Исследование Влияние типа темперамента на успешность учебной деятельности студентов на уроках математики


Введение
Проведение исследования
Методы исследования
Темперамент студентов
Успеваемость обучения студентов по математике
Темперамент и успешность учебной деятельности по математике
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
литература
приложение
Введение
Проблема, о которой пойдет речь, занимает человечество уже более 25 столетий. Она называется красивым и звучным словом – темперамент. Люди начинаются знакомиться с понятием «темперамент» очень рано. Еще в детстве мы замечаем, что одни из нас более подвижные, веселые настойчивые, а другие медлительные застенчивые, неторопливые в словах и поступках. Именно в этих особенностях и проявляется темперамент.
Известный психолог В. С. Мерлин писал: «Представьте себе две реки – одну спокойную, равнинную, другую – стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов и брызг. Течение второй – полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены… Нечто подобное можно наблюдать и в поведении людей» [17].
Наблюдения показали, что все люди различны не только по внешности, но по поведению, движениям. Например, если последить за поведением учеников на уроке, то можно сразу заметить разницу в поведении, движениях каждого. У одних неторопливые правильные движения, заметное спокойствие во взгляде, а у других резкие движения, суета в глазах, но большинство из них показывают похожие результаты в развитии. Чем же объясняется такая разница в поведении? Прежде всего, темпераментом, который проявляется в любом виде деятельности (игровая, трудовая, учебная, творческая), в походке, жестах, во всем поведении. Индивидуальные психологические особенности личности человека, его темперамент придают своеобразную окраску всей деятельности и поведению.
Темперамент легко определить по скорости движений человека, по темпу его речи, по умению быстро и легко включаться в работу, по отзывчивости на чувства других людей, по умению увлекаться делом, проявляя при этом большую настойчивость и страстность, по суетливости, по желанию общаться с товарищами, по быстроте смены настроений, по смелости и даже по выражению лица и тембру голоса. Приведенные выше примеры подводят к пониманию того, что темперамент является динамической характеристикой человека и что от темперамента зависят психический темп и ритм, быстрота возникновения чувств, их длительность и устойчивость, смекалистость, направленность на определенные контакты с предметами и людьми, на интерес человека к себе или другим.
Темперамент относится к числу таких психологических понятий, о которых "все знают". Давая характеристику своим знакомым, мы то и дело употребляем названия различных темпераментов - об одном утверждаем: "типичный холерик", другого именуем "сангвиником", третьего - "флегматиком", четвертого - "меланхоликом". Да и себя обычно относим к одной из четырех категорий.
Оказывается, чаще всего люди считают себя холериками или сангвиниками. Флегматики попадаются реже, а уж в меланхоличности, как бы стыдясь, редко кто соглашается признаться.
Между тем, люди самого различного темперамента могут добиться высоких достижений в одном и том же виде деятельности. Если взять крупнейших писателей, то А.И.Герцен был типичным сангвиником, И.А.Крылов - флегматиком, А.С.Пушкин - холериком, а Н.В.Гоголь - меланхоликом. Примерно в одно и то же время прославили себя на военном поприще выдающиеся русские полководцы – холерик А.В.Суворов и флегматик М.И.Кутузов. Легко отнести к одному из классических темпераментов и литературных героев - мушкетеров из романов А.Дюма-отца.
Знакомство с понятием и типологией темпераментов позволяет не только удовлетворить познавательный интерес. Знания в этой области необходимы для руководителей всех уровней при построении тактики деловых взаимоотношений с подчиненными, при выборе профессии, а также при профессиональном отборе, при общении людей друг с другом, при выработке профессиональных навыков и т.д.
Заметим также, что актуальность темы изучения темперамента именно в подростковом возрасте заключается в том, что темперамент оказывает непосредственное влияние на успешность учебной деятельности.
Поэтому целью нашего исследования является изучение влияния типа темперамента студента на успешность его учебной деятельности на уроках математики.
В качестве объекта исследования выступает учебная деятельность студентов на уроках математики.
Предметом исследования является влияние типа темперамента студента на успешность учебной деятельности по математике.
Гипотезой исследования является предположение о том, что тип темперамента студента является одним из факторов, которые определяют успешность его учебной деятельности по математике.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были поставлены и решены следующие задачи:
Проанализировать современную психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
Разработать методический блок, адекватный цели, объекту и предмету исследования.
Выявить распределение темперамента у студентов образовательного учреждения.
Изучить успеваемость студентов по математике.
Изучить характер влияния типа темперамента студента на успешность его учебной деятельности по математике.
Проведение исследования
В исследовании приняли участие студенты 2 курса группы №4-14 и группы № 5-14 филиала "Железногорского политехнического колледжа". Возраст17-18 лет. Общий объем выборки составил 25 человек.
При исследовании влияния типа темперамента на успешность учебной деятельности по математике подростков, необходимо было выявить успевающих и неуспевающих студентов на протяжении одного учебного года. Для получения наиболее полной картины успеваемости по математике студентов, нами были проанализированы оценки по математике за предыдущий учебный год.
Методы исследования
В методический блок исследования вошли метод анализа документов и методика для выявления типа темперамента респондентов. Американский психолог Г. Айзенк предложил методику определения темперамента конкретного индивидуума на основе обработки психологического теста.
Айзенка личностный опросник (Eysenck Personality Inventory, или ЕРI) опубликован в 1963 г. и содержит 57 вопросов, 24 из которых направлены на выявление экстравсрсии-интроверсии, 24 других - на оценку эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизма), остальные 9 составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов. Г. Айзенк разработал два варианта данной методики (А и В), которые отличаются только текстом опросника. Инструкция, ключ и обработка данных дублируются. Наличие двух форм позволяет психологу проводить повторное исследование [30]. Полный текст опросника приведен в приложении (см. прил.).
Темперамент студентов
Исследование влияния типа темперамента на успешность учебной деятельности на уроках математики в колледже мы начали с определения типа темперамента студентов возраста 17-18 лет. В результате нами были получены данные, которые наглядно представлены на рисунке 1 (см. рис.1).
Согласно данным рисунка 1 (см. рис. 1), мы можем констатировать тот факт, что каждый пятый (21%) среди респондентов обладает меланхолическим темпераментом. Больше всего среди студентов оказалось подростков с сангвиническим типом темперамента (их удельный вес составил 40%).
Вместе с этим, каждый восьмой испытуемый характеризуется флегматическим темпераментом (их удельный вес составил 12%). Вместе с этим холерическим типом темперамента обладает каждый четвертый (27%) из опрошенных студентов.
Таким образом, относительное большинство (40%) студентов, изученных нами имеет сангвинический тип темперамента.

Успешность обучения студентов по математике
Исследование влияния типа темперамента на успешность учебной деятельности студентов на уроках математики в колледже мы продолжили изучением успеваемости по математике. В результате нами были получены данные, которые наглядно представлены на рисунке 2 (см. рис.2).
Согласно данным рисунка 2 (см. рис. 2), мы можем констатировать тот факт, что среди респондентов не оказалось ни одного, кто бы имел неудовлетворительные отметки по математике (удельный вес 0%).
Также нами было установлено, что каждый второй респондент независимо от своего темперамента успевает удовлетворительно по анализируемому предмету (их удельный вес составил 50%).
Вместе с этим, каждый четвертый испытуемый успевает по математике на хорошо или на отлично (их удельный вес составил соответственно 25% и 25%).
Следовательно, все студенты которые принимали участие в исследовании успевают по математике. При этом большинство изученных подростков (50%) имеют по математике в качестве доминирующей отметку «удовлетворительно».

Темперамент и успешность учебной деятельности по
математике
Исследование влияния типа темперамента на успешность учебной деятельности студентов на уроках математики в колледже мы продолжили изучением успеваемости студентов с учетом их темперамента. В результате нами были получены данные, которые наглядно представлены на рисунках 3 – 6 (см. рис.3 – рис.6).
Согласно данным рисунка 3 (см. рис. 3), мы можем констатировать тот факт, каждый второй (50%) из подростков-сангвиников успевает по математике на отметку «отлично». Никто из опрошенных учащихся не имеет итоговых отметок «неудовлетворительно» по математике.
При этом только каждый двадцать пятый подросток-респондент (4%) с данным типом темперамента обучаются на отметку «удовлетворительно». А почти каждый второй студент (46%) успевает по математике на отметку «хорошо».
Таким образом, большинство (50%) студентов с сангвиническим типом темперамента успевает по математике на отметку «отлично».
Согласно данным рисунка 4 (см. рис. 4), мы можем констатировать тот факт, никто из подростков-флегматиков не успевает по математике на отметку «неудовлетворительно».
Хочется отметить, что среди респондентов с анализируемым темпераментом не удалось выявить доминирующие положительные отметки по математике. Действительно, каждый третий подросток – флегматик успевает по математике либо на отметку «отлично», либо на отметку «хорошо», либо на отметку «удовлетворительно» (удельный вес составляет соответственно 33,3%, 33,3% и 33,3%).
Следовательно, подростки с флегматическим типом темперамента «равномерно» успевают по математике.



На рисунке 5 (см. рис. 5) представлены результаты исследования успешности учебной деятельности подростков, которые имеют холерический тип темперамента.
Итак, согласно данным рисунка 5 (см. рис. 5), мы можем констатировать тот факт, никто из подростков-холериков не успевает по математике на отметки «хорошо» и «неудовлетворительно». При этом каждый второй респондент (50%) с данным темпераментом учится либо на отметку «удовлетворительно», либо на отметку «отлично».
Следовательно, студенты с холерическим темпераментом имеют доминирующими отметками по математике «отлично» и «удовлетворительно».
На рисунке 6 (см. рис. 6) представлены результаты исследования успешности учебной деятельности подростков, которые имеют меланхолический тип темперамента.
Итак, согласно данным рисунка 6 (см. рис. 6), мы можем констатировать тот факт, никто из подростков-меланхоликов не успевает по математике на отметку «неудовлетворительно». При этом более, чем каждый второй респондент (52%) с данным типом темперамента успевает по математике на отметку «удовлетворительно».
Отметим также, что почти каждый второй подросток (44%) с анализируемым типом темперамента успевает по математике преимущественно на отметку «хорошо».
К сожалению, только каждый двадцать пятый (4%) из опрошенных успевает по математике на отметку «отлично».
Следовательно, большинство учащихся-подростков (52%) с меланхолическим типом темперамента имеют доминирующей отметкой по математике «удовлетворительно».
Исследование средних арифметических успешности учебной деятельности по математике респондентов подросткового возраста в зависимости от

их типа темперамента показало, что достаточно высокие отметки принадлежат холерикам (Хар=4) и флегматизм (Хар=4).
Наименьшее среднее арифметическое (Хар=3,5) характеризует выборочную совокупность, которая описывает успешность учебной деятельности студентов, которые по темпераменту являются меланхоликами.
Самый же большой средний балл по успеваемости (Хар=4,5) принадлежит подросткам с сангвиническим типом темперамента.
Итак, на основании полученных данных, можно утверждать, что подростки с сангвиническим типом темперамента по сравнению с одногодками, имеющими другие типы темперамента более успешно осваивают математику.
Следовательно, полученные нами данные, которые были проанализированы выше, позволяют нам статистически достоверно утверждать, что тип темперамента подростка влияет на успешность его учебной деятельности по математике в процессе обучения в колледже.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, подводя итоги нашему исследованию, хочется отметить, что изучением темперамента занимались и занимаются психологи в разных странах. Методы его исследования и оценки достаточно условны и не всегда объективны, но работы в этом направлении ведутся и приносят свои плоды. Темперамент универсален и проявляется во всех сферах жизнедеятельности. Темперамент проявляется уже в детстве. Темперамент устойчив в течение длительного периода жизни.
Темперамент высоко коррелирует с общими свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телесной и др.).
Темперамент, безусловно, влияет на формирование индивидуального стиля трудовой деятельности, но, следует заметить, что индивидуальный стиль деятельности не сводится к темпераменту, он определяется и другими причинами.
Необходимо учитывать то, что мы, наблюдая за человеком, воспринимаем как признаки его темперамента (разнообразные движения, реакции, формы поведения), часто является отражением не столько темперамента, сколько индивидуального стиля деятельности, особенности которого могут совпадать и расходиться с темпераментом.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме влияния типа темперамента на успешность учебной деятельности подростка на уроках математики, а также полученные в ходе эмпирического изучения данные подтвердили правильность выдвинутой гипотезы и позволили сделать ряд выводов:
большинство респондентов - сангвиников (50%) учатся на отметку «отлично». А около половины школьников (46%) успевает по математике на отметку «хорошо»;
каждый второй подросток - холерик (50%) учится либо на отметку «удовлетворительно», либо на отметку «отлично»;
каждый третий подросток – флегматик успевает по математике либо на отметку «отлично», либо на отметку «хорошо», либо на отметку «удовлетворительно» (удельный вес составляет соответственно 33,3%, 33,3% и 33,3%);
большинство студентов (52%) с меланхолическим типом темперамента имеют доминирующей отметкой по математике «удовлетворительно»;
подростки, которые имеют сангвинический тип темперамента, по сравнению с одногодками – холериками, флегматиками и меланхоликами более успешно осваивают математику;
активное использование педагогом на уроках математики индивидуальных особенностей подростков, обусловленных типом их темперамента, позволяет повысить эффективность обучения данному предмету.
Литература
Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник. - М., 1990.
Бакирова А.Ю. Методика преподавания математики. Учебное пособие. – Т., 2007.
Батаршев А. В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. - М., 1999.
Батаршев А. В. Психология индивидуальных различий: От темперамента к характеру и типологии личности. - М., 2000.
Белоус В. В. Пути гармонизации темперамента и деятельности // Вопросы психологии. 1989. № 4. С. 65–71.
Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. - М: Педагогика- Пресс, 1999.
Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов все специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России. 2003.
Грановская Р. М. Темперамент // Р. М. Грановская. Элементы практической психологии. 3-е изд., изм. и доп. - СПб., 1997.
Гусев В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике. – М., 2003
Еникеев М.И. Общая и социальная психология. - М.: Издательская группа Норма – Инфра, 2000.
Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов изд. второе доп. испр. и перераб. - М.: Логос, 2010.
Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. - Казань, 1969.
Климов Е. А. Основы психологии: Практикум. - М., 1999.
Ковалев А. Г. Психология личности. 3-е изд. перераб. и доп. - М., 1970.
Колягин Ю.М., Оганесян В.А., Саннинский В.Я., Луканин Г.Л. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика. Учеб. пособие для студентов физ. - мат. фак. пед. институтов. — М.: Просвещение, 1975.
Купер К. Индивидуальные различия. - М., 2000.
Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М.: Педагогика, 1986.

Приложение.
ОПРОСНИК АЙЗЕНКА
1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?
2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?
3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь просят?
4. Бывает ли так, что ты раздражен чем-нибудь?
5. Часто ли у тебя меняется настроение?
6. Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами?
7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?
8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?
9. Любишь ли ты подшучивать над кем-либо?
10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?
11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, живой человек?
12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?
13. Верно ли, что ты часто раздражен чем-нибудь?
14. Нравится ли тебе все делать в быстром темпе? (Если же, наоборот, склонен к неторопливости, ответь “нет”).
15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?
16. Тебе можно доверить любую тайну?
17. Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию сверстников?
18. Бывает ли так, что у тебя без всякой причины (физические нагрузки) сильно бьется сердце?
19. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-нибудь?
20. Ты когда-нибудь говорил неправду?
21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?
22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?
23. Ты часто чувствуешь себя усталым?
24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом?
25. Ты обычно весел и всем доволен?
26. Обидчив ли ты?
27. Ты очень любишь общаться с другими ребятами?
28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?
29. У тебя бывают головокружения?
30. Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?
31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь надоело?
32. Любишь ли ты иногда похвастаться?
33. Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?
34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?
35. Ты обычно быстро принимаешь решения?
36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?
37. Тебе часто снятся страшные сны?
38. Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе друзей?
39. Тебя легко огорчить?
40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?
41. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно на обдумывание?
42. Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?
43. Тебе очень нравятся шумные и веселые игры?
44. Ты всегда ешь то, что тебе подают?
45. Тебе трудно ответить “нет”, когда тебя о чем-нибудь просят?
46. Ты любишь часто ходить в гости?
47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?
48. Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?
49. Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?
50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в общем веселье?
52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?
53. Бываешь ли ты совершенно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить?
54. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?
55. Ты стесняешься заговорить первым с новыми людьми?
56. Ты часто спохватываешься, когда поздно что-нибудь исправить?
57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?