Учет индивидуальных особенностей учащихся в организации инструктажа на уроках трудового обучения в коррекционной школе


Учет индивидуальных особенностей учащихся в организации инструктажа на уроках трудового обучения в коррекционной школе
Опыт профессионально-трудового обучения в коррекционной школе показывает, что в каждом классе есть учащиеся, которые не готовы фронтальному обучению. При объяснении темы или в самом начале выполнения работы обычно проводится предварительный инструктаж (общий, фронтальный)? однако усваивают излагаемый учителем материал с первого раза далеко не все. Обнаруживается, что объяснение для части учеников прочитано впустую. Чтобы добиться усвоения материала, я вынужден вести с этими учащимися беседы индивидуально. В методической литературе очень трудно найти подобные указания, как должно осуществляться индивидуальное обучение. Учителю, который стремится, чтобы каждый ученик освоил необходимый минимум знаний и умений, приходится опираться на собственный опыт и интуицию.
Остановлюсь на опыте работы с учениками VII класса. На занятиях столярного дела мне удалось добиться некоторых результатов в привитии трудовых умений и навыков. В них индивидуальную карточку, куда заношу результаты своих наблюдений за изменениями в поведении, за динамикой развития умений и навыков. Я отмечаю начало и конец работы над изделием, степень самостоятельности, проявленной учеником, качество выполнения. Это дало мне возможность выявить потенциальные силы учеников и планировать работу с учетом их индивидуальных особенностей. Приведу краткие характеристики некоторых учащихся:
Анатолий. Мальчик педагогически и социально запущен. Причина – неблагополучная семья. Много пропускает занятий, склонен к бродяжничеству. Подвижный, излишне суетливый. Рассеянный, не умеет сосредоточиться. Из-за многочисленных пропусков обладает слабыми теоретическими знаниями. Но труд любит, старается при изготовлении изделий, хотя не все и не всегда получается. Смело берется за изготовление изделий, не вникнув в фронтальный инструктаж, останавливается, теряется в работе, просит помощи учителя. Нуждается в направляемом руководстве и индивидуальной помощи со стороны учителя.
Андрей: Так же педагогически и социально запущен. Причина- неблагополучная семья. Семья многодетная, оказывает недостаточное воспитание ребенку. Немного капризный. При любой неудаче теряет самообладание, сильно нервничает, бросает изделие и не желает доводить его до конца. При повторном объяснении и показе учителем правильности выполнения задания, теряется, сомневается, что поймет и правильно выполнит работу. Нуждается в индивидуальной помощи со стороны учителя. В результате длительной индивидуальной работы с моей стороны, удалось несколько изменить отношение Андрея к неудачам. Все чаще, качество выполнения изделия, становится лучше и лучше. Работу старается выполнять самостоятельно.
Игорь: В этом учебном году много болел, поэтому есть существенные проблемы знаний по многим темам. Пытается выставить себя лидером в группе, так как материально более обеспечен, чем другие дети. С заданиями не всегда справляется самостоятельно. Самонадеян, но при неудачах теряется. При повторном фронтальном инструктаже, быстро вникает в суть дела и готов к самостоятельной работе. Но все же индивидуальная помощь учителя необходима в ряде случаев.
Помимо этих мальчиков в группе обучается двое ребят, у каждого из которых наблюдаются свои особенности поведения и реакции. Общая черта данной группы детей – слабое освоение теоретического материала, почти одинаковый уровень интеллектуальных нарушений. Казалось бы, что с этой группой учеников можно работать по одному плану. Но в процессе обучения выяснилось, что это невозможно.
Предварительный фронтальный инструктаж усваивали не все учащиеся. На первый взгляд могло показаться, что объяснение воспринято, но когда дети приступают к выполнению заданий, то обнаруживалось, что ориентировка в задании отсутствует у многих учащихся.чтобы ученики выполняли работу, я должен провести дополнительный инструктаж с тем, кто не понял материал темы или понял его неправильно.
Часто учащиеся, понявшие задание частично, обычно смотрят на работу более сильных учеников и не совсем уверенно приступают к операциям. Иногда дети думают, что задание ими понято, и начинают работать, портя при этом материал.
В данной ситуации я провожу со слабыми учащимися дополнительный инструктаж (индивидуальный), добиваясь самостоятельной работы. Дополнительные объяснения провожу, применяя для объяснения образцы изделий, которые можно разобрать на отдельные самостоятельные детали. В старших классах стараюсь работать с детьми по эскизам или чертежам. Конечная цель обучения – добиться, чтобы учащиеся умели выполнять задание самостоятельно.
Случается, что учащиеся поняли задание, но работу тем не менее не выполнили. Выявляется, что эти ученики слабо владеют приемами работы, не умеют правильно пилить, строгать, страдают отсутствием глазомера, не могут воспользоваться имеющимся в мастерской оборудованием – зажать деталь в зажиме, использовать стусло или подкладную доску. В таких случаях я демонстрирую рациональные приемы и смотрю, как ученикам удается их повторить. Затем по ходу урока, заметив неправильно выполненный прием, я провожу текущий инструктаж, который помогает ученику справиться с заданием.
Индивидуальная работа с учащимися, особенно в коррекционных школах – важнейшая форма обучения. При этом учитель использует и практический показ, и объяснение, и словесный отчет ученика в своей работе, в процессе которого выясняются те затруднения, которые школьник не может разрешить самостоятельно. Предварительный инструктаж в начале урока необходим, так как он настраивает учащихся на производительный труд, нацеливает на выполнение задания, текущий же инструктаж координирует работу учащихся, дает возможность ученику вникнуть в задание и добиться положительных результатов.
Работа в мастерской по обучению учащихся проводится разными методами, в зависимости от характера и сложности выполнения заданий. Иногда можно применить в работе краткую инструкцию, а можно обширную. Мой опыт показывает, что краткая инструкция в коррекционной школе реже применима. Учащиеся гораздо хуже справляются с работой, если выполняют ее пользуясь не детальной, а свернутой инструкцией. Краткую инструкцию можно применять только на отдельных уроках, если это позволяет тема, в целях развития самостоятельности или перед контрольной работой с целью выяснения знаний учащихся. Это возможно в старших классах. В младших классах проведение краткого инструктажа оказывается недостаточным для того, чтобы ученики качественно выполнили задания.
Так например, учащимся 4го класса, я поручил изготовить подставки для карандашей. Детям был показан образец и проведена обширная инструкция. Двое из учеников опоздали на урок по уважительной причине, вследствие чего с ними был проведен краткий инструктаж. В результате, те кто пришел вовремя, с заданием справились и изготовили качественные изделия, а опоздавшие, у которых был проведен краткий инструктаж, с заданием не справились. Причина – недостаточный инструктаж.
Для того, чтобы успешно вести обучение учащихся коррекционной школы, привит им умение действовать самостоятельно, необходимо руководствоваться следующими требованиями:
Знать и изучать психофизические особенности учащихся. Иметь постоянный контакт с медработником школы.
При обучении использовать наглядный, доступный пониманию ученика материал.
Создать для каждого учащегося такие условия, которые способствовали бы развитию интереса к работе и изучаемой специальности.
Предлагать ученику посильное задание, справившись с которым он увидит результат своего труда.
Использовать на уроках качественную, хорошо обрабатываемую древесину и исправно правильно заточенный инструмент.
Обеспечить занятие учеников, согласно технике безопасности работы в мастерской.
Постоянно усовершенствовать методику обучения и разнообразить учебный процесс.
Я убежден, что при соблюдении этих условий можно достигнуть положительных результатов в работе.