Педагогический проект на тему:«Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в условиях новых ФГОС» (первая ступень).






Тема проекта: «Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в условиях новых ФГОС» (первая ступень).
Выполнила: учитель
начальных классов
ГБОУ ООШ №11
г.о. Новокуйбышевск,
Самарской области,
Климова
Ольга Владимировна.






Самара, 2014 г.
Оглавление
Введение 3- 14 Актуальность
Противоречия

Основная часть 10-15
Механизмы реализации выдвинутых идей
Полученный или прогнозируемый результат
Механизм оценки
Инструменты оценивания результата

Заключение (прогнозируемые риски) 15, 16
Список источников











Введение
Актуальность
Сохранение здоровья российских школьников в настоящее время выдвигается в число приоритетных задач образования. Это определяется резким понижением уровня здоровья детей школьного возраста, что подтверждается многочисленными данными исследований. По данным исследований Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза - патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз - нарушение осанки, в 4 раза - нервно-психических расстройств. За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей. Ежегодно более 35% юношей не способны нести воинскую службу по медицинским показателям. В результате в современной концепции модернизации системы образования появился новый раздел «образование и здоровье», где впервые ребенок рассмотрен не как «объект педагогического воздействия», а как живой, еще не сформировавшийся человек, страдающий от перегрузок, стресса, стандартного подхода больше, чем взрослый. Тем не менее, к настоящему времени еще не создано сколько-нибудь последовательной и непрерывной системы обучения здоровью с самого раннего возраста как некой здоровьесберегающей системы. К сожалению, практически не затронутой остается наиболее актуальная для подрастающего поколения задача формирование здоровья психолого-педагогическими средствами и технологиями. Ряд современных теоретических концептуальных разработок образовательных сред (Е.В. Бондаревская, 1998; И.С. Якиманская, 1999), философско-психологического осмысления человеческой индивидуальности и её развития в образовании (В.В. Давыдов, 1996; В.И. Слободчиков, 1998; Б.Г. Мещеряков, 1998; Г.А. Цукерман, 1998; B.C. Лазарев, 1999; А.Б. Брушлинский, 2000), модификации (изменения) поведения с использованием знаний ак-сеологии, гуманистической психологии и психосинергетики (О.Ю. Грязнева, 1998; М. Боун, 1992; А. Маслоу, 1997; А.Б.Орлов, 1999; И.Г. Корсунцев, 1995; В.Ю. Крылов, 1998) позволяют это сделать. При этом здоровьесберегающие образовательные технологии в школе должны быть включены в целостный воспитательно-образовательным процесс, воздействующим на личность в целом. Введение здоровьесберегающих образовательных технологий, особенно в начальную школу должно в корне изменить существующие технологии обучения и воспитания детей.
Противоречия: Противоречие между необходимостью усвоения школьной программы в полном объеме и пропусками уроков по болезни учащимися. Противоречие между необходимостью сохранения здоровья школьников и отсутствием четкой работы по формированию здоровьесберегающего пространства в школе. Между необходимостью использовать здоровьесберегающие технологии учителями и недостаточной методической подготовленностью учителей.
На основе выявленных противоречий можно сформулировать существующую профессиональную проблему: необходимость создания модели системы здоровьесберегающих образовательных технологий, которая бы способствовала сохранению здоровья младших школьников.
Цель: создание модели системы здоровьесберегающих образовательных технологий.
Задачи:
Изучить методическую литературу по данной теме;
Активно использовать здоровьесберегающие образовательные технологии;
Привлекать родителей в совместную работу, направленную на сохранение здоровья младших школьников;
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) –
1) системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящая ущерба здоровью его участников;
2) качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;
3) технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп.
Медико-гигиенические технологии (МГТ). В первую очередь к медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.
Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физкультуры и в работе спортивных секций.
Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Направленность этих технологий – создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой.
Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители и т.д. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ). Эти технологии следует признать наиболее значимыми из всех перечисленных по степени их влияния на здоровье учащихся. Главный их отличительный признак – не место, где они реализуются, а использование психолого-педагогических приемов, методов, технологий, подходов к решению возникающих проблем. Их реализация достигает цели в полной мере лишь при осознании всеми педагогами образовательного учреждения своей солидарной ответственности за сохранение здоровья учащихся и получении необходимой профессиональной подготовки для работы в этом направлении.

Здоровьесберегающая организация учебного процесса
Знать, как действовать – половина дела,
другая половина – знать, когда свершать действие.
Иван Ефремов
В современной школе чаще всего условия сохранения здоровья понимаются и соблюдаются лишь в отношении «физического благополучия» участников образовательного процесса, то есть связываются с созданием внешних условий, соответствующих санитарным правилам СанПиН, с организацией обучения здоровому образу жизни. При этом крайне мало внимания уделяется «состоянию психического и социального благополучия».
Специалисты считают, что 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны со школой, с некомфортными условиями организации учебно-воспитательного процесса.
Институт возрастной физиологии РАО выявил и проранжировал следующие школьные факторы риска, негативно влияющие на здоровье детей:
стрессовая педагогическая тактика;
интенсификация учебного процесса;
несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
нерациональная организация учебной деятельности;
низкая функциональная грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.
Сила влияния школьных факторов риска определяется тем, что они действуют:
комплексно и системно;
длительно и непрерывно (10-11 лет ежедневно).
Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузок, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья.

Наиболее важными показателями рациональной организации учебно-воспитательного процесса, на наш взгляд, являются:
организация уроков на основе принципов здоровьесбережения;
использование на уроках здоровьесберегающих технологий;
организация и проведение двигательных перемен.

Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт позволяют выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих прав:
ПРАВИЛО 1. Правильная организация урока.
Учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Формирование интереса, мотивации к познанию, обучению, осознание того, что он хочет узнать, готовность и умение задавать вопросы. Организация урока должна обязательно включать три этапа:
1) учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);
2) ученики формулируют и задают вопросы;
3) учитель и ученики отвечают на вопросы.
Результат урока – взаимный интерес, который подавляет утомление
ПРАВИЛО 2. Использование каналов восприятия.
Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности – функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:
левополушарные люди – при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;
правополушарные люди – доминирование правого полушария. У данного типа развито конкретнообразное мышление и воображение;
равнополушарные люди – у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.
На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:
аудиальное восприятие;
визуальное восприятие;
кинестетическое восприятие.
Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.
ПРАВИЛО 3. Учет зоны работоспособности учащихся.
Для учащихся 1-5 классов – пик работоспособности – вторник, четверг. Средний уровень работоспособности – среда. Низкий уровень работоспособности – понедельник, пятница.
Для учащихся 7-11 классов – низкий уровень работоспособности – понедельника, пятница Среднее значение – вторник среда. Высокий уровень – четверг.
Работоспособность в течение учебного дня.
1-6 классы. Наиболее низкие значения – на 1, 5, 6 уроках. Среднее значение – 3, 4 уроки. Наиболее высокая работоспособность – на 2 уроке.
7-11 классы. Наиболее низкие значения – на 1, 4, 7 уроках. Среднее значение – 3, 5 уроки. Наиболее высокая работоспособность – на 2 уроке.
ПРАВИЛО 4. Распределение интенсивности умственной деятельности.
Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока
Часть урока
Время
Нагрузка
Деятельность

1 этап.
Врабатывание
5 минут
Относительно невелика
Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение

2 этап.
Максимальная работоспособность
20-25 минут
Максимальное снижение на 15-ой минуте
Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом

3 этап.
Конечный порыв
10-15 минут
Небольшое повышение работоспособности
Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного


5-25 минута – 80%;
25-35 минута – 60-40%;
35-40 минута – 10%
Механизмы реализации выдвинутых идей:
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:
в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;
в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.
Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:
строгая дозировка учебной нагрузки;
построение урока с учетом работоспособности учащихся;
соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
благоприятный эмоциональный настрой;
проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.





Подготовить руку к письму;
Пальчиковая гимнастика
Развить внимание, терпение;
Стимулировать фантазию;
Активизировать работу мозга;
Научиться управлять своим телом.
Зрительная гимнастика.
Снять физическую и психоэмоциональную напряжённость;
Тренировать вестибулярный аппарат;
Развить зрительную координацию;
Укреплять глазные мышцы;
Развить зоркость и внимательность;
Улучшить зрение.
Точечный массаж. Самомассаж.
Проводить профилактику простудных заболеваний;
Закаливание детей;
Научить детей расслабляться, освобождаться от стрессов, перенапряжения;
Обучить навыкам проведения точечного массажа.
Физкультурные минутки
Снятие усталости, напряжения;
Ослабить утомление на уроке;
Проводить профилактику нарушения осанки;
Поддержание работоспособности, активного внимания.
Посещение бассейна.
Помогает укрепить здоровье;
Обучение плаванию;
Снятие стресса, повышение настроения;
Увеличение гибкости и подвижности всех суставов;
Закаливание организма.
Релаксация на уроках.
Помогает снять стресс;
Расслабление мышц;
Снятие усталости;
Восстановление работоспособности
Дыхательная гимнастика.
Укрепление дыхательной мускулатуры;
Уменьшение заболеваний дыхательной системы;
Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоровляет нервно-психическое состояние.
Здоровье языком ребёнка. Конкурс высказываний о здоровье.
“Это самое лучшее в жизни. Здоровье для человека – самое дорогое”.(Семья Шестовых)
“Это жизнь, добро, счастье”.(Семья Мещеряковых)
“Здоровые люди любят природу, видят мир красивым, не ленятся и не болеют”.(Семья Альмяшевых)
“Здоровье – это не значит только питаться фруктами и делать зарядку. Ещё надо быть добрым. Если ты злой, то это отражается на твоём организме и на других людях”.(Семья Соколовых)
“Быть здоровым, спортивным становится престижным”.(Семья Мухиных)
Спортивные праздники: « Дружная семья».
Уроки Здоровья. Встреча и беседа с медицинским работником. (Совместная работа с родителями).
Ролевые игры на уроках.
Полученный или прогнозируемый результат:
Снижение уровня заболеваемости и как следствие снижение уровня пропусков;
Уменьшение утомляемости учащихся на уроках и как следствие повышение успеваемости и качества обучения;
Взаимопонимание и помощь со стороны родителей.
Механизм оценки:
Положительная динамика по снижению числа заболевших;
Снижение пропусков уроков по болезни;
Рост успеваемости и качества обучения;
Взаимодействие с родителями по организации совместных мероприятий;
Инструменты оценивания результата:
Анкетирование детей и родителей;
Данные уровня заболеваемости и пропусков уроков по болезни;
Карта наблюдений.
Перспективы решения проблемы: Можно предположить, что введение данной модели системы здоровьесберегающих технологий позволит сохранить и укрепить здоровье школьников.
Заключение (прогнозируемые риски):
Проблема с приобретением абонементов в бассейн-поиск необходимых денежных средств (попечительский совет, администрация);
Неэффективность каких-то методов – отмена, поиск новых;
Нежелание или невозможность выполнять те или иные требования учащимися – индивидуальные беседы с учащимся и его родителями, подбор индивидуальной программы.





Список литературы.
Здоровье: Учебно-методическое пособие для учителей 1-11 классов / Под редакцией В.Н.Касаткина, Л.А.Щеплягиной. – Ярославль: Аверс Пресс, 2003.
Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001.
Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии. – М.: Народное образование, 2002.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.
Советова Е.В. Оздоровительная технология в школе / Е.В.Советова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.










Приложение
Организация урока на основе принципов здоровьесбережения.
Критерии здоровьесбережения на уроке
Критерии здоровьесбережения
Характеристика
Уровень гигиенической рациональности урока
(рациональный)

Обстановка и гигиенические условия в классе
Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители
Температура в классе:
Зима – 18-20°
Весна – 18-20°
Осень – 16-20°
Влажность:
25-60%
Освещенность:
Кео = 1,5%
Ксв = 0,25%

Количество видов учебной деятельности
Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т.д.
4-7

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности

Не более 10 мин

Количество видов преподавания
Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа
Не менее 3-х мин

Чередование видов преподавания

Не позже чем через 10-15 мин

Наличие и место методов, способствующих активизации
Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества). Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)
Не менее 6-8

Место и длительность применения ТСО
Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения
В соответствии с САНПИНами

Поза учащегося, чередование позы
Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы
Чередование позы в течение урока в зависимости от видов деятельности. Учитель наблюдает за учениками

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления
Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек
На 20 и 35 мин урока по 1 мин из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке
Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент.
Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу
Присутствует в полной мере

Психологический климат на уроке
Взаимоотношения на уроке:
Учитель - ученик (комфорт напряжение, сотрудничество-авторитарность, учет возрастных особенностей);
Ученик – ученик (сотрудничество-соперничество, дружелюбие-враждебность, активность-пассивность, заинтересованность, безразличие)
Преобладают положительные эмоции

Эмоциональные разрядки на уроке
Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие
2-3

Плотность урока
Количество времени, затраченное школьником на работу
Не менее 60%
И не более 75-80%

Момент наступления утомления и снижения учебной активности
Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности
Не ранее 40 мин

Темп окончания урока

Спокойный, размеренный, ответы на вопросы учащихся, Д/з уже давно записано и прокомментировано, настрой на успех.
Улыбка учителя!


Кео – коэффициент отношения освещенности данной точки (на рабочем месте) в помещении, в люксах к освещенности снаружи под открытым небом, вблизи при рассеянном свете.

Ксв – коэффициент отношения застекленной поверхности всех окон помещения к площади пола.


Анкета для родителей
Уважаемые родители, прошу ответить на следующие вопросы:
1.Как вы оцениваете состояние здоровья своего ребёнка?

2.Как регулярно вы проверяете состояние здоровья ребенка?

3. Занимаетесь ли вы закаливанием ребенка?

4. Соблюдает ли ваш ребенок режим дня?

5. Совершает ли ребенок ежедневные прогулки?

6.Солюдает ли ребенок санитарно-гигиенические нормы?

7. Занимается ли ребенок физкультурой и спортом?


Спасибо за ответы!

Анкета для учащихся
Уважаемые ребята, прошу ответить на следующие вопросы:
1.Как вы оцениваете состояние своего здоровья?

2.Как регулярно вы проверяете состояние своего здоровья?

3. Занимаетесь ли вы закаливанием?

4. Соблюдаете ли вы режим дня?

5. Совершаете ли вы ежедневные прогулки?

6.Сколько раз в день вы чистите зубы?

7. Как часто вы моете руки?

8. Занимается ли ребенок физкультурой и спортом?
Спасибо за ответы!

Карта наблюдений
Список детей
Количество пропусков уроков по болезни
Мониторинг качества знаний
Удовлетворенность состоянием здоровья
мл.шк
Участие родителей
в мероприятиях
по укреплению здоровья уч-ся


2012/2013год
2013/2014год
2012/2013год
2013/2014год
дети
родители
2012/2013год
2013/2014год

1.Алексеева
Таня









2.Борщев
Артем









3.Танева
Юля



















Итого человек









%

























13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115








15