Доклад на семинар по теме «Новые подходы оценивания в процессе обучения»

«Новые подходы оценивания в процессе обучения»

Среди проблем, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, особое место занимают проверка и оценка знаний учащихся; от их правильной постановки во многом зависит его успех. Итак, сегодняшний наш разговор пойдет об оценке знаний:
- истории развития оценочной деятельности;
- о достоинствах и недостатках существующей традиционной системы оценивания;
- поговорим и о новых подходах в оценивании.
В начале 21 века в русле общего процесса модернизации казахстанского образования закономерно возник вопрос о необходимости совершенствования существующей пятибалльной (в реальности 3-х бальной) системы отметок.
Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не всегда суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные способности, разный уровень мотивации обучения, да и содержание образовательных программ, особенно в основной школе, стремительно усложняется, уровень компетентностных требований по всем предметам повышается от класса к классу. При этом в самом трудном положении оказывается учитель.
Многие исследователи рассматривают оценку как фактор, стимулирующий интерес к обучению.
«Человек, который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке. Его очень огорчает отрицательная оценка. Но совсем выводит из строя, действует угнетающе и парализует желание работать равнодушие, когда его труд игнорируется, не замечается»
Проведя анкетирование до начала семинара я задала вопросы нашим школьникам и получила соответствующие ответы , в результатах которых мы сегодня тоже попробуем разобраться .Первый вопрос стоял так: Яду в школу, чтобы а) получать знания;
б) пообщаться с друзьями; в) получить хорошие отметки.
Результаты анкетирования подтвердили: дети отметили, что ходят в школу, чтобы
а) получать знания – 70%
б) получить хорошую отметку – 20%
в) пообщаться с друзьями – 10%

Чем же так плоха столь привычная для нас пятибалльная система? Первый аргумент, который приводят все учителя, - никакая она не пятибалльная.
- Кто встречал в аттестате оценку "два"? Или за первое полугодие оценку "единица"? –
Получается, что у нас не пятибалльная система, а трехбалльная.
Результаты анкетирования: вопрос учащимся звучал так: «Случалось ли Вам получать отметку «1»?»
«Нет» ответили большинство учащихся, 70%;
«Да» ответили 10% учащихся и указали предметы, правда по некоторым из них отметка 1 потом исправлялась на 4.
Почему мы не используем отметку 1?
Предполагается, что 2 балла необходимо ставить ученику, если он ответил неверно, а 1 балл, если он отказался отвечать вовсе.
Вопросы оценки знаний являются  сложнейшими педагогическими проблемами.
Актуальность изучения процесса оценивания  отмечается всегда.
Без обратной связи  управление любым процессом не может быть эффективным.
Необходимость оценивания  отмечают все участники образовательного процесса: ученики, учителя, родители.
Без оценки   невозможен процесс усвоения знаний. Вопрос о необходимости оценивания знаний возник не сегодня, а много лет и даже веков назад. Давайте вспомним историю и поговорим о  том, как развивалась оценочная деятельность учителя  в  образовательных учреждениях Казахстана и  других странах. (Слово учителю Закранцова ВВ.)
Система образования консервативна по определению, ведь она обеспечивает преемственность поколений и, в конечном счете, социальную стабильность. Большинство педагогов, работающих в настоящее время в Казахстанских школах, имеют стаж работы от 15 до 25 лет, так что период их профессионального становления пришелся еще на советскую эпоху. (Средний стаж нашего пед. коллектива – 22 года).
Результаты анкетирования: Учащиеся/учителя
Вопрос: удовлетворены ли вы оцениванием ваших знаний в школе
Ответ: да – 50%; / нет – 20%; / затруднились с ответом – 30%/

Отметим некоторые достоинства данной системы: отметки интуитивно понятны, просты в употреблении, удобны для конкурсов, вступительных экзаменов, статистики, отчетности и т.д., для понимания сущности контроля и оценки знаний, их места в учебном процессе.
Сомнения относительно целесообразности оценки в школьной жизни вызваны недостаточно ясным представлением о тех функциях, которые она играет в учебной деятельности школьников и непониманием тех отрицательных последствий, к которым может привести ее изъятие из употребления.

Эффективность отметки возрастает, если ученик внутренне согласен с ней. Как показывают исследования, учащиеся параллельно с учителем ведут оценку своих знаний, и очень часто собственная оценка и оценка учителя не совпадают.
Результаты анкетирования:
учащиеся отмечают на оценку их знаний учителем влияют следующие факторы а) поведение на уроке – 20%
б) настроение учителя – 15%
в) уже сложившееся мнение – 20%
г) учитель объективен – 45%
Примечательно, что чем хуже учится ученик, тем реже он соглашается с учительской оценкой. Несовпадение собственной оценки с учительской у средне- и слабоуспевающих учащихся говорит о неадекватности их самооценки, завышенном представлении о собственных познавательных возможностях.
Несогласие с учительской оценкой ведет к скрытому или к открытому конфликту, в ходе которого учащиеся оспаривают справедливость отметки, теряется интерес к обучению.
Небезынтересной является
Позиция педагога в ситуации несогласия ученика с учительской отметкой
таких ситуаций в практике не возникает,- 19%
предпочитают просто не реагировать на подобные высказывания учеников-5%
начинают убеждать ученика в неправомерности его высказываний. -0%
сначала проверяют свою точку зрения, затем уточняют позицию ученика, дают возможность отстоять свое мнение или убеждают в ошибке -76%


Недостатки системы и ошибки учителей.
Традиционная система контроля и оценки обладает недостатками объективного и субъективного характера: к последним можно отнести - ошибки учителей.
Остановимся на этих недостатках:
1. Учителя, (сами не желая), предвзято (субъективно) относятся к различным учащимся. Это доказано результатами анкетирования.
Субъективный подход к учащимся проявляется в частности и в том, что одна и та же работа, выполненная разными учащимися, учителем оценивается по разному, с разностью в 1-2 балла. Этот недостаток генетически не заложен в природе самой оценки, а является следствием ошибок учителей.
2. Школьные отметки не учитывают абсолютного уровня знаний. Они не сопоставимы для разных учителей: один учитель очень строг, а другой лоялен, и тем более для разных школ.
6. Проверке подвергаются лишь некоторые учащиеся, хорошо успевающих учащихся опрашивают в три раза чаще, чем слабоуспевающих.
7. На процесс оценивания знаний не влияет качество работы самого учителя.
Доказано, что если у учителя в классе не успевают несколько учеников, то причину надо искать в самих учащихся; если же неуспевающими являются подавляющее большинство учеников, то причина скорее заключена в плохой организации процесса обучения, сложных взаимоотношениях между педагогом и детьми.
8. Отсроченность оценки: отметки выставляются в журнал (особенно по письменным предметам) значительно позже, а в дневник тем более.
9. Наличие различных объектов контроля и оценки:
фактический материал,
сформированность универсальных компетенций,
способность переносить знания в новых ситуациях.
Оценка всегда субъективна. Пятибалльная оценочная шкала представляет собой инструмент, которому не хватает прочности.
Поиск оптимальной стратегии оценивания не является проблемой исключительно казахстанского образования. Это актуально в той или иной степени для образовательных систем всех развитых и наиболее динамично развивающихся стран. Разумеется, появляются и различные модели оценивания достижений учащихся. Вместе с тем любая новая модель предполагает четко структурированную систему критериев. Все это позволяет получить максимально развернутую картину достижений (как учебных, так и внеучебных) учащегося в каждый момент времени.
Здесь на помощь приходят новые подходы к оцениванию , а именно к суммативном методе( более понятной и близкой нам традиционном методе оценивания) и формативном методе оценивания , которые входят в процесс критериального оценивания
В  нашей стране  с 2012 года полным ходом идет процесс реализации  проекта повышения квалификации учителей, разработанного  Центром педагогического мастерства, при АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» совместно с  Факультетом образования Кембриджского Университета.  Система повышения  квалификации приступила к подготовке учителей, владеющих новой философией образования и  способных работать в условиях современной школы.
 Анализ  мониторингового исследования внедрения концептуальных идей уровневых программ в учебный процесс общеобразовательных школ за 2012-2013 год,  показывает,  что модуль «Оценивание для обучения, оценивание обучения»  вызывает трудности  у учителей в применении на уроках.  Например,  12% учителей сих пор нацелены на традиционную оценку знаний, а 24%  учителей отметили, что для применения модуля оценивания используют отдельные журналы.
Оценивание становится неотъемлемой частью преподавания и обучения Инструментарий формативного оценивания давно подтвердил свою эффективность в зарубежной школе,  реформаторы которой искали ответы на два основных вопроса: насколько хорошо учатся дети и насколько эффективно работают учителя. Процесс формативного оценивания способствует более успешному обучению учеников и более эффективному преподаванию учителя. Формативное оценивание – процесс наблюдения как изо дня в день протекает процесс обучения. Это позволяет учителю исследовать, как в классе происходит учение(learning)  и через понимание этого изменять собственное преподавание (teaching).
Проведя анализ  занятий по темам раскрывающие сущность оценивания обучения и оценивания для обучения, можно сделать вывод,  что учителя, безусловно, имеют понятие о суммативном оценивании( как о традиционной оценке)  На каждом уроке учитель «обязан» выставить не менее пяти отметок, и это является показателем его  количественной отчетности.  Но вот   процесс формативного оценивания для учителей совершенно неопознанный. 
Когда учитель  традиционными способами - посредством вопросов, контрольных, домашних заданий и экзаменов - собирает обширную информацию о том, как учатся дети, оказывается, что эта потенциально полезная информация поступает слишком поздно. Она уже не имеет перспективы для учеников  и не может действенно повлиять на их учёбу. Поэтому наиболее эффективное время для оценивания и налаживания обратной связи – это период до начала тестовых проверок и экзаменов.
Существует  разрыв,  между тем, что дал учитель и тем, чему обучились ученики. Именно поэтому необходимо внедрять в практику формативное оценивание, которое формирует процесс  диагностирования процесса обучения на начальной и промежуточной стадии. Процесс формативного оценивания помогает каждому учителю получить информацию о том,  насколько успешно учатся его ученики.  И здесь очень важно наладить процесс обратной  связи, чтобы учитель смог переориентировать преподавание на более активное и эффективное обучение учащихся. Наблюдая за учениками в момент обучения, собирая информацию на основе обратной связи и  проводя исследования  в ходе учебного процесса, учитель  узнает, как  ученики воспринимают материал и как они реагируют на приёмы преподавания.
Необходимо обусловить принципиальные характеристики оценивания для обучения:
формирует учебный процесс
является непрерывным процессом
формирует коммуникативный процесс между учителем и учеником;
требует активного участия  и способствует  повышению мотивации учащихся
фокусирует внимание учителя и ученика на отслеживание и улучшения учения;
соответствует определённым характеристикам учителя, учеников и изучаемых дисциплин;
не является основанием для выставления оценок.
Формативное оценивание – это механизм, обеспечивающий учителя информацией, на каком этапе обучения находиться ученик и какие эффективнее методы необходимо применить, чтобы совершенствовать свое преподавание.  Формативное оценивание –  это, прежде всего обратная связь с учеником, которая дает информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент и в какой степени преподаватель реализовал поставленные учебные цели.   Ученики должны понимать, зачем они учатся, чему учатся, каковы глубинные связи между отдельными физическими знаниями, и как лучше их освоить. Ученикам необходим доступ к оцениванию и учитель, всегда остававшийся монополистом в области оценивания,  должен делиться с учеником инструментами оценивания, раскрыть ему основания, или критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах.
Для проведения эффективного процесса формативного оценивания учителю необходимо определить для себя две позиции: что ученик должен извлечь для себя входе изучения курса, и какие формы оценивания могут этому способствовать. Поскольку  оценивание направлено на то, чтобы узнать, в какой степени поставленные   цели достигнуты,  надо выбрать именно такие формы и техники  оценивания, которые подходят для конкретных целей. Примером этому могут служить оценочной техники, обеспечивающие эффективную обратную связь с учениками.
Основные техники, обеспечивающие эффективную обратную связь для преподавателя и учеников
название
описание
что делать с полученными данными
временные

Мини (минутный) обзор
Цель – получить данные о том, как ученики поняли то, что проходили в классе
 
В течение последних нескольких минут урока попросите учеников ответить на половинке листка бумаги на следующие вопросы: «Какой момент был наиболее важным в том, что вы сегодня изучали?» и «Какой момент остался наименее ясным?»
Просмотреть ответы и отметить наиболее полезные комментарии.
На следующем уроке акцентировать те пункты, которые высветились благодаря комментариям учеников.
 
Подготовка: небольшое
В классе: небольшое
Анализ: небольшое

Цепочка заметок
Ученики передают друг другу конверт, на котором учитель написал один вопрос, по поводу происходящего на уроке. Получив конверт, ученик находит момент, пишет ответ и кладёт его в конверт
Просмотрев все ответы надо определить наилучшие критерии для категоризации ответов, для того, чтобы выделить определённые паттерны ответов. Обсуждение этих паттернов с учениками может улучшить преподавание и учение.
Подготовка: небольшое
В классе: небольшое
Анализ:  небольшое

Матрица запоминания
Ученики заполняют клетки диаграммы, которая имеет два измерения или две оси, обозначенные определённым образом. Например, для музыкального курса это будет название стиля (Барокко, классицизм) и страны (германия, Франция и др.). И ученики помещают в нужную клетку разных композиторов, демонстрируя свою способность помнить и классифицировать ключевые понятия
Определить количество правильных и неправильных ответов для каждой клетки. Проанализировать разницу между шкалами и клетками и внутри каждой шкалы и клетки. Выделить образцы ошибочных ответов и подумать о возможной причине.
 
Подготовка: среднее
В классе: среднее
Анализ: среднее

Направленная расшифровка
 
Ученики пишут «перевод» с позиции неспециалиста (дают расшифровку) чего-либо, что они только что изучали, чтобы оценить свою способность к пониманию и переносу понятий.
 
Категоризировать ответы в соответствии с характеристиками, которые кажутся наиболее важными. Анализировать ответы как внутри одной категории, так и в разных, выявляя таким образом возникшие у них проблемы.
Подготовка: небольшое
В классе: среднее
Анализ: среднее

Саммари в одном предложении
 
Ученики делают саммари изученной темы, в форме простых предложений, отвечающих на вопросы: «Кто сделал, что , кому, когда, как, почему?» Задача – требуется отбирать только чёткие характеристики для
каждого пункта
Оценить качество каждого саммари быстро и в целом. Отметить идентифицируют ли ученики основные понятия пройденного материала и их взаимосвязи. Поделиться наблюдениями с
учениками.
 
Подготовка: небольшое
В классе: среднее
Анализ: среднее

Оценка экзамена учениками
 
Выберите тот тип теста, который собираетесь использовать неоднократно или тот, который существенно влияет на достижения учеников. Придумайте несколько вопросов, которые оценивают качество теста. Присовокупите его к тем, на которые ученики будут отвечать, выполняя тест
Постараться различить комментарии учеников относительно справедливости ваших оценок от тех, которые характеризуют справедливость теста как инструмента оценивания
 
Подготовка: небольшое
В классе: небольшое
Анализ: среднее

Карты приложения
 
После преподавания важной теории, принципа или процедуры попросите учеников написать, по крайней мере, один вариант реального приложения того, что они только что изучили, для того, чтобы определить насколько они способны к переносу
знаний
Быстро просмотреть все предложения и категоризовать их в соответствии с их качеством. Подобрать широкий ассортимент примеров и представить классу.
 
Подготовка: небольшое
В классе: небольшое
Анализ: среднее

Тестовые вопросы, составленные учениками
 
Позвольте ученикам написать по какой-либо теме вопросы для теста и возможные ответы к ним в формате, соответствующем экзаменационному. Это позволит им оценить пройденную тему, отрефлектировать, что они поняли и какие вопросы подходят для теста.
Оценить качество вопросов, взять наиболее интересные за основу и организовать обсуждение в классе. Можно также использовать вопросы для экзамена, предварительно их обработав.
 
Подготовка: среднее
В классе: значительное
Анализ: значительное (возможно в виде домашнего задания)

Представленные техники разработаны Ассоциацией преподавателей естественных наук[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
Для того чтобы процесс формативного оценивания проходил более эффективно, учителю необходимо постоянно задавать себе  вопросы:  «Какие существенные знания и умения я должен  преподать своим  ученикам?»,  «Как я могу выяснить, научились ли они этому?» и «Как я могу помочь им учиться лучше?» Иметь определенные критерии оценивания учащихся на каждом этапе урока( показ слайдов по критериям оценивания) . С этим мы познакомимся более подробно на коучингах , на которые я вас приглашаю.
Современный мир – мир необычайного роста нового знания. Трудно предсказать,  какие профессиональные задачи  будут решать нынешние школьники,   и какие технологии они будут использовать через  10 лет. Задача современной школы – перевести учащегося в режим саморазвития. И решить эту задачу невозможно старыми педагогическими технологиями и приемами. Перед учителем стоит сложная профессиональная задача выбора педагогических средств достижения планируемых результатов, включая оценку.















Заголовок 315