Конспект урока по истории России От Москвы до Берлина (9класс)


Повторительно-обобщающий урок по теме «Великая Отечественная война»:
Тема урока: «От Москвы до Берлина»
Цель: повторить и закрепить учебный материал по истории ВОВ.
Задачи:
- систематизировать и закрепить знания об основных этапах, битвах, датах, причинах, характере и особенностях Великой Отечественной войны;
- развивать познавательные способности при обобщении исторического материала;
- воспитывать у учащихся патриотические качества, чувство гордости за подвиг своих предков.
Оборудование: карта «Великая Отечественная война 1941-1945гг», мультимедийная установка, презентация, тест, фишки, документы.
Ход урока
I.Орг.момент
Приветствие, настрой на работу
II. Повторение пройденного материала
1.Вступительное слово учителя: «Эпиграфом к нашему уроку стали слова поэта Степана Щипачёва (зачитывается эпиграф).
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной,
Всего каких-то пять минут осталось. Слайд.1

Наша сегодняшняя встреча посвящена одному из очень важных событий в истории нашей страны – трагическому и в тоже время героическому и славному. Январь месяц знаменателен снятием блокады Ленинграда(27 января 1944года). Солдаты Великой Отечественной войны верили, что об испепелённых годах войны будут знать дети, внуки, правнуки. Ныне живущие и все грядущие поколения. Так выполним их волю. Снова и еще раз вспомним военные дороги наших отцов, дедов и прадедов. Вспомним, как это было.
Урок будет проходить в форме игры «От Москвы до Берлина». Класс разделен на 3 группы. Задача участников игры – дойти от Москвы до Берлина, выполняя при этом различные задания и набирая как можно больше очков. За каждый правильный ответ команды будут получать по одному оловянному солдатику, которые будут символизировать как пополнение сил своей команде. Команда, которая наберет наибольшее количество очков, завоюет право водружения знамени Победы над Рейхстагом. Работу организуем по секторам: секторы «Периоды войны», «Исторические события», «Исторические места», «Наши земляки», «Исторический источник», «Подвиг солдата» (названия секторов написаны на доске). В конце работы каждого сектора будем подводить итоги. Команде, получившей наибольшее число очков, дадим красную фишку, команде, получившей поменьше очков – синюю фишку, а команде, получившей наименьшее число очков – желтую фишку. А в конце урока сделаем общий итог нашей работы.
Сегодня на уроке мы с вами повторим весь пройденный материал по Великой Отечественной войне, еще раз остановимся на значительных событиях и сражениях, которые повлияли на ход войны, вспомним тех, кто ценой своей жизни приблизил час Победы. Слайд 2
Ваша работа на уроке будет оцениваться как индивидуально, так и в группе.
Желаю вам всем успеха и хороших оценок!
2.
Когда началась ВОВ?
Ученик: 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны нарушила границу СССР. Началась Великая Отечественная война.
1-ый сектор «Периоды войны».
1 группа - Начало Великой Отечественной войны.
1.Почему Сталин считал, что Германия не нападет на СССР летом 1941года?
2.Какие последствия имела эта позиция?
3.Каково значение Московской битвы?
4.Почему немцам не удалось захватить Ленинград?
5.Когда началось контрнаступление Красной Армии под Москвой?
2 группа - Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
1.Каковы причины успеха советского контрнаступления под Сталинградом?
2.Когда и как была окончена Сталинградская битва?
3.Каково значение Сталинградской битвы в ходе Второй мировой войны?
4.Когда произошла Курская битва?
5.Почему битву на Курской дуге считают сражением, завершившим коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны?
6.Какое сражение (крупнейшее в мировой истории) произошло в ходе Курской битвы?
3 группа - СССР на завершающем этапе Второй мировой войны
1. «Десять сталинских ударов».
2.Потсдамская конференция. Вопросы, решения.
3.Война с Японией. Когда и где подписан Акт о безоговорочной капитуляции?
4.Итоги Великой Отечественной войны.
5.Дата окончательного разгрома Германии и ее союзников. День Победы.
2-ой сектор «Исторические события».
Если посмотреть на карту, то расстояние по прямой от Москвы до Берлина – чуть больше 1600 км. Поездом – немного. Самолетом – еще меньше. Перебежками да по-пластунски под шквальным огнем орудий советские солдаты преодолели это расстояние за четыре года. И мы попробуем пройти этот путь.
Соотнесите даты и события.
а) июль-август 1943г.____ 1) водружение Красного Знамени на Рейхстаг
б) январь 1944г.___ 2) Потсдамская конференция
в) декабрь 1941 г. ___ 3) операция «Багратион»
г) сентябрь 1939 г. ___ 4) Ялтинская конференция
д) май 1945г. ___ 5) начало Второй мировой войны
е) июль 1942 г. ___ 6) капитуляция Японии
ж) ноябрь-декабрь 1943 г. ___ 7) наступление Красной армии под Сталинградом
з) июнь 1945 г. ___ 8) капитуляция Германии
и) ноябрь 1942 г. ___ 9) прорыв Блокады Ленинграда
к) июнь-июль 1944 г. ___ 10) создание ООН
л) февраль 1945 г. ___ 11) Курская битва
м) июль-август 1945 г. ___ 12) Тегеранская конференция
н) сентябрь 1945 г. ___ 13) контрнаступление Советских войск под Москвой
о) апрель 1945 г. ___ 14) приказ № 227 «Ни шагу назад»
Ответы:
а б в г д е ж з и к л м н о
11 9 13 5 8 14 12 10 7 3 4 2 6 1
3-ий сектор «Исторические места».
1.Крепость, построенная в 1833-39 годах, героически оборонялась в 1941 г с 22 июня до 20-х чисел июля. Назовите эту крепость. (Брестская крепость)
2. Этот город называли «вратами Москвы». Здесь немецкая военная машина впервые затормозила, встретив серьезное сопротивление. Назовите этот город
1) Смоленск 3) Ленинград
2) Курск 4) Брест
3. В годы Великой Отечественной войны 28 бойцов И.В.Панфилова отразили несколько танковых атак фашистов (18 вражеских танков). Почти все погибли, но врага не пропустили. Какой город защищали герои-панфиловцы?
1) Москва 3) Севастополь
2) Одесса 4) Ленинград
4. Какой город оставили советские войска 4 июля 1942 года после 250-дневной обороны?
1) Москва 3) Севастополь
2) Одесса 4) Ленинград
5. «Дорога жизни» - единственная военно-стратегическая транспортная магистраль, которая соединила блокадный Ленинград с Большой землей. По какому озеру она проходила? (Ладожское озеро)
6. 58 суток сержант Павлов и его бойцы (24 воина 6 национальностей) отбивали атаки вражеской пехоты, танков и самолетов, ведя оборону в одном из домов города. В каком городе находится этот «Дом солдатской славы», «знаменитый дом Павлова»?
1) Сталинград 3) Ленинград
2) Москва 4) Курск
7. 12 июня 1943 года в ходе Курской битвы произошло самое крупное танковое сражение (с обеих сторон участвовало до 1200 танков). Около какой деревни оно состоялось? (д. Прохоровка)
8. . В декабре 1941 года началось контрнаступление советских войск под
1) Киевом 3) Сталинградом
2) Ленинградом 4) Москвой
9. «Тайфун» - кодовое название разработанного германским командованием плана взятия
1) Москвы 3) Киева
2) Сталинграда 4) Курска
(Итоги работы 3 сектора).

Физкультминутка
4-ый сектор «Наш край в годы войны».
На всем протяжении огромного фронта – на земле, в воздухе, на воде и под водой, в больших городах и маленьких безвестных деревнях – развернулась героическая борьба с фашизмом.
1. Назовите имя нашего земляка от которого с июля 1942 года родные перестали получать письма. Получили уведомление о том, что он пропал без вести. Только в апреле 1945 года во время боев в Берлине бойцы ворвались в мрачное серое здание тюрьмы Моабит. Там уже никого не было. Лишь ветер носил по двору мусор, обрывки бумаги, ворошил страницы книг, выброшенных из библиотеки. На чистой страничке одной из этих книг кто-то из солдат заметил запись на русском языке: «Я татарский поэт, заключен в Моабитскую тюрьму как пленный, которому предъявлены политические обвинения и, наверное, скоро буду расстрелян. Если кому-нибудь из русских попадет эта запись, пусть передадут привет от меня товарищам-писателям в Москве, сообщат семье». Бойцы переслали этот листок в Москву, в Союз писателей. Так пришла весть о подвиге….
В 1946 году бывший военнопленный Н. Терегулов принес в Союз писателей Татарии маленький блокнотик, в котором убористым почерком было записано 60 стихотворений (М. Джалиля)
2. Наш земляк принадлежал к числу выдающихся полководцев. Части и соединения, которыми он командовал, вписали много славных страниц в историю Великой Отечественной войны. С его именем связаны замечательные победы наших войск.
Родился 8 марта 1905 г. в селе Шарлык Шарлыкского района Оренбургской области в семье крестьянина. Русский, после окончания школы работал подмастерьем сапожника.
Широко стало известно его имя как командира 13 гвардейской дивизии, стойко защищавшей Сталинград. Истекавшие кровью, но продолжавшие биться бойцы на стене оставили надпись: «Здесь насмерть стояли гвардейцы …». Благодаря личной храбрости, стойкости и умелому руководству генерала … части дивизии не отступили ни на шаг, с другими соединениями отстояв Сталинград.
13 сентября начались бои в Сталинграде, именно в этот день 13-я гвардейская дивизия вышла к переправе. В ночь с 14 на 15 сентября началась переправа частей дивизии на пылающий правый берег Волги.
Оказавшись на правом берегу, гвардейцы сразу вступили в бой. По воспоминаниям маршала Г.К. Жукова: «…13, 14, 15 сентября для сталинградцев были тяжелыми днями. Перелом в эти тяжелые и, как временами казалось, последние часы был создан 13-й гвардейский дивизией …. После переправы в Сталинград она сразу же контратаковала противника. Ее удар был совершенно неожиданным для врага. 16 сентября дивизия … отбила Мамаев курган». (Александр Ильич Родимцев)
3. Лётчица, старший лейтенант, единственная в мире женщина, совершившая воздушный таран, Герой Советского Союза (5 мая 1990). Окончила семь классов неполной средней школы № 10 города Курска, прошла курс обучения в Воронежском аэроклубе (1933), окончила 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей имени К. Е. Ворошилова (1934, с отличием).
12 сентября 1941 года совершила два разведывательных боевых вылета на самолёте Су-2. Несмотря на то что во время второго вылета её самолёт был повреждён, она в тот же день вылетела на задание в третий раз. На обратном пути в районе города Ромны два советских самолёта были атакованы семью немецкими Me-109. Второй советский самолёт был подбит и вынужден выйти из боя. Она смогла сбить один самолёт, а когда у неё закончился боезапас, таранила второй немецкий самолёт. Тем самым она уничтожила его, но при этом погибла сама. (Екатери́на Ива́новна Зеле́нко)
(Итоги 4 сектора).
5 сектор - «Исторический источник»
- У вас на каждую группу лежат исторические документы. Вы должны ознакомиться с ними и
проанализировать этот документ.

А). Из акта о приеме Наркомата обороны СССР С,К, Тимошенко от К.В. Ворошилова.
Главнейшими недостатками в подготовке войск являются:
1. Низкая подготовка среднего командного состава… и особенно слабая подготовка младшего начальствующего состава…
2. Крайне слабая выучка родов войск по взаимодействия на поле боя…артиллерия не может поддерживать танки; авиация не умеет взаимодействовать с наземными войсками…
- Какие недостатки боевой подготовки Красной армии выявила советско - финская война?
- Какие были сделаны выводы из опыта войны?
Б) Из приказа начальника германского военно – морского штаба.
Фюрер решил стереть с лица земли Санкт –Петербург. Существование этого большого города не будет представлять дальнейшего интереса после уничтожения Советского Союза… Мы не заинтересованы в сохранении даже части населения этого большого города.
- почему именно Ленинград подлежал полному уничтожению? Что нес гитлеризм советскому народу?
В) Из выступления по радио премьер – министра Великобритании У. Черчилля 22 июня 1941 года.
За последние двадцать пять лет никто не был более последовательным противником коммунизма, чем я. Я не возьму обратно ни одного слова, которое я сказал о нем. Но все это бледнеет перед развертывающимся сейчас зрелищем. Я вижу русских солдат, стоящих на пороге своей родной земли, охраняющих поля, которые их отцы обрабатывали с незапамятных времен. Я вижу их охраняющими свои дома, где их матери и жены молятся, - да, ибо бывают времена, когда молятся все, - о безопасности своих близких, о возвращении своего кормильца, своего защитника и опоры … Опасность для России является нашей опасностью и опасностью США…
- Чем объяснил Черчилль свою позицию в связи с началом фашистской агрессии против СССР?
Г) Из решения Поместного собора русской Православной церкви «Осуждение изменников вере и отечеству» 8 сентября 1943 года.
Всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедшей на сторону фашизма как противник Креста Господня, да числится отлученным, а епископ или клирик – лишенным сана.
- В чем заключался вклад Православной церкви в общую победу советского народа над врагом?
Д) Из директивного письма Верховного Главнокомандующего военным советом фронтов и армий от 10 января 1942 года.
Наша задача состоит в том, чтобы не дать немцам передышки, гнать их на запад без остановки, заставить из израсходовать свои резервы еще до весны, когда у нас будут новые большие резервы, а у немцев не будет больше резервов, и обеспечить таким образом полный разгром гитлеровских войск в 1942 году. Но для осуществления этой задачи необходимо, чтобы наши войска научились взламывать оборонительную линию противника, научились организовывать прорыв обороны противника на всю ее глубину и тем открыли дорогу для продвижения нашей пехоты, наших танков, нашей кавалерии …
- Почему эти задачи оказались невыполненными?
Е) Из воспоминаний командующего 5-ой гвардейской танковой армии П.А. Ротмистрова.
Немцы и мы одновременно перешли в наступление. Навстречу двигались две громадные танковые лавины.
Через несколько минут танки первого эшелона наших 29-го и 18-го корпусов врезались в боевые порядки немецко – фашистских войск, стремительной сквозной атакой буквально пронзив боевой порядок противника. Гитлеровцы, очевидно, не ожидали встретить такую большую массу наших боевых машин и такую решительную их атаку. …
В середине дня четко обозначился успех на главном направлении. Мы сделали главное – во встречном сражении остановили и смяли ударную группировку врага, наступавшую вдоль железной дороги на Прохоровку. Острие танкового клина противника было смято.
- О каких событиях идет речь в документе?
- Каковы были ее итоги и значение?
Дополнительные вопросы «Подвиг солдата».
История знает примеры мужества, стойкости, самоотверженности русских людей. Но массовый героизм советских людей в годы Великой Отечественной войны – явление, которому нет равных в мире. Свою Родину советские люди защищали от гитлеровских захватчиков, не щадя жизни, показывая чудеса храбрости, силы духа.
1. Летчик, Герой Советского Союза, 26 июня 1941 года направил подбитый самолет в скопление танков противника. (Николай Гастелло)
2. Советский летчик-истребитель, Герой Советского Союза, 7 апреля 1941 года одним из первых совершил ночной таран, сбив бомбардировщик врага. (Виктор Талалихин)
3. Гвардии рядовой, Герой Советского Союза, 23 февраля 1943 года в бою за деревню Чернушки закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота гитлеровцев. (А.Матросов)
4. Советский разведчик, Герой Советского Союза, в совершенстве владел немецким языком, под видом немецкого обер-лейтенанта выполнял сложные, дерзкие диверсионные задания на Украине (Николай Кузнецов).
5. Советский летчик, Герой Советского Союза, после ампутации обеих ног вернулся к полетам и еще сбил 7 самолетов, прототип героя «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого (Александр Маресьев).
6. Командир разведывательной группы, которая в 1942 году несколько недель удерживала дом в центре Сталинграда против превосходящих сил противника. (Я.Ф.Павлов).
7. В каком городе поставлен памятник советскому воину-освободителю с девочкой в руках? (Берлин).
8. Всю страну облетели слова: «Велика Россия, а отступать некуда: позади – Москва!» (В.Г.Клочков)
9. Мужественный защитник Брестской крепости. (Майор Гаврилов).
Установите соответствие между героями Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и описанием совершенных ими подвигов.
(Итоги сектора).
Общие итоги работы секторов. Давайте посчитаем сначала количества красных, синих, желтых фишек каждой команды и узнаем, кто же из нас вышел победителем и дошёл до Берлина. Молодцы, ребята. Участники победившей команды получат «5» за сегодняшний урок, а также ученики, которые выступили сегодня на уроке.
Вывод учителя: На этом уроке мы выяснили, какой ценой завоевана наша Победа. Великая Отечественная война – сколько трагизма и эмоций мы вкладываем в эти слова. Война оставила неизгладимый след в истории нашей страны. Около 27 миллионов советских людей погибло в Великой Отечественной войне.
Представляете, что это значит? Это значит - 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит – каждый четвертый житель страны погиб.
Обобщение.
- Советская армия завершила войну самой мощной армией мира, а Советский Союз стал одной из двух сверхдержав.
- Главным источником победы СССР в войне стали беспримерное мужество и героизм советских людей на фронте и в тылу.
- Война показала, что в борьбе с общим врагом и общей угрозой могут объединиться самые различные страны и народы,
- Победа многонационального советского народа в самой кровавой и жестокой войне в истории человечества стала звездным часом для нашей страны в XX веке.
Рефлексия.
- Определите, кто в вашей команде был лучшим.
- Как вы оцениваете свою работу сегодня?
Домашнее задание: разобрать по вопросам §29