Рабочая программа по биологии 5 клсс ФГОС.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1
___________ Л.Н.СкопцоваПриказ № _ от ____________
Рабочая программа по биологии
5 класс
(5а,5б,5в,5г классы)
(базовый уровень)
Учитель: Аванеся Лариса Витальевна,
квалификационной категории нет
Срок реализации программы, учебный год: 1 год, 2016-2017 уч.г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе следующих документов:
Закона «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012г
Примерной программы по биологии, а также программы по биологии для 5–9 классов авторы: Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С., Константинов В.Н., Бабенко В.Г., Маш Р.Д., Драгомилов А.Г.,Сухова Т.С. и др. и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 г «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2. 2821-10 (утверждеными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189) с изменениями от 24.11.2015 года, зарегистрированными в Министерстве Юстиции РФ от 18.12.2015 года;
учебного плана МБОУ «Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1»;
годового учебного календарного графика на 2016-2017 учебный год;
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1».
Программа ориентирована на использование УМК учебник Пономарева И.Н. и др. «Биология» 5 класс и рабочей тетради авт. Корнилова О.А., Николаев И.В., Симонова Л.В. для 5 класса. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций.В основе концепции учебника – системно-структурный подход к обучению биологии: формирование биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.
Цели программы:
формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;
овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов;
овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности;
воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т. е. гигиенической, генетической и экологической грамотности;
овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному организму.
Задачи программы:
сохранить теоретические и методические подходы, оправдавшие себя в практике преподавания в начальной школе;
предусмотреть возможность компенсации пробелов в подготовке школьников и недостатков в их биологическом развитии, развитии внимания и памяти;
обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;
обеспечить базу биологических знаний, достаточную для изучения биологии и экологии, а также для продолжения образования;
сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
выявить и развить биологические и творческие способности;
овладение научным подходом к решению различных задач;
овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать и проводить эксперименты, оценивать полученные результаты.
Учебный план МБОУ « Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1» предусматривает на изучение биологии в 5 классе на базовом уровне в 34 часа в год (1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета биологии обучающихся в 5 классе.
Деятельность учителя в обучении биологии направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
- эстетического отношения к живым объектам.
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
• Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
• Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
• Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
• Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
• Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
• Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
• Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
• Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
• Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
• В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
• Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
• Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
• Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
• Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
• Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
• Вычитывать все уровни текстовой информации.
• Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые); – определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые); – понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Содержание учебного предмета.
Живые организмы
Биология - наука о живой природе (8ч.). Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.
Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Многообразие живых организмов (11ч.). Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.
Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.
Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.
Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные общества. Усложнение растений в процессе эволюции.
Жизнь организмов на Земле. (8ч.). Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляции у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека.
Человек на планете Земля. (7ч.). Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.
Содержание программы органично переплетается с экологической деятельностью.Проблема взаимоотношений человека, природы и общества стояла на всех этапах развития человечества, но особой остроты достигла на пороге 3 тысячелетия. Анализ подлинных причин экологического кризиса убеждает нас в том, что главное противоречие не между человеком и природой, а между культурой и деятельностью в природе. Поэтому основная задача сегодня - достижение экологической грамотности учащихся.
Лабораторные и практические работы:
«Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними».
«Изучение органов цветкового растения».
«Знакомство с внешним строением побегов растений».
«Наблюдение за передвижением животных».
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, средства обучения.
Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы. В кабинете биологии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися. Оснащение должно соответствовать Перечню оборудования кабинета биологии, включать различные типы средств обучения.
Значительную роль имеют учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий, демонстрационные таблицы, экскурсионное оборудование.
Лабораторный инструментарий необходим как для урочных занятий, так и для проведения наблюдений и исследований в природе, постановки и выполнения опытов, в целом — для реализации научных методов изучения живых организмов.
Натуральные объекты используются как при изучении нового материала, так и при проведении исследовательских работ, подготовке проектов, обобщении и систематизации, построении выводов с учётом выполненных наблюдений.
Живые объекты следует содержать в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и правилами техники безопасности.
Учебные модели служат для демонстрации структуры и взаимосвязей различных биологических систем и для реализации моделирования как процесса изучения и познания, развивающего активность и творческие способности обучающихся.
В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: компьютер, мультимедиапроектор, коллекция медиа-ресурсов, электронные приложения к учебникам, обучающие программы, выход в Интернет.
Комплекты печатных демонстрационных пособий (таблицы, транспаранты, портреты выдающихся учёных-биологов) по всем разделам школьной биологии находят широкое применение в обучении биологии.
Перечень оснащения кабинета биологии
Натуральные объекты
Гербарии
Основные группы растений
Растительные сообщества
Коллекции
Семена и плоды
Комплекты микропрепаратов
Ботаника
Наборы муляжей
Плоды, овощи, фруктовые растения
«Адаптация организма к средам обитания»
Мультимедийные средства обучения
Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Растения. Бакте-
рии. Грибы»
Ком пакт-диск «Уроки биологии КиМ. Чело век и его здо -
ровье»
Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Животные»

Календарно-тематическое планирование 5 класса
Предмет: биология
Класс: 5
УМК: учебник Биология. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н.Понаморёва, И.В. Николаев, О.А.Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2013.

уроков Наименование разделов и тем Плановые сроки прохождения темы Фактические сроки (и/или коррекция)
Тема 1. Биология – наука о живом мире (8ч., 1ч в неделю).
1 Наука о живой природе 01.09-11.09 2 Свойства живого организма. Тест – Наука о живой природе 12.09-18.09 3 Методы изучения природы 19.09-25.09 4 Увеличительные приборы. Л.р. «Изучение устройства увеличительных приборов». 26.09-02.10 5 Строение клетки. Многообразие клеток. Ткани. Л.р. «Знакомство с клетками растений» 03.10 – 09.10 6 Химический состав клетки 10.10-16.10 7 Процессы жизнедеятельности клетки 17.10-23.10 8 Многообразие живых организмов 24.10-30.10 Тема 2. Многообразие живых организмов (10ч.).
9 Контрольно обобщающий урок по теме: «Живые клетки. Химический состав клетки» 07.11-13.11 10 Бактерии: строение и жизнедеятельность 14.11-20.11 11 Значение бактерий в природе и для человека. 21.11-27.11 12 Растения. Л.р. «Знакомство с внешним строением побегов растения» 28.11-04.12 13 Животные. Л.р.«Наблюдение за передвижением животных» 05.12 – 11.12 14 Грибы 12.12-18.12 15 Многообразие и значение грибов. 19.12-25.12 16 Лишайники 09.01-15.01 17 Значение живых организмов в природе и жизни человека. 16.01– 22.01
18 К.р. Значение животных в природе и жизни человека 23.01-29.01 Тема 3. Жизнь организмов на Земле (8 ч.).
19 Среды жизни планеты Земля 30.01-05.02 20 Экологические факторы среды 06.02-12.02 21 Приспособления организмов к жизни в природе 13.02-19.02 22 Природные сообщества 20.02-26.02 23 Природные зоны России 27.02-05.03 24 Жизнь организмов на разных материках. 06.03-12.03 25
Жизнь организмов в морях и океанах.
13.03 – 19.03
26 Контрольно обобщающий урок по теме: «Природные зоны. Жизнь в морях и океанах». 20.03-26.03 Тема 4. Человек на планете Земля (8 ч.).
27 Как появился человек на Земле 03.04-09.04 28 Как Человек изменял природу 10.04-16.04 29 Важность охраны живого мира планеты 17.04-23.04 30 Сохраним богатство живого мира. 24.04-30.04 31 Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней. 01.05-07.05 32 Здоровье человека и безопасность жизни 08.05-14.05 33 Итоговый контроль знаний по курсу 5 класса 15.05-21.05 34 Экскурсия 22.05-25.05 Учебно-методические средства обучения 5 класса.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: 5 класс общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2013. -128с.;
Н.И. Сонин «Биология. Введение в биологию. 5класс», тематические тесты, - М.: Дрофа, 2015г.;
Г.И. Лернер «Справочник школьника по биологии». – М.: Аквариум,1997г.
Рабочая тетрадь по ФГОС Корнилова О.А., Николаев И.В., Симонова «Биология для 5 класса», под ред. И.Н. Пономаревой. – М.: Ветана-Граф, 2015г.
Интернет-ресурсы:
www.bio.1september.ruwww.bio.nature.ruhttp://interneturok.ru/
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании Методического совета школы Заместитель директора по УВР
Протокол №1 _______ Е.В. Размолодина
от « » августа 2016г. « » августа 2016 г.
Лист
корректировки рабочей программы
Класс Название раздела, темы Дата проведения по плану Причина корректировки Корректирующие мероприятия Дата проведения по факту
Система оценки
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала. 2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий): 1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя. 2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы. 3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. 3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ
Отметка "5" ставится, если ученик:
1.Правильно определил цель опыта.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
3.Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5.Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено два-три недочета.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2.Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.