Система работы классного руководителя по профориентации школьников


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 села Красный Октябрь Будённовского района» Ставропольского края
Система работы
классного руководителя
по профориентации школьников
Выступление подготовила:
заместитель директора по ВР
Синтюрина Ирина Ивановна
2016 год
Среди десятков, сотен, тысяч принимаемых решений ни одно не может сравниться по своему влиянию на судьбу с решением о выборе профессии. Выбор профессии – самый важный и трудный шаг в жизни каждого выпускника, ведь от него будет зависеть вся последующая его жизнь, а страна может получить высококвалифицированные кадры, без которых невозможно экономическое развитие.
Порядка 70% молодых людей выбирают свое профессиональное будущее за компанию, следуя советам родителей или учителей, или «куда пройду по результатам ЕГЭ». 45% студентов плохо представляют суть выбранной профессии. Около 60% молодых специалистов готовы поменять свою профессию после первого года работы. И только 15% студентов выбирают профессию ещё в школе.
Это говорит о том, что большинство учащихся школ не имеют достаточной информации о потребностях рынка труда; не могут учесть особенности социально-экономических условий, которые определяют вид и характер профессиональной деятельности; не имеют ценностных представлений о самой профессии, смещая ориентиры на достижение предпочитаемого, желаемого образа жизни с её помощью. Можно сказать, что профессия для молодёжи уже выступает только как средство для достижения желаемого образа жизни, без учёта её социальной и ценностной значимости. Актуальность профориентационной помощи школьникам в наше время очевидна. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» предполагает содействие профессиональному самоопределению, приобщение детей к социально-значимой деятельности для осмысленного выбора профессии. Поэтому профориентационная работа в школе должна носить не случайный характер, а проводиться на постоянной основе.
Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий. Профориентационная работа в школе является задачей всего педагогического коллектива в целом, включая администрацию школы, социально-психологическую службу, учителей-предметников. Но классный руководитель в этом случае берёт на себя функцию организатора, координатора деятельности. В системе профориентационной работы в школе именно классный руководитель является центральной фигурой, ибо он ближе всех педагогов стоит к школьникам, доверительнее всех общается с ними, кроме того, является координатором всех воспитательных воздействий в классе. Поэтому одним из важнейших направлений деятельности классного руководителя является профориентация среди учащихся, которая начинается с первых дней пребывания ребёнка в школе в условиях предметно-практической деятельности, конкретной наглядной ситуации понятий «профессиональная деятельность человека», «профессия».
Профессиональная ориентация - это многоаспектная и многоуровневая система. В ней выделяются следующие направления:
•профессиональная информация;
•профессиональная агитация;
•профессиональное просвещение;
•профессиональная диагностика;
•профессиональная консультация.
Формирование готовности к осознанному выбору профессии необходимо начинать уже в 1-4 классах. В практике учителей начальной школы профориентационная работа имеет, как правило, эпизодический характер. Но уже с первого класса каждый классный руководитель нашей школы начинает знакомить учащихся с содержанием трудовой деятельности окружающих взрослых, организует экскурсии по школе, с помощью которых ребята постигают многообразие профессий, познают суть профессиональной деятельности. Дети знакомятся с профессией медицинского работника, библиотекаря, повара, обслуживающего персонала; классные руководители раскрывают общественную значимость этих профессий, воспитывают уважение к их труду. Также учитель знакомит младших школьников с профессиями родителей, а библиотекари школьной и сельской библиотек с наиболее распространенными профессиями - в процессе чтения художественной литературы.
На внеурочных занятиях педагоги применяют игры, связанные с профессией. Например, во время игры «Волшебный мешочек» в мешочек складываются различные предметы, связанные с разными профессиями. Не заглядывая внутрь его, - только на ощупь, – ученики должны угадать предметы и связать их с какими-то профессиями. К профориентационным играм, которые предлагаются школьникам как во время уроков, так и во внеурочное время, можно отнести целый ряд игр «Профессия на букву...», «Кто использует в работе?» (назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал, например, зеркало или иглу), «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии?», «Связана ли работа с общением с людьми?»), «Угадай профессию по жесту» и т.д.
Каждый ученик считает себя лидером, победителем, поэтому ребята очень любят участвовать в викторинах, отгадывать загадки, ребусы, шарады о профессиях.
В начальной школе особого внимания в профессиональном просвещении школьников заслуживают творческие проекты «Профессии моих родителей», «Кем я хочу стать», «Профессии от А до Я».
Уже стали традицией в нашей школе выставки творческих работ учащихся и их родителей, выставки рисунков и плакатов «Профессии вокруг нас».
В средних классах значительное место в работе классных руководителей со школьниками по профориентации занимают беседы. Педагоги школы посвящают их ознакомлению с какой-то одной профессией, с группой родственных профессий, вопросам значимости их правильного выбора для человека. При этом тематика беседы отвечает возрастным особенностям школьников и охватывает круг вопросов, интересующих самих учащихся.
Информационно-просветительскую работу по профориентации классные руководители ведут на классных часах, имеющих целью подготовку к самоопределению в профессии, где их знакомят с «секретами» выбора профессии («хочу-могу-надо»). Одной составляющей работы классного руководителя по профориентации является организация встреч с бывшими выпускниками, ныне работающими или являющимися студентами вузов. В старших классах, безусловно, важны классные часы, на которых проводятся различные диагностики. Профессиональная диагностика – один из элементов профориентации. С помощью анкетирования, тестирования изучаются профессиональные интересы, намерения, увлечения в свободное время. Эта информация может определить устойчивость профессиональных интересов школьника. После анализа результатов диагностик и анкет психолог и классный руководитель дают старшеклассникам и их родителям примерные рекомендации по дальнейшему выбору профессии.
Следующая форма профориентационной работы в нашей школе – экскурсия. Это одна из важных форм по ознакомлению учащихся с производственным содержанием профессии. Ребята посещали пекарню с. Красный Октябрь, почту, магазин, фельдшерско-акушерский пункт, не обошли стороной и предприятие ОАО АФ «Жемчужина Ставрополья» (винзавод). Неоднократно ребята нашей школы знакомились с профессией пожарного пожарной части № 30 ОФПС 8 г. Будённовска. Также старшеклассники участвовали в Днях открытых дверей в СКФУ, СГАУ, СГПИ, ГОУ СПО РПК г. Будённовска. При посещении данных учебных заведений учащиеся знакомились с традициями учреждения, с жизнью их сверстников, условиями учёбы, труда, отдыха. Анализируя информацию о трудоустройстве выпускников 9, 11 классов, можно сказать об эффективности данных экскурсий.
В рамках предпрофильной подготовки в 9 классе в учебный план МОУ СОШ № 2 с. Красный Октябрь включены спецкурс «Твоя профессиональная карьера» и элективный курс «Психология и выбор профессии», цель которых формирование у учащихся способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии, знакомство старшеклассников с основами самопрезентации. Эти курсы призваны сформировать у ребят четкие представления о выбранной профессии, определиться со специальностью, попробовать оценить себя в этой профессии.
В вопросе оказания помощи школьнику при выборе профессии достигается привлечением к кружковой работе. Рекомендуя тот или иной кружок, классный руководитель соотносит преобладающие у ребёнка интересы с одним из типов профессиональной деятельности. Дополнительное образование в нашей школе предоставляет возможность каждому учащемуся реализовывать свои способности в кружках «Палитра», «Умелые руки», «Спасатель», «ЮИД» и спортивных секциях.
Нельзя оставить без внимания работу классных руководителей по профориентации с родителями. Эта работа состоит в следующем:
лектории для родителей;
индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
анкетирование, консультирование родителей обучающихся;
помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
привлечение родителей школьников для выступлений перед обучающимися с беседами.
Считая, что несовершеннолетние обучающиеся должны стать активными участниками современного российского общества и профессионалами, обладающими необходимыми знаниями, умениями, навыками и компетенциями в той или иной профессиональной среде, уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка
Павел Алексеевич Астахов предложил провести в общеобразовательных учреждениях 1 сентября 2016 года урок на тему «Моя будущая профессия». Классные руководители нашей школы также готовятся к этому классному часу. Уроки пройдут в 2-10 классах.
Например, классные руководители начальных классов планируют использовать на уроке методику «Кем быть?», цель которой выявить интерес детей к профессиям, роду занятий, определить мотивы их выбора. Ребятам будут предложены следующие задания:
А – нарисовать и подписать, кем хотел бы стать в будущем;
Б – дописать предложение: «Я хотел бы стать …, потому, что…
В –дописать предложение: «Когда я вырасту, я стану…»
Г – игровая методика «Угадай-ка». Детям предлагается обыграть (показать, «защитить») нравящуюся профессию, показав её при помощи пантомимы, загадать о ней загадки или прочитать стихи, спеть о ней отрывок из песни.
А учащиеся 5 класса отправятся на корабле в увлекательное путешествие по Морю профессий со своим новым классным руководителем. Для учащихся 6-7 классов пройдёт классный час «Профессии вокруг нас» с элементами телевизионной игры «Поле чудес». Классные руководители 8-10 классов проведут первый урок «Моя будущая профессия», на котором объяснят учащимся, какие факторы влияют на выбор профессии и познакомят с особенностями некоторых профессий.
Жизнь показывает, что в случае правильного выбора молодым человеком профессии в выигрыше не только общество, получившее активного, целеустремлённого деятеля общественного производства, но и, главное, личность, испытывающую удовлетворение и получающую широкие возможности для самореализации.
И закончить свое выступление я хотела бы грузинской пословицей: «Научи ребенка какому-нибудь ремеслу, иначе он будет несчастным». Так давайте, уважаемые коллеги, попытаемся сделать наших детей счастливыми.