Конспект мастер-класса на тему: «Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы»

Мастер-класс
учителя русского языка и литературы МБОУ «Сорская СОШ №3 сУИОП»
Анпилоговой Любови Александровны,

«Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы»
Здоровье – это самое ценное,
что есть у человека.
Н. А. Семашко
Цель мастер - класса – организовать деятельность участников семинара, в результате которой они смогут прийти к выводу, что действительно с помощью использования современных технологий можно решить проблемы сохранения здоровья детей при организации образовательного процесса.
Задачи:
Определить роль учителя в сохранении здоровья школьников .
Создать условия для демонстрации технологий способствующих сохранению здоровья школьников
Подвести итоги занятия. Оценочно-деятельностная рефлексия.
Ход проведения
Добрый день, уважаемые коллеги! Здравствуйте! Зовут меня Анпилогова Любовь Александровна, я учитель русского языка и литературы МБОУ «Сорская СОШ №3 с УИОП» - Что означает слово «Здравствуйте»?
- (приветствие, уважение, пожелание здоровья человеку).
- Наше занятие пройдет под девизом «БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!»
Слайд№
II. Представление опыта работы

Тема моего мастер-класса
«Использование ИКТ с элементами здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы»

Как известно, для школы нужен учитель, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Самообразование учителя - это необходимое условие профессиональной деятельности педагога.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что, работая в рамках ФГОС, я поставила следующие цели:
Повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя русского языка и литературы
Чтобы поставленная цель была достигнута, необходимо систематически заниматься самообразованием.
Основные направления моей деятельности:
1) изучение новых образовательных технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение;
2) изучение теоретических основ личностно-ориентированного обучения;
3) изучение теоретических основ системно - деятельностного подхода в обучении;
4) изучение метода проекта как способа реализации системно - деятельностного подхода;
5) изучение и освоение технологии диалога культур;
6) изучение и освоение игровых технологий
7) изучение, освоение и применение здоровьесберегающих технологий
8) применение полученных теоретических знаний на практике.

Уважаемые коллеги, программа ФГОС ставит перед нами новую задачу – требуется ученик новой формации: интеллигент, способный к самообразованию, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой мышления. Новые образовательные стандарты говорят нам о том, что учитель несет огромную ответственность перед учеником.
И поэтому урок в современной школе в рамках ФГОС – это использование информационных технологий, так как ИКТ позволяют разнообразить формы работы, деятельность учеников, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.
Хотелось бы отметить, что использование ИКТ в образовательном процессе - это не дань моде, а назревшая необходимость. ИКТ являются одним из существенных средств реализации целей и задач современного образования.
Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками.
Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося.
На уроках русского языка и литературы я широко применяю компьютерные программы, разного вида презентации с использованием мультимедийного проектора.
Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики.

И одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. От того, насколько работа каждого учителя отвечает задачам здоровьесбережения, в конечном итоге зависит результат влияния школы на здоровье учащихся. Слова «здоровый ребенок – здоровое будущее» для всех нас не просто лозунг, а проблема, которую мы пытаемся решать. Этим обусловлен выбор моей педагогической идеи: «Использование ИКТ с элементами здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы»

Здоровье человека тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

Кроме здоровьесберегающих  технологий в своей практической деятельности я использую и элементы других образовательных технологий деятельностного типа:
технология проектного обучения,
модульное обучение,
педагогические мастерские,
информационно- коммуникативная технология

Жизнь по-разному можно прожить:
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя спать,
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
На рассвете вставать и,
Помышляя о чуде,
Рукой обнаженной солнце достать
И подарить его людям!

А как подарить его людям, если его нет в тебе? Солнце – это добро, свет, любовь, стремление отдавать себя людям, распахнуть навстречу им свою душу, это радость общения, это сама жизнь А радоваться жизни может только здоровый человек.

III. Мастер - класс
1. Постановка цели мастер - класса
Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать поученные знания в повседневной жизни.
Русский язык – серьезный и сложный предмет. Учащимся приходится много писать а потому без применения здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы не обойтись, так как они, в свою очередь, «работают» на усвоение учебного материала и влияют на качество образования.
Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:

        ( «Не навреди!» т.е. все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
        ( Непрерывность и преемственность работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
        ( Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
        ( Комплексный, междисциплинарный подход единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
        ( Успех порождает успех акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
        ( Активность активное включение в любой процесс снижает риск переутомления.
        ( Ответственность за свое здоровье у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
        ( Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.

2. Практическое занятие с применением здоровьесберегающих технологий.

- Хочу поделиться своими небольшими наработками по данной теме. Предлагаю элементы урока, проводимого мною с учащимися 5 класса – «Сказочная контрольная работа по теме «Морфемика»».
Свой урок я построила в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывала время для каждого задания, чередовала виды работ во избежание усталости учащихся. Все задания способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят. Тут важен и сам подбор заданий по определенной тематике. Тематика на моем уроке связана с укреплением здоровья.
Я подготовила сказочную контрольную работу. Почему именно сказочную? Потому что уроки повторения и обобщения пройденного материала подчас становятся скучными для ребят. Особенно это касается учащихся 5-6 классов, когда объем изученного материала невелик. К тому же этот материал отрабатывается из урока в урок. А в конце изучения определенного тематического блока ученики ждут чего-то нового, новой формы применения полученных знаний. Тогда на помощь приходит сказка.
Большое значение имеет организация урока. В начале урока для положительного эмоционального настроя, эмоционального заряда использовала стихотворение, так называемое «Аквариум настроения» под музыку «Веселый урок Радионяни»:

Здравствуй, мой любимый класс!
Я так рада видеть вас.
Прозвенел звонок веселый.
Всех зовет он на урок.
Все задания сегодня
Выполнить должны мы в срок.
Все волнения отбросьте –
Не забыли про нас гости!
Оглянитесь, улыбнитесь,
Тихо по местам садитесь.
Вижу класс наш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья!

А сейчас громко скажите "И" три раза.
Мы создали колебания в голове, прочистили каналы
(звук "И" создает колебания в голове, очищает мозг, глаза, нос, уши,  вибрирует голосовые связки, гортань, выводятся из тела вредные вибрации, улучшается слух). Затем проведена медитация 
·с пожеланием успеха на уроке.
( Медита
·ция (от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] meditatio  размышление)  тип упражнений по тренировке концентрации [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], используемый в оздоровительных целях, для выработки контроля над течением своих [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])

Теперь прикройте глазки и мысленно повторяйте за мной: "Я внимателен, я хорошо думаю, догадлив, сообразителен, уверен в себе".
- Появилось ли у вас желание продемонстрировать свои знания?
На урок к ребятам пришла странная телеграмма из сказочной страны Русляндии, где живут сказочные герои, чем они были очень заинтересованы.

"SOS зпт помогите зпт король Морфем сошел с ума тчк высылаем задания зпт не можем ответить тчк Сказочные герои тчк"

Король Морфем дал героям трудные задания, которые могут выполнить ученики 5 класса СОШ№3.
Объяснение порядка работы:
Работа проходит не в тетрадях для контрольных работ, а на бланке ответов, где записываем имя и фамилию, класс, напротив номера задания записываем свой ответ, который вы будете записывать в течение занятия.

1. Игра "Третий лишний"

Нерешительный Кот Леопольд не может выбрать правильный ответ. Одно понял герой, что все зависит от морфем (Что такое морфема?). Помогите Леопольду выбрать лишнее слово в каждом ряду.

Морфема – значимая часть слова.

- гимнастика, бодрость, лыжи;

- спортсменка, шахматист, мяч;

- взбодриться, здоровый, прибежать.

2.Тест "Узнай термин"

Даже старой, никогда не учившейся, Бабе - Яге досталось задание, а она даже не знает, что такое "термин" (объяснение детей).

Термин - слово, являющееся названием понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства и т. п.

Изменяемая часть слова (суффикс, окончание, корень);

В ней заключено основное значение однокоренных слов (приставка, основа, корень);

Все слово без окончания (основа, приставка, суффикс);

Изучает состав слова (синтаксис, морфемика, фонетика).

3.Игра "Собери слово"

Несчастный Михаил Потапыч уже сделал свое задание, но по дороге нечаянно оступился и рассыпал все слова, они и перепутались. Давайте попробуем ему помочь.

Погонщик, справа (слова разбиты на морфемы и расставлены не по порядку)

Гимнастика мозга
Упражнение «Ленивые восьмерки»

Возьмите в правую руку карандаш, начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь левой, а теперь и левой и правой одновременно. А теперь начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно.

4. Игра "Узнай слово"

А несчастный Старик Хоттабыч забыл заклинание и его слова исчезли, остались лишь выделенные морфемы. Помогите ему из заданных морфем составить слова.
-ый-, -здоров-, -к-, -прыж-, -и-, -беж-, пере-, -к-, -а- (здоровый, прыжки, перебежка)
5. Цифровой диктант "Странные цифры"

Всегда веселый Емеля сегодня грустит. Он не знает, в каком порядке должны стоять слова. Помогите ему.

1 - а; Располагаться, жёлудь, цифра, капюшон, цыган, росток,
2 – о; отрасль, шорох, конституция, растительность, пчёлы,
3 - ё; синицын.
4 – и;
5 – ы.

Музыкальная физкультминутка – релаксация «Две руки»
Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала, а приобщение учащихся к оценке своей работы позволяет учителю избежать конфликтов, а у учащихся формирует оценочное суждение. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Во время проведения релаксации учитель не ставит перед учащимися цель – запомнить программный материал. Релаксация должна освобождать на какое-то время от умственного напряжения. Вот тому пример.

6. Индивидуальные карточки "Морфемный разбор"

Маленькому Колобку тоже не повезло, ему дали много слов для какого-то морфемного разбора (объяснение детей). Каждому из вас Колобок прислал по три слова, они лежат перед вами, написанные на листочках с изображением Колобка. Помогите ему правильно сделать морфемный разбор.

- Давайте вспомним, какие есть морфемы, и в какой последовательности должны мы выполнять морфемный разбор.
(Ученики читают стихотворения и прикрепляют на доске морфемы)

«КОРЕНЬ»

Корень слова – главная, значимая часть,
Родственные связи Корню дарит власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.

«ПРИСТАВКА»

У Корня в недругах, представь-ка,
Есть дама гордая – Приставка.
А злит она его одним:
Стоит лишь только перед ним.


«СУФФИКС»

За корнем суффикс обогрел местечко,
Не словом угодил, а лишь словечком.
Река большая превратилась в речку,
Лес – в лесника, а печь – всего лишь в печку.

«ОКОНЧАНИЕ и ОСНОВА»

Та часть слова, что изменяется,
Окончанием называется.
Остальную же часть слова
Именуем мы основой.

Спортивный, витаминный, предгрозовой.

Гимнастика для глаз «Бинокль»

Представьте, что нам необходимо отыскать морфемы, которые куда-то исчезли. Возьмите в руки бинокли. Посмотрите вправо, влево, вверх, вниз, вдаль.

7. Выборочный диктант

Курочка Ряба никак не может справиться со следующим заданием. Она уверена, что ей могут помочь только пятиклассники. Вам нужно из данного текста найти и выписать 6 слов, состоящих из двух морфем, и 4 – из 3 морфем.

В Древней Греции огромное значение придавали силе и красоте гармонически развитого тела. Недаром именно здесь зародились олимпийские игры... Это было одно из наиболее почитаемых празднеств Эллады. Победители олимпийских игр пользовались исключительным почётом и уважением. В их честь сочинялись хвалебные оды, им ставились памятники. Спортсмены освобождались от налогов и пожизненно обеспечивались питанием за счёт государства. Олимпийские игры считались праздником мира. Во время их проведения прекращались все военные действия между враждовавшими государствами.
IV. Рефлексия:
Светофор


На следующем уроке дети должны узнать, помогли они сказочным героям или нет. Бланки ответов мы запечатали в конверт и отправили Королю Морфем в страну Морфемика, столицу Корня, на Приставочную гору, Суффиксальное поле, где он должен был проверить знания ребят, и посмотреть, помогли ли справиться с заданиями сказочным героям.

- Сказочные герои за помощь в выполнении заданий передали ребятам жетончики за старание, а оценки я поставила на следующем уроке после ответа Короля Морфем.

Рефлексия с участниками мастер - класса: Светофор
Совсем не понравилось – красный
Есть вопросы – желтый
Всё понятно - зеленый

- Уважаемые коллеги, применяя такие формы работы, используя приемы, влияющие на интерес к учебному материалу, вы создадите комфортные психологические условия для обучения и воспитания, что является основой здоровьесбережения.

- Мне хочется пожелать, чтобы вы все были здоровыми, всегда светило над вами солнце и согревало вас своими лучами доброты.

- В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж. – Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Спасибо за работу!
Будьте здоровы!
Вопросы учителей? - На своих уроках я стараюсь как можно чаще использовать элементы здоровьесбережения. Во избежание усталости учащихся необходимо на каждом уроке разнообразить виды работ: ввести игровые моменты, работу с учебником (устную или письменную), комментированное письмо, выполнение небольших творческих заданий. Все это способствует развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят. Тут важен и сам подбор заданий по определенной тематике, связанной с укреплением здоровья, спортом.
Литература
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под.ред. Е.С. Полат. М., 1999,с. 223.
Осмоловская И. Школьные проекты: деятельность, направленная на обогащение знаний и духовного мира. Осмоловская И. // Директор школы, 2003, №10, с. 15




Приложение№1
1. Игра "Третий лишний"



2.Тест "Узнай термин"
А)Изменяемая часть слова
Б) В ней заключено основное значение однокоренных слов
В)Все слово без окончания
Г) Изучает состав слова

А)
Б)
В)
Г)

3.Игра "Собери слово"



4. Игра "Узнай слово"
-ый-, -здоров-, -к-, -прыж-, -и-, -беж-, пере-, -к-, -а-


5. Цифровой диктант "Странные цифры"
1 - а;
2 – о;
3 - ё;
4 – и;
5 – ы.


6. Индивидуальные карточки "Морфемный разбор"



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


7. Выборочный диктант






Рефлексия



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415




Фамилия, имя учащегося 5 кл ____________________________________________-





Приложение№2
Сучок, витаминный,
предгрозовой, сероватый,


Шахматистка, прошумит, пришкольный, безвредный,


Безголосый, паркетный, посадка, беспосадочный,


Парашют, безоблачный, рыбёшка, подосиновик.

Сучок, витаминный, предгрозовой, сероватый,










13PAGE 15


13PAGE 14715


13PAGE 15


13PAGE 14915




Рисунок 215