Исследование взаимосвязи уровня самооценки и мотивационно-потребностной сферы управленческого персонала.


Психологическое исследование взаимосвязи уровня самооценки и мотивационно-потребностной сферы управленческого персонала.
В любой профессиональной сфере успех и производительность выполнения деятельности работников напрямую зависит от качеств руководителей. Человек, занимающий руководящую должность должен обладать многими личностными и профессиональными качествами, среди них: профессиональная компетенция, самоконтроль, самоанализ своих действий, развитые лидерские качества и вообще быть психологически зрелой личностью. Развитие личности, способной осознанно ставить жизненные цели и достигать их, способной брать на себя ответственность за принятие решения, обусловлено тем стратегией поведения, формируется в процессе социализации. Такую стратегию поведения, как мне кажется, обеспечивает наличие мотивации достижения успеха, отношение личности к неудачам, умение верно выделять свои интересы и потребности, адекватный уровень самооценки и личностные характеристики.
Мотивационно-потребностной сфера связана с уровнем самооценки очень тесно. В зависимости от отношения человека к ситуациям успеха и неуспеха, ее мотивационной направленности и осознание своих потребностей может формироваться соответствующий уровень самооценки.
Жизнь человека невозможно понять, если не принимать во внимание высокие стремления, ценности, мечты, которым она придает особый, положительный жизненный смысл. Рубинштейн акцентировал на том, что специфическая особенность человеческой деятельности заключается в том, что она сознательная и целенаправленная. Через нее человек реализует свои цели, замыслы и идеи в преобразуемого им действительности. [4]
Мы сами ответственны за то, кем мы становимся и как себя ведем, поэтому мотивация рассматривается как процесс постоянного выбора и принятия решений на основе взвешивания вариантов. Согласно Ж. Ньюттену мотивация - «это непрерывная, активная селективность, которая определяет устойчивость и направленность поведения и обеспечивает достижение цели». [2]
Потребности составляют тот фундамент, на котором строится все поведение и вся психическая деятельность человека. Активность поведения обусловлена ​​наличием потребностей, а актуализация любой потребности побуждает организм действовать в направлении достижения, овладение предметом, способным удовлетворить данную потребность. [1]
Исследователь А. Маслоу предполагал, что стремление к более высоким целям указывает на психологическое здоровье. «Каждый человек постоянно требует признания, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств ...». [3, 83 с] Потребности в признании связаны с достижениями и престижем. Удовлетворения потребности в признании порождает у индивида чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, адекватности, осознание того, что он полезен и необходим в этом мире. Неудовлетворенные потребности, наоборот, вызывают у человека чувство униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уныния. [3]
Исходя из этих соображений, мы можем заметить, что от того, какие цели ставит человек и какие пути их достижения выбирает, и удовлетворяются его потребности зависит формирование уровня самооценки и наоборот.
Так что, в качестве объекта исследования нами были определены взаимосвязь уровня самооценки и мотивационно-потребностной сферы, а в качестве предмета - взаимосвязь уровня самооценки и мотивационно-потребностной сферы управленческого персонала.
Целью нашего исследования является взаимосвязь уровня самооценки и мотивационно-потребностной сферы управленческого персонала.
Отметим, что на самооценку влияет как мотив достижения успеха так и мотив избегания неудач. Обычно считается, что человек направлена ​​на успех имеет адекватный или завышенный уровень самооценки, а человек с мотивацией на избегание неудач наоборот. Однако, заметим, что переживания успеха и неудачи в основном связаны с задачами средней степени трудности. По данным Ф. Хоппе успех в очень легких и неудача в очень трудных задачах не сказывается на самооценке. [6]
Также есть вероятность того, что уровень самооценки Не менее влияет на мотивацию и ее формирования. Именно поэтому одной из задач нашего исследования является определение феномена, что сильное влияние в управленческой сфере.
Мотивация ориентирована на успех влияет на успешность деятельности по адекватная самооценка. Эти факторы очень важны в управленческой деятельности, от них зависят достижения руководителей на занимаемой должности.
Согласно Г. Мюррею, потребность в достижении характеризуется следующими понятиями: выполнять что-то тяжелое; управлять, манипулировать, организовывать - в отношении физических объектов, людей или идей; делать это по возможности быстро и самостоятельно; преодолевать препятствия и достигать высоких показателей; совершенствоваться; соревноваться и опережать других; реализовывать таланты и тем повышать самоуважение. [5] Это определение подтверждает, что именно такими характеристиками обладают руководители и они будут иметь успех в своей деятельности при направленной мотивации на успех и адекватного уровня самооценки.
По результатам теоретического рассмотрения вопроса нами было раскрыто, что мотивационно-потребностной сфера очень связана с уровнем самооценки, особенно в сфере управленческого персонала. В зависимости от потребностей и мотивов человека формируется уровень самооценки, кроме этого влияет еще и успех их достижения и реализации. Указанные факторы являются залогом эффективной деятельности руководителей.
Список использованных источников
1. Данилова Н.Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности / Н. Н. Данилова, А. Л. Крылова - Р.-на-Д .: Феникс. - 1999. - 478 с.
2. Зейгарник Б. В. Теорииличносты в зарубежнойпсихологиы / Б.В.Зейгарник - М .: МГУ. - 1982.
3. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб .: Евразия, 1999. - 478 с.
4. Рубинштейн С. Л. Основыобщейпсихологиы / С. Л. Рубинштейн - СПб .: Питер. - 1999. - 679 с.
5. Холл К.С., Линдсей Г. «Теорииличносты» / К. С. Холл, Г. Линдсей. - М .: Эксмо-Пресс, 2000. - 592 с.
6. Яньшин П. В. Практикум по клинической психологии / П. В. Яньшин / Методы исследования личности. - СПб .: Питер, 2004. - 336 с.