Консультация для родителей Зимние забавы





Дидактический материал
Цель: Систематизировать знания детей о зимних забавах. Дать представление о зимних видах спорта. Объяснить, какое значение имеет спорт и физкультура для здоровья человека. Формировать лексико-грамматическую сторону речи. Развивать связную речь.
Пальчиковая гимнастика
«Мы во двор пришли гулять» – развитие мелкой моторики.
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальцы по одному) .Мы во двор пришли гулять. («Идут» по столу указательным и средним пальцами) .Бабу снежную лепили, («Лепят комочек снега» двумя ладонями).
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальчиками) .С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) .А ещё в снегу валялись. (Кладут ладони на стол, то с одной стороны, то с другой) .Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки) .Съели суп, и спать легли (Движения воображаемой ложкой, затем руки под щёку) .Физкультминутка «Зима» - развитие общей моторики.
Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны) .Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой).
Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз).
Дворник улицу метёт, (Имитируют).
Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд).
Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся).
Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют).
И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки).
Подвижная игра «Снежная баба» - координация речи с движением.
Сегодня из снежного мокрого кома. (Дети идут по кругу, «катят» перед собой снежный ком) .Мы снежную бабу слепили у дома.
Стоит наша баба у самых ворот. (Рисуют руками в воздухе 3 круга, начиная с малого) .Никто не проедет, никто не пройдёт. (Грозят указательным пальцем сначала правой рукой, затем левой) .Знакома она, уже всей детворе (Дети идут по кругу, последние слова говорит 1 ребёнок: «Жучка») .А Жучка всё лает: «Чужой во дворе! »
Самомассаж «Зимние забавы» - массаж лица.
Завтра снова будем мчаться (Поглаживание от середины лба к верхней части ушей).
На коньках и на санях. (Поглаживание от носа к средней части ушей).
И на лыжах с гор кататься - (Поглаживание от середины подбородка к нижней части ушей).
Ведь зима у нас в гостях!
Пословицы, поговорки– толкование смысла, заучивание.
В зимний холод всякий молод.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Любишь кататься - люби и саночки возить.
В чужие сани не садись.
Кто спортом занимается, тот сил набирается.
Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
Чистоговорки – автоматизация звуков
Лыжнику нужна хорошая лыжня.
У мальчика Алёшки
На тёпленькой ладошке
Ледышка полежала
И лужицею стала.
Погрузил Егор на санки
Триста тридцать три баранки.
Санки быстро развалились –
Все баранки раскатились.
Весёлая задачка - ФЭМП
В снег упал Серёжка,
А за ним Алешка.
А за ним Иринка,
А за ней Маринка.
А потом упал Игнат.
Сколько было всех ребят?
Загадки- развитие слухового восприятия, мышления.
Две новые кленовые
Подошвы двухметровые
На них поставил две ноги
И по большим снегам, беги. (Лыжи) .Я катаюсь на нём до вечерней поры.
Но ленивый мой конь возит только с горы.
А на горку всегда сам пешком я хожу
И коня своего за верёвку, вожу. (Санки) .Два коня у меня, два коня.
По воде они возят меня.
А вода тверда, словно, каменная. (Коньки, лёд) .Кто по снегу быстро мчится,
Провалиться, не боится? (Лыжник) .По снегу покатите – я подрасту.
На костре согрейте – я пропаду. (Снежный ком) .Что за нелепый человек,
Пробрался в двадцать первый век?
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла. (Снеговик).
Меня не растили, из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глаза – угольки. Руки - сучки.
Холодная, большая, кто я такая? (Снежная баба) .Дождались зимы друзья:
По реке бегут, скользя.
Лёд срезают, как ножи
Выполняя виражи. (Коньки) .\
Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры —
Помчались с горы. (Санки) .Круглый маленький комочек я из снега соберу,
Брошу в друга, брошу в брата,
Мы играем, все в снегу. (Снежки) .Игра «Доскажи словечко»- развитие чувства рифмы.
Сажусь и качусь,
С горы я мчусь,
Но это не санки,
А просто … (ледянка) .Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка.
На бруски набил я планки,
Дайте снег! Готовы … (санки) .Он на вид – одна доска,
Но зато названьем горд,
Он зовется… (сноуборд) .Зима в подарок нам даёт
Румяные деньки.
Скорей на снег,
Скорей на лёд,
На лыжи и … (коньки) .На ледяной площадке крик,
К воротам рвется ученик.
Кричат все: Шайба! Клюшка! Бей!
Веселая игра … (хоккей) .Вдруг отточенным движеньем
Хвать винтовки – и стрелять!
Бьют прицельно по мишеням, –
Раз, другой, четыре, пять.
И помчались под уклон.
Что же это? - … (Биатлон) .Ног от радости не чуя,
С горки снежной вниз лечу я.
Стал мне спорт родней и ближе…
Кто помог мне в этом? -… (Лыжи).
В зимний день по снежной корке
Он меня катает с горки.
С ветерком промчаться рад
Мой веселый … (снегокат) .Лексико-грамматические игры и упражнения
1.Игра «Называй-ка! » - предметный словарь.
«Назовите зимние развлечения»;
«Назовите зимние виды спорта».
2.Игра «Назови действия» - глагольный словарь.
Дети зимой (что делают) - … лепят снеговика, играют в снежки, катаются на лыжах, катаются на санках, и т. д.
3.Игра «Кто, что делает? » - глагольный словарь.
Конькобежец (что делает) – бегает на коньках.
Саночник – катается на санках.
Лыжник – катается на лыжах.
Хоккеист – играет в хоккей.
Хоккеист – играет в хоккей.
Фигурист – катается на коньках.
Сноубордист – катается на сноуборде.
4.Игра «Кому, что нужно? » - согласование существительных в дательном падеже.
Кому нужна клюшка? – Клюшка нужна хоккеисту.
Кому нужны санки? – Санки нужны саночнику.
Кому нужны коньки? – Коньки нужны хоккеисту, конькобежцу, фигуристу.
Кому нужны лыжи? – Лыжи нужны лыжнику.
Кому нужна шайба? – Шайба нужна хоккеисту.
Кому нужен сноуборд? – Сноуборд нужен сноубордисту.
5.Игра «Счёт 1 - 10» - согласование числительного с существительным и прилагательным.
Снежная баба, снежный ком, зимний день.
6.Игра «Отгадай спортсмена по действию» - предметный словарь.
Ходит на лыжах - … (лыжник, лыжница) .Бегает на коньках - … (конькобежец, конькобежка) .Играет в хоккей - … (хоккеист) .Занимается фигурным катанием - … (фигурист, фигуристка) .Катается на санках - … (саночник, саночница) .Занимается слаломом - … (лыжник, лыжница) .Катается на сноуборде – (сноубордист, сноубордистка) .7.Игра «Образуй признак» - образование причастий настоящего времени от глаголов.
Хоккеист забил гол в ворота. – Забивающий гол в ворота хоккеист.
Лыжник летит с горы. – Летящий с горы лыжник.
Лыжник прыгает с трамплина. – Прыгающий с трамплина лыжник.
Фигурист кружится на льду. – Кружащийся на льду фигурист.
Дети катаются на санках. – Катающиеся на санках дети.
Мальчики играют в снежки. – Играющие мальчики в снежки.
Девочки лепят снеговика. – Лепящие снеговика девочки.
Малыши строят снежную горку. – Строящие снежную горку малыши.
8.Игра «Какой? Какая? Какие? Какое? » - образование относительных прилагательных.
Лыжи из дерева (какие) - … (деревянные) .Санки из металла (какие) - … (металлические) .Снеговик из снега (какой) - … (снежный) .Горка изо льда (какая) - … (ледяная) .Сосульки изо льда (какие) - … (ледяные) .Коньки из кожи - … (кожаные).
Игры, имеющие отношение к спорту, какие? – Спортивные игры.
Игры на Олимпиаде, какие? – Олимпийские игры.
Медали для чемпионов, какие? – Чемпионские медали.
Медаль из золота, какая? – Золотая медаль.
Медаль из серебра, какая? – Серебряная медаль.
Медаль из бронзы, какая? – Бронзовая медаль.
Лыжи для катания по горам, какие? – Горные лыжи.
Катание на коньках с выписыванием фигур, какое? – Фигурное катание.
Шайба для хоккея, какая? – Хоккейная шайба.
Лыжник катается на лыжах – Лыжный спорт.
9.Игра «Зимние забавы» - согласование падежных окончаний.
Воспитатель: Сейчас мы поговорим с вами о весёлых зимних забавах.
Что? – … (весёлые зимние забавы) .Нет чего? – … (весёлых зимних забав) .Радуешься чему? – … (весёлым зимним забавам) .Видишь что? – … (весёлые зимние забавы) .Доволен чем? – … (весёлыми зимними забавами) .Говоришь о чём? – … (о весёлых зимних забавах) .10.Игра «Закончи предложение» - согласование падежных окончаний.
А давайте, поиграем со словом «снеговик», я начну предложение, а вы закончите его словом «снеговик».
Мы решили слепить…. (снеговика) .Мы приделали нос - морковку нашему …. (снеговику) .Мы показали соседям нашего …. (снеговика) .Мы играли с нашим …. (снеговиком) .Мы всем рассказали о нашем …. (снеговике).
11.Игра «Большой и маленький» - образование существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- Давайте я буду говорить про большого снеговика, что у него есть, а вы – про маленького:
У большого снеговика красный нос. – У маленького снеговичка красненький носик.
У большого снеговика чёрные глаза. - …
У большого снеговика лохматая метла. - …
У большого снеговика зелёное ведро. - …
У большого снеговика длинный шарф. - …
12.Игра «Назови ласково» - образование существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
Санки – … (саночки, горки -, сосульки -, каток -, лёд -, сугроб -, и т. д.13.Игра «Один - много» - образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Лыжным спортом занимается — лыжник, много кого? - Лыжников.
Фигурным катанием занимается — фигурист, много кого? - Фигуристов.
Санным спортом занимается – саночник. Много кого? – Саночников.
В хоккей играет – хоккеист. Много кого? – Хоккеистов.
Конькобежным спортом занимается – конькобежец. Много кого? – Конькобежцев.
Биатлоном занимается – биатлонист. Много кого? – Биатлонистов.
Сноубордом занимается – сноубордист. Много кого? – Сноубордистов.
Клюшка – клюшки, шайба – шайбы, снежинка – снежинки, горка – горки, снежок – снежки, лыжа – лыжи, конек – коньки, снеговик – снеговики, и т. д.14.Упражнение «Скажи правильно» - спряжение глаголов и их различение (в прошедшем и будущем времени)
Болеть за победу нашей хоккейной команды; кататься с друзьями с корки на санках; учиться кататься на коньках.
(Я, ты, он, она, вы, мы, они) .15.Игра «Четвёртый лишний» - составление сложноподчинённых предложений с союзом потому что.
Биатлон, бокс, лыжи, фигурное катание;
велоспорт, художественная гимнастика, футбол, горнолыжный спорт;
лыжи, коньки, санки, штанга;
конькобежец, саночник, велосипедист, хоккеист;
санки, скакалка, лыжи, коньки.
16.Игра «Путаница» - преобразование деформированной фразы.
Мы, дворе, на, три, кома, слепили.
Ком, ком, на, положили.
Снеговик, руки, прилепили.
Метла, ему, руки, в, воткнули. Глаза, нос, рот, и, потом, сделали.
Шапка, на, голова, снеговик, надели.
17.Игра «Исправь ошибку» - развитие логического мышления.
Лыжнику нужны санки. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки.
Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, играют в мяч, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, строят снежную крепость.
18.Упражнение «Расскажи-ка! » - составление рассказов о зимних забавах по представлению (из личного опыта, развитие связной речи.«Как мы лепили снеговика», «Как мы играли в снежки» и т. д.
План:
• Как называется моё зимнее развлечение?
• Где это было?
• Кто ещё принимал участие?
• Было весело или грустно?
• Почему мне понравилось?
Список литературы:
1. Н. В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
2. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Развитие связной речи.
3. Ресурсы интернета.