Урок русского языка «Окончания существительных во множественном числе в родительном падеже»

«Окончания существительных во множественном числе в родительном падеже»
Цели:
Создание условий для:
-формирования умения правильно писать окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже;
-формирования умения употреблять в речи слова в этой форме;
-формирования умения определять род имен существительных во множественном числе.
Ход урока
1. Организационный момент.
«Психологическая установка на работу»
У. Улыбнемся друг другу, дети.
Всем, всем добрый день! Прочь с дороги, наша лень! Не мешай трудиться, не мешай учиться!
Дети настраиваются на активную работу на уроке.
2. Актуализация опорных знаний.
Формирование УУД:
формируем умение прогнозировать предстоящую работу; Р
формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Л
1) - Ребята, сейчас вы сами сформулируете тему урока. Прочитайте выражение, записанное на доске:
У рыб нет зуб.
У рыб нет зубов.
У рыб нет зубей.
- Как правильно сказать? (Я записываю правильный вариант).
-Что вы можете сказать об этих словах в данном предложении? (Существительные мн. числа и стоят в родительном падеже)
- Сегодня мы будем работать с такими существительными.
- Сформулируйте тему урока? (Родительный падеж множественного числа имен существительных)
- Сегодня на уроке мы продолжим учиться правильно писать и употреблять в речи имена существительные в родительном падеже множественного числа, а в конце урока будет проведена проверочная работа – тест.
2)Подготовка к письму.
- А сейчас
Я тетрадь свою открою (открывают тетради) И наклонно положу (кладут). Я, друзья, от вас не скрою -  Ручку я вот так держу (берут ручки в руки, ставят руку на локоть). Сяду прямо, не согнусь,  За работу я возьмусь. (Опускают руку на тетрадь)
- Запишите дату, классная работа и тему урока.
3) Чистописание.
че од
Родина Россия Волгоград
Четыреста двадцать два года
- Сегодня на минутке чистописания вы напишите соединения че и од.
- Какая ваша малая родина? (г. Волгоград)
- О чем вам говорит выражение “422 года”? (Волгограду 422 года)
3. Создание проблемной ситуацию. Целеполагание.
Формирование УУД:
-формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; П
-формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. К
- Прочитайте слова:
города
юбилеи
торжества
даты
- С каким событием можно связать эти слова? (422-летием Волгограда)
- Что вы можете сказать об этих словах? (сущ. во мн.ч., в И.п.)
- Какого они рода?
- Как определить род у имени существительного во множественном числе? (Поставить сущ в начальную форму)
- Запишите в тетради, в скобках, указывая род. (Затем проверка примеров.).
города (город – м.р.)
юбилеи (юбилей – м.р.)
торжества (торжество – ср.р.)
даты (дата – ж.р.)
-Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга.
-Что мы сейчас с вами вспомнили? А как вы думаете пригодится это на уроке?
4. Открытие нового
Формирование УУД:
-формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; П
-формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; К
-формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом, данным в таблице. Р
- Продолжим работу. Будем учиться правильно писать окончания имен существительных родительного падежа множественного числа.
- На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже? (кого? чего?)
- Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа?
Таблица на доске:
М.р.
Ж.р.
Ср.р.

-ов, -ев, -ей
-ей, 
-ов, -ев, 

5. Осознание и осмысление нового.
Формирование УУД:
-формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; П
-формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; К
-формируем умение работать в паре. К
- Прочитайте текст на карточке №1. (карточка у каждого)
В Волгограде миллион (жители). В городе несколько (музеи), много (памятники), новых (магазины).
- Какие музеи есть в нашем городе?
- А какие памятники?
- Как к ним нужно относиться?
- Вернемся к тексту, какого рода существительные в скобках?
- Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа мужского рода?
- Запишите предложения, употребив существительные в скобках в форме родительного падежа множественного числа. Выделите окончания. (Один ученик у доски. Проверка.)
- Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа мужского рода?
-Попробуйте сделать вывод. ( Существительные мужского рода в род падеже имеют окончания – ев, - ов, -ей.)
Физкультминутка
- Отдохнем. Встаньте. Я буду называть существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа, а вы ставите его в форму родительного падежа множественного числа. Если в слове окончание -ов (-ев) – вы делаете зарядку для рук, если -ей – приседаете. Как только я назову существительное другого рода – вы садитесь.
Строители (ей)
Огурцы (ов)
Помидоры (ов)
Испытатели (ей)
Улицы() – ж.р.
а) – Существительные какого рода было последним в физкульминутке? (женского)
- Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа женского рода?
- Прочитайте слова на доске. Какого они рода?
Лужа –
Афиша –
Тысяча –
Мыш –
Песня –
Синица –
Реч –
Площадь –
Тетрадь –
Печ –

- Почему на конце слов мышь, речь, печь многоточие? (Нужен ь – ж.р., 3 скл.)
-Как вы думаете по какому определенному признаку можно сгруппировать данные слова? (Поставить эти существительные в родительный падеж множественного числа, выделить окончание и посмотреть, какие окончания будут и тогда с окончанием –ей в первую группу, а с окончанием нулевым в другую).
-Предлагаю вам поработать парами: один записывает сущ. с окончанием – ей, другой – с окончанием нулевым.
Проверка, оценки.
6. Применение новых знаний.
Формирование УУД:
-формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; П
-формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. К
– Прочитайте текст карточки № 2.
-Определите род существительных в скобках (ср. род.). Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа среднего рода?
Пять (местов), спуститься с (облаков), несколько (селов), шесть (польт).
- Согласны ли вы с употреблением существительных в скобках?
-Исправьте ошибки и запишите в тетради в исправленном виде, сверху указывая род.
Запись, проверка (читают с окончанием, род), слово пальто проверяется по словарю – неизменяемое.
8. Самостоятельная работа
А) Упражнение № 89
- Прочитайте задание в упражнении. Запишите слова из упражнения в столбик, а рядом те же слова во множественном числе.
Запись текста в тетрадь.
Б) Тест
Отметь знаком “+” имена существительные, которые в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание.
Огурцы
 

Улицы
 

Фабрики
 

Помидоры
 

Килограммы
 

Сапоги
 

Яблоки
 

Места
 

Задачи
 


10. Итог урока. Рефлексия
Формирование УУД:
-формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; П
-формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Р
- На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже?
- Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа?
-Над какой темой работали на уроке?
-Какой темой объединены слова и предложения? Почему?

Рефлексия учащихся.
Используется рефлексивный экран.
 · было интересно
· было трудно
· я понял, что
· теперь я могу
· я почувствовал, что
· я научился
· у меня получилось
· я смог
· я попробую
 · меня удивило
· мне захотелось
 
11. Домашнее задание
По выбору:
1) ТПО, № 44
2) составить текст со словами из упражнения № 89 учебника.















Черкесова Марина Николаевна
400079, г. Волгоград, ул. им. Кирова, дом 132, кв.42
Тел. (8442) 42-49-53; 8-906-401-88-58
МОУ лицей № 10 Кировского района г. Волгограда
Учитель начальных классов
Конкурс «Современные образовательные технологии в творчестве учителя начальных классов»
Номинация «Урок в начальной школе»



Рисунок 315