Методическая разработка урока по обществознанию на тему Молодежь в современном обществе


Быть человеком
Обобщающее занятие по теме: Молодежь в современном обществе
Автор: преподаватель обществознания - Новикова Юлия Владимировна
2013
Министерство образования Ульяновской области
Департамент профессионального образования и защиты прав несовершеннолетних
ОГОУ СПО сельскохозяйственный техникум в р.п. Жадовка


Быть человеком
(Обобщающее занятие по теме: Молодежь в современном обществе)Пояснительная записка
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания. Многие приоритеты, сложившиеся в системе воспитания в нашей стране в результате многовековых традиций, в настоящий момент, просто утрачены.
 Мы дожили до тех времен, когда область дозволенного, нравственно допустимого, по меркам здравого смысла, резко сузилась. То, что недавно было абсолютно немыслимым, в современном мире стало нормой. Многие вопросы стали решать деньги, ложь часто считается проявлением находчивости, разврат – природной потребностью организма, а предательство – деловой необходимостью.
Образование – это неразрывное единство обучения и воспитания. Задача системы образования сегодня – не только в формировании индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и в развитии духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее общества.
Опираясь на понимание воспитания как социокультурного процесса, предполагающего целенаправленное и планомерное воздействие на личность с целью формирования у нее необходимых механизмов для жизнедеятельности в обществе, создание условий ее духовного и физического развития, обеспечение целенаправленной передачи социально-
культурного опыта старших поколений младшим, рассмотрим актуальные проблемы воспитания молодого поколения в современных российских условиях.
Прежде всего, следует отметить необходимость формирования духовно-
нравственных качеств личности ребенка, подростка, юноши, девушки. Молодое поколение должно расти не на примерах насилия, зла, жестокости, а на примерах добра, уважения к старшим, родителям, понимания ценности человеческой жизни, ответственности за свои поступки и деяния.
В настоящее время нашему обществу такое направление воспитания крайне необходимо, только такое воспитание спасет молодежь от духовного обнищания.
Цели и задачи:
Способствовать формированию активной гражданской позиции учащихся:
Формировать понимание собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей.
Рассмотреть различные позиции по отношению к смыслу жизни;
Задуматься о собственном понимании жизненных целей и задач.
Показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе отзывчивости, побудить их к этому;
Прививать основы нравственного поведения.
Общие компетенции, формируемые в ходе занятия:
 ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
Форма проведения: диспут.
Оформление и оборудование:
Эпиграфы к занятию.
Раздаточный материал с вопросами теста.
Видеоролик «Письмо молодежи к Деду Морозу».
Компьютерная презентация «Быть человеком».
Листы ватмана, фломастеры,
Нарисованные знаки препинания: ! . ? …Участники: студенты 1 курса специальностей «Ветеринария» и «Механизация сельского хозяйства»  
Подготовительная работа:
Написание студентами эссе «Быть человеком».
Подбор афоризмов, стихотворения соответствующих теме занятия.
Создание презентации.
План занятия:
Организационный момент.
Тестирование.
Работа в группах. Обсуждение афоризмов .Эссе: Быть человеком…
Видеоролик; «письмо Деду Морозу». Его обсуждение.
Работа в группах. «Древо Жизни». Представление результатов.
Подведение итогов.
Рефлексия.
Ход занятия:
Организационный момент. ( 1 слайд презентации)
Добрый день.
Сегодня наше занятие пройдёт в форме диспута, а обсудим мы извечную тему «быть человеком», что это значит?
Каждый из вас уже, вероятно, задумывался над тем, для чего человек приходит в этот мир, что он должен в нем сделать. Ответы на этот вопрос можно назвать поисками смысла жизни. Смысл жизни – это представление каждого отдельного человека о его месте в обществе, его целях и задачах, его предназначении на Земле. Я намеренно не поставила никакого знака препинания после темы занятия. Хочу, чтобы мы сделали это после того, как обсудим проблему.
( 2 слайд презентации)
А работать мы будем так: сначала вы обсуждаете проблему в своей группе, потом выносите на всеобщее обсуждение какое-то компромиссное решение принятое вами. Итак, у вас на столах лежат вопросы теста, ответьте на него и донесите до нас свое решение
Тестирование ( 3-4 слайды презентации)
Каждая группа получает тестовое задание «Познай людей и самого себя» , сначала учащиеся работают с первой частью, листы с заданиями второй части раздаются только после выполнения первой части задания. Это позволяет наиболее эффективно провести обсуждение проблемы, заключенной в задании.
1. Подумай, как бы ты поступил в следующих ситуациях: ( 3 слайд)
а) загорелся соседний лес или дом;
б) человек, оказавшийся в беде, попросил деньги;
в) потребовалась кровь для больного;
г) необходимо сходить пешком за 10 км и принести лекарство для постороннего человека;
д) в разговоре оскорбительно отозвались о твоей стране.
( 4 слайд)
2. Теперь представь, что точно такие же решения принял другой человек, но:
а) загорелся твой дом;
б) в беде оказался ты, и деньги понадобились тебе;
в) кровь понадобилась для тебя;
г) в лекарстве нуждаешься ты;
д) оскорбили тебя самого.
Вопросы для обсуждения:
Изменились бы ваши ответы в первом случае, если бы вы знали, что беда коснулась непосредственно вас?
Каких же поступков вы бы хотели в этом случае по отношению к себе?
Вспомните «Золотое правило нравственности.
3.Работа в группах. Обсуждение афоризмов ( 5-7 слайды презентации)
А сейчас мне бы хотелось познакомить вас с афоризмами, которые можно использовать эпиграфом на нашем занятии. Я раздаю каждой группе листочек с высказываниями, ознакомьтесь с ними и выберите то, которое вам больше всего понравилось и с которым вы полностью согласны.
Каждая группа получает свой лист с афоризмами. Ведется обсуждение, выбирается тот афоризм, который группе наиболее близок.
1 группа: ( 5 слайд)
Всегда поступай правильно. Это доставит удовольствие некоторым людям и удивит всех прочих. Марк ТвенВсякий человек знает, что ему нужно делать не то, что разъединяет его с людьми, а то, что соединяет его с ними. Лев Николаевич ТолстойВсякого человека должно судить по его делам. Мигель СервантесДостойные поступки легче совершать индивидуально, гадости легче делать за компанию. (…)группа: ( 6 слайд)
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы до века
Творим по мере наших сил!
Николай Александрович Заболоцкий.
Не могу пройти мимо безобразия. Так и хочется принять участие! (…)Для того чтобы знать, что нравственно, надо знать, что безнравственно; для того, чтобы знать, что делать, надо знать, чего делать нельзя. Лев Николаевич Толстой«Человек имеет два мотива поведения – один настоящий, и второй, который красиво звучит». (…)группа: ( 7 слайд)
Наши поступки могут вознести нас до небес и швырнуть в глубочайшую пропасть. Мы – дети наших деяний. Виктор Мари ГюгоНе делай другим того, чего не хотел бы испытать сам. КонфуцийНет, Бог меня не обидел,
таланта меня не лишил,
но как хорошо, что не видел
Он все, что я совершил!... Михаил Генин 4. Человек есть не что иное, как ряд его поступков.
А. П. ЧЕХОВ
Вопросы:
Какой афоризм вы выбрали, объясните его значение?
С какими высказываниями вы согласны, а с какими могли бы поспорить?
4.Эссе : Быть человеком…
Тема «Человек» интересовала и интересует не только выдающихся людей, но и каждого из нас, ваши однокурсницы подготовили небольшие сочинения-рассуждения по этой теме. Давайте послушаем.
5.Видеоролик; «письмо Деду Морозу». Его обсуждение.
Ребята, мы с вами сегодня произносим высокие слова, говорим о хороших поступках, но все ли на самом деле так хорошо в современной действительности, или есть и противоположная сторона этому позитиву? Если да, то откуда она берется? Поразмышляйте над этим во время просмотра следующего видеоролика. ( просмотр видеоролика)
Вопросы;
Какие проблемы затрагивает автор этого сюжета?
Можно ли их решить самостоятельно, без помощи Деда Мороза?
Что для этого нужно делать, как поступать?
Не зря я спросила вас, как нужно поступать, потому что именно поступками можно исправить сложившуюся ситуацию. Положа руку на сердце, честно признайтесь, кто из вас не портил спортивных площадок, не разрисовывал парты, не захламлял окружающую территорию. Ведь все прекрасное начинается с малого. Если каждый из вас на секунду задумается, прежде чем что-то совершить… Уверена! Хорошего в нашей жизни, станет намного больше!
6.Работа в группах. «Древо Жизни». Представление результатов.
( 8 слайд презентации)
БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ. Это прежде всего, быть довольным собой , добиться всего, чего вы желаете, следовать важным жизненным принципам.
Чтобы определить главные и второстепенные цели и задачи в жизни, мы нарисуем дерево.
Корень дерева – момент вашего рождения,
ствол – вся дальнейшая жизнь,
ветви – те задачи, которые предстоит решать в течение жизни (личные, образовательные, профессиональные, нравственные, творческие, государственные),вершина дерева – то самое важное, что вы представляете в своей жизни. Может быть несколько вершин.
Каждый из вас должен задуматься, какие ветви будут толстыми, прочными, а какие, наоборот, будут более тонкими и хрупкими.
В зависимости от того, какие цели и задачи человек считает самими главными в жизни, определяется его личностная направленность.
Каждая группа на листе ватмана, создает общий проект дерева и выбирает наиболее распространенные варианты жизненных целей.
Представление группами своего «древа жизни».
7.Подведение итогов. ( 9 слайд презентации)
Ребята, сегодня, на мой взгляд, мы затронули одну из самых важных социальных проблем, проблему человека. Можно много говорить о жизненных целях, самых важных, главных и второстепенных. Конечно, на протяжении вашей жизни и цели ваши будут меняться, какие-то станут главнее, а некоторые займут второстепенную позицию. Значит, древо ваше буде расти и изменяться, какие-то ветви станут еще толще. А некоторые возможно высохнут. Я желаю вам, чтобы вы достигли всех целей, которые наметили. И помните, что значит быть человеком.
Быть человеком. (читает студент)
Быть человеком – что это значит?
Просто жалеть, если рядом плачут,
Быть справедливым во всех деяньях,
Ближнего разделять страданья.
Быть человеком – значит быть добрым,
К людям внимательным быть и скромным.
Быть человеком – значит быть выше,
В слове вернее, в помыслах чище.
Будь поскромнее в своих желаньях,
Помни хорошее в расставаньях.
Людям дари уважение, ласку,
А не истерики шок и встряску.
Не пресмыкайся перед сильнейшим,
Не раболепствуй перед умнейшим.
Маленький ты или с чинами –
Все перед Богом равны мы с вами.
Злу же на свете нет оправданья:
Сколько приносит оно страданья!
Злом человек оскверняет душу –
Людям такой человек не нужен!
Чтобы не стал ты таким уродом,
Бедным, больным помогай, сиротам.
Слабых не обижай стариков:
Сам ведь будешь когда-то таков.
Ближних своих не съедай речами –
Как же в этом грешны мы с вами!
Заповеди даны человеку,
Чтоб выполнять их от века до века.
Правы, не правы – Бог вас рассудит,
И по делам вам вашим и будет.
Быть человеком – что это значит?
Многим задуматься, не иначе…
8.Рефлексия.
А теперь последний момент, вспомните, мы с вами еще должны поставить знак препинания после темы занятия. Все ли мы с вами успели обсудить, или осталось еще много нерешенных вопросов, мыслей, тем для обсуждения? Выберите и поднимите тот знак, который вы бы хотели поставить. (если занятие удалось и учащиеся уяснили его основную цель, они поднимут лист, где нарисовано многоточие)
Быть человеком….. Можно ли научиться быть человеком за один час?.... Иногда на это уходит целая жизнь.
Всем спасибо за работу. До свидания.

Список литературы:
Система творческих заданий как средство развития творческих способностей школьников. Актуальные проблемы образования подрастающего поколения. 2001.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве, Москва «Просвещение», 1991г.
Иоффе А.Н. Активная методика – залог успеха./гражданское
образование. Материалы международного проекта. СПб.2000.-С.144.
Соболева О.Б. Использования личного опыта учащихся при изучении
обществознания //Преподавание истории и обществознания в школе.-2003.-
№10