Урок по географии по ФГОС Географическая широта, линия учебников Полярная звезда


Предмет География
Класс 5
Тема урока Географические координаты. Географическая широта.
Цель урока Сформировать представления о географических координатах, о географической широте и необходимости их умения определять.
Задачи урока Образовательные: получить знания о географической широте и необходимости уметь её определять.
Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.
Воспитательные: воспитание географической культуры и культуры общения.
УУД Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к необходимости знать и уметь определять географическую широту, формирование способности к самоопределению, уважительного отношения к иному мнению.
Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятию географическая широта; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.
Планируемые результаты Предметные:
Знать – что такое географическая широта.
Уметь – определять географическую широту; работать с картами атласа, учебным текстом, схемами и рисунками учебника.
Личностные: осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента научной картины мира.Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Основные понятия Географические координаты, географическая широта, параллели, меридианы, экватор, нулевая параллель, северная широта, южная широта.Межпредметные связи Математика
Ресурсы урока Учебник, атласы, глобус, компьютер, проектор, интернет, ЭОР.
Формы урока Фронтальная, групповая.
Технологии Технология проблемного чтения, ИКТ, обучение в сотрудничестве.
Дидактическая структура урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
1) Организаци-онный момент Приветствие учащихся, проверка готовности учеников к уроку. Подготовка к уроку, приветствие учителя Самоконтроль готовности к уроку (Р)
2) Мотивация учебной деятельности Предлагает вниматель-но послушать текст письма, присланный из МЧС (Приложение 1) и сформулировать тему и цели урока. Внимательно слушают текст. Учащиеся с помощью учителя формулируют тему и цели урока, записывают в тетрадь тему урока. Текст письма. Формулирование темы и цели урока. Формирование мотивационной основы учебной деятельности. Осознание цели урока (Р)
3)Актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке.
(Повторение ранее пройденного материала).
Фронтальный опрос:
1.Что называют градусной сеткой?
2.Дайте определение понятия «параллель».
3.Дайте определение понятия «меридиан».
4.Какое направление имеют параллели?
5.Какое направление имеют меридианы?
6.Как расположены параллели на глобусе или карте?
7. Как расположены меридианы на глобусах и картах? Отвечают на вопросы учителя, вспоминая домашнее задание текст параграфа 13. Вопросы учителя. Вспоминают полученные знания предыдущего урока. Вспоминают ранее изученный материал. Закрепление знаний, полученных на предыдущем уроке.
4) Изучение нового материала
Читает письмо, которое поступило в школу из МЧС (Приложение 1)
Учитель предлагает учащимся открыть атлас на стр.14-15 и определить место, куда нужно вернуть кенгурёнка.
Учитель предлагает открыть учебник на стр.48 и внимательно прочитать раздел «Для чего нужны географические координаты»
Вопросы классу:
1.Что значит адрес объекта?
2.При помощи чего определяют адрес объекта?
3.Что называют географическими координатами?
4.Что нам даёт знание географических координат объектов?
5.В каких профессиях используют знания определения географических координат?
На острове Врангеля на метеостанции закончи-лись продукты и горю-чее. Летчики получили задание – доставить груз на остров Вран-геля. Как выполнить эту задачу и спасти людей от голода и холода? Сплошная облачность. Табличек с названием острова и указателей нет.
Показ слайдов на экране проектора.
Для того, чтобы помочь лётчикам, надо определить сначала широту того места где они находятся. Для этого необходимо обратиться к учебнику на стр.49-50 в разделы «Что значит определить географическую широту?» и «Определяем географическую широту»
Работают с атласом, но место, куда должен вернуться кенгурёнок, определить не могут.
Внимательно читают учебник на стр.48.
Отвечают на вопросы учителя:
1.Широта и долгота объекта.
2.При помощи градусной сетки-меридианов и параллелей.
3.Географические координаты любой точки – это её широта и долгота.
4.Умение находить точное местоположение объекта.
5.Штурманы, военные, моряки, геологи, геодезисты, географы.
Думают, предполагают разные версии, но без помощи учителя ничего не получается.
Читают учебник на стр.49, записывают в тетрадь новые определения: географические координаты, географическая широта, северный тропик, южный тропик, северный полярный круг, южный полярный круг. Затем переходят в рубрику «Что значит определить географическую широту?». А затем в рубрику «Шаг за шагом». Внимательно читают учебник на стр.48.
Пытаются определить географические координаты, но не могут.
Вопросы учителя.
Внимательно слушают текст.
Записывают в тетрадь новые понятия. Знать, что такое географическая широта и как она определяется. Понимание значимости знаний о географических координатах, поиск нужной информации, сравнение и классификация, установление причинно-следственных связей(П). Выполнение учебных действий в соответствии с заданием (Р). Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К).
Определяют необходимость знаний для выполнения данного задания
4) Физкультми-нутка (здоровьесбере-гающий компонент)
«Игра на внимание» Говорит утверждения:
1.Адрес объекта – высота и ширина.
2.Адрес объекта – широта и долгота.
3.Географические координаты – это ширина и длина объекта.
4.Георафические координаты объекта – это широта и долгота. Слушают утверждения и если верное утверждение-руки вперёд, а в случае неверного-руки над головой + хлопок.
Играют, демонстрируя свои знания по новой теме. 5) Закрепление нового материала: выполнение практической работы
Определить широту следующих объектов:
1.Москва;
2.Берлин;
3.Каир;
4.Кейптаун;
5.Сидней;
6.Лондон;
7.Бразилиа;
8.Сантьяго;
9.вулкан Камерун;
10.вулкан Котопахи.
Определение географической широты объектов. Использование приобретенных знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. Рассуждение (Л), поиск нужной информации, сравнение и класси-фикация, установле-ние причинно-следс-твенных связей (П).
Формулирование ответов, применяя полученные знания (Р). Умение выра-жать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К).
6) Закрепление новых знаний
Задает вопросы для беседы:
•Что называют географическими координатами?
•Как определяется географическая широта?
•Можно ли только по одной широте определить адрес объекта?
•Какой бывает широта?
•Может ли широта быть западной и восточной? Демонстрируют знания. Формулируют ответ, применяя полученные знания. Использование приобретенных знаний и умений. Устная речь (П). Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К)
7) Рефлексия Что нового мы сегодня узнали?
Достаточно ли этих знаний, чтобы помочь кенгурёнку сегодня вернуться домой? Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения. Вопросы учителя Использование приобретенных знаний и умений. Оценка достигнутых результатов (Р)
8) Домашнее задание Параграф 14 выучить, стр.50 зад.3,4,5,6.Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике Запись д/з. Самоконтроль и взаимоконтроль (К)
Приложение 1.
« Здравствуйте ребята! Служба спасения по чрезвычайным ситуациям просит вас помочь вернуть маленького кенгурёнка домой , который вчера отстал во время посадки в самолёт. Известно, что он живёт в каком-то зоопарке вместе со своими родителями, братьями и сёстрами. Сейчас он очень грустный, не хочет кушать, иногда даже плачет. На передней конечности у него одето кольцо, где написано: 32°ю.ш. и 150°в.д . Мы предполагаем, что здесь написан его адрес и его можно узнать только по карте. Проблема в том, что в данный момент мы находимся в чистом поле, где только что приземлились космонавты, и у нас нет с собой карты полушарий, а в каждой школе такая карта есть. Может быть, вы нам поможете узнать, что это за адрес и тогда благодаря вам мы вернули бы кенгурёнка домой гораздо быстрее.
Представляете, какую радость вы для него сделаете! Если вы не можете, то срочно сообщите, мы попросим детей другой школы.