Использование здоровьесберегающих технологий на уроках музыки в начальной школе


Здоровьесберегающие технологии
на уроках музыки в начальной школе
Здоровье - это состояние физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни и физических дефектов. Сбережение - значит сохранение, то есть не дать чему- либо пропасть, исчезнуть, растратиться. Моя задача, как учителя, - на протяжении всего урока не дать исчезнуть, растратиться физическому и психическому состоянию ребенка, а также сберечь его социальное благополучие и зарядить его положительными эмоциями на весь день. Как этого можно добиться на уроке и реально ли это сделать в течение 45 минут?
Музыка как здоровьесберегающий фактор
Еще в древних документах музыка фигурирует как лечебное средство. А по мнению Л. Н. Толстого, музыка оказывается сильнейшим средством пробуждения эмоционально-чувственной сферы человека. Музыкальное искусство, помимо развивающих и обучающих задач, решает еще одну немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение, например, благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Практика работы в школе показала, что одним из эффективных способов развития внимания и памяти является систематическое включение в этапы урока элементов двигательной активности, что я и практикую на своих уроках. Включение музыкально-ритмических движений в процесс восприятия и исполнения произведений усиливает его эмоциональное воздействие, улучшает качество запоминания. Направленность данного вида деятельности-физическая разрядка детей, снятие усталости.
Эффективные виды двигательной активности
Эвритмическая гимнастика - вид оздоровительно-развивающей гимнастики, основанной на ритмических закономерностях речи и музыкально- ритмических движений.
Основные задачи, которые здесь решаются: -формирование и коррекция осанки, чувства темпа и ритма движений, внимания, пространственной ориентации; -коррекция координации движений рук и ног; -улучшение психического состояния ( снижение тревожности и агрессии, эмоционального и мышечного напряжения, привлечение внимания, развитие воображения);
-расширение эмоционального опыта, развитие навыков взаимодействия друг с другом; формирование творческого начала (ритмическое фантазирование на заданные и произвольные темы), создающего атмосферу радости и стимулирующего развитие созидательных способностей. Пример: пропеваем, показывая движения:
«МУЗЫКАНТЫ» Мы играем на гармошке , Громко хлопаем в ладошки. Наши ножки: топ, топ. Наши ручки: хлоп, хлоп. Вниз ладошки опускаем, Отдыхаем, отдыхаем.
Пластическое интонирование- это познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание ) в активную. При этом решается целый ряд проблем:
–психологическая: « музыка- часть меня, я- часть музыки». Выполнение пластического интонирования активизирует восприятие, мышление, память, способствует увлеченности, творчеству и возникновению непроизвольного внимания; –образовательная: помогает зрительно показать сложные музыкальные понятия, не разрушая процесса восприятия музыкального произведения: секвенции, фразировку, смену динамики, смену лада. Разучивая песню с тактированием или прохлопыванием ритма, дети автоматически начинают понимать тесную связь слова, ритма и музыки, чувствовать сильную долю, укладывать произношение слов в нужный метр и темп. Этот прием дает возможность просто и понятно объяснить такие дирижерские жесты, как « внимание», «ауфтакт», «снятие звука», добиваться ритмического ансамбля в детском хоре.
Инсценирование песни- разыгрывание песен, имеющих программную основу, также активно использую на уроках музыки в начальной школе. Направленность данного вида деятельности:
-формирование образного мышления; -развитие навыков художественного общения; -создание ситуаций для возникновения эмоционально- творческого переживания действительности; -воспитание навыков импровизации как вида художественного творчества, при котором произведение создается непосредственно в процессе исполнения.
Как показывает практика, детям нравятся уроки музыки, насыщенные живым, активным творчеством. Когда в системе используются виды двигательной активности в сочетании с вокально- хоровыми упражнениями, решается сразу несколько задач в работе с младшими школьниками: - активизируется и развивается произвольное внимание через сочетание нескольких видов деятельности; - снимается усталость от однообразной деятельности; - решается вопрос дефицита двигательной активности ребенка, что вполне отвечает принципам здоровьесберегающей образовательной технологии.