Выступление по физической культуре на темуСовременный урок физической культуры в каждую школу

В период глубоких качественных преобразований социально-экономической сферы общества особую актуальность приобретает проблема формирования гармоничной, духовно развитой личности. Необходимость формирования такой личности продиктована стремительным развитием и переустройством всех видов деятельности, требующих принципиально новой организации труда и производственных отношений. Изменившиеся условия жизни связаны со значительным повышением требований к состоянию здоровья обучающихся . это возможно при достаточном физическом развитии и подготовленности.
Работая в школе, сталкиваешься с проблемой низкого двигательного потенциала школьников. Это связано с тем, что высокие информационные и эмоциональные нагрузки и в то же время низкий уровень нравственной культуры – неумение эффективно организовывать свой труд и отдых, управлять вниманием и волей, потеря интереса к самостоятельным занятиям, многочасовое пребывание перед экранами компьютеров и телевизоров – вызывают синдромы «ранней и хронической усталости».
Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Для многих оно стало роскошью. Дворы и дворовые коллективы как особая детская субкультура постепенно исчезают. Игры, совместная деятельность и сотрудничество со сверстниками часто оказываются недоступными. Это обстоятельство значительно затрудняет усвоение детьми системы моральных норм и нравственных принципов, препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости.
Большинство современных детей не участвуют в деятельности детских и подростковых общественных организаций и соответственно лишены возможности приобрести опыт лидерства и работы в команде, сотрудничества и взаимопомощи, работы на социальное благо и благо своего товарища, близких людей. Альтруисты вырождаются, нормы помощи нуждающемуся, щедрости зачастую оказываются не освоенными современными детьми и подростками. Все эти возникающие в настоящее время проблемы можно решить на уроке физической культуры.
В современном мире наблюдается устойчивая тенденция повышения социальной роли физического воспитания. Целью современного урока по физической культуре является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Образовательный процесс современного урока в области физической культуры в современной школе должен строится так, чтобы были решены следующие задачи:
- сохранение и укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приёмами базовых видов спорта;
- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
- обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
-воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Ориентируясь на решение задач урока физической культуры, учитель должен планировать учебный материал в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью, климатическими условиями, познавательной и предметной активностью учащихся. А также должен соблюдать дидактические правила от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и самостоятельной деятельности. При моделировании урока учитель обязан учитывать задачу формирования целостного мировоззрения обучающихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов, усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Весь процесс обучения строится через совместную деятельность: учитель- учение, ученик - ученик, ученик – группа, взаимное обучение. Эти формы организации учебной деятельности помогаю развивать у школьников определенные психологические качества и формы поведения (умение общаться друг с другом, помощь в выполнении заданий, индивидуальная ответственность и т.д.)
При планировании на развитие познавательной активности и формирование эмоционально – волевых качеств используются игровые приёмы, методы упражнения и двигательные задания. Создаются ситуации для достижения успеха и психологического комфорта на занятиях, формирование двигательных качеств: быстроты, выносливости, координации, силы, гибкости.
Для реализации игровых приёмов. Охотно использую на уроках подвижные и спортивные игры как средства физического воспитания. Они оказывают разностороннее влияние на организм занимающихся. Включая разнообразные формы двигательной деятельности (бег, ходьбу, прыжки, метание, удары, ловлю и броски, различные силовые элементы). Игры развивают глазомер, точность и быстроту движений, мышечную силу, способствуют развитию сердечнососудистой, нервной, дыхательной систем, улучшению обмена веществ, укреплению опорно-двигательного аппарата.
В процессе занятия играми непрерывно возникают двигательные познавательные ситуации, решение которых требует значительного умственного напряжения. Уже простое решение двигательных задач: как сделать движения быстрее, точнее, что надо предпринять, чтобы исправить допущенную ошибку и т.д.- представляет собой цепь мыслительных операций, включающих наблюдение, обобщение, принятие решения. Специфичность умственной деятельности в процессе занятия спортивными играми заключается в тесном взаимодействии между движениями тела и умственными операциями: занимающиеся непрерывно сверяют программу движений с её фактическим выполнением. В результате закрепляются осознанные связи между мышечными ощущениями, двигательной задачей и способом её решения. Движения становятся способом познания и освоения окружающего мира.
Современные дети требуют современные подходы, поэтому чтобы поддержать на уроке рабочую и комфортабельную обстановку мы применяем следующие средства физической культуры:
- музыкально – ритмическая гимнастика (игроритмика, детская аэробика, «калонетика», степ – аэробика, аэробика со скакалками). Она основана на сочетании ритмичной, эмоциональной музыки и танцевального стиля, что делает занятие привлекательным. Гимнастика даёт возможность гармонично сочетать упражнения для развития таких качеств, как выносливость, координация движений, сила и гибкость. В её основе лежат двигательные действия, поддерживающие на определённом уровне работу сердечнососудистой, дыхательной и мышечной систем. Комплексы различных видов гимнастики, аэробики, фитнеса можно использовать как: общеразвивающие, подготовительные и специальные упражнения в процессе урока, так и для проведения целого урока в старших классах у девочек. А для юношей в старших классах предусмотрена снарядовая гимнастика и разработаны комплексы для занятий на тренажерах.
Успешно применяю во время уроков упражнения с различными предметами (мячами: большими и малыми; гимнастическими и эстафетными палками; скакалками; кеглями; гантелями и нестандартным оборудованием). Упражнения с ними динамичны и эмоциональны, способствуют развитию силы, скоростно-силовых качеств, координационных способностей, быстроты простой и сложной двигательных реакций, требуют проявление находчивости, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Они эффективно влияют на развитие у детей школьного возраста как психических процессов (внимания, восприятия памяти, рациональности мышления, воображения), так и физиологических ( усиливают кровообращение, дыхание, обмен веществ). Упражнения с различными предметами использую в качестве общеразвивающих, подготовительных и специальных упражнений в процессе урока.
Провожу интегрированные уроки по ОБЖ - физкультура; история - физкультура; математика - физкультура; биология – физкультура. Использую ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни.
Занятия развёртываются на фоне общения, в коллективе, под руководством учителя. Именно общение является самым могучим фактором формирования нравственных качеств учеников. С самого начала занятий дети начинают сознавать причастность к коллективу и в соответствии с правилами и распоряжениями, учатся управлять своими действиями, соотносить их к действиям других. Так укрепляются воля, вырабатывается дисциплинированность, формируется привычка к соблюдению норм нравственного поведения
нетрадиционные виды гимнастики (восточная гимнастика, игровая дыхательная гимнастика, релаксирующая). Являются фрагментами профилактической и оздоровительной направленности .Восстанавливают до нормального крово- и лимфо-снабжения, положительно влияют на обменные процессы, повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает нервно-психическое состояние
самомассаж - позволяет учащимся больше узнать об анатомии и физиологии человека, научиться использовать его как эффективное средство восстановления:
- снять чрезмерное нервно-мышечное напряжение и психическое;
-расслабить нервно-мышечный аппарат и создать условия для оптимального быстрого восстановления организма;
-устранить имеющиеся болевые ощущения;
-повысить общую и специальную работоспособность как отдельных частей тела, так и всего организма..
Более эффективным является занятие на свежем воздухе. На свежем воздухе изменяется обстановка проведения учебного занятия (выполняются вне школьного, вне классного помещения) меняется настроение и поведение детей. Они становятся более раскрепощёнными в поведении, в общении. Настроение повышается. А также происходит не произвольное закаливание организма, воздушными и солнечными ваннами.
Особое значение в планировании уроков имеет мониторинг подготовленности обучающихся.


Разработана система мониторинга состояния здоровья школьников
– система динамического наблюдения за состоянием здоровья на основе комплексных медицинских и психо–физиологических обследований детей, изучения санитарно – гигиенических условий обучения, питания. Оценка функционального состояния школьников в динамике учебного года, наряду с анализом успеваемости, позволяет определить эффективность разных форм обучения, что помогает скорректировать образовательный процесс в соответствии с возможностями учащихся.
Уровень физического развития
Уровень физической работоспособности
Уровень физической подготовленности
Уровень психического развития
Уровень социальной адаптации
Уровень отношения к здоровью
Уровень знаний о здоровье и ЗОЖ
Уровень заболеваемости
В 5-х - 9-х классах введены паспорта физического здоровья (ПФЗ) обучающихся, которые предусматривают систему ежегодного тестирования и определения достоверного уровня физической подготовленности учащихся. Ход ведения паспорта систематически рассматриваются на педагогических советах и родительских собраниях.
По данным диагностики мною составляются план работы с обучающимися на урок, четверть, год.
А также создаются обучающимися индивидуальные проекты утренней гимнастики, комплексы для развития определенных мышечных групп и групповые проекты на различные темы из программного обучения («Вредные привычки и их последствия», «Здоровье в семью», самостоятельное планирование спортивных праздников для класса, для параллели, для школы и межшкольные соревнования). Что является оздоровительно-образовательным мероприятием обучающегося. Составляющие которого являются еще и индивидуально-дифференцированная работа, профилактические и реабилитационные упражнения и секционно-кружковая работа.
Результатом современного урока является:
-повышение успеваемости по предмету;
-рост физической подготовленности
-мотивация к соблюдению здорового образа жизни
-повышение динамики состояния здоровья
Всё это благодаря: -активному участию обучающегося в процессе урока;
-созданию здоровье сберегающей среды;
-созданию учителем климата для развития личности ребёнка;
Компетентности и грамотности педагога.
Огромное значение имеет то, что урок нашёл продолжение во внеурочной деятельности обучающихся. Они активно занимаются в различных спортивных секциях и принимают участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях, достигая физического совершенствования и новых знаний в области физической культуры.
Охват участия обучающихся в проведенных за период с 01.09.2009 по 01.09.2010 г. соревнованиях составил 95 % учащихся школы
Учащиеся разных возрастных групп школы принимают участие в спортивных соревнованиях по всем направлениям. Спортсмены школы занимают призовые места и получают кубки.