Выступление на семинаре Активные формы обучения на уроках информатики


Активные формы обучения
Подготовила:
Учитель информатики
КГУСОШ №30
Овсянникова А.А.
Активные формы обучения
Наше сегодняшнее общество испытывает необходимость в людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, были бы творческими и активными людьми, способными решать проблемы, принимать решения, критично мыслить, эффективно обмениваться идеями и работать в группе и в команде. Просто «знание о знаниях» больше не достаточно, чтобы преуспеть во все более сложном, текущем и быстро развивающемся мире, в котором мы живем. С целью оптимизации процесса непрерывного обучения и потенциального роста, молодым людям нужна возможность развивать личные способности и эффективное мышление, как часть их всестороннего образования.
Любому учителю всегда хочется сделать больше и лучше, учителя всегда стремятся найти новые пути достижения этой цели.
•Довольна ли я своими методами преподавания?
•Почему я заинтересованы в интеграции методов активного обучения и преподавания в существующую практику?
•Как я могу улучшить существующую практику?
•Чего я надеюсь достичь?
Мотивация учеников
Используя активную методологию обучения, я надеюсь на то, что ученики не только придут к более глубокому пониманию затронутых проблем, но также на то, что у них вырастет мотивация. Вопросах о которых я задымалась, чтобы увеличить мотивацию учеников:
•Соответствуют ли упражнения возрасту?
•Полностью ли ученики осознают цели работы?
•Есть ли у самих учеников возможность содействовать работе?
•Имеют ли все ученики одинаковую возможность участвовать в работе?
•Достаточно ли разнообразия в ваших видах работы?
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями
Формы работы, повышающие уровень активности обучения:
 Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок – деловая игра, урок – соревнование, урок – семинар, урок – экскурсия, интегрированный урок и др.);Использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой; комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские и др.);
Использование игровых форм;
Диалогическое взаимодействие;
Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.)
Использование различных форм работы (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.);
Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.);
Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.);
Внедрение развивающих дидактических приемов (речевых оборотов типа “Хочу спросить…”, “Для меня сегодняшний урок…”, “Я бы сделал так…” и т.д.; художественное изо с помощью схем, символов, рисунков и др.);
Использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.);
Различные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные, для соседа и др.);
Деятельностный подход в обучении
Роль учителя
Активно участвующие ученики накладывают обязательства на роль учителя. Происходит сдвиг от модели, где центральную роль выполняет учитель, к подходу, сконцентрированному на ученике. Также происходит сдвиг от учебы, определяемой конечным результатом, к учебе, где главную роль играет процесс. Эти изменения способствуют тому, чтобы учителя размышляли не только об основных принципах учебы и преподавания, но и об их роли в этом процессе.
Центральная роль – ученик;
Концентрация на процессе;
Учитель в роли организатора знаний;
Учитель как инструменту реализации, помогающему ученикам в их обучении;
Фокус на целостном обучении
Роль ученика
Ученики активно участвуют;
Ученики задают вопросы;
Ответственность за свое обучение;
Сотрудничеству в обучении;
Активно выслушивать мнения других;
Объединение в обучении;
Методы активного обучения: горячий стул, карусель, научи другого, что здесь лишнее, коллаж, снежный ком, пять вопросов, ассоциативная карта, игра памяти и др. Это работа в группах или в парах.
«Горячий стул»
Навыки:
- Работа в команде, творческий подход, мышление, принятие решения.
Эта творческая ролевая игра может быть полезным инструментов для того, что проверить домашнее задание, закрепить изучений материал (целый раздел), призвать к дискуссии и поделиться информацией.
Расположение класса: одно горячее сиденье должно стоять перед группой или, чтобы создать более благоприятную атмосферу, горячее сиденье можно поставить посреди круга.
Например: 7 класс раздел «алгоритмизация и программирование»
? Расскажите о языке алфавита?
? Расскажи о синтаксисе алфавита?
? Типы переменных.
? Примеры типа переменных integer, real, string, char
? Оператора ввода. Примеры
? Оператор вывода. Примеры
? Оператор присваивания. Примеры
Преподаватель может оценить пробелы в знаниях учащегося, и какие шаги нужно предпринять в будущем.
«Взаимопроверка» (работа в паре)
Роль взаимной проверки качества и эффективности учебной деятельности школьников очень велико. Большое значение играет ее воспитательная функция: содействие в выработке таких качеств личности, как честность и правдивость, коллективизм, дисциплинированность и др. Также имеет значение развивающая функция взаимопроверки: она служит хорошей школой воспитания самоконтроля — ведь обнаружить недостатки в работе товарища легче, чем в собственной работе. И наконец, взаимная проверка деятельности школьников в обучении помогает учителю осуществлять проверку знаний учащихся.
Используются взаимная проверка организационной готовности к уроку (констатирующий взаимоконтроль выполнения домашних заданий) и частичная, эпизодическая взаимопроверка знаний учащихся (рецензирование ответов на уроке, рецензирование письменных работ и пр.). Позволяет проверить работу на уроке, разобрать вопросы (т.е произвести работу над ошибками), получить оценку.
«Карусель»
Навыки:
• Работа в команде;
• Мышление, принятие решений;
Это упражнение, нацеленное на сбор структурированной информации или размышление, которое приводит к тому, что ученики составляют краткий список идей и ответов по определенной теме. Ученики работают в маленьких группах, чтобы обмениваться идеями или выступать с предложениями относительно рассматриваемого вопроса. Также у них есть возможность оценивать совместно идеи других групп и использовать их как возможную основу для формирования своих собственный ответов на вопросы.
Расположение класса:
•Ученикам, возможно, понадобится переходить из одной группы в другую. Или же ученики могут оставаться на своих местах и передавать постеры в соседней группе по истечении отведенного времени.
Как это работает?
Учеников нужно поделить на маленькие группы.
Каждой группе выдают лист бумаги размеров А3, где сверху написан вопрос. Каждый лист бумаги может содержать разные вопросы.
Ученики должны за определенное время записать свои ответы, мысли или идеи, которые проистекают из вопроса.
Каждой группе можно дать ручку разного цвета, чтобы потом было легко понять, какой группе принадлежат ответы.
После отведенного времени, ученики меняются листками и получают другой вопрос.
Они читают ответы предыдущей группы и обсуждают, согласны ли они или нет. Если они согласны - ставят галочку. Если нет, они должны написать обоснование своей точки зрения.
Ученики записывают свои собственные мысли по вопросу. Если их идеи были вызваны письменными ответами предыдущей группы, они могут связать свои идеи стрелкой.
Карусель может быть продолжена, если позволит время до тех пор, пока у каждой группы не появится возможность увидеть и ответить на каждый вопрос.
Полезно провести опрос о выполнении.
10. Карусель также является полезным инструментом оценки. Вопросы могут включать: что вы узнали сегодня? Что было для вас самым удивительным, шокирующим, интересным, полезным? Что вы, возможно, сделали бы по-другому?
Например: Тема «Цикл с прямым и обратным счетчиком». Учащиеся делятся на несколько групп. Каждой группе дана своя задача. Группы начинают решать свои задачи и по истечении отведенного времени передают постеры в соседней группе. Каждой группе можно дать ручку разного цвета, чтобы потом было легко понять, какой группе принадлежат ответы. Группа читает ответы предыдущей группы и обсуждают, согласны ли они или нет. Если они согласны - ставят галочку. Если нет, они должны написать свое решение. Ученики записывают свои собственные мысли по данной задачи «Шесть шляп»
Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» легко может быть использован на уроке любой предметной области, при обсуждении любой темы.
Использование данного метода развивает у людей способность структурировать информацию.
В «Шести шляпах мышления» автор представляет простой, но эффективный метод, позволяющий стать лучшим мыслителем. Он разделяет мышление на шесть отличных друг от друга режимов, обозначенных шляпами разного цвета. «Надевание» шляпы фокусирует мышление, «смена» шляпы изменяет его направление.
Например: Тема: «Понятие о массивах»
При делении на группы на столах у учащихся уже лежит шляпа определенного цвета. Весь урок будет построен на диалоге между учащимися и учителем. Учитель тоже может быть в роли шляпы.
«Lesson study»
Данная методика была проведена на предметной недели. В 8 «Б» классе были проведены уроки: алгебры, физики, информатики. Были выбраны ученики, за которыми велись наблюдения.
Цель: Информировать педагогов об основных принципах, алгоритме ведения исследовательской беседы на уроке
Согласование ключевой идеи исследования: « Как мы можем научить учащихся 8 «Б» класса более эффективно использовать возможности работы в группе для стимулирования общения среди учеников, с целью совместного мышления, для того, чтобы улучшить их обучение?»
Вывод: «Такое сотрудничество помогает преодолеть ряд проблем. Предполагаем, что совсем скоро мы все будем менять стиль в преподавании, по-новому смотреть на свою работу. Роль учителя в школе должна коренным образом меняться. Учителя к этому готовы».В интервью учащихся 8 «Б» класса, был задан вопрос: изменились ли уроки в вашем классе в последнее время, что вы можете об этом рассказать? Прослушав ответы, стало понятно, что уроки стали проходить интереснее.