Рабочая программа по математике 2 класс для детей с нарушением интеллекта (Воронкова В.В.)


Пояснительная записка
       Рабочая программа по математике 2 кл для детей с лёгкой степенью умственной отсталости разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой. Москва, «Просвещение» 2013г,в соответствии с;
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Учебным планом МОУ СОШ №
Уставом МОУ СОШ ;
"Положением о рабочей программе"разработанным в МОУ СОШ № ;
Годовым календарным графиком МОУ СОШ №;
адаптирована для ученика 2 класса индивидуального обучения на дому в соответствии с психо – физическими и интеллектуальными особенностями данного ученика, на основе содержания учебника «Математика» для 2 класса, для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, автор: Хилько А. "Просвещение".
Цель курса обучения математике во 2 классе – развивать познавательную деятельность младших школьников с нарушением интеллекта на основе формирования доступных математических представлений, знаний, умений, необходимых им в повседневной жизни и при изучении других предметов.
Задачи:
формировать доступные обучающимся математические знания, умения, практически применять полученные знания в повседневной жизни, при изучении других предметов;
обучать умению видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;
развивать и корректировать недостатки познавательной деятельности, личностных качеств учащихся средствами математики с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка;
воспитывать у школьников целеустремлённость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, аккуратность.
Содержание программы
Математический материал программы представлен основными разделами:
Нумерация
Единицы измерения и их соотношения
Арифметические действия
Арифметические задачи
Геометрический материал
Данное распределение по разделам продолжает идею концентрического изучения материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений. Концентризм программы создает условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала.
Перед началом изучения курса математического материала 2 класса, в первой четверти отведено время на повторение изученного в первом классе с целью актуализации ранее усвоенных знаний. Помимо этого предполагается при распределении учебного времени часть часов в конце учебного года отвести на повторение пройденного за год. Итоговое повторение обусловлено специфическими особенностями познавательной деятельности и нервной системы младших школьников с нарушением интеллекта.
Для изучения новых геометрических понятий в календарном плане отведены отдельные часы. Помимо этого закрепление и повторение геометрических знаний предполагается проводить на каждом уроке в контексте с арифметическим материалом.
Проверка знаний учащихся по математике проводится по результатам индивидуального и фронтального опросов, текущих и итоговых письменных контрольных и проверочных работ. Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными программой за 2 класс по 5-бальной системе. Рабочая программа предусматривает проведение 5 контрольных работ (4 к/р. по итогам четвертей и одна – годовая к/р.).
При отборе учебного материала в рабочей программе учтены возможности учащихся по усвоению математических представлений и знаний, умений практически их применять. Программой предусмотрен дифференцированный подход, который основан на разграничении обучающихся по двум уровням усвоения образовательной программы по математике.
Повторение
Повторение. Нумерация первого десятка.
Нумерация
Отрезок числового ряда 11-20.
Образование, чтение, запись чисел в пределах 20. Цифры, их количество. Числа первого и второго десятков. Числа однозначные и двузначные. Единицы, десятки. Умение отложить любое число в пределах 20 на счётах.
Сравнение чисел. Знаки «>», «<», «=».
Разложение двузначных чисел на разрядные слагаемые (15= 10+5). Счёт по единице, по 2, по 5, по 3, по 4 в пределах 20 в прямом и обратном порядке.
Единицы измерения и их соотношения
Единицы измерения длины: сантиметр, дециметр. Обозначения: 1 см, 1 дм. Соотношение: 1 дм = 10 см.
Единицы измерения времени: час, месяц. Обозначения: 1ч., 1 мес.
Часы. Циферблат. Определение времени с точностью до часа.
Запись чисел, выраженных одной единицей измерения – стоимости, длины, времени.
Арифметические действия
Называние компонентов действий сложения и вычитания (в речи учителя).
Сложение десятка и однозначного числа и соответствующие случаи вычитания.
Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд. Вычитание из 20 однозначных и двузначных чисел.
Действия с числами, выраженными одной единицей измерения (длины, стоимости, времени).
Понятия «больше на…», «меньше на…». Решение примеров на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.
Арифметические задачи
Простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц. Задачи в два действия, составленные из ранее изученных простых задач. Запись ответа.
Геометрический материал
Овал. Луч. Построение луча.
Угол. Угол прямой, тупой, острый. Вершины, стороны углов.
Чертёжный угольник, его использование при различении видов углов. Вершины, стороны, углы в треугольнике, квадрате, прямоугольнике.
Измерение и построение отрезков заданной длины (одной единицей измерения).
Построение произвольных углов разных видов. Построение прямого угла с помощью чертёжного угольника.
Построение геометрических фигур по вершинам.
Повторение материала за год
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через разряд. Решение примеров и задач, содержащих отношения «меньше», «больше на», «увеличить». Решение составных арифметических задач. Построение луча, отрезка, угла, треугольника, прямоугольника, квадрата.

Место предмета в базисном плане
Программа составлена с учетом индивидуальных особенностей, уровня развития, психических особенной и навыков учебной деятельности. В соответствии с этим внесены необходимые изменения и дополнения в содержание ( уменьшено количество часов, отведенных на изучение всех разделов и тем). Программа содержат материал, помогающий учащемуся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим ему для социальной адаптации.
1час --34ч
I четверть – 9ч.
II четверть – 7 ч.
III четверть –11 ч.
IV четверть – 7 ч.
Итого- 34 час.
Учебно-тематический план

п/пПеречень тем: Кол-во часов
1 Первый десяток (повторение) 2 Сутки. Неделя. 3 Увеличение, уменьшение числа на несколько единиц. 4 Второй десяток 5 Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток 6 Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении. 7 Сложение и вычитание с переходом через десяток. Сложение. 8 Сложение и вычитание с переходом через десяток. Вычитание. 9 Деление на две равные части ИТОГО: 34
Основные требования к уровню подготовки
Учащиеся должны знать:      счет в пределах 20 по единице и равными числовыми группами;      таблицу состава чисел (11—18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток;      названия компонента и результатов сложения и вычитания;      математический смысл выражений «столько же», «больше на», «меньше на»;      различие между прямой, лучом, отрезком;      элементы угла, виды углов;      элементы четырехугольников — прямоугольника, квадрата, их свойства;      элементы треугольника.      Учащиеся должны уметь:      выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода, с переходом через десяток, с числами, полученными при счете и измерении одной мерой;      решать простые и составные арифметические задачи и конкретизировать с помощью предметов или их заместителей и кратко записывать содержание задачи;      узнавать, называть, чертить отрезки, углы — прямой, тупой, острый — на нелинованной бумаге;      чертить прямоугольник, квадрат на бумаге в клетку;      определять время по часам с точностью до 1 часа.      Примечания.      1. Решаются только простые арифметические задачи.      2. Прямоугольник, квадрат вычерчиваются с помощью учителя.      3. Знание состава однозначных чисел обязательно.      4. Решение примеров на нахождение суммы, остатка с переходом через десяток (сопровождается подробной записью решения).
Формы контроля результативности
Для контроля над освоением программного материала используются в основном тематические и итоговые контрольные работы.
Тематические контрольные работы проводятся после окончания основных тем программы. По результатам текущего контроля выявляется степень усвоения только что изученного материала и производится коррекция дальнейшего процесса обучения.
Итоговые контрольные работы (4) проводятся в конце каждой учебной четверти и имеют целью проверку полученной детьми математической подготовки за длительный промежуток времени. Форма итоговой аттестации обучающихся – контрольная работа.
Класс Формы контроля Планируемая дата

2 1. Математический диктант. 2. Проверочная работа 3. Контрольная работа. Тема: «Первый десяток». 4. Контрольная работа Тема: «Увеличение и уменьшение на несколько единиц» 5. Контрольная работа за 1 четверть 6. Математический диктант. 7. Контрольная работа. Тема: «Второй десяток» 8. Проверочная работа 9. Контрольная работа за 2 четверть 10. Контрольная работа.
Тема: «Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток» 11. Контрольная работа.
Тема: «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении» 12. Контрольная работа за 3 четверть 13. Контрольная работа за 4 четверть. 14. Контрольная работа за год. Для успешной реализации программы необходим следующий
учебно-методический комплекс:
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Подготовительный , 1-4 классы ,2013г, под редакцией Воронковой В.В.

2. Учебник Хилько А.А. Математика: 2 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образ.учережд. VIII вида. издательства «Просвещение»
Рисунки, иллюстрации, таблицы сложения и вычитания.

№ п/пТема урока Кол-во часов Коррекционные задачи Дата Требования к уровню
подготовки обучающихся Учебно-методическое обеспечение
План Факт. Знать Уметь 1 четверть - 9 часов
1
Первый десяток. Повторение.
Повторение состава чисел в пределах 10. Компоненты сложения и вычитания 1
Развитие памяти, мышления, анализа, синтеза, логического рассуждения, мыслительных операций.
Развитие наблюдательности, мнестической деятельности: запоминания, сохранения, воспроизведения; слухового и зрительного восприятия. Счёт до 10 и обратно.
Состав числа в пределах 10. Название компонентов сложения Читать, записывать, откладывать на счетах, сравнивать числа в пределах 10.
Сравнивать группы предметов.
При вычислениях использовать знания состава чисел в пределах 10.
Решать примеры и задачи в пределах 10. Использовать переместительное свойство сложения. Счётные палочки.
Магнитные числа.
2 Решение задач на нахождение суммы 1
Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. Формирование представлений о числах и операциях с ними.
Развитие наглядно-образного мышления «Больше на…», «меньше на…».
Названия компонентов вычитания, сложения.
Разбирать задачу по опорным словам.
Использовать в речи названия компонентов вычитания. Иллюстрации к задачам.
Таблица сложения.
Дидактический материал.
Таблицы.
3
Решение примеров в два действия. 1
Обучение распределению внимания.
Порядок выполнения действий. Решать примеры в два действия. Счётный материал.
Числовой ряд.
4 Краткая запись условия и решение арифметических задач. 1 На больше, на меньше. Кратко изображать условие и решать задачи.
Находить отличительные признаки в условии задач. Иллюстрации к задачам.
Дидактический материал.
5 Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. 1 Развитие логического мышления.
Развитие произвольного внимания, его устойчивости. Смысл увеличения
Что значит увеличить и уменьшить.. На практике увеличивать число на несколько единиц.
Решать задачи на увеличение числа Иллюстрации.
Интерактивная доска
6 Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. 1 Таблицы.
Магнитные числа.
Счётный материал.
7 Решение задач по рисунку и краткой записи Коррекция личностных качеств (оценка, самооценка). Уметь решать примеры и задачи. Счётный материал.
8 Сравнение чисел. Знаки: больше, меньше, равно. 1 Развитие наблюдательности, мыслительной деятельности (сравнение, сопоставление).
Развитие логическогомыш-ления, внимания.Раз-витие глазомера, зрительного восприятия: дифференциация, точность Что значит сравнить. Правильно использовать в речи данные слова.
Знать термины: условие, вопрос, решение, ответ.
Измерять и чертить отрезки. Дидактический материал.
9
Измерение и черчение отрезков. Сравнение отрезков по длине
1 Знание алгоритма решения примеров и задач.
Линейку. Счётный материал.
Линейки, карандаши, дидактический материал.
2 четверть-7ч
10
(1) Второй десяток.
Нумерация второго десятка.
Числа:11, 12, 13 Состав чисел 11, 12,13 1 Развитие памяти, мышления, анализа, синтеза, логи ческого рассуждения, мыслительных операций. Развитие зрительного восприятия: дифференциация, точность. Нумерацию чисел. Десятичный состав чисел.
Записывать и называть число, определять место в числовом ряду.
Решать примеры на основе знания десятичного состава чисел. Числовой ряд.
11
(2) Числа: 14,15,16
Состав чисел 14,15,16 1 Развитие наблюдательности, мыслительной деятельности (сравнение, сопоставление).
следственные связи. Формирование представлений о числах и операциях с ними.
О составных частях текстовых задач.
Знать Понятия «столько же», «больше (меньше) на несколько единиц», уметь решать простые арифметические задачи с этими понятиями.
Десятичный состав чисел 11-19
Знать термины и применять их в речи. Счётный материал в картинках.
12
(3) Образование чисел 17,18, 19. Состав чисел второго десятка. 1 Счётный материал в картинках.
Мультимедийная презентация.
13
(4)
Измерение и черчение отрезков
Мера длины - дециметр
1
Развитие алгоритмического мышления. Обучение распределению внимания.
Развитие наглядно-образного мышления Понятия «столько же», «больше (меньше) на несколько единиц», уметь решать простые арифметические задачи с этими понятиями.
Алгоритм решения примеров и задач. Знать меру длины: дециметр.
1дм=10см Сравнивать числа, пользоваться знаками: больше, меньше, равно.
Решать примеры и задачи на основе десятичного состава чисел от 11-19. Записывать числа, выраженные единицами измерения Знаки: больше, меньше, равно.
Иллюстрации к задачам.
Счётный материал в картинках.
Линейки, карандаши,
14
(5)
Образование числа 20. Понятия «однозначное» и «двузначное число»


1 Развитие вычислительных навыков, пространственного восприятия, внимания.
Знать место разрядов в числе. Знать десятичный состав чисел.
. Уметь читать и записывать число 20.
Уметь соотносить десятки с десятками, единицы с единицами. 15
(6)
Решение задач и примеров на уменьшение и увеличение числа на несколько единиц 1 Развитие мышления.
Развитие произвольного внимания, его устойчивости. Алгоритм решения примеров и задач на уменьшение и увеличение числа Решать примеры и задачи на уменьшение и увеличение числа.
Правильно оформлять краткую запись задачи. 16
(7) Измерение и черчение отрезков заданной длины. 1 Развитие глазомера, зрительного восприятия: дифференциация, точность. Развитие вычислительных навыков, пространственного восприятия. Пользоваться линейкой.
Измерять и чертить отрезки.
3 четверть-11ч
17
(1)
Сложение и вычитание без перехода через разряд.
Сложение двузначного числа с однозначным числом.
1
Развитие зрительного восприятия: дифференциация, точность.Развитие наблюдательности, мнестической деятельности: запоминания, сохранения, воспроизведения; слухового и зрительного восприятия.
Развитие памяти, мышления, анализа, синтеза, логического рассуждения, мыслительных операций. Компоненты при сложении.
Правило при перестановке слагаемых. Решать примеры на сложение. Числовой ряд.
Таблицы.
Счётный материал в картинках.
Знаки: больше, меньше, равно.
18
(2) Вычитание однозначного числа из двузначного числа. Компоненты при вычитании. Решать примеры на вычитание. 19
(3) Измерение, построение отрезков заданной длины. Сравнение отрезков. 1 Развитие глазомера, зрительного восприятия: дифференциация, точность. Линейку. Чертить отрезки, сравнивать их. 20
(4) Меры времени.
Мера времени – сутки.
Неделя. Дни недели. Работа с календарем. 1 Развитие логического мышления, внимания.
Названия дней недели.
Циферблат. Минутная стрелка. Часовая стрелка. Располагать части суток в правильном порядке.
Пользоваться календарём.
Календарь настенный.
Циферблат.
21
(5) Единица меры времени – час.
Определение времени с точностью до часа. 1 Развитие наблюдательности, мыслительной деятельности (сравнение, сопоставление). Единицу времени - час. Измерять время с точностью до одного часа.
Циферблат.
22
(6) Виды углов.
Угол: прямой, тупой, острый.
1 Развитие глазомера, зрительного восприятия: дифференциация, точность. Развитие вычислительных навыков, пространственного Таблица – опора «Углы».
Линейки.
Прямой угол Углы. Вершины, стороны углов.
Определять угол по линейке.
Чертить углы. 23
(7) Составные арифметические задачи.
Структура составной арифметической задачи. 1 Иллюстрации к задачам.
Счётный материал в картинках.
Развитие памяти, мышления, анализа, синтеза, логического рассуждения, мыслительных операций. Оформление задач в два действия. Решать задачи в два действия. 24
(8)
Сложение с переходом через десяток.
Прибавление чисел 2,3,4,5 в пределах 20 с переходом через десяток 1 Развитие внимания: произвольности, устойчивости.
Счётный материал.
Таблица сложения
Приём сложения.
Решать примеры на сложение с переходом через десяток.
Решать примеры Пользоваться таблицей сложения. 25
(9) Прибавление числа. 6, 7,8, 9 в пределах 20 с переходом через десяток 1 Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. Формирование представлений о числах и операциях с ними. Таблицу сложения 26
(10)
27
(11) Контрольная работа: «Сложение чисел с переходом через разряд в пределах второго десятка».
Работа над ошибками. 2 Развитие логического мышления.
Развитие произвольного внимания, его устойчивости. Коррекция личностных качеств (оценка, самооценка). Проверка умения решать примеры и задачи на сложение и вычитание с переходом через разряд. 4 четверть - 7ч
28
(1) Четырёхугольники.
Квадрат. Прямоугольник.
Построение квадрата и прямоугольника на бумаге в клетку по заданным величинам. 1 Развитие глазомера, зрительного восприятия: дифференциация, точность. Элементы квадрата. Различия треугольника, прямоугольника, квадрата. Элементы прямоугольника Чертить квадрат с помощью учителя Чертить прямоугольник с помощью учителя.. Таблица-опора:
четырёхугольники.
29
(2)
Вычитание с переходом через десяток.
Вычитание числа 2, 3, 4, 5, с переходом через десяток в пределах 20. 1
Развитие памяти, мышления, анализа, синтеза, логического рассуждения, мыслительных операций. Приём
вычитания с
переходом
через
разряд.
Решать примеры на вычитание с переходом через разряд с помощью учителя.
Таблицы.
Иллюстрации.
30
(3)
Вычитание числа 6, 7, 8 ,9 с переходом через десяток в пределах 20. 1
Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. Формирование представлений о числах и операциях с ними. Приём
вычитания с
переходом
через
разряд. Решать примеры на вычитание с переходом через разряд с помощью учителя. 31
(4)
Треугольник.
Построение треугольника на бумаге в клетку по заданным величинам. 1 Развитие глазомера, зрительного восприятия: дифференциация, точность. Элементы треугольника. Чертить треугольник с помощью учителя. Геометрический материал.
32
(5)
Сложение и
вычитание в пределах 20 с переходом через десяток на основе состава числа 14, 15, 16,17,18. 1 Развитие вычислительных навыков, пространственного восприятия.
Развитие логического мышления, внимания. Приём сложения и вычитания чисел с переходом через десяток
Решать примеры на вычитание и сложение с переходом через разряд с помощью учителя.
Счётный материал.
33
(6)
34
(7) Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через разряд.
Работа над ошибками. 2 Развитие памяти, мышления, анализа, синтеза, логического рассуждения, мыслительных операций. Проверка умения решать примеры и задачи на сложение и вычитание с переходом через разряд. Список литературы
Учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (вариант 2) №29/2065-п от 10.04.2002 г.
Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителя / Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 1982.
Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. М.: - Просвещение, 2004.
Учебник по математике для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, автор Алышева Т.В., М.:Просвещение, 2011г.
Эк В.В. Обучение математике. Методическое пособие. - М.: Просвещение, 2005.