План социально-педагогической деятельности с «одаренным ребенком»


План социально-педагогической деятельности с «одаренным ребенком»
Приоритетным условием работы с одаренным ребенком является грамотная и взвешенная работа педагогического коллектива. При этом каждый педагог должен осознавать важность этого процесса и усилить свое внимание в отношении мотивации к обучению.
Система работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений в работе образовательного учреждения. В работу с одаренными учащимися включаются педагоги:
продуктивно реагирующие на вызов, умеющие правильно воспринимать критику, не страдающие от стресса при работе со знающими и способными людьми;
умеющие быть одновременно психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
которые верят в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы;
стремятся к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работают над пополнением собственных знаний, готовы учиться у других.
Цель социально-педагогической программы заключается в создании условий для творческой самореализации личности, а также воспитание достойного представителя общества, который способен реализовать заложенный в нем потенциал.
Чтобы одаренный ребенок полностью себя проявил, нужно создать условия, в которых его интересы будут проявляться, стимулировать самомотивацию в развитии талантов. Для этого важно включать в работу семью, детские группы и коллективы, общественные организации.
Основные направления работы педагогической деятельности должны быть следующими:
1 формирование банка данных одаренных детей;
2 поиск и апробация инновационных форм и технологий работы с одаренными детьми;
3 совершенствование системы выявления и развития
одаренных детей;
4 повышение квалификации учителей, работающих с
одаренными детьми;
5 предъявление значимых наработок по проблеме детской одаренности в научно-педагогическое сообщество;
6 работа с семьей одаренных детей;
7 организация конкретной деятельности, рассчитанной на поддержку одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья.
В число принципов работы с одаренными детьми входят:
а) принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
б) принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
в) принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
г) принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Стратегия работы с одаренными детьми включает аналитический, диагностический и этап формирования, углубления и развития способностей обучающихся.
Вначале выявляются сферы, в которых одаренные дети наиболее успешны. Затем происходит индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка. Это осуществляется с помощью различного рода тренингов, проектных заданий, участия в олимпиадах, научно-практических работах и т.д.
План работы с одаренными детьми включает в себя: подготовку условий для формирования системы работы, апробацию данной системы и непосредственный режим ее функционирования. Для воплощения в жизнь перечисленных аспектов, необходимо решить такие задачи:
изучить нормативную базу;
разработать программу работы с одаренными учащимися;
проанализировать педагогические и материально-технические условия реализации;
разработать структуру управления программой, должностные инструкции;
повысить квалификацию педагогов;
диагностика склонностей учащихся;
адаптация учебных программ специальных курсов, факультативов, элективных курсов;
достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе;
коррекция затруднений педагогов в реализации программы.
Процедуры выявления одаренных детей должны быть экологически валидными с точки зрения специфики детской одаренности и своеобразия признаков одаренного ребенка.
Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки. Каждый ребенок должен иметь возможность получить в школе такое образование, а в семье такое воспитание, которые позволят ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития.

Список литературы"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации".
"Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов" (утв. Президентом РФ 03.04.2012).
Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".
Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы".
Зеленина Е.Г. Одаренный ребенок: как его обучать и воспитывать? / Е.Г. Зеленина // Воспитательная работа в школе. – 2010. – №8. – С. 119–125.
Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебн. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232 с.
Стюхина Г.А. Одаренность и особенность ее проявления в младшем школьном возрасте. / Г.А. Стюхина // Начальная школа. – 2010. – №21. – С. 3–11.
Штерн В.К. Умственная одаренность: психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. /В.К. Штерн. – СПб.: Питер – 2007. -184 с.
Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org.