Педагогическое исследование Повышение уровня мотивации учащихся через внедрение в практику учителей – предметников КГУ «Гимназия №5 акимата г.Шахтинска» критериального оценивания



553720000 Образование: высшее
КарГУ им. Е.А. Букетова, 1997г.
учитель математики
высшая категория
Первый уровень
КГУ «Гимназия №5
акимата г. Шахтинска»
Повышение уровня мотивации учащихся через внедрение в практику учителей – предметников КГУ «Гимназия №5 акимата г.Шахтинска» критериального оценивания.
В своем Послании народу Казахстана Президент определяет индикаторы стран ОЭСР с учётом их будущей долгосрочной динамики как базовые ориентиры пути Казахстана в число 30 развитых государств планеты и ставит задачу о внедрении в Казахстане ряда принципов и стандартов ОЭСР. Президент определяет следующие стратегии продвижения в этом направлении:
работа по улучшению качества всех звеньев национального образования.
современные программы и методики обучения, квалифицированные кадры.
В среднем образовании надо подтягивать общеобразовательные школы к уровню преподавания в Назарбаев-Интеллектуальных школах.
Выпускники школ должны знать казахский, русский и английский языки.
Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации.
Последние результаты ЕНТ, экзаменов, а также дальнейшая жизнь показывает, что нашим ученикам трудно адаптироваться в постоянно меняющемся современном мире. И причина нам известна - наши ученики не умеют учиться, они привыкли получать готовые знания от учителя, не умея их применять, а тем более добывать самостоятельно. И в этом, как оказалось, виноваты мы, учителя. Значит, пришла пора и нам, учителям, изменить свои взгляды, подходы, принципы в своей педагогической деятельности. А результатом наших перемен станет наш новый ученик – «независимый, самомотивированный, увлеченный, уверенный, ответственный, с хорошо развитым критическим мышлением, умеющий свободно общаться на русском, казахском и английском языках и проявляющий компетентность в цифровых технологиях». А самое главное – наш ученик научится тому, как учиться. 
Проведенный вновь стартовый анализ в начале учебного года позволил выделить проблемное поле. Какие проблемы выявлены? Это
- пассивность отдельных педагогов
- слабая мотивация учащихся
- повышенная тревожность у учащихся
Эти проблемы определились еще в период прохождения мною практики, поэтому определив проблемное поле и проанализировав результаты анкетирования участников школьного социума - учащихся, учителей, родителей, я пришла к выводу, что все эти проблемы можно объединить и решить через повышение мотивации учащихся. В связи с этим
Цель моего исследования: повышение мастерства педагогов гимназии, их профессиональных компетенций через внедрение новых педагогических подходов в практику учителями гимназии;
Обоснование проблемы: исследование необходимо, потому что позволяет учителю изменить систему оценивания в практике преподавания, направленного на повышение уровня мотивации.
Фокус исследования: мотивация учащихся
Инструмент исследования: критериальное оценивание.
В начале своей деятельности в качестве учителя-лидера я составила долгосрочный план деятельности в соответствии с темой работы. Но план пришлось откорректировать в связи с полученными методическими рекомендациями ЦПМ г.Караганды и разработанной в городе циклограммой мероприятий, направленных на совершенствование педагогического мастерства работников образования. План включает в себя мероприятия, на мой взгляд реализующие цель моего исследования. Так как осуществление процесса внедрения преобразований возможно лишь в команде единомышленников, то при формировании фокус-группы учителей необходимо было учитывать, чтобы совпали потребности школы с их личными желаниями и устремлениями. В процессе первого коучинга была создана инициативная группа, состоящая из педагогов естественно – математического направления: учителей математики, физики, химии, работающих в среднем и старшем звене. Отличительной особенностью данной группы учителей, я думаю, стало то, что несмотря на разный педагогический стаж и уровень квалификационной категории все они мотивированы к преобразованиям, готовы к сотрудничеству и обмену опытом. Для привлечения данной творческой группы учителей я проводила с ними беседы, направленные на установление доверительных отношений, поделилась информацией об уровневых курсах повышения квалификации и семи модулях Программы курсов, познакомила с результатами анкетирования, в котором они участвовали, с целью определения инструмента преобразований – критериального оценивания. При этом выбор именно критериального оценивания не случаен, так как при его использовании учитываются возрастные особенности учащихся. Поэтому я предположила, что внедрение в педагогический процесс оценивания для обучения будет способствовать повышению уровня мотивации у учащихся.
В своей деятельности я консультируюсь со школьным психологом об особенностях подросткового возраста. Эти рекомендации являются опорой в моей практике. Она помогла мне понять, что ведущую роль в подростковом возрасте играет социально-значимая деятельность и ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Получив консультацию психолога и используя знания, полученные на курсах, я и мои коллеги из фокус-группы учитывали возрастные особенности детей при планировании серии последовательных уроков, составлении заданий к урокам, проведении различных тренингов, смене деятельности с одной на другую, выборе ведущего вида деятельности для успешности обучения. И как результат - детям было интересно, они с радостью посещали школу, уверенно чувствуя себя в присутствии на уроке группы учителей. 
Двое учителей фокус- группы – учитель математики и учитель физики стали моими менти. С учителем физики я продолжала работу ментора с периода моей практики.
Неотъемлемой частью достижения целей преобразований в условиях внедрения критериального оценивания для повышения мотивации учащихся и рациональной организации своей деятельности по управлению процессом внедрения этих преобразований стало:
внедрение элементов критериального оценивания в серии последовательных уроков физики в 10 классе и математики в 7 классе с целью определения эффективности его влияния на повышение мотивации к обучению учащихся; Были разработаны, проведены и прорефлексированы в фокус-группе серии последовательных уроков с подходом Lesson Study по темам « Термоядерные реакции», «Сложение, вычитание и умножение многочленов», «Тождественные преобразования многочленов». осуществление методической поддержки учителям средствами коучинга и менторинга, осуществление рефлексивного анализа серии последовательных уроков, уроков с использованием подхода Lesson Study, мастер-классов, коучинг-сессий. Согласно плана, с педагогическим коллективом были проведены коучинг – сессия «Меняется мир – меняемся мы», которая способствовала изменению представления педагогического коллектива о преобразовании школьной практики. Полученные результаты в ходе групповой работы педагогов совпали по многим параметрам с результатами проведенного мною анализа. Критерии эффективности коучингов – это создание коллаборативной среды между коучем и участниками коучинг – сессий, взаимное сотрудничество, доверительные отношения между коучем и менти, заинтересованность педагогов использовать критериальное оценивание. За истекший период проведены коучинги: «Диалоговое обучение», «Критериальное оценивание», «Развитие талантливых и одаренных», мастер – класс «Технология критериального оценивания» Результатом коучингов стало знание, понимание и применение учителями техник формативного оценивания, самооценивания, взаимооценивания в группе.
развитие возможности сетевого сообщества учителей в школе и городе через работу творческих групп, деятельность ГМК, просмотра интерактивных уроков. По согласованию с руководителем ГМК для учителей математики города проведен коучинг «Новые подходы к обучению». С целью свободного общения, обмена мнениями, оказания методической помощи учителя моей фокус-группы будут также инициироваться мною к работе сетевого сообщества как внутри школы, так и за ее пределами посредством участия в Internet-дискуссиях на информационно-образовательных порталах, в частности, «Bilimal. В апреле 2016 года был проведен коучинг в рамках областного семинара «Формирование функциональной грамотности на уроках естественнонаучных дисциплин»
осуществление мониторинга результативности преобразований.
Ниже приведена диаграмма, отражающая небольшую положительную динамику, которая произошла в ходе нашей совместной деятельности с педагогами в этом учебном году.
120586519621500
Главной задачей развития сетевого сообщества станет его популяризация, вовлечение в его деятельность учителей школы, города. Наша задача – через сетевое сообщество рассказать о преимуществах метода критериального оценивания, оказание его влияния на повышение мотивации учащихся и как следствия - повышения качества знаний. Ожидаемый результат – заинтересовать педагогов и привлечь к участию в сетевом сообществе.
Проведя рефлексию, проанализировав результаты учащихся и учителей, планирую следующий ожидаемый результат, к критериями успешности которого можно отнести следующие факторы: изменение в положительную сторону мотивации учащихся, развитие сетевого профессионального сообщества учителей для обмена практикой внедрения новых идей, участие в проектах, создание группы на порталах ЦПМ и Билимал.
Оценивать эффективность планируемых преобразований буду через предполагаемые действия педагогов. Я полагаю, что педагоги будут активно работать на коучингах, при помощи листов обратной связи я выявлю заинтересовавшихся педагогов, готовых к изменению своей практики. Думаю, что одним из критериев успешности в период преобразований в школе можно считать то, что что количество таких педагогов в процессе моей деятельности будет увеличивается. Учителя, согласившиеся быть менти заинтересованы в дальнейшем сотрудничестве. Критерием успешности является изменение планирования их уроков, использование техник критериального оценивания. Доказательством эффективности внесенных преобразований будут достижения учащихся. Уверена, что данная деятельность будет способствовать не только профессиональному росту педагогов и их сотрудничеству, но и позитивно повлияет на преобразования класса и школы в целом, будет способствовать профессиональному развитию и самосовершенствованию учителей и повышению уровня учебной мотивации учащихся.
43764202178685001909445217868500-614680217868500422402019748500190944519748500-61468015938500