Доклад на педсовете на тему «Использование здоровьесберегающих технологий, их отдельных элементов на уроках биологии».


-99060-210185
Доклад на педсовет на тему:
«Использование здоровьесберегающих технологий, их отдельных элементов на уроках биологии».
Подготовила учитель биологии: Мызникова С.В.

Доклад на педсовет на тему:
«Использование здоровьесберегающих технологий, их отдельных элементов на уроках биологии».
Слайд 1 Подготовила: учитель биологии- Мызникова С.В.
«Урок - главное поле реализацииздоровьесберегающих образовательныхтехнологий и проверки педагогическойкомпетенции учителя».Смирнов Н.К. 
Слад 2. Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться, это ещё и особый мир, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни. Традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, но и важная задача- сохранить в процессе обучения здоровье детей. С состоянием здоровья связана и успешность обучения. Все это требует внимательного отношения к организации школьной жизни: создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий, обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у обучающихся состояний переутомления.
Слайд 3 Основными целями здоровьесберегающей технологии является:• помочь ученику сохранить и укрепить свое здоровье;• через учебный предмет формировать жизненные установки и жизненные приоритеты на здоровье, и здоровый образ жизни;• вызвать интерес к самопознанию и самосовершенствованию.
Слайд 4.Исходя из целей здоровьесбережения формируются следующие задачи:• воспитание у учащихся культуры здоровья, формирование здорового образа жизни;• рациональная организация учебного процесса;• создание благоприятного психологического климата на уроке;• использование личностно - ориентированных технологий в образовательном процессе;• создание оптимальных санитарно - гигиенических условий обучения
Слайд 5. В решении этой задачи помогают  здоровьесберегающие технологии,  которые могут быть использованы как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья.
Слайд 6 .Я, как учитель биологии, на своих уроках претворяю в жизнь здоровьесберегающие  технологии, чтобы получение учащимися образования происходило без ущерба для их здоровья, а также воспитываю культуру здоровья, которая практически воплощается в потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о своем здоровье и для  этого использую на уроках элементы здоровьясбережения  такие  как:1) оптимальная плотность урока;
2) рациональное чередование видов учебной деятельности;
3) уважительный стиль общения;
4) эмоциональная разрядка;
5) физкультурная пауза;
6)правильная рабочая поза.
Главный упор, который я делаю  на уроках – это рациональная организация урока, использование активных методов и активных форм обучения. Я стараюсь организовать режим обучения так, чтобы он обеспечил высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволил отодвинуть утомление и избежать переутомления. Сохранить высокую работоспособность на уроке помогает правильная регламентация продолжительности и чередования различных видов деятельности, переключение с одного вида деятельности на другой.
Традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.
Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя.
Слайд 7.Я считаю, что никакой другой предмет как биология не ориентирован на сохранение здоровья учащихся во время учебно-воспитательного процесса. Курс этой образовательной области выстроен так, что практически каждый урок несет элементы здоровьясбережения.
Слайд 8.Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика:
Частую смену позы Потягивание Встряхивание руками Зевота Закрывание глаз Подпирание головы Остановившийся взгляд 
Ненужное перекладывание предметов Разговор с соседом Увеличение количества ошибок в ответеНе восприятие вопроса Задержка с ответом Частые поглядывание на часы во время урока 
Слайд 9. Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью?
Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? 
Уважаемые коллеги, я хочу поделиться с Вами своей формой работы по внедрению оздоровительных технологий на уроках биологии.
Слайд 10. Психологический климат на уроке.
Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом урока. Большой простор для формирования эмоционального настроя дает применение фрагментов видеофильмов на уроках, красивая музыка, чтение стихов. Все это способствует переключению каналов восприятия информации.
Например: Учитель: Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Учитель: Тогда вперед!
Или Психологические настрои на урок
•  Отбросим в сторону переживания и неудачи.Не опуская рук возьмемся за дела, мой друг,И на уроке этом мы опятьВсе поработаем на пять.
•  Позади уж давно перемена,Пора всем нам дружноПриняться за дело.
Слайд 11. Для того, чтобы дети не уставали на уроке активно внедряю 1. Игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития учащихся, но и здоровьесбережение.
Сказка – повествование. Эти сказки лучше вводить при объяснении нового материала. Здесь необходимо выбрать подходящих героев, повествование о которых включает новые понятия, термины. Примером может служить фрагмент «Сказки про гидру»
Сказка – повествование «Про гидру»
На дне небольшого пруда, на стебле растения жила-поживала незаметная маленькая гидра. Была она одна-одинешенька. Но по этому поводу совсем не расстраивалась.
Несмотря на внешнюю безобидность и непривлекательность. Гидра была настоящей хищницей….
Используется кроссворд, состоящий из ответов на загадки. Учитель зачитывает загадку, а ученик вписывает ответы в клетки кроссворда.
В практике могу отметить игры: «Путешествие по биологическим станциям», «Звездный час», «Что? Где? Когда».
2. Разнообразие видов и форм уроков.
Слайд 13. Использую Опорные конспекты, которые представляют собой схематично развернутый, лаконично и четко изложенный материал урока. Использую опорные сигналы, как при объяснении нового материала, так и при закреплении, при работе со слабоуспевающими и при опросе.
Экологические викторины -темы:«Охраняемые растения области», «Заповедные территории».
3.Гибкость структуры урока, в соответствии не только с целями урока и спецификой учебного материала, но и с особенностями класса . Интерес стимулирует волю и внимание, помогает быстрому и прочному запоминанию. фото
Слайд 14. 4. При появлении признаков утомляемости- изменение интонации и громкости речи, привлечение внимания учащихся неожиданным примером 
Например введением в классах минутных вопросов эффективность уроков заметно возросла.
Им не ведомы такие болезни души как жадность, зависть, лицемерие. Но у них есть другие болезни – сухобокость, смоляной рак, синева и гниль. Кто они?Ответ: деревья (болезни древесины).Викторина «Юный натуралит»1.Кто может пить ногой? (Лягушка)
2.Самое сладкое дерево наших лесов? (Липа)
3. У кого каждый день растут зубы? (Бобер, заяц, крыса) и т.д.
5. Эмоциональные разрядки на уроке (шутка, улыбка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие).Слайд 15. 6. Использование работы в парах или группах.
Слайд 16. Например :Тема: “Побег”. 6-й класс.
Цель: развитие творческих способностей, закрепление терминологии и знаний по теме “Побег”.
Содержание игры: ученики разбиваются на несколько команд. Каждая команда поочередно выбрасывает кубик и попадает на одну из станций.
Название станций:
1. Лаборатория 4. Театральная
2. Литературная 5. Загадочная
3. Знатоки 6. Дегустационная
Примерное содержание вопросов на каждой станции.
1. Лаборатория
Рассказать опыт, доказывающий:
А) Дыхание листа Г) Необходимость света для фотосинтеза
Б) Испарение воды листьями Д) Нарастание побега верхушкой
В) Необходимость углекислого газа для фотосинтеза 2. Театральная
С помощью пантомимы изобразить:
А) Кактус Г) Листопад
Б) Процесс дыхания Д) Фотосинтез
В) Развитие побега из почки Е) Засыпающий цветок
3. Литературная
Сочинить четверостишие, используя слова: листок, стебелек, свет, сахар, кислород.
4. Загадочная
Предлагается отгадать 3 загадки.
5. Знатоки
Надо быстро ответить на 6 вопросов.
Фотосинтез ? это …?
Газ, который поглощается в процессе дыхания?
9. Физкультминутки на 15-20 минутах урока на снятие: Мышечного утомления с плечевого пояса Мышц спины, кистей рук Слайд17. Зрительного утомления Дыхательная гимнастика 
Проведение физкультминуток решает следующие задачи: Уменьшает утомление и снижает отрицательное влияние однообразной рабочей позы Активизирует внимание учащихся и повышает способность к восприятию учебного материалОсуществляет «эмоциональную» встряску учащихся, дает возможность «сбросить» накопившийся груз переживаний и эмоций. 
НАПРИМЕР: на уроке по теме «Насекомые» использую прием «НАЗОЙЛИВАЯ МУХА» Посмотрите на свое лицо со стороны Теперь на ту его часть, на которую села муха, а точнее на подбородок. Сгоните муху мышцами лица Она улетела на другое место – на щеку. Снова сгоните муху Муха перелетела на лоб Сгоните муху со лба -Почувствовали, как расслабилось ваше лицо? 
Мотивация учащихся:
Внешняя мотивация – оценка, похвала, поддержка, соревнование
Стимуляция внутренней мотивации – стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу. Использую элементы соревнования на различных этапах урока.Например: при проверке домашнего задания к доске выходят 5-6 учеников, которых сменяют следующие ученики. Таким образом, учащиеся совершают движения во время трудного напряженного урокаСлайд 18.Использование проблемных творческих заданий 
Я на уроках стараюсь сформулировать проблему и предоставляю ребятам возможность самим поискать решение, естественно, помогая им по мере надобности наводящими вопросами и развивая верные идеи, высказанные детьми.
Например, рассказывая о кровообращении, не просто сообщаю учащимся, что кровь поднимается по венам благодаря разности давлений и совместной работе клапанов вен и мышечным сокращениям. А спрашиваю учеников, что заставляет кровь подниматься по венам, преодолевая силу тяжести.
Пример: 6класс - Известно, что один и тот же лист растения утром и вечером имеет разную массу. Когда он легче?
- Почему рыхление называют «сухим поливом»?
Создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого, строки из журналов или просто пословицы и поговорки. И если дети могут объяснить полученную информацию, то значит, материал усвоен. Например:
К.А. Тимирязев «Растениям принадлежит космическая роль»
Как вы можете объяснить это выражение?
Также активную мыслительную деятельность учащихся вызывают вопросы и задания, требующие установления сходства и различия (фотосинтез-кислород; дыхание -…СО2?) Задания на сравнение понятий или объектов, выделение в них общего и различного, описание объектов и определение понятий, придумывание аналогий учат выделять существенные признаки, классифицировать, обобщать и анализировать, развивают точность мышления. При выполнении этих заданий чередую устную и письменную форму ответов.
?Рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что нет, в чем были ошибки, как они были исправлены Исходя из вышеизложенных компонентов организации урока, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать задачи школьников как в психологическом, так и в физических аспектах.
Слайд 19. фото Погружение в биологию происходит в урочное и во внеурочное время. Особое внимание уделяется по подготовке и проведению мероприятий «Дней защиты от экологической опасности» это - День здоровья, День воды, День Земли и т. д.
Создание информационных стендов по экологии, проведение тематических лекций и семинаров, демонстрация специализированных фильмов и презентаций, организация акций по санитарной уборке и т. д.
Вывод: Именно благодаря использованию здоровьесберегающих технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред здоровью.
На уроке каждый ребёнок должен чувствовать себя удобно, спокойно, уютно, то есть комфортно, и создание таких условий – главная моя задача.
Так будьте здоровы и всегда помните слова Сократа: "Здоровье не всё, но всё без здоровья - ничто".(СЛАЙД) «Будьте здоровы!».
Спасибо за внимание!