игра – занятие, рассказ, рассматривание иллюстраций, произведений народных умельцев, изготовление изделий.
Рефлексия

27
Путешествие в страну товаров.
27.03-31.03

Путешествие – игра, задания, проблемные ситуации, творческие задания.
Рефлексия

28
Путешествие товаров в разные страны.

03.04-07.04

Игра- занятие, схемы, дид. игра, задания, проблемные ситуации.
Рефлексия

29
Товар и бережное отношение к нему.

17.04-21.04

Игра- занятие, сказка, проблемные ситуации, пословицы, стихи.
Рефлексия

30
К.В.Н.

24.04-28.04

Развлечение.
Рефлексия

31
Ярмарка – бизнес день
01.05-05.05

Деловая игра
Рефлексия

32
Предпринимательство.
08.05-12.05

Деловая игра
Рефлексия

33
Повторение
15.05-19.05

Деловая игра
Презентация

34
Итоговый контроль
22.05-26.05

тестирование
тест









Литература:

1.Т.Смирнова, Т.Проснякова. Методические рекомендации в помощь учителю экономики 2-4 классов.(ФНМЦ им.Л.В.Занкова)

2.Т.Смирнова. Белка и компания. Экономика в сказках, играх и задачах. Учебник, задачник-тетрадь в 2-х частях. Самара, корпорация «Фёдоров», 2000г.

3.Н.Зайченко. Экономика. Задачи, упражнения, тесты, кроссворды. Санкт-Петербург, 1998г.

4.Т.Смирнова. Экономический сказочный словарь.- Самара: Издательский дом «Фёдоров». Издательство «Учебная литература», 2009г.

5.Журнал «Начальная школа», №1, 2010г.

6.Н.Романовская. Экономическая игротека. М: «Финансы и статистика», 1994г.

7.Т.Попова, О.Меньшикова. Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях. М. «Просвещение», 1993г.

8.Журнал «Миша».

9.Методическое руководство для учителя. Наш город. МОО «Достижения молодых». Москва. 1999г.
10. Кушина А.П., Кушин М.А. Семейная экономика, Тула, книжное издательство, 1991

11. Завистовская С.А. Простое лечение пищей, М: Фирма «Алеся», 1993

12. Жуковская В.И. Учимся готовить экономно и вкусно, - М.: Общество «Знание» России, 1993

13. Азрилияк А.Н. коммерческий словарь.- М : «Правовая культура», 1992

14. Казаков А.П. «Школьнику о рыночной экономике». – М.: Общество «Знание», 1993
















 








13PAGE \* MERGEFORMAT14915



15