Рабочая программа по химии 9класс


«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании методического на заседании методического
объединения учителей совета школы
предметов естественно-
математического цикла
«___» _______________ 2015 г. «___» __________ 2015 г. «____» _____________ 2015 г.
Протокол №___ Протокол №_____ Приказ № _____
Руководитель ШМО Зам. директора по УВР Директор школы
_______ С.В.Распопова ________ Н.И. Иноземцева __________ О.Н. Мясищева
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Мало-Каменская средняя общеобразовательная школа»
Большесолдатского района Курской области
Рабочая программа
по химии
9 класс
на 2015-2016учебный год
Учитель Пыхтина Валентина Дмитриевна
2015 г
Пояснительная записка
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Химия» для 9 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе следующих нормативных документов:
Учебного плана МКОУ «Мало-Каменская СОШ » на 2015 – 2016 учебный год.
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования(приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089).
Примерной программы по химии основного общего образования.
Авторской программы О.С.Габриелян (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян, М.: Дрофа, 2011).
В соответствии с федеральным базисных учебным планом для основного общего образования и в соответствии с учебным планом МКОУ «Мало-Каменская СОШ» программа рассчитана на преподавание курса химии в 9 классе в объеме 2часа в неделю (70 часов в год). Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2010. – 270, [2] с.: ил., базовый уровень.
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В содержании курса химии 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ - металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства: а) металлов главных подгрупп I, II, III групп, железа и их соединений. Предусмотрено изучение окислительно-восстановительных реакций, периодического закона, Периодической системы химических элементов (ПСХЭ) Д.И. Менделеева, что является основой для дальнейшего изучения и предсказания свойств металлов и неметаллов - простых веществ и сложных, или образуемых, веществ. Наряду с этим раскрывается их значение в природе и народном хозяйстве.
Курс оканчивается кратким знакомством с органическими соединениями, в основе которого лежит идея генетического развития органических веществ от углеродов до полимеров.
Значительное место в содержании данного курса отводится химическому эксперименту, который формирует у учащихся не только навыки правильного обращения с веществами, но и исследовательские умения. Изучение тем сопровождается проведением практических работ, так как теорию необходимо подтверждать практикой. Также предусмотрено изучение правил техники безопасности и охраны труда, вопросов охраны окружающей среды, бережного отношения к природе и здоровью человека.
Курс химии 9 класса предполагает:
• актуализацию знаний умений и навыков, приобретенных при изучении химии в 8 классе;
изучение физических и химических свойств простых и сложных веществ с опорой на знания курса 8 класса и их углублением;
ознакомление с узловыми вопросами курса органической химии;
приобретение навыков решения расчетных задач по формулам и уравнениям с понятиями избыток и недостаток, примеси, массовая (объемная) доля выхода; усложненных задач.
Задачи обучения
Формирование знаний основ химической науки - важнейших фактов, понятий, химических законов и теорий, химического языка;
развитие умений сравнивать, вычленять в изучаемом существенное, устанавливать причинно-следственную зависимость в изучаемом материале, делать доступные обобщения, связной доказательно излагать учебный материал;знакомство с применением химических знаний на практике;
формирование умений наблюдать, фиксировать, объяснять химические явления, происходящие в природе, в лаборатории, в повседневной жизни;
формирование специальных навыков обращения с веществами, выполнения несложныхопытов с соблюдением правил техники безопасности в лаборатории;
раскрытие роли химии в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством;
раскрытие у школьников гуманистических черт и воспитание у них элементов экологической и информационной культуры;
раскрытие доступных обобщений мировоззренческого характера и вклада химии в научную картину мира.

Требования к результатам усвоения учебного материала по неорганической химии в 9 классе:
Учащиеся должны знать:
Положение металлов и неметаллов в периодической системе Д.И. Менделеева;
Общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения;
Основные свойства и применение важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов;
Качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.
Учащиеся должны уметь:
Давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;
Распознавать важнейшие катионы и анионы;
Решать расчетные задачи с использованием изученных понятий;
Характеризовать свойства классов химических элементов.
Требования к результатам усвоения учебного материала по органической химии в 9 классе:
Учащиеся должны знать:
Причины многообразия углеродных соединений (изомерию); виды связей (одинарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических соединений, номенклатура основных представителей групп органических соединений;
Строение, свойства и практическое значение метана, этилена, ацетилена, спиртов,
уксусного альдегида и уксусной кислоты;
Понятие об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах; реакциях полимеризации и поликонденсации.
Учащиеся должны уметь:
Составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;
Выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознавать важнейшие органические вещества;
Разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно- следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ.
Используемые технологии. При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:
технология развития критического мышления, проблемного обучения, информационно-коммуникативных технологий, игровых, технологий КСО, личностно-ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ, проектная деятельность.
Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: учебно-исследовательской, проектной, олимпиадной деятельности.
Формы, методы и средства обучения.
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый.
Используются следующие формы обучения: учебные занятия, экскурсии, наблюдения, опыты, эксперименты, работа с учебной и дополнительной литературой, анализ, мониторинг, исследовательская работа, презентация. Определенное место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе: подготовка творческих работ, сообщений, рефератов, проектов.
Роль учебного предмета в формировании компетенций:
Реальным объектом в сфере формирования компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии.
1. Ценностно-смысловые компетенции- обеспечить механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. От этого зависит индивидуальная образовательная траектория ученика.
2. Общекультурные компетенции- обеспечить механизм освоения учеником культурологического и всечеловеческого понимания мира.
3. Учебно-познавательные компетенции- обеспечить совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.
4. Информационные компетенции- при помощи реальных объектов (компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формировать умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; учить умению ориентироваться в потоке информации и способах поиска информации, находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать.
5. Коммуникативные компетенции– включение необходимых способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
6. Компетенции личностного самосовершенствования- умение применять полученные знания в отношении собственного здоровья, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
В авторскую программу внесены следующие изменения:
1.Увеличено число часов на изучение тем:
-тема 2 «Металлы» вместо 15 часов – 18 часов;
-тема 3 «Неметаллы» вместо 23 часов – 26часов (включены практические работы);
2.Сокращено число часов:
- на повторение « Основных вопросов курса химии 8 класса и введение в курс 9 класса» на 2 часа за счет исключения темы «Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете ТЭД и процессов окисления и восстановления», т. к. этот материал частично включен в тему «Генетические ряды металла и неметалла» и повторяется при дальнейшем изучении курса химии 9 класса.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6ч)
Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение. Тема 1 . Металлы (18ч) Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. О б щ а я х а р а к т е р и с т и к а щ е л о ч н ы х м е т а л л о в. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения. О б щ а я х а р а к т е р и с т и к а э л е м е н т о в г л а в н о й п о д г р у п п ы II г р у п п ы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы - простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве. А л ю м и н и й. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений. Ж е л е з о. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fе3+. Качественные реакции на Fе2+ и Fе3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве. Практикум №1 .Свойства металлов и их соединений (3ч) 1. Осуществление цепочки химических превращений металлов. 2. Получение и свойства соединений металлов. З. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ. Тема 2 . Неметаллы (26ч) Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов - простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл». В о д о р о д. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение. О б щ а я х а р а к т е р и с т и к а г а л о г е н о в. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды) их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве. С е р а. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (П) и (VI), их получение, свойства и применение Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народно хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион. А з о т. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойств и применение. Оксиды азота (П) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения. Ф о с ф о р. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.
У г л е р о д. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион. К р е м н и й. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
Практикум № 2 . Свойства неметаллов и их соединений (3ч) 4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». 5.Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода». 6. Получение, собирание и распознавание газов.
Тема 3 . Органические соединения (12ч)
Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ. Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана. Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение. Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт - глицерин. Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту. Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот. Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот. Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль. Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.
Тема 6 . Обобщение знаний по химии за курс основной школы (8ч) Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона. Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов). Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.

Тематическое планирование по химии, 9 класс,
(2 часа в неделю, всего 70 часов,)УМК О.С.Габриеляна.

п/пНаименование темы Всего часов Из них Дата
Практические работы Контрольные работы 1. Повторение основных вопросов курса 8 класса. 6 По повторению 2. Тема 1.
Металлы 18 Практическая работа №1. Осуществление цепочки химических превращений металлов
Практическая работа№2. Получение и свойства соединений металлов.
Практическая работа№3.Решение экспериментальных на распознавание и получение веществ.
№ 1 3. Тема 2.
Неметаллы 26 № 4. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппа кислорода».
№ 5. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода».
№ 6. Получение, собирание и распознавание газов. № 2 4. Тема 3.
Органические соединения 12 №3 5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы 8 №4 6. Итого 70 6 5
Поурочное планирование по химии, 9 класс
(2 часа в неделю, всего 70 часов ),
УМК О.С.Габриеляна
№№ п/пТема урока Изучаемые вопросы Эксперимент:
Д. – демонстрационный
Л. – лабораторный Требования к уровню подготовки
выпускников кол=вочас. Тип
урока домашнее
задание
Повторение основных вопросов курса 8 класса (6 часов) 1 Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева – графическое отображение Периодического закона. Физический смысл номера элемента, номера периода и номера группы. Закономерности изменения свойств элементов в периодах и группах. Значение Периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева Знать/понимать:
химические понятия:
химический элемент, атом;
основные законы химии:
Периодический закон.
Уметь:
называть:
химические элементы по их символам;
объяснять:
физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева;
закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов главных подгрупп. 1 комбинированный П.1,3
2 Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.
Генетические ряды металлов и неметаллов Состав атома. Строение электронных оболочек атома первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Характер простого вещества; сравнение свойств простого вещества со свойствами простых веществ, образованных соседними по периоду элементами; аналогично для соседей по подгруппе. Состав и характер высшего оксида, гидроксида, летучего водородного соединения (для неметаллов). Генетические ряды металла и неметалла. Д. Получение и изучение характерных свойств основного и кислотного оксидов, оснований и кислот на примерах MgO и SO2, Mg(OH)2 и H2SO4. Знать/понимать:
химические понятия:
вещество, классификация веществ.
Уметь:
называть:
соединения изученных классов;
характеризовать:
химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов;
определять:
принадлежность веществ к определённому классу соединений;
составлять:
схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева. 1 комбинированный П.1. стр8
3 Химические свойства оксидов, кислот, основании.
Ионные уравнения реакций Химические свойства кислот, солей и оснований в свете ТЭД Уметь
- характеризовать химические свойства кислот, солей и оснований в свете ТЭД и описывать ионными уравнениями
Уметь
- составлять: полные и сокращенные уравнения реакций обмена. Обращаться с химической посудой, растворами кислот и щелочей.
1 комбинированный П. 2
4
Переходные элементы .
Химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидовУметь
- характеризовать химические свойства 1 комбинированный §2
5
Решение упражненийВыполнение упражнений на генетическую связь. 1 6
Контрольная работа по повторению
по теме 1 «Повторение основных вопросов курса 8 класса» Контрольная работа 1 урок контроля качества знаний Повт. п.1-3
Тема2. Металлы (18 часов) 7
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, строение их атомов Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Особенности строения атомов металлов. Металлическая кристаллическая решётка и металлическая химическая связь. Л.О.№1 « Образцы различных металлов.»Уметь:
характеризовать:
положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов;
1 комбинированный П. 4,5
8
Физические и
химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие физические свойства металлов. Значение металлов в развитии человеческой цивилизации.
Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Д. Взаимодействие металлов с неметаллами.
Л.О.№2 « Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.»Уметь:
характеризовать:
химические свойства металлов;
общие физические свойства металлов;
связь между физическими свойствами и строением металлов (металлическая связь, металлическая кристаллическая решёткасоставлять:
уравнения реакций, характеризующие химические свойства металлов в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях и их положения в электрохимическом ряду напряжений (взаимодействие с неметаллами, кислотами и солями). 1 комбинированный П .6,8
9 Металлы в природе. Способы их получения
Нахождение металлов в природе. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургии Знать/понимать:
химические понятия:
окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Уметь:
составлять:
уравнения реакций восстановления металлов из их оксидов водородом, оксидом углерода (II), алюминием. 1 комбинированный П .9
10 Общие понятия о коррозии. Сплавы Сплавы, их классификация, свойства и значение. Д. Образцы сплавов. 1 комбинированный П .7,10
11-12 Щелочные металлы и их соединения. Строение атомов щелочных металлов. Щелочные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли, их свойства и применение в народном хозяйстве. Д. Образцы щелочных металлов. Взаимодействие натрия, лития с водой; натрия с кислородом.
Л.О.№3. « Ознакомление с образцами природных соединений натрия.»Уметь:
называть:
соединения щелочных металлов (оксиды, гидроксиды, соли);
объяснять:
закономерности изменения свойств щелочных металлов в пределах главной подгруппы;
сходства и различия в строении атомов щелочных металлов;
характеризовать:
щелочные металлы (литий, натрий, калий) по их положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;
связь между составом, строением и свойствами щелочных металлов;
составлять:
уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочных металлов, их оксидов и гидроксидов;
использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни:
NaCI – консервант пищевых продуктов. 2 комбинированный П .11,стр 52-54
13-14 Щелочноземельные металлы и их соединения . Соединения кальция.. Строение атомов щелочноземельных металлов. Щелочноземельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Получение и применение оксида кальция (негашёной извести). Получение и применение гидроксида кальция (гашеной извести). Разновидности гидроксида кальция (известковая вода, известковое молоко, пушонка).Соединения кальция как строительные и поделочные материалы (мел,мрамор, известняк). Д. Образцы щелочноземельных металлов. Взаимодействие кальция с водой; магния с кислородом.
Л.О.№4 « Ознакомление с образцами природных соединений кальция.»Уметь:
называть:
соединения щелочноземельных металлов (оксиды, гидроксиды, соли);
объяснять:
закономерности изменения свойств щелочноземельных металлов в пределах главной подгруппы;
сходства и различия в строении атомов щелочноземельных металлов;
характеризовать:
щелочноземельные металлы по их положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;
связь между составом, строением и свойствами щелочноземельных металлов;
составлять:
уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочноземельных металлов, их оксидов и гидроксидов. 2 комбинированный §12
15-16 Алюминий и его соединения. Строение атома алюминия. Физические и химические свойства алюминия - простого вещества. Области применения алюминия. Природные соединения алюминия. Соединения алюминия - оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Д. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей.
Л.О.№5 « Ознакомление с образцами природных соединений алюминия.»Уметь:
называть:
соединения алюминия по их химическим формулам;
характеризовать:
алюминий по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;
физические и химические свойства алюминия;
составлять:
уравнения химических реакций, характеризующие свойства алюминия.
2 комбинированный §13
17 Решение задач 1 В тетради
18-19 Железо и его соединения. Строение атома железа. Степени окисления железа. Физические и химические свойства железа – простого вещества. Области применения железа.
Оксиды и гидроксиды железа. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Д. Получение гидроксидов железа (II) и (III).
Л.О.№6 « Ознакомление с образцами природных соединений железа.»Уметь:
называть:
соединения железа по их химическим формулам;
характеризовать:
особенности строения атома железа по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;
физические и химические свойства железа, оксидов железа (II) и (III);
области применения железа;
составлять:
уравнения химических реакций, характеризующие свойства железа – простого вещества, оксидов железа (II) и (III). 2 комбинированный §14
20 Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы». Решение задач и упражнений. 1 комбин. Повт.§§1-14
21 Контрольная работа № 1 по теме 2
«Металлы.»Контрольная работа 1 урок контроля качества знаний 22
23
24 Практическая работа 1. Осуществление цепочки химических превращений металлов .Практическая работа №2. Получение и свойства соединений металлов.
Практическая работа 3.Решение экспериментальных задач на распознавание и получению веществ.
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа Уметь:
характеризовать:
химические свойства металлов и их соединений;
составлять:
уравнения химических реакций, характеризующие свойства металлов и их соединений;
обращаться:
с химической посудой и лабораторным оборудованием;
использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами. 1
1
1 Практ.
раб.№1
Практ.
раб.№2
Практраб.№3
Тема 3. Неметаллы (26 часов) 25 Общая характеристика неметаллов. Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Особенности строения атомов неметаллов. Электроотрицательность, ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Состав воздуха. Д. Коллекция образцов неметаллов в различных агрегатных состояниях. Знать/понимать:
химическую символику:
знаки химических элементов-неметаллов.
Уметь:
называть:
химические элементы-неметаллы по их символам;
объяснять:
закономерности изменения свойств неметаллов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
характеризовать:
неметаллы малых периодов на основе их положения в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;
особенности строения атомов неметаллов;
связь между составом, строением (кристаллические решётки) и свойствами неметаллов – простых веществ;
определять:
тип химической связи в соединениях неметаллов. 1 комбинированный П .15-16
26 Водород, его физические и химические свойства. Двойственное положение водорода в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Физические и химические свойства водорода, его получение, применение. Распознавание водорода. Знать/понимать:
химические понятия:
химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Уметь:
объяснять:
двойственное положение водорода в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;
характеризовать:
физические свойства водорода;
химические свойства водорода в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях;
составлять:
уравнения химических реакций, характеризующие свойства водорода;
распознавать опытным путём:
водород среди других газов;
использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с водородом. 1 комбинированный П.17
27 Общая характеристика галогенов. Строение атомов галогенов и их степени окисления. Строение молекул галогенов. Физические и химические свойства галогенов. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве. Д. Образцы галогенов – простых веществ. Знать/понимать:
химическую символику:
знаки химических элементов-галогенов, формулы простых веществ – галогенов.
Уметь:
объяснять:
закономерности изменения свойств галогенов в пределах главной подгруппы;
характеризовать:
особенности строения атомов галогенов;
физические и химические свойства галогенов: взаимодействие с металлами, водородом, растворами солей галогенов;
определять:
степень окисления галогенов в соединениях;
тип химической связи в соединениях галогенов;
составлять:
уравнения химических реакций, характеризующие свойства галогенов;
использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с хлором. 1 комбинированный П .18
28 Соединения галогенов. Галогеноводороды и их свойства. Галогениды и их свойства. Применение соединений галогенов в народном хозяйстве. Качественная реакция на хлорид-ион. Д. Получение хлороводорода и его растворение в воде. Образцы природных соединений хлора.
Л.О.№7. « Качественная реакция на хлорид-ион.»Знать/понимать:
химическую символику:
формулы галогеноводородов, галогеноводородных кислот.
Уметь:
называть:
соединения галогенов по их химических формулам;характеризовать:
химические свойства соляной кислоты;
составлять:
химические формулы галогеноводородов и галогенидов;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства соляной кислоты и хлоридов;
распознавать опытным путём:
соляную кислоту среди растворов веществ других классов; хлорид-ион среди других ионов;
использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: критической оценки информации о применении в быту йода (спиртовой раствор) и поваренной соли. 1 комбинированный П. 19,20
29 Кислород, его физические и химические свойства. Кислород в природе. Физические и химические свойства кислорода. Горение и медленное окисление. Получение и применение кислорода. Распознавание кислорода. Д. Горение серы и железа в кислороде. Получение кислорода разложением перманганата калия и пероксида водорода, собирание и распознавание кислорода. Знать/понимать:
химические понятия:
химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Уметь:
объяснять:
строение атома кислорода по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;
характеризовать:
физические свойства кислорода;
химические свойства кислорода: взаимодействие с простыми веществами (металлами и неметаллами), сложными веществами;
определять:
тип химической связи в молекуле кислорода и в оксидах;
степень окисления атома кислорода в соединениях;
составлять:
уравнения химических реакций, характеризующие свойства кислорода;
распознавать опытным путём:
кислород среди других газов;
использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с кислородом (условия горения и способы его прекращения). 1 комбинированный П.21
30-31 Сера, её физические и химические свойства. Оксиды серы. Строение атома серы и степени окисления серы. Аллотропия серы. Химические свойства серы. Сера в природе. Биологическое значение серы, её применение (демеркуризация). Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сернистая кислота и её соли. Д. Взаимодействие серы с металлами и кислородом. Образцы природных соединений серы. Д. Получение оксида серы (IV), его взаимодействие с водой и со щёлочью. Знать/понимать:
химическую символику:
формулы оксида серы (IV) и оксида серы (VI).
Уметь:
объяснять:
строение атома серы по её положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;
закономерности изменения свойств элементов (кислорода и серы) в пределах главной подгруппы;
характеризовать:
физические свойства серы;
химические свойства серы (взаимодействие с металлами, кислородом, водородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях;
определять:
тип химической связи в соединениях серы;
степень окисления атома серы в соединениях;
составлять:
уравнения химических реакций, характеризующие свойства серы;
использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
экологически грамотного поведения (для удаления и обезвреживания разлитой ртути).
называть:
оксиды серы по их химическим формулам;
характеризовать:
физические свойства оксидов серы;
химические свойства оксидов серы (как типичных кислотных оксидов);
определять:
принадлежность оксидов серы к кислотным оксидам;
степень окисления атома серы и тип химической связи в оксидах;
составлять:
уравнения химических реакций взаимодействия оксидов с водой, с основными оксидами, щелочами;
использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
экологически грамотного поведения в окружающей среде (кислотные дожди). 2 комбинированный П. 22
32 Серная кислота и её соли. Свойства серной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций. Сравнение свойств концентрированной и разбавленной серной кислоты. Применение серной кислоты. Соли серной кислоты и их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион. Д. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов. Разбавление концентрированной серной кислоты. Свойства разбавленной серной кислоты.
Л.О.№8 « Качественная реакция на сульфат-ион.»Знать/понимать:
химическую символику:
формулу серной кислоты.
Уметь:
называть:
серную кислоту и сульфаты по их химическим формулам;
характеризовать:
физические свойства концентрированной серной кислоты;
химические свойства серной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций;
народнохозяйственное значение серной кислоты и её солей;
определять:
принадлежность серной кислоты и её солей к соответствующим классам неорганических соединений;
валентность и степень окисления серы в серной кислоте и в сульфатах;
составлять:
химические формулы сульфатов;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства разбавленной серной кислоты;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства концентрированной серной кислоты (взаимодействие с медью);
распознавать опытным путём:
серную кислоту среди растворов веществ других классов;
сульфат-ион среди других ионов;
использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с концентрированной серной кислотой (растворение). 1 комбинированный П.23,стр.
134-135
33 Азот, его физические и химические свойства. Строение атома и молекулы азота. Физические и химические свойства азота в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях. Получение и применение азота. Азот в природе и его биологическое значение. Знать/понимать:
химические понятия:
химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Уметь:
объяснять:
строение атома азота по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;
характеризовать:
физические свойства азота;
химические свойства азота как простого вещества в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях;
определять:
тип химической связи в молекуле азота и в его соединениях;
степень окисления атома азота в соединениях;
составлять:
уравнения химических реакций, характеризующие свойства азота. 1 комбинированный Стр.136-141
34 Аммиак и его свойства. Строение молекулы аммиака. Физические и химические свойства, получение, собирание и распознавание аммиака. Д. Получение, собирание и распознавание аммиака. Растворение аммиака в воде и взаимодействие аммиака с хлороводородом. Знать/понимать:
химическую символику:
формулу аммиака.
Уметь:
называть:
аммиак по его химической формуле;
характеризовать:
физические и химические свойства аммиака;
определять:
тип химической связи в молекуле аммиака;
валентность и степень окисления атома азота в аммиаке;
составлять:
уравнения химических реакций, характеризующие свойства аммиака (взаимодействие с водой, кислотами и кислородом);
распознавать опытным путём:
аммиак среди других газов;
использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
критической оценки информации о применении аммиака в быту (нашатырный спирт). 1 комбинированный П. 24
35 Решение задач 1 36 Соли аммония.
Состав, получение, физические и химические свойства солей аммония: взаимодействие со щелочами и разложение. Применение солей аммония в народном хозяйстве. Л.О.№9 « Распознавание солей аммония.»Знать/понимать:
химические понятия:
катион аммония.
Уметь:
называть:
соли аммония по их химическим формулам;
характеризовать:
химические свойства солей аммония;
определять:
принадлежность солей аммония к определённому классу соединений;
тип химической связи в солях аммония;
составлять:
химические формулы солей аммония;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства солей аммония. 1 комбинированный П. 25
37 Оксиды азота
(ŀŀ) и (ŀV)
Оксиды азота. Физические и химические свойства оксида азота (ŀV), его получение и свойства.
Знать/понимать:
----- химическую символику:
формулы оксида азота (ŀŀ) и (ŀV).
Уметь:
----- наэывать:
оксиды азота по их химическим формулам:
------ характеризовать:
физические свойства оксидов азота;
химические свойства оксида азота ( ŀV).
------ определять:
принадлежность оксидов азота к соответствующему классу неорганических соединений;
степень окисления азота и тип химической связи в оксидах;
---- составлять:
уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида азота (ŀV);
---- использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для экологически грамотного поведения в окружающей среде (кислотные дожди).
1 комбинир. §26
38 Азотная кислота и её свойства. Соли азотной кислоты. Состав и химические свойства азотной кислоты как электролита. Особенности окислительных свойств концентрированной азотной кислоты. Применение азотной кислоты. Нитраты и их свойства. Проблема повышенного содержания нитратов в сельскохозяйственной продукции. Д. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Знать/понимать:
химическую символику:
формулу азотной кислоты.
Уметь:
характеризовать:
физические свойства азотной кислоты;
химические свойства азотной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций;
народнохозяйственное значение азотной кислоты;
определять:
принадлежность азотной кислоты к соответствующему классу неорганических соединений;
валентность и степень окисления азота в азотной кислоте;
составлять:
уравнения химических реакций, характеризующие свойства разбавленной азотной кислоты;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства концентрированной азотной кислоты (взаимодействие с медью);
распознавать опытным путём:
азотную кислоту среди растворов веществ других классов;
использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с концентрированной азотной кислотой.
называть:
соли азотной кислоты по их химическим формулам;
характеризовать:
химические свойства солей азотной кислоты (разложение при нагревании);
составлять:
химические формулы нитратов;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства нитратов;
использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
критической оценки информации о нитратах (проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции). 1 комбинированный П. 26
39 Фосфор, его физические и химические свойства. Строение атома фосфора. Аллотропия фосфора. Химические свойства фосфора. Применение и биологическое значение фосфора. Д. Образцы природных соединений фосфора. Получение белого фосфора из красного. Уметь:
объяснять:
строение атома фосфора по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;
закономерности изменения свойств элементов (азота и фосфора) в пределах главной подгруппы;
характеризовать:
химические свойства фосфора (взаимодействие с металлами, кислородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях;
определять:
тип химической связи в соединениях фосфора;
степень окисления атома фосфора в соединениях;
составлять:
уравнения химических реакций, характеризующие свойства фосфора. 1 комбинированный П. 27
40 Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и её соли. Оксид фосфора (V) - типичный кислотный оксид. Ортофосфорная кислота и три ряда её солей: фосфаты, гидрофосфаты и дигидрофосфаты. Д. Образцы важнейших для народного хозяйства фосфатов. Знать/понимать:
химическую символику:
формулы оксида фосфора (V) и ортофосфорной кислоты.
Уметь:
называть:
оксид фосфора (V), ортофосфорную кислоту и её соли по их химическим формулам;
характеризовать:
химические свойства оксида фосфора (V), ортофосфорной кислоты в свете теории электролитической диссоциации;
народнохозяйственное значение фосфатов;
определять:
принадлежность оксида фосфора (V), ортофосфорной кислоты и её солей к соответствующим классам неорганических соединений;
валентность и степень окисления атома фосфора в оксиде фосфора (V), ортофосфорной кислоте и в фосфатах;
составлять:
химические формулы фосфатов;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида фосфора (V) как типичного кислотного оксида;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства ортофосфорной кислоты. 1 комбинированный П .28,стр159-160
41 Углерод, его физические и химические свойства. Строение атома углерода. Аллотропия: алмаз и графит. Физические и химические свойства углерода. Д. Образцы природных соединений углерода. Уметь:
объяснять:
строение атома углерода по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;
характеризовать:
химические свойства углерода (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, водородом, кислородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях;
определять:
тип химической связи в соединениях углерода;
степень окисления атома углерода в соединениях;
составлять:
уравнения химических реакций, характеризующие свойства углерода. 1 комбинированный П. 28,стр 160-163
42 Оксиды углерода. Оксид углерода (II) или угарный газ: получение, свойства, применение. Оксид углерода (IV) или углекислый газ: получение, свойства, применение. Л.О.10 « Получение углекислого газа и его распознавание.»Знать/понимать:
химическую символику:
формулы оксида углерода (II) и оксида углерода (IV).
Уметь:
называть:
оксиды углерода по их химическим формулам;
характеризовать:
физические свойства оксидов углерода;
химические свойства оксида углерода (IV) (как типичного кислотного оксида);
определять:
принадлежность оксидов углерода к определённому классу соединений;
степень окисления атома углерода и тип химической связи в оксидах;
составлять:
уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида углерода (IV);
распознавать опытным путём:
углекислый газ среди других газов;
использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с оксидом углерода (II). 1 комбинированный П.29
43 Угольная кислота и её соли. Состав и химические свойства угольной кислоты. Карбонаты и их значение в природе и жизни человека. Переход карбонатов в гидрокарбонаты и обратно. Распознавание карбонат-иона среди других ионов. Д. Образцы важнейших для народного хозяйства карбонатов.
Л.О.№11 « Качественная реакция на карбонат-ион.»Знать/понимать:
химическую символику:
формулу угольной кислоты.
Уметь:
называть:
соли угольной кислоты по их химическим формулам;
характеризовать:
химические свойства угольной кислоты;
народнохозяйственное значение карбонатов;
определять:
принадлежность угольной кислоты и её солей к определённым классам неорганических соединений;
валентность и степень окисления углерода в угольной кислоте;
составлять:
химические формулы карбонатов и гидрокарбонатов;
уравнения химических реакций превращения карбонатов в гидрокарбонаты и наоборот;
распознавать опытным путём:
карбонат-ион среди других ионов. 1 комбинированный П 30,стр172-175
44-45 Кремний и его соединения.Силикатная промышленность Строение атома кремния, сравнение его свойств со свойствами атома углерода. Кристаллический кремний: его свойства и применение. Оксид кремния (IV) и его природные разновидности. Кремниевая кислота и её соли. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие силикатной промышленности. Д. Образцы природных соединений кремния. Образцы стекла, керамики, цемента.
Л.О.№12 « Ознакомление с природными силикатами.»Л.О.№13 « Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.»Знать/понимать:
химическую символику:
формулы оксида кремния (IV) и кремниевой кислоты.
Уметь:
называть:
оксид кремния (IV), кремниевую кислоту и её соли по их химическим формулам;
характеризовать:
химические свойства оксида кремния (IV), кремниевой кислоты в свете теории электролитической диссоциации;
народнохозяйственное значение силикатов;
определять:
принадлежность оксида кремния (IV), кремниевой кислоты и её солей к определённым классам неорганических соединений;
валентность и степень окисления атома кремния в оксиде кремния (IV), кремниевой кислоте и в силикатах;
составлять:
химические формулы силикатов;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства кремния, оксида кремния (IV) и кремниевой кислоты. 2 комбинированный П. 30
46 Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы». Решение задач и упражнений.
Подготовка к контрольной работе. 1 Повт.§§15-30
47 Контрольная работа № 2 по теме 3
«Неметаллы.»Контрольная работа 1 урок контроля качества знаний 48 Практическая работа № 4. Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода». Практическая работа Уметь:
характеризовать:
химические свойства соединений серы;
-- составлять:
уравнения химических реакций, характеризующие свойства соединений серы;
обращаться:
с химической посудой и лабораторным оборудованием;
использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами. 1 Практ.
раб №4
49 Практическая работа № 5 Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода». Практическая работа Уметь:
характеризовать:
химические свойства веществ, образованных элементами подгрупп азота и углерода;
составлять:
уравнения химических реакций, характеризующие свойства веществ, образованных элементами подгрупп азота и углерода;
обращаться:
с химической посудой и лабораторным оборудованием;
использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами. 1 Практ.
раб.№5
50 Практическая работа № 6. Получение, собирание и распознавание газов. Практическая работа Уметь:
характеризовать:
способы получение, собирания и распознавания важнейших газов;
составлять:
уравнения химических реакций получения газов;
обращаться:
с химической посудой и лабораторным оборудованием;
использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами. 1 Практ.
раб.№6
Тема 3. Органические соединения (12 часов) 51 Предмет органической химии. Вещества органические и неорганические. Особенности органических веществ. Причины многообразия органических соединений. Валентность и степень окисления углерода в органических соединениях. Теория химического строения органических соединений А.М.Бутлерова. Структурные формулы. Значение органической химии. Д. Модели молекул органических соединений. Знать/понимать:
химические понятия:
вещество, классификация веществ.
Уметь:
характеризовать:
строение атома углерода;
связь между составом и строением органических веществ;
определять:
валентность и степень окисления углерода в органических соединениях. 1 комбинированный §31
52 Предельные углеводороды (алканы) Строение молекул метана и этана. Физические свойства метана. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана. Д. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.
Л.О.№14 « Изготовление моделей молекул метана и этана.»Знать/понимать:
химическую символику:
формулы метана и этана.
Уметь:
называть:
метан и этан по их химическим формулам;
характеризовать:
связь между составом, строением и свойствами метана и этана;
химические свойства метана (горение), этана (горение и дегидрирование);
определять:
принадлежность метана и этана к предельным углеводородам;
составлять:
уравнения реакций, характеризующие химические свойства метана и этана (горение, дегидрирование);
использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с метаном (природным газом). 1 комбинированный §32
53 Непредельные углеводороды (алкены). Строение молекулы этилена. Двойная связь. Химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой, бромом). Реакция полимеризации. Д. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Знать/понимать:
химическую символику:
формулу этилена.
Уметь:
называть:
этилен по его химической формуле;
характеризовать:
связь между составом, строением и свойствами этилена;
химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой, бромом);
определять:
принадлежность этилена к непредельным углеводородам;
составлять:
уравнения реакций, характеризующие химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой, бромом). 1 комбинированный §33
54 Спирты. Спирты – представители кислородсодержащих органических соединений. Физические и химические свойства спиртов. Физиологическое действие на организм метанола и этанола. Д. Образцы этанола и глицерин. Качественная реакция на многоатомные спирты.
Л.О.№15 « Свойства глицерина.»Знать/понимать:
химическую символику:
формулы метанола, этанола и глицерина.
Уметь:
называть:
спирты (метанол, этанол, глицерин) по их химическим формулам;
характеризовать:
связь между составом и свойствами спиртов;
химические свойства метанола и этанола (горение);
определять:
принадлежность метанола, этанола и глицерина к классу спиртов;
составлять:
уравнения реакций, характеризующие химические свойства метанола и этанола (горение);
использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
критической оценки информации о метаноле и этаноле. 1 комбинированный §36
55 Альдегиды
Карбоновые кислоты. Уксусная кислота, её свойства и применение. Уксусная кислота – консервант пищевых продуктов. Стеариновая кислота – представитель жирных карбоновых кислоты. Д. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями. Знать/понимать:
химическую символику:
формулы уксусной и стеариновой кислот.
Уметь:
называть:
уксусную и стеариновую кислоту по их химическим формулам;
характеризовать:
связь между составом, строением и свойствами кислот;
химические свойства уксусной кислоты (общие с другими кислотами);
определять:
принадлежность уксусной и стеариновой кислот к определённому классу органических соединений;
составлять:
уравнения реакций, характеризующие химические свойства уксусной кислоты (общие с другими кислотами);
использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с уксусной кислотой. 1 комбинированный §37-38
56 Сложные эфиры.
Жиры Жиры в природе и их применение. Уметь:
характеризовать:
нахождение в природе и применение жиров; 1 комбинированный §38-39
57 Аминокислоты.
Белки Белки, их строение и биологическая роль. 1
комбинированный §40
58 Углеводы Глюкоза, крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль. Калорийность белков, жиров и углеводов. Д. Качественная реакция на крахмал. Горение белков. Цветные реакции белков.
Л.О.№16 « Взаимодействие крахмала с йодом.»Уметь:
характеризовать
состав, физические свойства и применение глюкозы, крахмала и целлюлозы;
физические свойства белков и их роль в организме. 1 комбинированный §41
59 Полимеры Д. образцы различных изделий из полиэтилена. 1 комбинированный §42
60 Обобщающий урок по теме №4 «Органические соединения.»1 Повт.§31-42
61 Решение задач 1 62 Контрольная работа №3по теме: «Органические соединения.»Контрольная работа 1 урок контроля качества знаний Обобщение знаний по химии за курс основной школы (8 часов) 63 Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева – графическое отображение Периодического закона. Физический смысл номера элемента, номера периода и номера группы. Закономерности изменения свойств элементов в периодах и группах. Значение Периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева Знать/понимать:
химические понятия:
химический элемент, атом;
основные законы химии:
Периодический закон.
Уметь:
называть:
химические элементы по их символам;
объяснять:
физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева;
закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов главных подгрупп. 1 комбинированный 64 Строение веществ. Типы химических связей, типы кристаллических решёток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. Д. Кристаллические решётки алмаза и графита. Знать/понимать:
химические понятия:
атом, молекула, ион, химическая связь.
Уметь:
характеризовать:
связь между составом, строением и свойствами веществ;
определять:
тип химической связи в соединениях. 1 комбинированный 65 Классификация химических реакций. Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов). Знать/понимать:
химическую символику:
уравнения химических реакций;
химические понятия:
химическая реакция, классификация реакций.
Уметь:
определять:
типы химических реакций;
возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять:
уравнения химических реакций. 1 комбинированный 66-67 Классификация веществ. Простые и сложные вещества. Генетические ряды металла, неметалла. Оксиды (основные и кислотные), гидроксиды (основания и кислоты), соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений об окислительно-восстановительных реакциях. Знать/понимать:
химическую символику:
формулы химических веществ;
химические понятия:
вещество, классификация веществ, электролит и неэлектролит, окислитель и восстановитель.
Уметь:
называть:
соединения изученных классов;
объяснять:
сущность реакций ионного обмена;
характеризовать:
химические свойства простых веществ и основных классов неорганических соединений;
определять:
состав веществ по их формулам;
принадлежность веществ к определённому классу соединений;
составлять:
формулы неорганических соединений изученных классов. 2 комбинированный 68 Итоговая контрольная работа за курс 9 класса Контрольная работа 1 урок контроля качества знаний 69 Итоговое обобщение за курс 9 класса. 1 70 Резервный урок
1 Информационно - методическое обеспечение.
УМК, используемый при работе по данной программе:
Габриелян О. С. Химия. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2010.
Габриелян О.С. Программы курса химии для 8—11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2010.
Химия. 9 кл. : рабочая тетрадь к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9 класс» / О. С. Габриелян, А. В. Яшукова. - 11-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2011.
Литература для учителя
Горбунцова С.В.Тесты по основным разделам школьного курса химии: 8-9 классы. - М.: «ВАКО», 2006. - 208 с.- (Мастерская учителя).
Савинкина Е.В. Химия. 9 класс. 44 диагностических варианта / Е.В. Савинкина. - М. : Национальное образование, 2011. - 96 с. -(ГИА. Экспресс-диагностика).
Павлова, Н.С.Дидактические карточки-задания по химии. 9 класс: к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс» / Н.С. Павлова. — М.: Издательство «Экзамен», 2011. (Серия «Учебно-методический комплект»).
Савинкина Е.В. Химия. Диагностические тесты. 9 класс / Е.В. Савинкина. - М. : Национальное образование, 2012. - 48 с.: (ГИА. Блиц-тестирование. 10 минут).
Габриелян, О. С. Химия. 9 класс : контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9»/ О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. - М. : Дрофа, 2010.
Литература для обучающихсяМалышкина В. Занимательная химия. Нескучный учебник. – Санкт-Пертебург: Трион, 1998.
Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С.. Полезная химия: задачи и история. – М.: Дрофа, 2006.
Степин Б.Д., АликбероваЛ.Ю.. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2005.
Ушкалова В.Н., Иоанидис Н.В. Химия: Конкурсные задания и ответы: Пособие для поступающих в ВУЗы. – М.: Просвещение, 2005.
Габриелян О.С., Решетов П.В., Остроумов И.Г., Никитюк А.М. Готовимся к единому государственному экзамену. – М.: Дрофа, 2003-2004.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие. – М.: Дрофа, 2005.
Адреса электронных ресурсов
www.it-n.ru Сеть творческих учителе