Мониторинговые исследования УУД в 5-6 классах на уроках математики.


Мониторинговые исследования УУД в 5-6 классах на уроках математики.
Термин «универсальные учебные действия» означает совокупность обобщенных действий, которая обеспечивает способность учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний, включая организацию и самого процесса усвоения.
Основные функции УУД:
обеспечение возможностей ученика самостоятельно осуществлять такое действие как учение, ставить перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена высокой профессиональной мобильностью;
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
В совокупности универсальных учебных действий, формируемых на уровне основного общего образования, обычно выделяют четыре основных вида: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Регулятивные учебные действия развивают умения организовывать свою деятельность. К регулятивным действиям относятся:
• Целеполагание • Планирование • Прогнозирование • Контроль • Коррекция • Оценка • СаморегуляцияЛичностные действия развивают умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор. К личностным действиям относятся:
• Самоопределение • Смыслообразование• Нравственно-эстетическое оценивание
Познавательные действия направлены на развитие умений мыслить и работать с информацией в современном мире. К познавательным действиям относятся:• Общеучебные универсальные действия • Логические универсальные действия • Постановка и решение проблемы Коммуникативные действия развивают умения общаться, взаимодействовать с людьми. Это:
• Планирование • Постановка вопросов • Разрешение конфликтов • Контроль, коррекция действий
Обучение математике имеет особенное значение в формировании познавательных и регулятивных УУД учащихся. Предмет способствует развитию мыслительной активности, так как формирует основные интеллектуальные способности:
Аналитические (умение всесторонне анализировать информацию, классифицировать, проводить аналогию и сравнение).
Логические (умение рассуждать, мыслить, делать правильные выводы).
Дедуктивные (способность выделять частное из общей информации, обобщать, находить закономерности).
Критические (умение критически оценивать имеющуюся информацию, отсеивать ложные идеи и выводы).
Абстрактное мышление (умение переводить информацию о реальных объектах в символы, манипулировать с этими символами, находить какое-то решение и это решение опять применять к объектам на практике).
Образное мышление (умение мысленно сопоставлять разные по смыслу объекты, формулировать сравнения, упрощать понимание сложных идей, представляя их на более доступном для понимания уровне).
Концентрация – (способность длительно удерживать внимание).
Можно добавить к перечисленным способностям и такие свойства интеллекта, как математическое мышление, техническое мышление, алгоритмическое мышление, комбинаторное мышление.
Формирование познавательных УУД на уроках математики обеспечивает приобретение учащимися опыта работы с информацией.Формирование регулятивных УУД на уроках математики обеспечивает возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством целеполагания, планирования действий, контроля и оценки своей деятельности, коррекции ошибок.
Формирование коммуникативных УУД обеспечивают учащимся социальную компетентность в общении, взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Личностные УУД позволяют связать обучение с реальными жизненными ситуациями. Они направлены осознанное восприятие жизненных ценностей, выработку нравственных норм и правил, определение жизненной позиции в отношении окружающего мира.
Мониторинг образовательных результатов за 2015-2016 учебные годы проводился в 5 - 6 классах.
Цели мониторинга УУД:
Получить представление об уровне сформированности универсальных учебных действий.
Определить проблемные зоны и возможные пути их устранения.
Определить успешность педагога по формированию УУД учащихся.
Схема наблюдения
за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся
№ Критерии Бал-лыПоведенческие индикаторы
сформированности критерия
1. Критерии эффективности учебной деятельности
1.1. Учебная активность 0
1
2
3
4
5 – активность отсутствует;
– пассивен на уроке, часто дает неправильные ответы или не отвечает совсем, переписывает готовое с доски;
– активность кратковременная, часто отвлекается, не слушает;
– редко поднимает руку, но отвечает преимущественно верно;
– стремится отвечать, работает со всем классом, чередуются положительные и отрицательные ответы;
– активно работает на всех уроках, часто поднимает руку, отвечает преимущественно верно, стремится отвечать.
1.2. Целеполагание 0
1
2
3
4
5 – плохо различает учебные задачи разного типа, отсутствует реакция на новизну задачи, нуждается в постоянном контроле со стороны учителя, не может ответить на вопросы о том, что сделал или собирается сделать;
– осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи, в теоретических задачах не ориентируется;
– принимает и выполняет только практические задачи, в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленные действия;
– охотно осуществляет решение познавательной задачи, регулирует процесс выполнения, четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения;
– столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит деятельность в соответствии с ней;
– самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы, выдвигает содержательные гипотезы.
1.3. Самоконтроль 0
1
2
3
4
5 – не умеет обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников;
– контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, не может обосновать своих действий;
– осознает правила контроля, но одновременно выполнять учебные действия и контролировать их не может, после выполнения может найти и исправить ошибки;
– ошибки в многократно повторенных действиях исправляет самостоятельно, контролирует выполнение учебных действий другими, но при решении новой задачи теряется;
– задачи, соответствующие усвоенному способу контроля выполняются безошибочно, с помощью учителя может обнаружить неадекватность способа новой задаче и внести коррективы;
– контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы до начала решения.
1.4. Усвоение знаний, успеваемость 0
1
2
3
4
5 – плохое усвоение материала по всем темам и предметам, большое количество грубых ошибок;
– частые ошибки, неаккуратное выполнение учебных заданий;
– плохое усвоение материала по отдельным темам и предметам;
– редкие ошибки, чаще связанные с невнимательностью, успеваемость на оценки «3» и «4»;
– единичные ошибки, усвоение знаний на «хорошо»;
– правильное и безошибочное выполнение практически всех учебных заданий.
2. Усвоение нравственно-этических норм и школьных норм поведения
2.1. Нравственно-этическая готовность 0
1
2
3
4
5 – не умеет выделять моральное содержание ситуации (нарушение/следование моральной норме);
– ориентируется на моральную норму (справедливое распределение, правдивость, взаимопомощь);
– понимает, что нарушение моральных норм оценивается как серьезное и недопустимое;
– учитывает при принятии решения объективные последствия нарушения моральной нормы;
– адекватно оценивает свои действия и действия других с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы;
– умеет аргументировать необходимость выполнения моральной нормы.
2.2. Поведение на уроке 0
1
2
3
4
5 – не выполняет элементарных требований, большую часть урока занимается посторонним делом, играет;
– часто отвлекается на посторонние предметы, вертится, постоянно отвлекается;
– на уроке скован, напряжен или часто отвлекается;
– иногда поворачивается, обменивается мнениями с товарищами, но отвлекается редко;
– выполняет требования учителя, но иногда отвлекается;
– сидит спокойно, внимателен, добросовестно выполняет все требования учителя.
2.3. Поведение вне урока 0
1
2
3
4
5 – часто нарушает нормы поведения, мешает окружающим;
– пассивен, движения скованы, избегает общения вне урока;
– не может найти себе занятие на перемене, переходит от одной группы детей к другой;
– активность ограничена занятиями, связанными с подготовкой к другому уроку или мероприятию;
– активность выражена в меньшей степени, предпочитает занятия в классе, чтение и т.д.;
– высокая активность, с удовольствием участвует в общих делах.
3. Успешность социальных контактов
3.1. Взаимоотношения с одноклассниками 0
1
2
3
4
5 – негативизм по отношению к сверстникам, постоянно ссорится, одноклассники его не любят;
– замкнут, пассивен, предпочитает быть один, другие ребята к нему равнодушны;
– предпочитает находиться рядом с одноклассниками, но не вступает с ними в контакт;
– сфера общения ограничена, контакт только с некоторыми сверстниками;
– мало активен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются;– общительный, коммуникативный, сверстники его любят, часто общаются.
3.2. Отношение к учителю 0
1
2
3
4
5 – общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, неадекватно реагирует, обижается, плачет;
– избегает контактов с учителем, при контакте тревожен, замыкается;
– выполняет требования формально, не заинтересован в общении, старается быть незаметным;
– старательно выполняет все требования учителя, но от контакта с учителем уклоняется, за помощью обращается к сверстникам;
– дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять все требования, в случае необходимости обращается за помощью;
– проявляет дружелюбие, стремится понравиться, часто подходит после урока.
4. Эмоциональное благополучие
0
1
2
3
4
5 – преобладает агрессия или депрессия;
– выражены депрессивные проявления без причин, агрессивные реакции, часто ссорится с одноклассниками;
– отрицательные эмоции превалируют (тревожность, огорчение, страхи, вспыльчивость, обидчивость);
– эмоциональные проявления снижены, часто бывает в подавленном настроении;
– спокойное эмоциональное состояние;
– находится преимущественно в хорошем настроении, часто улыбается, смеется.
Высокий уровень – 44-50 баллов
Уровень выше среднего – 40-43 балла
Средний уровень – 32-39 баллов
Уровень ниже среднего – 25-31 баллов
Низкий уровень – менее 25 баллов
5 класс. Начало учебного года:
Критерии эффективности учебной деятельности познавательные личностные регулятивные коммуникативные итог
1.1 1.4 2.1 4. 1.2 1.3 2.2 2.3 3.1 3.2 Учебная активность Усвоение знаний нравственность Эмоциональное благополучие Целеполагание Самоконтроль Поведение на уроке Поведение вне урока Взаимоотношения с одноклассниками Отношение к учителю 1. Валышев Владимир 4 4 5 5 4 4 5 5 5 5 46
2. Веригшин Никита 3 3 4 4 3 3 3 3 4 4 34
3. Волосков Валентин 3 3 3 4 3 2 3 3 4 5 33
4. Гейнц Артём 0 2 3 3 0 0 4 4 3 4 23
5. Горлач Александр 5 4 5 4 5 4 5 5 5 5 47
6. Дудченко Дарья 5 4 4 4 4 4 3 4 5 5 42
7. Дудченко Мария 4 3 4 4 4 4 3 4 5 5 40
8. Кормина Мария 3 3 5 4 4 3 5 5 5 5 42
9. Лисицкая Ольга 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 50
10. Мещеряков Дмитрий 4 3 3 4 3 3 3 3 4 4 34
11. Медведева Галина 3 3 4 4 3 3 4 5 5 5 39
12. Патрина Мария 3 3 5 4 3 3 5 5 5 5 41
13. Пузырёв Илья 2 3 4 4 2 2 3 3 5 5 33
14. Сорокожердева Анна 2 2 3 3 2 2 3 3 5 5 30
15. Старостин Виталий 2 2 3 3 2 3 3 3 5 5 31
16. Тузовский Степан 5 4 5 5 5 5 5 5 5 5 49
17. Фелькер Кристина 2 2 2 3 2 2 2 3 5 5 28
18. Царкова Екатерина 4 4 5 4 4 4 5 5 5 5 45
19. Шведов Юрий 4 4 5 4 4 4 5 5 5 5 45
Конец учебного года:
Критерии эффективности учебной деятельности познавательные личностные регулятивные коммуникативные итог
1.1 1.4 2.1 4. 1.2 1.3 2.2 2.3 3.1 3.2 Учебная активность Усвоение знаний нравственность Эмоциональное благополучие Целеполагание Самоконтроль Поведение на уроке Поведение вне урока Взаимоотношения с одноклассниками Отношение к учителю 1. Валышев Владимир 5 4 5 5 4 4 5 5 5 5 47
2. Веригшин Никита 3 3 4 4 3 3 3 4 4 5 36
3. Волосков Валентин 3 3 4 4 4 3 5 4 4 5 39
4. Гейнц Артём 0 2 3 3 0 0 4 4 3 4 23
5. Горлач Александр 5 4 5 5 5 4 5 5 5 5 48
6. Дудченко Дарья 5 4 4 4 4 4 3 4 5 5 42
7. Дудченко Мария 4 3 4 4 4 4 3 4 5 5 40
8. Кормина Мария 4 4 5 4 4 4 5 5 5 5 45
9. Лисицкая Ольга 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 50
10. Мещеряков Дмитрий 4 3 3 4 4 3 3 3 4 4 35
11. Медведева Галина 4 4 4 4 4 4 4 5 5 5 43
12. Патрина Мария 4 4 5 4 4 3 5 5 5 5 44
13. Пузырёв Илья выбыл
14. Сорокожердева Анна 2 2 3 3 2 2 4 4 4 5 31
15. Старостин Виталий 3 3 3 3 3 3 4 4 5 5 36
16. Тузовский Степан 5 4 5 5 5 5 5 5 5 5 49
17. Фелькер Кристина 2 2 2 3 2 2 2 3 5 5 28
18. Царкова Екатерина 4 4 5 4 4 4 5 5 5 5 45
19. Шведов Юрий 4 4 5 4 4 4 5 5 5 5 45
20. Трофимов Владислав 3 3 4 5 3 3 5 5 5 5 41

6 класс. Начало учебного года:
Критерии эффективности учебной деятельности познавательные личностные регулятивные коммуникативные итог
1.1 1.4 2.1 4. 1.2 1.3 2.2 2.3 3.1 3.2 Учебная активность Усвоение знаний нравственность Эмоциональное благополучие Целеполагание Самоконтроль Поведение на уроке Поведение вне урока Взаимоотношения с одноклассниками Отношение к учителю 1. Бурдукина Ольга 3 3 4 3 3 3 5 5 3 5 38
2. Гейнц Денис 0 2 2 4 0 0 3 3 3 2 19
3. Глебов Семён 4 4 4 4 4 4 4 5 5 4 42
4. Ерютина Елизавета 3 3 4 4 3 3 5 5 5 4 39
5. Жданов Максим 3 3 4 4 3 3 5 5 5 5 40
6. Захаров Данил 3 3 3 3 3 3 3 3 3 4 31
7. Ильц Ирина 4 4 4 4 4 4 4 5 4 5 42
8. Касумова Евгения 3 3 4 4 3 3 5 5 3 5 38
9. Кудрявцев Иван 3 3 3 3 3 3 3 3 4 3 31
10. Лисицкий Михаил 5 4 5 5 5 5 5 5 5 5 49
11. Нарзуллоев Мухамад3 3 4 4 3 3 5 5 3 5 38
12. Остертаг Карина 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 50
13. Удалая Екатерина 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 50
14. Удалая Елизавета 4 4 5 5 4 4 5 5 4 5 45
15. Франк Екатерина 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 50
16. Хряпин Александр 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 30
17. Чухрий Иван 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 30
Всего/ среднее 59/ 3,5 60/ 3,5 67/3,9 68/ 4,0 59/3,5 59/3,5 73/4,3 75/ 4,4 68/ 4,0 73/ 4,3 Конец учебного года:
Критерии эффективности учебной деятельности познавательные личностные регулятивные коммуникативные итог
1.1 1.4 2.1 4. 1.2 1.3 2.2 2.3 3.1 3.2 Учебная активность Усвоение знаний Нравственность Эмоциональное благополучие Целеполагание Самоконтроль Поведение на уроке Поведение вне урока Взаимоотношения с одноклассниками Отношение к учителю 1. Бурдукина Ольга 3 3 4 3 3 3 5 5 4 5 39
2. Гейнц Денис 0 2 2 4 0 0 3 3 3 2 19
3. Глебов Семён 4 4 4 4 4 4 4 5 5 5 43
4. Ерютина Елизавета 4 4 4 4 4 3 5 5 5 5 43
5. Жданов Максим 3 3 4 4 3 3 5 5 5 5 40
6. Захаров Данил 3 3 3 3 3 3 3 3 3 4 31
7. Ильц Ирина 4 4 4 4 4 4 4 5 4 5 42
8. Касумова Евгения 3 3 4 4 3 3 5 5 3 5 38
9. Кудрявцев Иван 3 3 3 4 3 3 4 4 4 4 35
10. Лисицкий Михаил 5 4 5 5 5 5 5 5 5 5 49
11. Нарзуллоев Мухамад3 3 4 4 3 3 5 5 3 5 38
12. Остертаг Карина 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 50
13. Удалая Екатерина 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 50
14. Удалая Елизавета 4 4 5 5 4 4 5 5 4 5 45
15. Франк Екатерина 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 50
16. Хряпин Александр 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 30
17. Чухрий Иван 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 30
Всего/ среднее 60/ 3,5 61/ 3,6 67/3,9 69/ 4,1 60/3,5 59/3,5 74/4,4 76/ 4,5 69/ 4,1 76/ 4,5 692/39,5

Диаграммы наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся 5 – 6 классов показывают позитивные результаты уровня сформированности УУД.
В результате мониторинга были решены задачи:
Определен уровень сформированности УУД на первоначальном этапе обучения математике пятиклассников и шестиклассников.
Выявлены проблемные зоны и определены пути их ликвидации.
Разработана стратегия помощи учащимся, имеющим трудности в формировании определенных видов УУД.
Определен уровень успешности преподавателя по формированию УУД учащихся.
Для устранения проблем развития отдельных УУД, выявленных в результате диагностики и для дальнейшего успешного их формирования, выработаны следующие действия:
Использование групповых форм работы (например, при организации взаимной проверки).
Применение игровых методов.
Поощрение детей за озвучивание собственной точки зрения по рассматриваемым вопросам.
Оказание речевой помощи учащимся при проведении дискуссий, споров, в аргументированных ответах. По возможности применять на уроках ролевые игры.
Следует отметить, что формирование УУД успешно реализуется в процессе обучения математике и выражается в положительной динамике адаптации учебной деятельности учащихся. Овладение универсальными учебными действиями ведет к формированию способности учащихся самостоятельно успешно усваивать новые знания.