Урок литературного чтения на тему Басня. И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак». Л.Толстой «Страшный зверь».


Урок литературного чтения во 2 классе
УМК: «Начальная школа ХХI века»
Тема: Басня. И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак». Л. Толстой «Страшный зверь».
Цель: создать благоприятные условия для ознакомления с басней.
Планируемые результаты
- Предметные:
познакомятся с новым литературным жанром, выявят особенности произведения, познакомятся с новыми литературоведческими понятиями: «басня», «мораль», «баснописец», научатся читать басни выразительно, стараясь передать чувства и настроение автора, выделять главную мысль произведения при помощи учителя
- Метапредметные:
регулятивные: принимать и сохранять цели учебной деятельности под руководством учителя, планировать, контролировать и оценивать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей
познавательные: овладевать навыками смыслового чтения произведений, сравнивать разные тексты, преобразовывать объект из чувственной формы в модель
коммуникативные: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками
- Личностные:
проявлять интерес к чтению классической литературы, правильно оценивать поступки героев произведения с точки зрения моральных норм, воспитывать чувство коллективизма
Оборудование: презентация к уроку.
I. Мотивация к деятельности
-- Сегодня на уроке вы будете не только думающими учениками, но и хорошими чтецами, внимательными слушателями и вдумчивыми читателями!
II. Проверка домашнего задания и актуализация знаний.
Чтение стихотворения Г. Сапгира «Рабочие руки» наизусть.
Нарисуйте соответствующий смайлик в каждом столбце таблицы, оценивая выразительность собственного чтения по следующим критериям:
Таблица оценивания
Осознанность чтения Интонация Темп и ритм Логическое ударение Правильное произношение
- Если у вас во всех столбцах стоят улыбающиеся смайлики, значит вы - замечательные чтецы, если в 4-х столбцах, вы - очень хорошие чтецы, если в 3-х, вы – хорошие чтецы, если у вас менее трёх улыбающихся смайликов, то вам надо ещё поработать над выразительностью чтения.
- Произведение какого литературного жанра вы читали? (Стихотворение). Назовите особенности этого жанра. Какие жанры вы ещё знаете?
III. Выявление места и причины затруднения.
- Сегодня мы будем читать произведения нового литературного жанра - басни. Можете ли вы сказать, что такое басня? (Нет.)
- Почему? (Мы не изучали басни.)
- Какова задача нашего урока? (Познакомиться с новым литературным жанром).
- Правильно, ещё нам необходимо выявить особенности жанра, научиться читать басни выразительно.
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
- Давайте составим план наших действий по решению задач урока.
- Как вы считаете, с чего нужно начать нашу работу? (С чтения произведения.)
- Каким будет следующий шаг? (Определим главную мысль произведения.)
- Затем? (Попытаемся определить, что такое басня?)
- Если это новый жанр, значит, что ещё мы должны научиться делать? (Научимся моделировать обложку.)
Что необходимо сделать в завершении работы? (Научимся читать басню выразительно.)
V. Реализация построенного проекта. Работа над басней И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак».
1. Прогнозирование содержания произведения по иллюстрации.
- Рассмотрите иллюстрацию и попытайтесь определить, о чём эта басня.
(Дети высказывают свои предположения).
2. Слушание басни И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак».
- Сейчас вы будете внимательными слушателями. Послушайте произведение и определите, оправдались ли ваши предположения.
(Учитель включает аудиозапись басни в исполнении И. Ильинского.)
- Понравилась вам басня?
(Дети отвечают.)
- О чём это произведение?
(О том, как Лебедь, Щука и Рак пытались везти воз.)
- Получилось у героев это сделать? (Нет.)
- Почему?
(Они тянули воз в разные стороны.)
- Какие эмоции вызвала басня? (Смех.)
3. Чтение басни про себя.
- А сейчас вы будете вдумчивыми читателями. Прочитайте басню про себя, подчеркните непонятные слова.
4. Словарная работа.
На доске слова:
Лад – согласие, мир, порядок.
Мука - сильное физическое страдание.
Поклажа – уложенные для перевозки вещи,
груз, багаж.
Воз – колёсная повозка или сани с кладью.
Впряглись – в повозку, в телегу; принялись
за трудную работу.
Ныне – теперь, в настоящее время.
Из кожи лезут вон – стараются изо всех сил.
5. Работа по содержанию произведения.
-Поработаем с текстом басни и найдём слова, которые помогают увидеть образ каждого героя.
- Найдите, как в басне описан Лебедь, какие действия он совершает?
( «Лебедь рвётся в облака».)
- Верно, он стремительный, упрямый, быстрый.
Какие действия совершает Рак?
(«Рак пятится назад».)
- Правильно, этот герой неповоротливый, нерасторопный, идёт назад.
- А какие же действия совершает Щука?
( «Щука тянет в воду».)
- Действительно, она упрямая, только своё дело знает.
- Обратите внимание, как точно передаёт Крылов характер каждого героя. Какие слова говорят о том, что они всё-таки очень стараются? («Из кожи лезут вон»).
- Подумайте, почему же герои басни не смогли сдвинуть воз? (Они не смогли договориться, делали всё врозь).
5. Знакомство с новыми литературоведческими понятиями (определениями): басня, мораль, баснописец, моделирование обложки
- А сейчас вы будете мыслящими учениками: попробуйте объяснить, что такое басня. (Дети пытаются объяснить).
Сравни свой ответ с предлагаемым объяснением в учебнике. (Дети проверяют по учебнику).
- Прочитайте строчки, в которых заключена главная мысль басни. На что они похожи? (На пословицу). Чем? (Эти слова учат, наставляют.) Это мораль басни (поучение). Прочитайте об этом в учебнике.
- Почему «воз и ныне там»? (Нет согласия, единства).
- Прочитайте фамилию автора. Знаешь ли ты другие басни И. Крылова? Прочитайте, в учебнике, как называется писатель, сочиняющий басни. (Дети читают определение баснописца).
Затем учитель открывает в презентации портрет И. Крылова, коротко рассказывает о жизни и творчестве писателя.
- Что можем выполнить теперь? (Модель обложки).
Учитель просит найти в печатной тетради заместитель жанра «басня».
(Дети составляют модель обложки.)

Фамилия автора

Басня
Заголовок
6. Работа над выразительностью чтения.
Выбор тона, темпа чтения, выделение морали, подбор интонации.
VII. Самостоятельная работа с текстом басни Л. Толстого «Страшный зверь».
Самостоятельное чтение басни.
Работа в парах.
(Ученики в парах выполняют задания к басне в учебнике.)
Проверка работы в парах.
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
- Дополните таблицу информацией о баснях.
Автор Заголовок Жанр Форма Мораль
Крылов Басня Стихотворная В начале
Страшный зверь Басня Сравнение басен.
IХ. Рефлексия.
- Назовите особенности басни. (В басне есть мораль).
- Когда можно добиться успеха, победы в чём-то? (Когда действуешь согласованно, сплочённо).
Молодцы! Вы были на уроке хорошими чтецами, внимательными слушателями и вдумчивыми читателями.
Х. Домашнее задание:
выучить басню И. Крылова, выполнить задания в тетради к басне Л. Толстого «Страшный зверь».