Статья на тему Практика применения технологии «Активные методы обучения» с использованием ИКТ в начальной школе

Васькина В. С.
Учитель начальных классов
МБОУ лицей №3 г. Батайска Ро

Практика применения технологии «Активные методы обучения»
с использованием ИКТ в начальной школе

Россия достаточно многое унаследовала от СССР, включая систему образования. Когда-то считавшееся одним из лучших в мире, сегодня советское образование устарело. Знаниевая модель сохранившаяся с тех времен не способна удовлетворять потребности быстро меняющегося современного мира. Особо остро встает проблема низкой практической направленности российского образования. Выпускники школ не способны применять полученные, в большинстве своем, теоретические знания на практике.
Но выход есть! Современному учителю на помощь приходят ФГОСы нового поколения. Не является исключением и система начального общего образования.
Внедрение новых стандартов в повлекло за собой значительные изменения в организации учебной деятельности педагогами. Прежде всего, любой урок в начальной школе, реализуемый в рамках ФГОСа, теперь имеет свои отличительные особенности от урока традиционного (рис. 1).

13 EMBED Visio.Drawing.6 1415
Рис. 1

Перед учителем при подготовке к такому уроку поставлены совсем иная цель – превратить ученика из пассивного слушателя в активную, самостоятельную, критически мыслящую личность. Главным в деятельности учителя сегодня является формирование универсальных учебных действий и повышение учебной мотивации младших школьников. Не только педагог должен понимать, как и чему он должен учить, но и дети должны задаваться вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение должно строиться как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Без хорошо подобранных и актуальных методов обучения трудно организовать такую деятельность. По моему мнению, этому как нельзя лучше способствует применение технологии АМО.
Внедрение активных методов обучения в свою практическую деятельность могу объяснить возникновением острой потребности в улучшении дидактической системы и необходимостью сделать это с минимальным риском, а именно за счет собственного мастерства, а не путем перегрузки учащихся. Ежедневное применение АМО в процессе педагогического взаимодействия способствовало складыванию в моем классе паритетных отношений с учащимися, возникновению новой философии и ценностей образования.
Появление и активное использование в моей педагогической деятельности активных методов обусловлено еще и тем, что перед обучением встала задача не просто дать учащимся знания, но и обеспечить формирование учебной деятельности и развитие познавательных интересов, и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.
Введение технологии АМО в педагогическую деятельность повлекло за собой перестройку на новую модель образовательного мероприятия, которое делится на логически связанные фазы и этапы, коренным образом отличающиеся от классических этапов урока:
Фаза 1. Начало образовательного мероприятия, которая включает следующие этапы:
- инициация (приветствие, знакомство)
- вхождение или погружение в тему (определение целей урока )
- определение ожиданий обучающихся (планирование личностного смысла урока и формирование безопасной образовательной среды)
Фаза 2. Работа над темой, подразумевает реализацию следующих этапов:
- закрепление изученного материала (обсуждение домашнего задания)
- интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации)
- проработка содержания темы (групповая работа обучающихся над темой урока)
Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия делится на этапы:
- эмоциональная разрядка (разминки)
- подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока)
Каждый этап представляет собой полноценный раздел образовательного мероприятия, а его объем и содержание определяется темой и целями урока.
Лишь на первый взгляд казалось, что переход на данную модель будет болезненным как для меня, так и для учащихся. Но это оказалось легко благодаря практической направленности, игровому действу и творческому характеру обучения, интерактивности, разнообразным коммуникациям, использованию знаний и опыта самих обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению.
Активизировать, как выяснилось, можно абсолютно любой этап урока и тем самым сделать его интересным и наиболее привлекательным для проявлений учебных способностей учеников различного уровня обученности и обучаемости. Предлагаю некоторые примеры использования АМО в рамках реализации новой модели образовательного мероприятия (таблица 1).

Таблица 1. Подбор активных методов обучения
в соответствии с этапами и фазами образовательного мероприятия
I фаза

Этап
Инициация
Погружение в тему
Определение ожиданий и опасений

Примеры АМО

Подари подарок другу
Учащиеся под музыку передают (дарят ) подарок друг другу. Когда музыка заканчивается, подарок достается тому, у кого он оказался в руках.
Примечание: каждый ученик передает коробку со словами: « Миша (Вова, Таня и т. д.), я дарю этот подарок тебе! Ты мой друг!»
Магазин (для урока русского языка)
На доске картинки с изображениями предметов. Каждый ученик подходить к доске, произносит фразу: « Я покупаю машинку потому, что слово, обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос что?» Или: «Я покупаю зайчика потому, что слово, обозначающее этот предмет,  отвечает на вопрос кто?» Ученик, правильно задавший вопрос, забирает картинку. Оценка результата: после покупки всех картинок подводится итог (чей ряд купил больше картинок).
Солнышко и тучи
Дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу.
Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников; по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.

II фаза

Этап
Закрепление изученного (домашнее задание)
Инпут
Проработка содержания темы

Примеры АМО
Автобусная остановка (самостоятельная работа по изученной теме)
Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).
Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами.
Инфо-угадайка (для урока математики)
Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана или блокнот флипчата, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.
Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.
В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них.
Парный выход (для урока русского языка)
Учитель вызывает к доске ученика. Тот подбирает себе пару, а затем записывает по памяти любое словарное слово, обозначающее предмет. Его товарищ находит подходящее к этому слову название действия и записывает рядом. Учащиеся записывают слова с их предварительным орфографическим проговариванием

Оценка результата: оцениваются правильность выполнения задания, грамотность записи, оригинальность словосочетания, быстрота работы.

III фаза

Этап
Эмоциональная разрядка
(разминка)
Рефлексия


Примеры АМО

Тряпичная кукла и солдат
Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева.
Солнышко и туча
Каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны.
д°Оценка результата: преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты.



Использование активных методов обучения позволили мне поставить каждого ученика в новую позицию: ребенок перестал быть «пассивным сосудом», который наполняется знаниями извне, и стал активным участником образовательного процесса.
Кроме того, уже сейчас (ученики еще не перешли в 4 класс) четко видны результаты применения технологии АМО. Использование активных методов на уроках позволило мне:
1) Увеличить число учащихся с положительной мотивацией обучения (84%) по сравнению с результатами 2013-2014 учебного года (52%);
2) Проводить уроки на более высоком эстетическом и эмоциональном уровне.
3) Обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
4) Повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
5) Усовершенствовать контроль знаний (дети стали лучше справляться с комплексными итоговыми работами на основе единого текста);
6) Рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока (за счет включения в урок детей разного уровня подготовленности).
Как показала практика, уроки с использованием активных методов обучения вызвали интерес не только у учащихся, но и стали незаменимы для меня как для педагога. Но хочу отметить, что бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важной считаю активную добросовестную разработку и внедрение в урок активных методов с учетом индивидуальных особенностей своего класса.
И здесь передо мной встала новая проблема! В начальной школе невозможно провести урок по технологии АМО без привлечения средств наглядности. Где же найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришел компьютер.
Внедрение ИКТ при совместном использовании с активными методами обучения в образовательном процессе развивает активность, самостоятельность, сохраняет познавательную активность, поддерживает эмоциональное благополучие. Использование ИКТ позволило мне расширить рамки учебника.
Компьютер используется мною на всех типах и этапах урока, по всем предметам, с учетом санитарно-гигиенических норм для каждого возраста.
ИКТ используются мною в следующих целях:
-повышение мотивации обучения;
- повышение эффективности процесса обучения;
- активизация познавательной сферы обучающихся;
- совершенствование методики проведения уроков;
- своевременное отслеживание результатов обучения и воспитания;
- планирование и систематизация своей работы;
- использование в качестве средства самообразования;
- качественная и быстрая подготовка уроков и мероприятий.
Незаменимыми являются ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, использование в своей работе Интернет-ресурсов и т.д.) и осуществления проектной деятельности младших школьников.
В своей работе я использую различные виды ресурсов учебного назначения:
- мультимедийные курсы;
- презентации к урокам;
- логические игры;
- электронные энциклопедии;
- ресурсы Интернет (ЦОРы, ЭОРы);
- электронные приложения к учебникам УМК «Перспективная начальная школа».
Главным средством активизации познавательной деятельности считаю использование на уроках мультимедийных презентаций, сочетающих в себе компоненты, необходимые для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика. Презентация позволяет учащимся наглядно представить учебный материал, а учителю - сделать урок более интересным и продуктивным.
Уроки с ИКТ не просто оживляют учебный процесс, но и повышают мотивацию обучения.
Компьютер стал мощным стимулом для творчества детей, даже инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого не возможно было добиться при фронтальной работе с классом. На уроках русского языка он позволяет быстро выполнять преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.
При организации уроков с использованием ИКТ не забываю и о здоровьезберегающих технологиях и поэтому соблюдаю следующие правила при подготовки уроков:
1) Не загромождать слайды большим количеством информации!
2) На каждом слайде не более двух картинок.
3) Размер шрифта на слайде - не менее 24-28 пунктов.
4) Анимация один раз в течение 5 минут.
5) Вся презентация выдерживается в одном стиле.
Для подготовки и проведения уроков я пользуюсь программой Power Point, которая позволяет представить материал не только в текстовой форме, но и в форматах видео, аудио. В презентации включаю материал о исследуемом на уроке, анимацию, музыку, файлы для работы с электронной доской. В ходе урока использую разные виды и формы работы: тестирование, самостоятельная работа, практическая работа, работа в парах, группах, словарная работа, работа с учебником, дифференцированное домашнее задание. Чувствуется положительная атмосфера в классе. Дети активно работают на уроке.

Многие из учеников моего класса имеют определённый навык работы на ПК, и я стремлюсь к тому, чтобы эти навыки дети использовали в качестве инструмента для решения учебных задач.
Ребята готовят доклады к уроку окружающего мира, литературного чтения, пользуясь ресурсами Интернета, готовят презентации по выбранной теме.
Результатами применения ИКТ на своих уроках считаю:
- Овладение учащимися универсальными учебными действиями;
- Рост динамики качества знаний и эффективности урока;
- Формирование активной позиции у школьников, развитие навыков самостоятельного мышления;
- Повышение активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся;
-Углубление межпредметных связей;
-Усиление практической направленности знаний;
- Повышение воспитательного воздействия во всех формах деятельности;
- Осуществление индивидуализации и дифференциации учебного процесса;
- Развитие способности свободного культурного общения школьников с помощью современных коммуникационных средств;
- Овладение учащимися методами конструктивного взаимодействия и взаимопонимания;
- Повышение уровня эстетичности проведения уроков;
- Совершенствование умения обучающихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира.
В 2015 году в рамках городского семинара «Использование активных методов обучения с целью повышения мотивации учащихся в рамках реализации ФГОС» мною был разработан и продемонстрирован открытый урок-игра русского языка для учащихся 2 класса по теме «Состав слова» на котором мною были продемонстрированы умения по реализации активных методов обучения с использованием информационных компьютерных технологий.
АМО и ИКТ были использованы на всех этапах урока:
На этапе вступления на электронной доске появлялись буквы: Р, С, М, Л, О, С, Ц, Т, А, Н, Х, В, Щ. Детям предлагалось рассмотреть их, назвать и убрать не парные согласные, для того, чтоб прочитать тему урока. Слайд был создан в специальном приложении Smart для электронной доски, что позволило детям рукими передвигать объекты на слайде.
При проверке остаточных знаний детям предлагалось не просто поработать с перфокартами, а заполнить данные в билеты, необходимые для отправления их в путешествие по саванне.
Вместо динамической паузы использовалась логорифмическая зарядка с использованием анимированных изображений животных и песенки «У жирафа», что позволило не только снять эмоциональное и физическое напряжение, но и поработать над качеством речи учащихся.
На место скучных объяснений и записи домашнего задания пришел просмотр фильма и предложение выписать дома из него по памяти слов, которые называют предметы, а также разобрать их по составу. Таких примеров активизации с использованием мультимедийных технологий можно привести много.
Данный урок получил высокую оценку организаторов семинара, администрации лицея и учителей, представляющих различные образовательные учреждения города. Это еще раз подтвердило результативность применения мною вышеуказанных технологий на практике.
Еще раз хочу подчеркнуть, что уроки с применением АМО и использованием ИКТ позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Анализ подобных занятий, проводимых мною показал, что познавательная мотивация увеличилась, облегчилось овладение учащимися сложным материалом.
Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации и применяются активные методы, отражают важный принцип создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
Таким образом, применение технологии АМО с использованием ИКТ позволяет мне в своей педагогической деятельности обеспечивать эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся в учебную, проектную, исследовательскую деятельность; формировать нравственные установки, ценностные ориентиры, соответствующих ожиданиям и потребностям моих учащихся, их родителей, а, значит, и общества.

Используемая литература:
1. Активные методы обучения в образовательном процессе. Сборник статей экспертов Первого и Второго открытого профессионального конкурса педагогов «Активные методы обучения в образовательном процессе». - Международный Институт Развития ЭкоПро, Образовательный портал Мой университет www.moi-universitet.ru, Факультет интерактивного обучения http://moi-amour.ru – 2012-13 г.
2. Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2006
3. Константинова Т. Г. Афонина Е. В. Использование ИКТ в преподавании различных школьных дисциплин
4. Коростелева Н.М. Активные методы обучения - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. Лазарев Т.В. Образовательные технологии новых стандартов. Технология АМО. 1часть- Петразоводск, 2012 г.

Root Entry