Технологическая карта по русскому языку по теме: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в родительном падеже


Ф. И. О. Гегамян Нина Ашотовна
Предмет: Русский язык
Класс: 4
Тип урока: Изучение нового материала

Технологическая карта

Тема «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в родительном падеже»

Цели
Образовательные:
- познакомить с особенностями окончаний имен существительных в родительном падеже при изучении темы: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в родительном падеже»;
- показать последовательность действий при написании безударных окончаний имен существительных при изучении темы: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в родительном падеже»;
- формировать умение определять окончания имен существительных при изучении темы: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в родительном падеже»;
- способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления при изучении темы: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в родительном падеже»;
- воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
Личностные УУД:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности при изучении темы: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в родительном падеже»;
- сохранять мотивацию к учёбе при изучении темы: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в родительном падеже»;
Регулятивные УУД:
- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя при изучении темы: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в родительном падеже»;
- проговаривать последовательность действий на уроке при изучении темы: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в родительном падеже»;
- умение высказывать своё предположение при изучении темы: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в родительном падеже».
Коммуникативные УУД:
- уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками при изучении темы: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в родительном падеже»;
- уметь формулировать вопросы в поиске и сборе информации при изучении темы: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в родительном падеже»;
- уметь корректно контролировать и оценивать действия партнера
при изучении темы: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в родительном падеже»;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации при изучении темы: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в родительном падеже»;
- уметь владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими синтаксическими нормами родного языка современных средств коммуникации при изучении темы: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в родительном падеже»;
Познавательные УУД:
- формировать умение объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования окончаний имен существительных при изучении темы: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в родительном падеже»;
- формировать самостоятельное умение выделять и формулировать проблему при изучении темы: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в родительном падеже»;
- уметь самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера при изучении темы: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в родительном падеже»;
- формировать умение контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности при изучении темы: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в родительном падеже»;
- уметь преобразовывать объект из чувственной формы в модель (определять тип склонения с последующим выбором окончания) при изучении темы: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в родительном падеже»;
- уметь устанавливать причинно- следственные связи при изучении темы: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в родительном падеже»;
- уметь строить логические цепочки рассуждений, анализировать истинность утверждений при изучении темы: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в родительном падеже»;
- уметь выдвигать гипотезы и их обосновывать при изучении темы: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в родительном падеже».


Планируемые результаты Предметные:
Знать:
- особенности правописания безударных окончаний имен существительных
Уметь:
- правильно определять окончания имён существительных в родительном падеже;
- распознавать тип склонения существительных.
Личностные:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;
- определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.




Метапредметные:
Познавательные:
умение ориентироваться в своей системе знаний;
- умение отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- умение добывать новые знания;
- умение извлекать информацию, представленную в разных формах.
Регулятивные:
- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- умение высказывать своё предположение.

Основные понятия имя существительное, склонение, падеж
Межпредметные связи русский язык, литературное чтение, окружающий мир
Ресурсы:
- основные

- дополнительные
Учебник «Русский язык» Т. Г. Рамзаевой

Компьютер, презентация. таблицы

Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группе













Технология проведения Деятельность
учителя Деятельность
учеников Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Слайд 1 Планируемые результаты
Предметные УУД
I. Мотивация к учебной деятельности.
( 1 мин)





















Актуализация знаний.( 10 мин)

























II. Самоопределение к деятельности. Психологический настрой
- Улыбнитесь друг другу, мне, гостям. Улыбка украшает человека, рассеивает мрачные мысли, разгоняет серые тучи. - Что еще может делать улыбка?
- Пусть хорошее настроение всегда будет с вами1

- Как вы понимаете эту пословицу?
- Сегодня мы узнаем много нового.

- Чему мы научились на прошлых уроках?
- Что мы умеем делать?
_ Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.
- Прочитайте предложение.
- Разберите данное предложение по членам предложения

- Что особенного вы заметили в предложении?
-Что такое однородные члены предложения?
- Как вы думаете, какие окончания нужно написать на месте пропущенных букв? Почему?
- Почему окончания разные?
- Как проверить безударные окончания имен существительных?
- На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже и с какими предлогами употребляются?


- Сформулируйте цель нашего урока.
- Чему мы будем учиться?











-Дарит хорошее настроение, радость.





Ответы детей.




Ответы детей.







Ответы детей





- Однородные члены предложения.






Ответы детей














Ответы детей



















Ответы детей

















Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости.






Слайд 2






Береза защищала маленькую елочку от солнц..., стуж... и метел....














.




















Слайд 3

Родительный падеж
Кого? Чего?(откуда?)
От, до, у, из, без, для, около, с, возле
Окончания:
1- е скл.: - и. - ы
2- е скл.: - а, - я
3- е скл.: -и































Знать:
- однородные члены предложения
- части речи
- падежи имен существительных
Уметь:
- разбирать предложение по членам предложения и по частям речи;
- уметь определять тип склонения и падеж имен существительных
Личностные УУД
Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.












Регулятивные:
- саморегуляция ;
- способность принять учебную задачу;
Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли;
Познавательные:
- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
- самостоятельное выделение проблемы,
- формулировка цели урока.

III. Постановка цели и задач урока
( 5 мин) - Прочитайте слова



- Что общего у этих слов? Чем различаются?
- Образуйте от данных слов форму родительного падежа с подходящим по смыслу предлогом
- Какие окончания вы записали? Почему окончания разные?























- Потому что склонения разные

Словарная работа.

Слайд 4
Библиотека, девочка, карандаш, портфель, тетрадь, речь




Около библиотеки, у девочки, без карандаша, возле портфеля, для тетради, после речи
Знать:
- словарные слова;
- падежи имен существительных
Уметь:
- уметь определять тип склонения и падеж имен существительных Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации;
- решение рабочих задач;
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Регулятивные:
- составление плана и последовательности действий;
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний











IV. Применение новых знаний и умений (5 мин) - Знаете ли вы, почему этот падеж носит такое название?

- Родительный падеж действительно означает « полученный от рождения» и даже раньше назывался родственным.
- Придумайте примеры существительных в форме родительного падежа, употребляемых с таким значением. Запишите.

- Родство можно понимать и шире. Продолжим запись.
-существительные в родительном падеже могут указывать на лицо, которому принадлежат предметы.
- Существительные в родительном падеже, употребляемые в значении места;
- Какие окончания напишите у существительных в родительном падеже? Почему? Как проверить?


- в значении материала.
Ответьте на вопросы полными предложениями.



в сравнительном значении.
- Составьте предложения, ответив на вопросы. Предложения запишите. Найдите существительные в родительном падеже.
Объясните написание окончаний.


Предположения детей.







































Ответы детей.

















Работа в паре


















Запись в тетрадях
Слайд 5
Дочь Анны, ...


Ветка березы, ...



Тетрадь ученика
Тетрадь ученицы


Окраина деревн..., горы Кавказа.








- Из чего делают манную крупу?
Манную крупу делают из пшеницы.
- Из чего получают пшено?
Пшено получают из проса.
- Из чего получают керосин7
Керосин получают из нефти.


- Что толще - нитка или веревка?
Веревка толще нитки.
- Что шире- ворота или калитка?
Ворота шире калитки.
- Что больше- город или деревня?
Город больше деревни.

Знать
-окончания имен существительных в форме родительного падежа
Уметь:
- определять склонение и падеж имен существительных;
- проверять безударные окончания имен существительных:
- правильно писать окончания имен существительных в форме родительного падежа

Познавательные:
-контроль и оценка процесса и результатов действий;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владение монологической и диалогической формами речи
V. Динамическая пауза( 1 мин)
VI. Контролирующие задания
( 7 мин)














Работа по карточкам













Работа в группах
- Выполним упражнение №187 стр.98.
- Какие окончания вы допишите и почему?









- Ребята, у вас на столах лежат карточки с заданиями. Внимательно прочитайте и выберите карточку по своим возможностям.




- 3 декабря в России, начиная с 2014 года, отмечается праздник - День неизвестного солдата- в память о российских и советских воинах, погибших в боевых действиях на территории нашей страны или за ее пределами.
- Где мы могли видеть памятник Неизвестному Солдату?
































-В связи с этим предлагаю написать благодарственное письмо Неизвестному Солдату.
-Вам нужно вставить пропущенные по смыслу слова и предложения.


























.
Изменить имена существительные по вопросам и записать словосочетания. Указать склонение существительных, выделить окончания.





Работа по карточкам












Творческое задание
Слайд 6

    В народе говорят, что души погибших за Отчизну солдат превращаются в журавлей. Эти красивые, гордые птицы стали символом бессмертия души бойцов, которые не вернулись с той далекой войны. Имена многих из них до сих пор остаются неизвестными. Память о тех, кто остался Неизвестным солдатом, на чьих могилах нет имен, хранит Вечный огонь. Он горит на Могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены и у сотен мемориалов по всей России. Подвиг защитников Отечества бессмертен, и символ нашей Вечной памяти – огненные журавли у самого сердца.




Слайд 7
Письмо Неизвестному Солдату от учеников
4 «Б» класса
МБОУ Лицей №4 г.- к. Кисловодска
Дорогой Солдат!
Прошло много времени после войны, но люди помнят вас – защитников Родины! Вы отдали свои жизни за наши. Без твоего …, твоей … , ... в этом тяжелом бою не было бы долгожданной Великой Победы!
Дорогой Солдат! Нам хочется рассказать тебе о том, как хорошо, спокойно жить в мире без ... . Мир без войны- это ...
Большое спасибо тебе, Солдат! Мы будем помнить  всю свою жизнь ваш величайший подвиг!

Чтение творческих работ. Знать:
- тип склонения имен существительных;
- правописание безударных окончаний имен существительных в родительном падеже.
Уметь:
-определять тип склонения имен существительных;
- определять падеж имен существительных;
- правильно писать окончания имен существительных






Знать:
- - тип склонения имен существительных;
- правописание безударных окончаний имен существительных в родительном падеже
Уметь:
- выражать свои мысли по заданной теме;
- использовать информацию из средств массовой информации Регулятивные:
- саморегуляция, коррекция, самооценка (формирование умения сравнивать с образцом)
Коммуникативные:
- формирование умения взаимопомощи по ходу выполнения задания;
- умения анализировать собственную , коллективную деятельность: степень самостоятельности, свои достижения, причины неудач.
Познавательные: - формирование умения структурировать знания
Обратная связь: активное включение в образовательный процесс









Регулятивные:- саморегуляция, коррекция, самооценка (формирование умения анализировать и оценивать собственную работу).Коммуникативные:- направленные на согласование усилий по достижению общей цели. Познавательные: - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Ребята, чему мы научились на уроке? Что нового узнали?
Оцените свою работу. Какие задания вам понравились больше всего, а какие вызвали затруднения?
. Ответы детей - Кому бы вы сегодня на уроке сделали комплимент и сказали «молодец»?
Как надо относиться к учению, чтобы быть успешным в жизни?

Домашнее задание: упр. №186, правило стр. 98

Коммуникативные:
- умение точно выражать свои мысли и чувства
Регулятивные:
- оценка результатов работы
Личностные УУД
- умение ответить на вопрос:
что дал урок?
Нравственно-эстетическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающего личностный социальный выбор.