Использование проектной деятельности на уроках русского языка для формирования орфографической зоркости младших школьников


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9 имени адмирала П. С. Нахимова
г. Вязьмы Смоленской области
ТЕМА
Использование проектной деятельности
на уроках русского языка
для развития орфографической зоркости младших школьников
Работу выполнил
учитель начальных классов
высшей категории
Кудрявцева Светлана Николаевна.
г. Вязьма, 2016 – 2017 учебный год
Использование проектной деятельности на уроках русского языка для развития орфографической зоркости младших школьников
Актуальность темы.
Как и многих учителей начальных классов меня волнует проблема формирования грамотного письма у учащихся, так как грамотность является одной из составных частей общей языковой культуры. Одной из главных причин допускаемых ошибок при письме является отсутствие или слабая сформированность орфографической зоркости. Ученик знает правило и умеет его применять, но не видит орфограмму в процессе письма.
Значит, для формирования орфографической зоркости учащихся необходимо совершенствовать учебный процесс, повысить эффективность обучения, вооружить учащихся методами и приемами самостоятельной учебной работы, выработать умения и потребности самостоятельного добывания знаний.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Цель и задача
Цель моего выступления: Познакомить с опытом работы по использованию метода проектов на уроках русского языка как средства повышения орфографической зоркости учащихся.
Мною решается задача: Рассмотрение особенностей проектной деятельности младших школьников для работы над развитием орфографической зоркости.
Сущность метода проектов
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
Принципы организации проектной деятельности в начальной школе
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
Важно помнить, что интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Проект должен быть педагогически значим, т. е. учащиеся приобретают знания и жизненный опыт, строят отношения сотрудничества, овладевают необходимыми способами мышления.
Опыт использования проектной деятельности
На уроках русского языка метод проектов целесообразно использовать не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент системы образования.
I этап – выбор тематики проекта
Тему проекта может предложить преподаватель с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. Также, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. 
Я, учитывая возникающие трудности в правописании, предложила своим ученикам создать проекты по темам: «Учусь правильно обозначать звук [о] в корне слова после шипящих», «Правильно пишу гласные после шипящих «ж», «ш», «ч», «щ», «Учусь правильно писать приставки с гласными «а» и «о», «Учусь писать суффиксы -ок- и -ёк-». Одна моя ученица самостоятельно выбрала тему для своего проекта «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением».
II этап – подготовительная работа
В подготовительный этап работы над проектом входит постановка цели, выделение задач и составление плана работы над проектом, в котором определяется конечный продукт проекта. Планируя проект, учитель как бы заглядывает в будущее, воображает нечто, что ученик может создать или получить, затратив определённые усилия.
Так как проекты моих учеников направлены на развитие орфографической зоркости и повышение грамотности письма, мы определяем основной целью проектов учиться правильно писать выбранную для проекта орфограмму.
В задачах указываем конкретные действия, которые необходимо совершить для реализации проекта. Например,
Изучить правило и алгоритм его применения.
Подобрать тренажерный материал для отработки правописания.
Найти, придумать интересные задания для работы над орфограммой.
Создать презентацию.
Важно не только развивать интерес детей к знаниям, но и научить их добывать эти знания самостоятельно. В соответствии с задачами я помогаю ученикам составить план проекта:
Изучение правила и алгоритма его применения.
Поиск слов для создания тренажерной базы.
Обдумывание возможных заданий изучения орфограммы.
Работа над созданием презентации.
Редактирование презентации с учителем.
Защита проекта: показ презентации.
III этап – защита проекта
Очень важным моментом является этап представления результатов проекта. Он позволяет решить несколько задач: развитие научной речи; развитие умений работать с текстом; анализ продукта собственной деятельности; возможность продемонстрировать свои достижения; пополнение знаний других учащихся новыми сведениями; умения оценки и самооценки результатов исследования.
Конечным продуктом деятельности моих учеников явилось создание игр, презентаций, инсценировок, которые позволяют увидеть орфограмму в слове и правильно писать слова с этой орфограммой. Свои игры они проводили с одноклассниками на уроках русского языка. Это способствовало активизации познавательной деятельности, повышению интереса к предмету, а также непринужденно решались образовательные задачи.
Заключение
Учебный проект по русскому языку для школьников-исследователей – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы.
Проекты по изучению орфограмм способствуют развитию орфографической зоркости как у автора проекта, так и у его слушателей-одноклассников. Изучение науки «русский язык» становится интереснее, доступнее. Посильная практическая работа помогает усвоить правописание орфограмм значительно быстрее и эффективнее.
Не стареют слова К. Д. Ушинского о том, что главная цель обучения и воспитания – это дать человеку деятельность, которая бы наполняла его душу.
ЛитератураАсмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / под.ред.А.Г.Асмолова. -  М.: Просвещение, 2010.
Голуб Г.Б. Основы проектной деятельности школьника. Методические рекомендации. – М.: Федоров, 2006.
Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. - 2006, №1.
Методическое пособие «Проектная деятельность в учебном процессе» составители: Брыкова О.В., Громова Т.В., Салова И.Г., Санкт – Петербург, 2005 г.