Тематическое планирование по географии по ФГОС для 5 класса, линия учебников Полярная звезда

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР:
___________ Ерастова И.А.
(подпись)
_______________________ 2015г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора
МБОУ «Средняя школа № 18»
№______ -п от .08.2015




 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ

на 2015-2016 учебный год

по географии
класс 5
учитель Лукашина Е.Е.

Программа: География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ В.В.Николина, А.И.Алексеев, Е.К.Липкина. – М.: Просвещение, 2011.

Планирование составлено на основе рабочей программы по географии
Лукашиной Е.Е., учителем географии, 2015.

Количество часов:
всего 35 часов;
в неделю 1 час.
Количество практических работ: 8

Учебник: Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В. География. 5-6 классы. – М.: Просвещение, 2014.

УМК:
1.В.В.Николина. Мой тренажёр. Москва, «Просвещение», 2015.
2.В.В.Николина. География. Поурочные разработки. Москва, «Просвещение», 2012.
3.В.В.Николина, Е.К.Липкина. География. Проекты и творческие работы. Москва, «Просвещение», 2012.
4.Атлас с комплектом контурных карт. Физическая география. Начальный курс. 6 класс. Омск, «Омская картографическая фабрика», 2015г.

Электронные ресурсы – Алексеев А.И.География 5-6 классы. – М.: Просвещение, 2014.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока
Дата прове-дения
Наименование раздела, темы урока
Содержание, основные понятия урока
Универсальные учебные действия
Оборудование, ЦОР



Тема 1. Развитие географических знаний о Земле – 5 часов



1

Географические методы изучения окружающей среды.
Что изучает география. Значение геог-рафических знаний в современной жиз-ни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Способы организации собст-венной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды.

Ресурсы урока: Учебник, §1 стр.4-8. Атлас. Контурные карты. Тренажёр, с.4-6
Определять значение гео-графических знаний в сов-ременной жизни, главные задачи современной геог-рафии, понятие «геогра-фия».
Выявлять методы географи-ческой науки.
Оценивать роль географической науки в жизни общества.
Устанавливать основные приемы работы с учебником, атласом, тренажером.
Учебник, атлас, тренажёр

2

Развитие географических знаний о Земле.

Развитие представления человека о мире от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей.

Ресурсы урока:
Учебник , §2 стр10-12.
Тренажер с .7,№1-3
Выявлять изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий.
Определять вклад великих мореплавателей и путешественников в развитие географической науки и высказывать свое мнение.
Учебник, атлас, тренажёр, кп «Представления древних людей о Земле»

3

Великие географические открытия.
Практическая работа №1
«Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий».
Великие географические открытия; их вклад в развитие цивилизации. Марко Поло, А. Никитин, Васко да Гама. Открытие и исследование материков. Х. Колумб, Ф Магеллан, Ф. Дрейк А. Тасман, Дж. Кук, Ф.Ф. Беллинсгаузен,
М.П. Лазарев.


Ресурсы урока:
Учебник §3 с.13-15
Тренажер с.8 3 №5
Определять вклад великих мореплавателей и путешественников в развитие географической науки и высказывать свое мнение.
Установить значимость открытий русских путеше-ственников и землепро-ходцев, а также подвига покорителей Северного полюса. Наносить маршруты великих путешественников на контурную карту. Систематизировать информацию о путешест-виях и открытиях.
Находить информацию (в Интернете и других источ-никах) и разрабатывать информационные проекты.
Учебник, атлас, тренажёр, справочники, кп «Как люди открывали мир»


4

Великие географические открытия
Русские землепроходцы-исследователи: Ермак, И. Москвин, С. Дежнев,
Р. Амундсен, Р. Пири.

Ресурсы урока:
Учебник §3 с.13-15
Тренажер с.8 3 №6-8
Определять вклад великих мореплавателей и путешественников в развитие географической науки и высказывать свое мнение.
Установить значимость открытий русских путеше-ственников и землепроход-цев, а также подвига поко-рителей Северного полюса. Наносить маршруты великих путешественников на контурную карту. Систематизировать информацию о путешест-виях и открытиях.
Находить информацию (в Интернете и других источ-никах) и разрабатывать информационные проекты.
Учебник, атлас, тренажёр, справочники, кп «Как люди открывали мир»


5

География сегодня.


Источники географической информа-ции. Географические информационные системы (ГИС). Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей.


Ресурсы урока:
Учебник §4 с.16-18
Тренажер с.9-10 №9-10


Выделять и анализировать источники географической информации.
Оценивать роль космических исследований и геоинформационных систем для развития географии.
Находить в Интернете косми-ческие снимки, электронные карты.
Находить на иллюстрациях (среди электронных моделей) и описывать способы современных географических исследований и применяемые приборы и инструменты.
Учебник, атлас, кп «География сегодня», тренажёр



Тема 2. Земля – планета Солнечной системы- 5 часов.



6

Земля – планета Солнечной системы.









Земля – одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и условия жизни на ней. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки.
Форма и размеры Земли.

Ресурсы урока:
Учебник §5 с.20-21.
Тренажёр, с.,11 №1-5
Анализировать иллюстрати-вно-справочный материал и сравнивать планеты Солнеч-ной системы по разным пара-метрам.
Составлять «космический адрес» планеты Земля.
Приводить доказательст-ва, что Земля одна из планет солнечной системы и подчинена сложным космическим законам.
Атлас, контур-ные карты, таб-лица «Планеты Солнечной системы»,
DVD – фильм «Мир звёзд» Интерактивная модель Солнеч-ной системы, тренажёр

7

Мы во Вселенной.









Земля – одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и условия жизни на ней. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки.
Форма и размеры Земли.

Ресурсы урока:
Учебник §5 с.20-21, стр.21, зад.1-4 письменно в тетради
Анализировать иллюстрати-вно-справочный материал и сравнивать планеты Солнеч-ной системы по разным пара-метрам.
Составлять «космический адрес» планеты Земля.
Приводить доказательст-ва, что Земля одна из планет солнечной системы и подчинена сложным космическим законам.
Атлас, контурные карты, таблица «Планеты Солнечной системы»,
DVD – фильм «Мир звёзд» Интерактивная модель Солнечной системы.

8

Движение Земли

Движение Земли.
Виды движения Земли. Продолжительность года.
Високосный год. Экватор, тропики и полярные круги. Дни летнего и зимнего солнцестояния; дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярный день и ночь.

Ресурсы урока:
Учебник §6 с.22-24.
Тренажер с.12 №6,7
Выявлять зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси.
Составлять и анализировать схемы «Следствия вращения Земли вокруг своей оси» и «Географические следствия размеров и формы Земли».
Понимать значение движения земли вокруг своей оси.
Находить информацию (в Интерне те и других источ-никах) и разрабатывать информационные проекты.

Учебник, атлас, теллурий, тренажёр.

9

Солнечный свет на Земле









Высота Солнца над горизонтом.

Ресурсы урока:
Учебник §7 с.28 зад.6,7
Тренажер с.12 №8,9,10
Наблюдать действующую модель (теллурий, электрон-ная модель) движений Земли и описывать особенности распространения света и тепла на Земле.
Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года.
Выявлять как смена дня и ночи, времен года сказывается на жизни людей и планеты в целом. Составлять и анализировать схему «Следствия вращения Земли вокруг Солнца».
Учебник, атлас, кп «Земля в космическом пространстве», таблица «Земля под воздействием солнечного излучения», тренажёр.

10

Солнечный свет на Земле









Высота Солнца над горизонтом.

Ресурсы урока:
Учебник §7 с.28 зад.8,9
Тренажер с.12 №11,12
Наблюдать действующую модель (теллурий, электрон-ная модель) движений Земли и описывать особенности распространения света и тепла на Земле.
Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года.
Выявлять как смена дня и ночи, времен года сказывается на жизни людей и планеты в целом. Составлять и анализировать схему «Следствия вращения Земли вокруг Солнца».
Учебник, атлас, кп «Земля в космическом пространстве», таблица «Земля под воздействием солнечного излучения», тренажёр



Тема 3. План и карта – 12 часов



11

Ориентирование на местности. План местности
Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирование по Солнцу, Полярной звезде.
План местности. Особенности изображения местности на плане
Условные знаки.

Ресурсы урока:
Учебник, §8 с.30-32.
Тренажёр, с.16 №1-4
Распознавать различные ви-ды изображения земной пове-рхности: карту, план, глобус, атлас, аэрофотоснимок.
Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотогра-фиями одной местности.
Находить на аэрофотосним-ках легко распознаваемые и нераспознаваемые географи-ческие объекты.
Определять по компасу направ-ления на стороны горизонта по Солнцу, Полярной звезде и «жи-вым ориентирам»
Определять азимут, углы с помощью транспортира.
Читать план местности.
Топографические карты М 1:10000;
Топографические карты М:25000;
Топографические карты М:50000.
Кп «Ориентиро-вание на местности»,
карта «План местности и условные знаки», тренажёр.

12

Практическая работа №2 «Определение на местности азимута»
Азимут. Решение задач на определение азимута.
Составлять и применять на практике алгоритм определения азимута.
Использовать измерительные приборы.
Решать географические задачи.
Кп «Ориентиро-вание на местности»,
карта «План местности и условные знаки»

13

Земная поверхность на плане и карте

Условные знаки.
Масштаб и его виды.


Ресурсы урока:
Учебник, §9 с.33-35.
Тренажер с.16 №5-14
Определять объекты мест-ности на плане с помощью условных знаков.
Определять виды масштаба
Читать топографическую карту.
Понимать значения плана местности для умения ориен-тироваться в пространстве.
Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот.
Топографические карты М 1:10000;
Топографические карты М:25000;
Топографические карты М:50000.
Кп «Ориентиро-вание на местности»,
карта «План местности и условные знаки», тренажёр

14

Практическая работа №3
«Определение масштаба и измерение расстояний»
Измерение расстояний с помощью масштаба.

Решать практические задачи по переводу масштаба из одного вида в другой.
Распознавать условные знаки.
Физическая карта полушарий, атлас, учебник, тренажёр

15

Земная поверхность на плане и карте

Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости.
Относительная высота.
Абсолютная высота. Горизонтали. Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности.

Ресурсы урока:
Учебник, §10 с. 36-37
Тренажёр,с19-22 №15- 22
Определять относительную и абсолютную высоты по плану.
Определять по плану с помощью горизонталей направления повышения и понижения местности.
Оценивать значение умений определять с помощью плана и карты формы рельефа местности.
Работать в паре.

Физическая карта полушарий, атлас, учебник, тренажёр.


16

Практическая работа №4
«Составление плана местности»

Топографическая карта
Способы глазомерной съемки местности.
Ресурсы урока:
·
Учебник, с. 38-39
Тренажер с .23 № 23-24
Определять на плане рассто-яния между объектами.
Ориентироваться на местнос-ти.
Использовать оборудование для глазомерной съемки.
Составлять простейший план местности.
Работать в группе.
Физическая карта полуша-рий, атлас, учебник, тренажёр


17

Географическая карта

«Глобус» – объемная модель Земли.
Географическая карта, ее отличие от плана. Свойства географической карты. Легенды карты, виды условных знаков.
Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека.

Ресурсы урока:
Учебник §12 в. 2-7 зад 1,8-11
Определять роль географи-ческой карты как источника информации.
Оценить значение географи-ческой карты как достижения науки и культуры.
Выявить основы карты.
Уметь различать карты по масштабу.
Осознать необходимость понимания и чтения карты.
Овладеть умением читать карты различных видов, находить черты их сходства и отличия.
Физическая карта полуша-рий и России, атлас, учебник, тренажёр


18

Градусная сетка


Градусная сетка, ее предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах.
Определение направлений и расстояний по карте.


Ресурсы урока:
Учебник, §13 в. 2-9
Тренажер 1,10,11
Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические плюсы.
Сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов.
 Определять по картам сторо-ны горизонта и направления движения.
Определять расстояние  с помощью градусной сетки.
Раскрыть значения градусной сетки для ориентирования по карте.
Физическая карта полуша-рий и России, атлас, учебник, тренажёр


19

Географические координаты. Географическая широта

Географические координаты.
Географическая широта. Определение географической широты объектов

Ресурсы урока:
Учебник §14 в. 1-5,
Тренажер, з. 6
Определять географическую широту.
Раскрыть значение знаний о географических координатах в жизни людей.

Физическая карта полуша-рий и России, атлас, учебник, кп «Географические координаты», тренажёр

20

Географические координаты. Географическая долгота

Географическая долгота. Определение географической долготы объектов.
Часовые пояса.

Ресурсы урока:
Учебник, §15 в. 1-4.
Тренажер 5-12.
Определять часовые пояса.
Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов.
Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам.
Физическая карта полуша-рий, атлас, учебник, кп «Географические координаты», тренажёр


21

Практическая работа №5 «Решение географических задач по теме «План и карта»
Отработать умение определять географические координаты объектов, объектов по их координатам с помощью градусной сетки, решать практические задачи по переводу масштаба, находить абсолютную и относительную высоту, читать план местности.
Определять географических координат объектов, объектов по их координатам с помощью градусной сетки.
Решать практические задачи по переводу масштаба.
Находить абсолютную и отно-сительную высоту.
Читать план местности.
Работать в сотрудничестве.
Физическая карта полуша-рий и России, атлас, учебник


22

Выполнение тестовых заданий по теме «План и карта»
Тестовая работа из заданий разного вида.

Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий.
Работать с картами атласа.
Анализировать, систематизировать.
Физическая карта полуша-рий и России, атлас, учебник




Тема 4. Человек на Земле – 3 часа.



23

Как люди заселяли Землю
Основные пути расселения древнего человека. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Рост населе-ния. Возникновение земледелия и жи-вотноводства. Приспособление людей к условиям жизни ан разных этапах раз-вития общества.

Ресурсы, урока:
Учебник, §17 ,в. 1-6
Тренажер, задания 7-8
Анализировать и системати-зировать различные источники информации для определения приспособления людей к усло-виям жизни.
Определять по карте гипоте-тические места происхожде-ния человека и пути расселе-ния людей на Земле.
Карты «Плот-ность населения мира» и Физи-ческая карта полушарий, кп «Как люди засе-ляли Землю», учебник, атлас, тренажёр.

24

Расы и народы
Расы и народы мира. Их отличительные особенности.
Численность населения на Земле.
Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки.
Крупные государства и города мира.

Ресурсы урока:
Учебник, §18.в. 2-5
Тренажер 1, 6-9
Выявлять внешние признаки людей различных рас.
Определять плотность населе-ния на различных территориях.
Анализировать карту
«Плотность населения мира».
Показывать на карте госуда-рства и крупные города.
Анализировать различные источники информации с целью определения регионов проживания представителей разных рас.
Определять наиболее и наиме-нее заселенные территории.
Выделять самые крупные по площади государства на Земле.
Кп «Расы и народы», карта ««Плотность населения мира», учебник, атлас, тренажёр.

25

Практическая работа №6 «Сравнение стран мира по политической карте»
Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столицы.
Нанесение изученных стран на контурную карту.
Находить на карте и показы-вать свою страну и стран-соседей
Сравнивать страны по вели-чине территории и располо-жению.
Определять страны мира по описанию.
Создание проектного продук-та в форме открытки другу.
Политическая карта мира, учебник, атлас, контурные карты



Тема 5. Литосфера - твердая оболочка Земли - 9часов.



26

Земная кора - верхняя часть литосферы.

Внешние и внутренние силы Земли.
Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора.
Типы земной коры, ее строение под материками и океанами.


Ресурсы урока:
Учебник § 20 в. 2-8
задания 1, 3 ,10
Выявлять особенности вну-тренних оболочек Земли. Устанавливать по карте гра-ницы столкновения и расхож-дения литосферных плит.
Показать значение постоян-ного изменения природы Зем-ли под действием внешних и внутренних сил.
Доказать, что наблюдения исследования - важный путь познания сложных природных процессов.
Кп «Внутреннее строение Земли», таблица «Внутреннее строение Земли», тренажёр, учебник, атлас.

27

Горные породы, минералы и полезные ископаемые.

Минералы и горные породы.
Особенности происхождения горных пород.
Понятие «полезные ископаемые».

Ресурсы урока:
Учебник §21,в.1-7,зад. 8-10
Классифицировать горные породы.
Сравнивать свойства горных пород различного происхожде-ния.
Понять в чем состоит отличие горных пород от минералов.
Учебник, атлас, коллекция горных пород и минералов, лупа, тренажёр.

28

Практическая работа №7 «Определение горных пород и описание их свойств»
Определение горных пород по их свойствам. Формирование умения различать горные породы и минералы по внешним признакам.
Описывать по плану минера-лы и горные породы школьной коллекции.
Различать горные породы и минералы по внешним приз-накам.
Учебник, атлас, коллекция горных пород и минералов, лупа.

29

Движения земной коры
Движение земной коры: вертикальные и горизонтальные.
Землетрясения и их причины.
Сейсмические районы и пояса Земли.
Условия жизни людей в сейсмических районах, обеспечение безопасности населения.

Ресурсы урока:
Учебник, § 22.в. 3-7.
зад 1,2,9,10.
Выявлять закономерности распространения землетрясе-ний.
Устанавливать с помощью географических карт сейсми-ческие районы и пояса Земли.

Таблица «Эндогенные процессы», учебник, атлас, тренажёр.

30

Движения земной коры


Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов. Гейзеры. Тихоокеаническое огненное кольцо.

Ресурсы урока:
Учебник, §23. в. 2-4, з.1,5-7,з.9и 10 по выбору.
Выявлять на основе причинно-следственных связей законо-мерности распространения вулканизма
Устанавливать с помощью контурных карт районы вулканизма.
Наносить на контурную карту вулканы.
Таблицы «Строение вулкана», «Экзогенные процессы», учебник, атлас, тренажёр.

31

Рельеф Земли. Равнины
Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодей-ствия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши. Горы и равнины особенности их образования. Различие равнин по размеру, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. Описание равнины по карте.

Ресурсы урока:
Учебник § 24 , в. 2-5.
задания 1.6.7
Определять по географичес-ким картам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин мира и России, особенности их географического положения.
Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира.
Описывать равнину по плану.
Представлять информацию в письменной форме в виде плана – конспекта.
Классифицировать равнины по высоте.
Развить умение давать описа-ние равнины по плану.
Создавать образ равнин с помощью различных средств наглядности.
Наносить на контурную карту крупнейшие равнины мира.
Физическая карта полушарий и физическая карта России, учебник, атлас, тренажёр.

32

Рельеф Земли. Горы
Различие гор по высоте, возрасту и размерам.
Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах

Ресурсы урока:
Учебник, §25 в. 2-8,
зад 1,9, зад 10,11 по выбору
Определять по географи-ческим картам количест-венные и качественные характеристики крупней-ших гор мира и России.
Сравнивать по плану горные системы мира
Наносить на контурную карту крупнейшие горные системы мира и России.
Описывать рельеф своей местности по плану.
Объяснять причины измене-ния гор во времени, а так же изменение гор под воздейст-вием воды, ветра, живых организмов, хозяйственной деятельности людей.
Физическая карта полушарий и физическая карта России, учебник, атлас, тренажёр.

33

Выполнение тестовых заданий по теме «Литосфера - твердая оболочка Земли»

Тестовая работа из заданий разного вида.

Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий.
Работать с картами атласа.
Анализировать, системати-зировать полученную инфор-мацию.
Физическая карта полушарий и физическая карта России, учебник, атлас, тренажёр.

34

Человек и литосфера




Значение литосферы
для человека
Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу.


Ресурсы урока:
Учебник, § 27, в.1-5 задания 6,7
Определять значение литос-феры для человека.
Выявлять способы воздейст-вия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности.
Раскрыть значение охраны литосферы.
Карта минеральных ресурсов мира, физическая карта полушарий, кп «Человек и литосфера»

35

Практическая работа №8 «Скульптурный портрет Земли»


Разработка проекта
«Скульптурный портрет планеты».
Правила работы с контурной картой. Решение практических задач по карте.



Находить географические объ-екты на карте и в атласе с по-мощью географических коорди-нат и основных ориентиров (рек. гор и т. д).
Находить положение геогра-фических объектов на контур-ной карте и наносит их на нее.
Выполнять проектное задание
в сотрудничестве.
Представлять презентацию своего проекта.
Учебник, атлас, контурные кар-ты, физическая карта полушарий и физическая карта России, тренажёр.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 141415




Заголовок 1кђ Заголовок 2кђ Заголовок 315