Современные подходы к профессиональной ориентации в процессе реабилитации инвалидов

Современные подходы к профессиональной ориентации в процессе реабилитации инвалидов
Рачина Г.Б.
В России в последние годы уделяется все большее внимание системе профориентации школьников, обучающихся в общеобразовательных школах. Известен положительный опыт ее работы, одним из основных моментов которой является взаимодействие школ, учреждений профессионального образования и потенциальных предприятий-работодателей.
Подведение итогов обучения, создание профилированных классов и школ, лицеев, приглашение представителей учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования, выезд на предприятия и т.д. позволяют школьникам ознакомиться с различными профессиями и специальностями, спецификой и условиями работы, возможностью обучения на рабочем месте или получения образования по выбранному направлению профессиональной деятельности.
Согласно законодательству Российской Федерации лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право на получение общего и профессионального образования.
На первом этапе – этапе профессиональной ориентации закладывается основа успешности проводимых мероприятий по интеграции человека с ограниченными возможностями, построение этапности реабилитации, определяющей те небольшие шаги, которые позволяют наиболее эффективно и последовательно решать поставленные перед индивидом задачи, направленные на выбор его будущей профессиональной деятельности.
Разработаны национальные стандарты Российской Федерации, в том числе ГОСТ Р 53873-2010 – Реабилитация инвалидов «Услуги по профессиональной реабилитации инвалидов». Услуги по профессиональной реабилитации определяются как комплекс услуг, направленных на восстановление трудоспособности инвалида в доступных ему по состоянию здоровья условиях труда, на максимально возможное включение в трудовую деятельность с учетом имеющихся у инвалида нарушений функций организма и ограничений к трудовой деятельности с целью достижения им конкурентоспособности на рынке труда, материальной независимости, самообеспечения и интеграции в общество. Они включают в себя профессиональную ориентацию, профессиональное образование, обучение переобучение, содействие трудоустройству, производственную адаптацию.
В этих условиях необходима разработка программы профессиональной реабилитации, учитывающей особенности конкретного человека с ОВЗ, что позволит ему достичь желаемого результата, то есть создать такую лестницу реабилитации, которая позволит пройти все необходимые этапы, в том числе и проведение профориентационных мероприятий, учитывающих ответы по известным всем направлениям: «хочу», «могу», «надо», «есть».
Процесс профессионального самоопределения обусловлен расширением и углублением творческой, общественно – значимой деятельности человека, формированием нравственной, эстетической и экологической культуры.
Профессиональную ориентацию можно понимать как систему мероприятий, направленных на:
выявление предпочтений к определенному виду профессиональной деятельности;
предоставление возможности приобретения элементарных навыков по различным профилям труда;
коррекцию представлений о будущей профессии и собственных способностях ;
широкое информирование о возможных путях трудоустройства; помощь в достижении поставленной цели.
Необходимо учитывать особенности организации образовательной деятельности для различных групп инвалидов, а именно дети-инвалиды
обучающиеся в массовых школах по общей программе;
обучающиеся в массовых школах по индивидуальным программам и посещающие занятия;
осваивающие школьную программу на дому;
обучающиеся в коррекционных школах;
Положение инвалидов трудоспособного возраста можно характеризовать следующим образом:
закончившие школу и по различным причинам (медицинским, социальным) не поступившие в учреждения профессионального образования и не работающие;
вынужденные по состоянию здоровья поменять сферу профессиональной деятельности;
получившие инвалидность в период военной службы и т.д.
Для детей, посещающих школу возможно проведение профориентационных мероприятий, позволяющих ознакомиться с теми или иными видами трудовой деятельности. Гораздо сложнее определиться представителям остальных перечисленных групп.
В Санкт-Петербурге более 13 тысяч детей-инвалидов и почти 110 тысяч инвалидов трудоспособного возраста. Около 70 тысяч из них имеют рекомендации в индивидуальных программах реабилитации (ИПР) в разделе «Программа профессиональной реабилитации».
При проведении профориентационных мероприятий на базе СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр» выявлено, что лишь 10-15% обратившихся имеют твердые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% - не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе. Они плохо ориентируется в мире профессий, не могут определиться в своих склонностях, неадекватно оценивают свои возможности и ограничения, не уверены в собственных силах, часто имеют установку на невозможность трудоустройства в связи с инвалидностью и искаженное представление о реальном положении дел на современном рынке труда. Отмечается достаточно низкий уровень их социальной адаптации и т.п.
В настоящее время применение личностно-ориентированного подхода к проблеме профориентации и профреабилитации помогает помочь людям с ограниченными возможностями понять свои желания и возможности.
Как показывает практика, одной из наиболее часто встречаемых трудностей у лиц с ограниченными возможностями, является низкий уровень, а иногда и полное отсутствие мотивации к обучению и последующей трудовой деятельности.
Для проведения мероприятий по профориентации лиц с ограниченными возможностями коллективом специалистов СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр», ЦСРИиДИ Калининского района, СПб ГБСУ СО «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №1», СПб ГБОУ НПО «Профессионально-реабилитационный лицей» в соответствии с планами методической работы Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга были разработаны методические рекомендации для специалистов по проведению профориентации и профотбора, которая может применяться в районных ЦСРИиДИ и позволит подросткам и молодым людям с ограниченными возможностями здоровья сделать максимально правильный выбор будущей специальности.
Разработанная в рамках методических рекомендаций «Анкета оптанта» представляет собой ряд открытых вопросов, приоритетной задачей которых, является достижение максимальной включенности оптанта в процесс собственного профессионального самоопределения, увеличение степени осознанности производимого профессионального выбора, стимулирование личности к оценке собственного потенциала, а также повышение мотивации к обучению, освоению новых специальностей, планированию профессионального пути и будущего трудоустройства.
Цель данной анкеты заключается не только в наиболее полном сборе необходимой информации о человеке, в рамках планирования дальнейших мероприятий по профессиональному самоопределению, но уже на начальном этапе помогает выявить имеющийся уровень мотивации личности, что является основным фактором в профессионального становления и росте любого человека, а особенно, человека с ограниченными возможностями.
Анкета, разработанная Рачиной Г.Б., Кутузовой В.А., Корельской Н.Г., Кондрашевой И.П., Райковой И.В., Пешковским М.Н., Сосновским Д.В., Хлебалкиным А.А. в настоящее время находится в процессе апробации и внедряется в практику работу различных учреждений: ПРЦ, ПРЛ, ДДИ №1, ЦСРИ и ДИ.
Данная методика апробирована в СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр», ЦСРИиДИ Калининского района, СПб ГБСУ СО «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №1», СПб ГБОУ НПО «Профессионально-реабилитационный лицей» и показала хорошие практические результаты. Метод способствует как подросткам, так и людям с ограниченными возможностями здоровья сделать правильный выбор будущего специальности.
Инвалиды, прошедшие профориентационные мероприятия в соответствии с программой, изложенной в методических рекомендациях, представленных в приложении, успешно справляются с программами профессионального обучения. Достаточно высок уровень их трудоустройства.

15