Урок-расследование по русскому языку на тему Синтаксис и пунктуация (5 класс)

Открытый урок-расследование по теме «Синтаксис и пунктуация»
Цели урока:
1) систематизировать знания и умения учащихся по теме «Синтаксис и Пунктуация»;
2) развивать пунктуационную зоркость, навыки синтаксического разбора простых и сложных предложений, навыков анализа, синтеза и сравнения;
3) воспитывать стремление к индивидуальной самореализации, чувство товарищества и интерес к предмету.
Тип урока:
повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и Пунктуация»
Оборудование: карты, схемы, таблицы, интерактивная доска, смайлы
Ход урока
Организационный момент
- Вы готовы к уроку?
- Ваше самочувствие?
- А настроение?
- Вдохнули глубоко. Поймали воздух. Пропустите его через себя. Пропитайте им каждую частичку своего тела.
- Я очень рада вас видеть. Здравствуйте. Садитесь, пожалуйста.
- Красиво сели. Спинки у всех прямые.
- Сегодня на уроке нам с вами предстоит очень большая и серьёзная работа – расследовать одно запутанное дело.
- Ваня, найди слово РАССЛЕДОВАТЬ в толковом словаре Ожегова и скажи, что оно означает.
- Кто занимается расследованием?
- Сегодня мы с вами тоже будем детективами.
- На наше имя пришла телеграмма. (зачитать)
- Нам с вами предстоит выяснить, когда и при каких условиях нужна постановка знаков препинания в простых и сложных предложениях; какова роль имени существительного и союза И в предложении; поработаем с грамматической основой простого и со структурой сложного предложений

- Работать мы с вами будем в тетрадях. А задания записаны на специальных картах. Отступите две строчки от оценки и запишите число, классная работа и тему: «Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»

Обобщение теоретических сведений
Ребята, предлагаю назвать всех подозреваемых, имеющих отношение к нашему делу. Назовите, о ком идёт речь.
1) Устный блиц-опрос:
Главный член предложения, обозначающий действие предмета. (Сказуемое)
Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? Какая? Какие? Чей? И обозначает признак предмета. (Определение)
Разговор двух или нескольких лиц. (Диалог)
Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения. (Синтаксис)
Два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. (Словосочетание)
Главный член предложения, обозначающий предмет речи. (Подлежащее)
Второстепенный член предложения, который обозначает место, время и способ действия. (Обстоятельство)
Раздел науки о языке, в котором изучается правильная постановка знаков препинания. (Пунктуация)
Слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. (Обращение) Является ли обращение членом предложения?
1 вывод: Знание всех понятий необходимо для успешной работы над разделом.
- Когда все участники выявлены, необходимо обрисовать картину происходящего
1 задание: составьте предложение из данных слов и запишите в тетрадь
В, согреет, мороз, слово, сильный, и, тёплое.
2 вывод: Слова в предложении связаны по смыслу.
2 задание: составьте предложение, выполнив ряд действий.
из предложения С тихим шорохом пробежал по саду ветерок взять прилагательное, выступающее в роли определения, поставить его в именительном падеже, женском роде, единственном числе;
из предложения За ночь земля покрылась пушистым снегом взять обстоятельство, употребить это слово как подлежащее;
добавить глагол из предложения Мама от усталости опустилась на диван;
из предложения Над городом пролетел быстрокрылый самолёт взять обстоятельство, но с другим предлогом
допишите полученное предложение Тихая ночь опустилась на город, сделав: 1 вариант – сложноподчинённым; 2 вариант – сложносочинённым
- Прочитайте, что у вас получилось.
3 вывод: Все слова в предложении связаны грамматически.
Для предложения характерна интонация конца предложения.
4) Найдите грамматическую основу предложений.
1. Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
2. В живом уголке жили три ежа и четыре черепахи.
3. Дед с матерью шли впереди всех.
4. И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных.
5. Дед с матерью шёл впереди всех.
4 вывод: Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Они составляют его грамматическую основу. Подлежащее в предложении может быть выражено не только словом, но и сочетанием слов (или словосочетанием)
5) Определите количество лиц, участвовавших в диалоге
(стихотворение читает подготовленный ученик)
5 вывод: Количество участников диалога легко определить по голосовой интонации
III. Работа над упражнениями
- Переходим к рассмотрению свидетельских показаний
1-ый свидетель: Имя существительное
- Выполним 3 задание, определив, чем в предложении является слово МАМА
- Сделайте вывод: какую роль играет имя существительное в предложении?
6 вывод: Имя существительное в предложении может выступать как главным, второстепенным членом предложения, так и обращением
2-ой свидетель: Союз И
- Выясним, какова роль союза И в предложении. Для этого выполним 4 задание и выясним
- Какой вывод можно сделать?
7 вывод: Союз И связывает однородные члены в простом предложении и части сложного предложения.
- Работая над разбором предложений, мы научились характеризовать их. Скажите, какие по цели высказывания бывают предложения?
Остановимся на побудительных предложениях.
Убедить, значит победить! А чтобы быть более убедительными в своих словах, выполним 5 задание: переделайте предложения, сделав их побудительными, запишите в тетрадь и выделите грамматическую
·основу.
1) Школьники принимают активное участие в озеленении улиц.
2) Ребята старательно изучают грамматику.
3) Юннаты охраняют птиц.
4) Люди Земли борются за чистоту воздуха, воды.
- Что характерно для побудительных предложений? (выражают совет, просьбу)
- С какой интонацией они произносятся?
- Как выделяется на письме?
8 вывод: Обращения на письме выделяются запятыми и произносятся с особой – звательной – интонацией.
Задание на интерактивной доске: Перед вами текст. Не хватает знаков препинания. Расставьте знаки в конце предложений.
Кисель там варят из резины
там шины делают из глины
кирпич там жгут
в реке там рыба на бугре
мычит корова в конуре
собака лает на заборе
поёт синичка в коридоре
играют дети на стене
висит картина в мишуре.
9 вывод: От постановки запятой зависит смысл не только одного предложения, но и всего текста.
Физкультминутка
Подравняться. Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко.
Смотрим влево, смотрим вправо, поднимем руки высоко.
Спинка ровная у нас и осанка – высший класс!
Закройте глаза и подержите их закрытыми 4 секунды. Широко раскройте глаза, посмотрите вдаль, не моргая в течение 6 секунд.
- Предлагаю выполнить следующее задание: расставьте в предложениях знаки препинания и объясните их постановку.
1.Кавказ, несомненно, является одним из самых живописных мест.
2.А ты, Серёжа, приходи завтра с нами поиграть в шахматы.
3.Белки запасают на зиму разный корм: орехи, шишки, грибы.
4.Подоконник в моём доме – настоящий цветник.
5.Когда пишешь диктант, надо внимательно слушать, стараться запомнить предложения.
10 вывод: На письме выделяются запятыми вводные слова, обращения. После обобщающего слова перед однородными членами предложения ставится двоеточие, а между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в И.п. – тире.
7 задание: вставьте в предложения пропущенный союз, расставьте знаки препинания, определите вид предложения.
1. Мы пойдём гулять, когда кончится дождь.
2. Мальчик был очень слабый, но смелый и настойчивый.
3. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
4. С ветром у леса велись неприятные счёты зимой, потому что он приносил северный ветер.
5. Мы вышли на поляну, где росло много грибов.
8 задание: какие ошибки допущены в предложениях? (на интерактивной доске)
1. В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней и кур.
2. Когда солнце село с блеяньем и рёвом, прошло стадо.
3. Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.
4. Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях.
11 вывод: каждое предложение несёт в себе смысловую нагрузку.
- Кто скрывается под маской?
- Мы с вами научились составлять схемы предложений и, наоборот, по схемам умеем составлять предложения.
9 задание: укажите номера предложений, соответствующие схемам
, И . (3, 5)
: , ( ) . (1, 4)
1. Целый день трудится и поёт жаворонок чтобы люди работали веселей.
2. Из-за кустов выглянул мальчик и тотчас исчез.
3. Поезд пролетел через мост и Натка загляделась на реку.
4.Летом будет высокий урожай трав, если в апреле на заливных лугах стоит вода.
5. Синели звёзды на рассвете и над землёй редела мгла.
12 вывод: при составлении схемы простого предложения важно правильно найти грамматическую основу, а в сложном – наличие нескольких основ.
10 задание: составьте схемы предложений (на доске)
1.Зима будет холодной если белка делает большие запасы.
2.Федя посмотрел на облака и сказал Гроза будет.
3.Мы читаем разные книги сказки, повести, рассказы.
- Произведём дознание. (7 задание) - сделаем синтаксический разбор предложения.
Подо льдами крепкими дремлют воды рек, белыми сугробами лёг на крыши снег.
Итоги исследовательской работы:
Цель: выяснить, какие предложения чаще всего встречаются в произведениях двух поэтов: Пушкина А.С. и Лермонтова М.Ю.; какие знаки препинания стоят; есть ли обращения, вводные или обобщающие слова.
V. Подведение итогов урока
- Подведём итог нашему расследованию.
- Что же нам удалось выяснить?
- Как строятся предложения? Из чего состоят?
- Какова роль союза И и имени существительного?
- Когда и какие знаки могут встретиться в простом предложении? А в сложном? От чего они зависят?
- Кто является авторами телеграммы?
VI. Рефлексия
Изобрази настроение
- Мне очень хочется узнать ваше мнение о нашем сегодняшнем уроке. На парте перед каждым из вас – три жетона: один с улыбающимся личиком, второй – с безразличным выражением лица, третий – с грустным.
Выберите тот жетон, изображение которого соответствует вашему эмоциональному состоянию в настоящий момент.
- А теперь встаньте все, кто помогал мне сегодня на уроке. Спасибо вам за урок. Раздел науки о языке «Синтаксис и пунктуация», я думаю, мы с вами усвоили. Вы успешно расследовали дело, справились со всеми заданиями, показав хорошие результаты не только практического, но и теоретического характера. Подтверждением сказанному ваши достойные ответы и хорошие оценки.
VII. Домашнее задание. Упражнение 253; сосчитать количество букв и звуков русского алфавита, знать количество гласных и согласных в нём.
15