Статья: Цифровые образовательные ресурсы на уроках английского языка.


ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Алексеева Н.С.
МБОУ СОШ №40 г. Воронеж
shkola40@comch.ru
В Законе о модернизации российского образования определены новые приоритеты. Ведущим аспектом является подготовка школьников к жизни в быстро меняющемся информационном мире, готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, умение проявлять инициативу. Поэтому современный образовательный процесс должен использовать новые технические средства, новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.
Современный учитель понимает, что информационно-коммуникационные технологии обучения прочно вошли в жизнь. Использование новых информационных технологий на уроках английского языка способствует ускорению процесса обучения, повышает интерес учащихся к предмету, улучшает качество усвоенного материала, позволяет индивидуализировать процесс обучения. Уроки иностранного языка с применением ИКТ отличаются разнообразием построения, своеобразием используемого на них материале, эффективностью.
Преподавание английского языка в младших классах имеет свою специфику. Необходимо, чтобы на каждом уроке дети как можно раньше почувствовали результаты своих усилий. Для достижения этого необходимо создать такую обстановку, которая поддерживает высокую активность каждого ребенка. Практика показывает, что сделать обучение иностранному языку в начальной школе эффективным, используя традиционные методики, очень сложно. В решении этой проблемы может помочь использование информационных компьютерных технологий.
Основными целями применения ИКТ на уроках английского языка в начальной школе являются:
повышение мотивации к изучению языка;
развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;
увеличение объемов лингвистических знаний;
расширение объемов знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;
развитие способности и готовности к самостоятельному изучению иностранного языка.
Использование ИКТ позволяет проводить урок на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, что обеспечивается наглядностью, большого количества дидактического материала. А это в свою очередь повышает объем выполняемой работы на уроке и обеспечивает высокую степень дифференциации обучения.
На своих уроках в начальной школе я использую цифровые обучающие программы, мультимедийные возможности которых позволяют прослушать речь на изучаемом языке, отрабатывать произношение, сдавать тест по изученным грамматическим и лексическим темам. На основе компьютерных программ возможны различные виды работ по аудированию, чтению, письму. Все задания, направленные на развитие речевых умений, носят познавательный и занимательный характер с ярко выраженной коммуникативной задачей. Это способствует повышению качества знаний, помогает ученику преодолевать трудности, создает благоприятные условия для лучшего взаимодействия ученика и учителя, формирует позитивное отношение учащихся к обучению.
Наиболее эффективными формами работы с ИКТ для меня является презентации в Power Point . Презентации на темы: « Моя семья», «Животные», «Школа» позволяют отработать лексический и грамматический материал, а «Рождество и Новый год», «Любимые виды спорта» для дополнительного развивающего, внеурочного мероприятия. При изучении иностранного языка в начальной школе принцип наглядности является одним из ведущих, так как он учитывает психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим. С каким удовольствием ученики воспринимают мультимедийные презентации к урокам! Я использую презентации как сопровождение объяснения, которые содержат рисунки, схемы, краткие тексты, анимации. Это способствует повышению эффективности восприятия и запоминания подаваемого материала. Я подбираю презентации по разным темам, делаю их сама или нахожу в Интернете. Несомненным достоинством мультимедийной презентации является большое эмоциональное воздействие на учащихся, что способствует концентрации внимания и, следовательно, лучшему усвоению материала. Даже самые пассивные ученики включаются в работу. Новые возможности по созданию презентаций представляет нам веб-сервис Prezi.com. c дополнительными улучшенными функциями, которым я планирую использовать в своей дальнейшей работе. В преподавании языка мне очень помогает интерактивная доска. Она позволяет работать с мультимедийными возможностями, такими как изображение, анимации, звук, графика. Интерактивная доска дает возможность сопоставлять слова и их значения, выбирать правильный ответ; заполнять пропуски, таблицы, разгадывать кроссворды, находить правильные ответы; располагать предметы на картинке; находить слова, соответствующие картинкам, осуществлять активное комментирование материала. Она делает урок более динамичным или же, по моему желанию, приостанавливает его, акцентируя внимание на сложном вопросе.
Но самое главное, что учащиеся не просто являются зрителями, наблюдающими представленный материал, а активными участниками учебного процесса, имеющие возможность поработать с доской, выполняя различные тренировочные упражнения. Функции интерактивной доски не ограничены. С первых уроков я применяю доску для изучения алфавита и звуков английского языка. Она помогает проводить фонетическую зарядку. Дает возможность создать таблицы, схемы для введения грамматического материала. Не заменима она при введении лексического материала, проведении тестов. Также она имеет богатую коллекцию интерактивных иллюстраций. Но надо помнить, что использование всех средств компьютерных технологий нужно в меру. Это требование санитарных норм. Да и подготовка к таким урокам требует много времени. Поэтому, традиционные методы обучения остаются на всех этапах преподавания. Но использование современных цифровых ресурсов позволяет повысить уровень обучения, оживляет учебный процесс и повышает мотивацию учащихся.
В начальной школе я использую информационные технологии на различных этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.
Хотелось в заключении сделать вывод, что использование ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучении – повышении уровня знаний.
В качестве доказательства того, что мультимедийные средства обучения способствуют развитию интереса к языку, я хотела привести пример своих учеников, которые участвуют в олимпиадах по языку, проводимых на образовательном портале info@45minut.ru.
Литература
Т.А. Зарипова «Особенности преподавания в начальной школе» Английский язык, Изд. Дом. «Первое сентября» 2013
Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация Power Point и ее возможности при обучении иностранным языкам / ИЯШ 2008 г. №4 с. 36-40
Репина Е.В. Использование компьютерных игровых программ для обучения английскому языку в начальной школе /Английский язык, Изд. Дом. «Первое сентября» 2009,№ 6,с.2-9.