Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»


Мастер – класс на тему:
«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»
Цель: Ознакомление и распространение опыта работы
Задачи:
раскрыть значение здоровьесберегающих технологий;
познакомить с методикой проведения оздоровительных минуток;
поделиться личным опытом работы по сохранению здоровья обучающихся.
Оборудование: электронная презентация, листы формата А 4, ручки, карточки с записанными понятиями.
Методы работы с аудиторией: беседа, мозговой штурм, работа в группах, практикум.
1. Вступление:
-Здравствуйте!
Девиз моей работы: «Помочь ребенку учиться легко и с удовольствием» (Слайд 2)
И начнем мы с вами с игры. Игра “Подари тепло другу” (Слайд 3)
Содержание: участники поворачиваются лицом друг к другу. Ведущий говорит: «Посмотрите так ласково в глаза друг дружке. А теперь каждый по очереди скажет несколько слов друг другу, пожелайте друг дружке чего-нибудь…»
-Чего вы желали друг другу? (ответы слушателей). -Настроение улучшилось?
2. Основная часть. ( Погружение в тему).
2.1. Обоснование проблемы.
Вопрос. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему мы приветствуем людей словом “здравствуйте”.
Ответы педагогов.
- Наверное, потому, что здоровье для человека самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.
- Я вам предлагаю работу в группах.
Слайд 4
2.2 «Работа в группах»
Она поможет нам оценить роль здоровья для человека.
(Группы работают одновременно 3 минуты, потом представляют работу)
1 группа . Вам я предлагаю опровергнуть переместительный закон сложения. Вы его помните? Попробуйте составить формулу, где от перемены мест слагаемых все резко изменится и обосновать своё решение.
(Формула жизни: Жизнь = здоровье + семья + работа, учеба + друзья.)-Если мы поставим здоровье на какое-то другое место, то не только сумма “жизнь” изменится, изменится и ее качество. Эта сумма может быть равна 30, 75, а может быть и 167 годам (длительность жизни одного из тибетских монахов).
2 группа. Упражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека). Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке? Например, 1 место – здоровье, 2 место- семья и т.д.
- Вы заметили, что группы работали над одной и той же темой, хотя задания были совершенно разные.
- К какому выводу мы пришли? (Слайд 5 «Здоровье»)
2.3. Работа на карточках.
Попробуйте предположить на сколько процентов от какого фактора зависит наше здоровье. (используют Приложение1)
( Слайд 6) Давайте сравним с данными Всемирной организации здравоохранения.
(Ученые утверждают, что здоровье народа определяется на 17 – 20 % – экологическими, на 8 – 10 % – биологическими (наследственными) факторами, на 8 – 10 % – состоянием медицины и на 45 – 55% образом жизни. ) 
2.4. Мозговой штурм.
Вопрос: Если наполовину наше здоровье зависит от нас самих, значит, сделать можно многое. А что может сделать для сохранения и укрепления здоровья учитель во время урока.
Ответы педагогов: использовать здоровьесберегающие технологии
Вопрос: Что такое здоровьесберегающие технологии?
Ответы педагогов:
Здоровьесберегающие технологии - это технологии, направленные на сохранение здоровья.
Нужно стремиться к тому, чтобы воздействия педагога не наносили ущерба здоровью детей.
В случае использования на уроках здоровьесберегающих технологий достигается важный результат- получение учащимися образования без ущерба для здоровья.
Системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;
Качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;
Технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.
Вопрос: Какие здоровьесберегающие технологии вы знаете?
Ответы педагогов:
технологии развивающего обучения;
технологии развития критического мышления;
интерактивные методы обучения;
тренинговые технологии.
2.5. Работа в парах. Составление кластера.
Вопрос. Что оказывает положительное воздействие на здоровье ребенка во время урока? (см. Приложение 2)(Слайд 7)
Работая в этом направлении, я пришла к выводу, что положительно на здоровье детей влияют следующие факторы:
- двигательная активность
- психологическое здоровье школьника
- творческий характер процесса обучения
- использование оздоровительной силы природы
- использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс
2. 6. Практикум
Сейчас мы с вами постараемся, насколько это возможно, разобраться на практике с работай по данным направлениям.
Двигательная активность. (Слайд 8)
В рамках урока это могут быть элементарные движения, физические упражнения, физкультминутки и подвижные игры, «минутки покоя», различные виды гимнастики (оздоровительная, пальчиковая, дыхательная, профилактическая), самомассаж.
Физические упражнения как эффективный методический прием на уроках имеют большое значение не только для переключения и поддержания внимания учеников, но и для правильного развития организма детей, укрепления их здоровья.
Все эти оздоровительные минутки довольно кратки по времени и эффективны по своим результатам.
Психологическое здоровье школьника (Слайд 9)
Надо стараться научить ребенка быть здоровым не только телом, но и душой, стремиться творить свое здоровье в согласии с законами природы и бытия, поэтому в урок включаются не только физические упражнения, но и «этюды для души».
Оздоровительная минутка «Солнышко»
Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. (Обращаем внимание на дыхание.) Представьте живот как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Улыбнитесь друг другу.

Творческий характер процесса обучения (Слайд 10)
Каждый учитель знает, как важно уйти от формальной зубрежки, ввести в учебный процесс игровые, развлекательные моменты, активизировать познавательные мотивы обучения. В связи с этим мною используется игровая методика, занимательные уроки или вводятся занимательные элементы в уроки, нестандартные уроки: уроки- игры, уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки-экскурсии, что позволяет избежать утомления учащихся, свести к минимуму учебный стресс, помогает достичь хороших результатов в преподавании.
Использование оздоровительной силы природы.
- прогулки на свежем воздухе (динамические перемены);
- экскурсии;
- подвижные игры на свежем воздухе и т.д.
5.Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс
(Слайд 11)
Далеко не всем учащимся легко дается учеба, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища.
Разноуровневые задания также способствуют сохранению здоровья учащихся. В практике работы использую разноуровневые разъяснительные инструкции.
Задание на группировку слов по одному общему признаку.
Сон, сын, рот, дом, сад, вол, рак, дым, выл, рыл, вал, дал.1. Раздели слова на три равные группы. Запиши.
2 . Раздели слова на три группы по буквам, обозначающим разные гласные звуки. Запиши каждую группу слов в отдельный столбик.
3 . В один столбик выпиши все слова с буквой О, в другой с буквой – Ы, а в третий - с буквой А.
Методы здоровьесбережения все чаще используется учителями в учебном процессе. Учителя стали чаще проводить физминутки, следят за санитарно-гигиеническими условиями учебного процесса, за правильностью осанки учеников, обращают внимание на смену учебной деятельности, на объем и сложность материала, задаваемого на дом, в воспитании уделяют вопросам здоровья.
При таком обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе.
Многое еще предстоит сделать: менять психологию учителя, преодолевать авторитарность и однообразие традиционного урока, постепенно переходить от информационных моделей обучения к моделям усовершенствования личности, на уроках создавать атмосферу доброжелательности, веры в силы и успех ребенка.
3. Подведение итогов. Рефлексия:
Сегодня на занятии мы с вами:
1. Выяснили, насколько остро стоит проблема здоровья школьников на современном этапе.
2. Работа в группах помогла определить ценность здоровья для каждого из вас.
3. Метод «мозговой штурм» помог поделиться опытом работы в использовании здоровьесберегающих технологий в своей практической деятельности.
Свой мастер-класс я хочу закончить легендой.
Послушайте старую легенду: «Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать... Каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека - его здоровье. Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека» Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!»
-Я желаю вам беречь то, что нам дано свыше, и помогать сохранять и укреплять здоровье своих учеников.