Шаг в профессию. Кем стать? Каким быть? — (Обувное дело). ГКОУ РО школа-интернат VIII вида с. Развильное.

Н.Г. Резван
с. Развильное Песчанокопский район Ростовская область
ГКОУ РО школа-интернат VIII вида, учитель ПТО – Обувное дело

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Шаг в профессию. Кем стать? Каким быть?

В статье рассматривается проблема трудового обучения и воспитания, профессиональной подготовки и социально-трудовой адаптации обучающихся, воспитанников коррекционных учреждений VIII вида.

Обучающиеся, воспитанники коррекционного учреждения VIII вида (образовательное учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья) с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения.
Поскольку труд является одним из основных факторов, двигающих интеллектуальное развитие ребёнка вперёд (Л.С. Выготский), коррекционное учреждение VIII вида нацелено не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. В связи с этим коррекционная задача по развитию интеллектуальных функций теснейшим образом связана с общесоциальной задачей трудового воспитания в школе VIII вида. Её решение позволяет выпускнику быть готовым к получению профессиональной подготовки и полноценному включению в производительный труд.
Трудовое обучение занимает ведущее место в общей системе коррекционно-воспитательной работы школьников с ограниченными возможностями здоровья. Для них труд является основным способом адаптации к жизни. В ходе обучения учащиеся овладевают элементарными умениями и навыками, необходимыми для выполнения несложных работ в особо созданных условиях.
Трудовая деятельность имеет большое значение для правильного воспитания этих детей. В ходе трудовой подготовки у них формируются такие личностные качества, как трудолюбие, ответственность, чувство коллективизма, взаимопомощи и т.д. Эти качества порой имеют решающее значение, так как легче научить подростка выполнять определённую работу, чем воспитать у него столь необходимые для систематического труда организационные навыки, которые должны стать чертами его характера, определять взаимоотношения с товарищами по работе.
В настоящее время в специальных коррекционных учреждениях создана система трудовой подготовки, позволяющая воспитанникам овладеть несложными видами работ. В нашей школе это – швейное дело, столярное и обувное дело, штукатурно-малярное дело. Занятия проводятся в учебных мастерских по специальным программам, в ходе усвоения которых учащиеся овладевают необходимыми трудовыми умениями, знакомятся с орудиями труда и свойствами материалов.
Успешное формирование трудовых навыков у учащихся возможно лишь при правильной организации учебного процесса. Работа с учениками начинается с момента прихода их в мастерскую. Учитель профессионально-трудового обучения должен проследить, чтобы дети приходили в мастерскую организованно и имели спецодежду. У каждого ученика должно быть постоянное рабочее место. Последнее является очень важным, так как перевод на новое место может вызвать у него аффективное состояние, отказ от работы, резкое снижение темпа и точности выполнения задания.
Центральное место на уроке ПТО занимает практическая работа, которая строится на базе производительного труда. Работа учащихся должна быть производительной по своему характеру, а по содержанию – отвечать учебной программе.
Кроме практической работы, изучения теории, определённое время отводится на приобретение учащимися знаний познавательного характера. Они изучают технику безопасности и санитарно-гигиенические требования к урокам труда, знакомятся со свойствами материалов и областью их применения.
На каждом уроке должно соблюдаться единство образовательной, развивающей и воспитывающей целей. Каждый урок должен способствовать реализации важнейших закономерностей процесса обучения.
Сообщая определённые знания на уроке, необходимо развивать мышление учащихся, способствовать их умственному развитию и формировать соответствующее отношение к окружающей действительности, прививать им навыки поведения на основе этих отношений. Необходимо стремиться к тому, чтобы приобретённые знания определяли поведение учащихся, чтобы у них формировались качества личности, необходимые для любого вида трудовой деятельности (культура на рабочем месте, ответственное отношение к качеству выполнения задания, преодоление трудностей при их выполнении и т.п.).
Практика показывает, что те выпускники, которые идут непосредственно на производство, редко применяют трудовые навыки, приобретённые в школе, и выполняют неквалифицированные виды труда. Характер работы большей части выпускников – это разнорабочие, посудомойки, дворники, подсобные рабочие и т.д. при этом отмечается частая смена рабочих мест, связанная с возникновением конфликтных ситуаций в коллективе, непосильностью рабочего режима и норм выработки, недостаточным уровнем сформированности ответственности за результат труда.
Значительная часть выпускников коррекционных школ VIII вида испытывает затруднения в последующем обучении и трудоустройстве, которые обусловливаются рядом факторов, частично состоянием интеллектуальной сферы:
- психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
- отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищённости;
- неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценивания своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии.
Кроме того, нередко у школьников с интеллектуальной недостаточностью, которые находятся на полном или частичном государственном обеспечении, формируется склонность к потребительскому отношению к жизни, отсутствие чётких перспектив будущего, снижается способность к саморегуляции.
Таким образом, существует ряд серьёзных проблем, нерешённость которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием.
Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся коррекционной школы, ставящей целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии, помогающая развивать навыки самопрезентации и уверенного поведения, необходимые для успешной социальной и профессиональной адаптации.

Литература:
Вариативные технологии, способствующие профессиональному самоопределению воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. – М., 2003.
Выбор профессии: оценка готовности школьников. – М., «Вако»., 2009.
Пряжников Н.С., Пряжникова Е. Профконсультация: планирование жизненного пути.// Школьный психолог №2 2002 год.
Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида. Новые учебные программы. Под ред. Щербаковой А.М. – М. 2001.