Доклад на м.о. Внеклассная работа на уроках биологии


Учитель географии и биологии
Сидоренко Нина Вениаминовна
«Внеклассная работа на уроках биологии»
Важная задача школы – воспитать у учащихся сознательное отношение к труду, развить необходимые практические умения и навыки, интерес к исследовательской деятельности и пр.
Большое значение в формировании всесторонне развитой личности имеют школьные биологические дисциплины. Уроки биологии, лабораторные занятия, практические работы позволяют вооружить учащихся глубокими и прочными знаниями о живой природе, а также сформировать их научно-материалистические взгляды на природу. В процессе преподавания биологии у школьников воспитываются патриотические чувства, эстетические вкусы, развивается любовь к природе, стремление к ее охране.
В развитии интереса учащихся к биологии значительное место отводится внеклассным занятиям. Особенность внеклассной работы заключается в том, что она строится с учетом интересов и наклонностей учащихся.
Известно, что интересы учащихся очень разнообразны. Они зависят от индивидуальных особенностей личности, а также от влияния внешних факторов (школы, товарищей, радио, телевидения и т.д.). Интересы могут различаться не только по характеру, но и по длительности, интенсивности, стойкости и направленности. Нередко интерес приобретает характер склонности.
Этому часто способствуют внеклассные занятия, особенно если они побуждают учащихся к поиску, к практическому применению приобретенных знаний (например, при проведении опытов в уголке живой природы, на школьном учебно-опытном участке, при проведении наблюдений и т.д.), к чтению научно-популярной литературы по биологии.
Как же пробудить у подрастающего поколения интерес к живому, к заботе о его сохранении и приумножении? Как привить с раннего детства бережное отношение к природе, к ее огромному и очень ранимому растительному и животному миру?
Учебно-воспитательные задачи школьного курса биологии наиболее полно разрешаются на основе тесной связи классно-урочной системы обучения с внеклассной работой учащихся. Знания и умения по биологии, приобретаемые учащимися на уроках, лабораторных занятиях, экскурсиях и других формах учебной работы, находят на внеклассных занятиях значительное углубление, расширение и осознание, что оказывают большое влияние на общее повышения их интереса к предмету.
Огромное место во внеклассной работе по биологии имеют занятия по изготовлению наглядных пособий, поделок из природного материала, тематических таблиц, подготовке к олимпиадам, помощи лесному хозяйству и селу, озеленению пришкольного участка. Рассматривая перечень тем занятий можно выделить следующие формы внеклассной  работы по биологии: групповые занятия, индивидуальные занятия, кружковые занятия, массовые мероприятия, тестирование, прогнозирование, проблемные вопросы, свободное общение, задания на развитие логического мышления: нахождение общего, частного, промежуточного понятий; расположение понятий от более частных к более общим; нахождение обобщающего (родового) понятия для видовых; установление причинно-следственных отношений. Внеурочную работу, как и внеклассную, учащиеся выполняют вне урока или вне класса и школы, но обязательно по заданиям учителя при изучении какого-либо раздела курса биологии. Содержание внеурочной работы тесно связано с программным материалом. Результаты выполнения внеурочных заданий используются на уроке биологии и оцениваются учителем (отметки ставить в классный журнал). К внеурочной работе относят, например: наблюдения за прорастанием семян, поручаемые учащимся при изучении темы «Семя» (6 класс). Она приобщает школьников к различному посильному труду: подготовке почвы к постановке опытов и наблюдений за растениями, уходу за ними, посадке деревьев и кустарников. заготовке корма для подкормки птиц, уходу за выращиваемыми животными, что, в свою очередь, воспитывает у них чувство ответственности за порученное дело, умение доводить начатое дело до конца, способствует развитию чувства коллективизма.
Большое значение внеклассной работы по биологии связано с тем, что она отвлекает школьников от пустого времяпровождения. Увлекающиеся биологией учащиеся свое свободное время посвящают наблюдениям за интересными объектами и явлениями, выращиванию растений, уходу за животными, чтению научно-популярной литературы.
Групповые эпизодические занятия обычно организовываются в связи с подготовкой и проведением школьных массовых мероприятий, например, школьной биологической олимпиады, Недели биологии, Недели здоровья, праздника «День птиц». Для осуществления такой работы необходимо подобрать группу интересующихся биологией учащихся, Поставить перед ними задачу, например подготовить и провести День птиц, а затем дать им различные поручения: одним – составить сообщение о значении птиц в природе и необходимости их охраны, вопросы викторины; другим – подобрать им рисунки с изображением птиц и оформить монтажи; третьим – составить литературный монтаж их стихотворений о птицах и т. д. Затем следить за выполнением порученной работы и помогает в ее выполнении. Итог этой работы – проведение праздника. Обычно после завершения какого-либо массового мероприятия работа эпизодической группы прекращается
Выставки работ учащихся.
Большое значение в развитии интереса к внеклассной работе по биологии имеют выставки лучших работ учащихся. Их организацию целесообразнее всего приурочить к проведению какого-либо биологического вечера (или праздника), к итоговому занятию кружка, к началу учебного года. Выставку можно назвать, например, «Летние работы учащихся», «Дары осени»,
Уже на протяжении нескольких лет у нас в школе объявляется конкурс «Как прекрасен этот мир», В летнее время дети работают на учебно - опытном участке, разводят цветы в школе, советуются об агробиологических особенностях того или иного растения, помогают в выращивании рассады, плодов и овощей на пришкольном учебно-опытном участке. Выращенные своими руками овощи на пришкольном участке используются весь учебный год в школьной столовой. Итоги конкурса подводятся в сентябре, т.е. в начале учебного года. Также традиционно проводим «Праздник урожая», осеннюю ярмарку.
Индивидуальная форма внеклассной работы имеет место во всех школах. Стараясь удовлетворить запросы отдельных интересующихся биологией школьников, я предлагаю им прочитать ту или иную научно-популярную книгу, провести наблюдения в природе, сделать наглядное пособие, подобрать материал для стенда. Некоторые учащиеся стараются создать свои домашние уголки живой природы. Таким учащимся я даю указания для постановки опытов дома. Индивидуальные внеклассные занятия по существу являются добровольной разновидностью домашних и внеурочных работ. Внеклассная работа школьников по биологии может быть успешной при условии постоянного руководства ею со стороны учителя. Результаты индивидуальной работы использую затем в качестве иллюстрации при сообщении нового материала на уроках биологии, в заметках стенных газет по биологии.
На уроках биологии я предлагаю учащимся понаблюдать во внеурочное время за тем или иным явлением, привести дополнительные сведения о животном или растении и сказать, где о них можно прочитать подробнее. При этом на следующих уроках нужно всегда выяснить, кто из учащихся провел рекомендованное наблюдение, прочитал книгу, сделал наглядное пособие и т. п., подбодрить и, вовлечь в другую работу.
При массовой работе привлекаю большое количество участников от одного класса до всей школы. Классы активно участвуют в различных общешкольных мероприятиях: «Конкурс рисунков», посвященных какому - либо биологическому празднику,  «Конкурс стенгазет», Самый зеленый класс»…
Используем в своей работе спортивную деятельность, которая способствует здоровому образу жизни учащихся, физической красоте и, естественно, высокой гигиене жизни. Между классами в школе сложились дружеские взаимоотношения, направленные на заботу друг о друге, стремлении помочь друг другу в трудной жизненной ситуации. Ежегодно проводится «Зарница» по физкультуре и биологии («Здоровье - это жизнь»).
На внеклассных занятиях затрагиваем вопросы предупреждения алкоголизма, курения, наркомании, отвечают на вопросы и тесты, рисуют, размышляют. Это помогает предостеречь от раннего курения, употребления алкоголя, нарушений психического здоровья, в нашей школе единичные случаи курения, ведётся работа с этими учениками
Выдерживать большие эмоциональные нагрузки наша нервная система способна лишь при условии, что отрицательные эмоции обязательно чередуются с положительными. Поэтому каждый учитель в нашей школе способствует тому, чтобы перемена занятий была отдыхом. Перемены проходят организованно: дети смотрят поздравления с днём рождения, новые мультфильмы по теме, познавательные и развивающие фильмы по предметным неделям и другие.
Широкое использование во внеклассной работе различных заданий, связанных с проведением наблюдений и экспериментов, развивает у школьников исследовательские способности. Кроме того, конкретность наблюдаемых явлений, необходимость кратко записывать наблюдаемое, сделать соответствующие выводы, а затем рассказать об этом на уроке способствует развитию у учащихся мышления, наблюдательности, заставляет задуматься над тем, что раньше проходило мимо их внимания.
Дневник наблюдений. В процессе внеклассной работы необходимо выработать умения вести и делать зарисовки наблюдаемых явлений. Дневник должен быть принадлежностью каждого наблюдателя, как проводящего индивидуальные опыты и наблюдения, так и работающего по какой-либо общей теме.
Записи наблюдений дают возможность тщательно разобраться в наблюдаемом материале, установить невыясненные вопросы, позволяют найти допущенные ошибки, сделать необходимые выводы.
Ведение дневника – дело трудное, особенно для начинающего исследователя природы. Многие школьники не могут, а поэтому и не любят записывать наблюдения. Чаще это происходит из-за незнания, что нужно отмечать в дневнике наблюдений.
Внеклассная работа разнообразна, и поэтому не может быть принята какая-то единая форма ведения дневника. Внеклассная работа по биологии дает возможность теснее осуществлять связь теории с практикой, воспитывает у них чувство ответственности за порученное дело, умение доводить начатое дело до конца, способствует развитию чувства коллективизма.
Таким образом, внеклассная работа по биологии имеет большое значение как в разрешении учебно-воспитательных задач школьного курса биологии, так и в разрешении многих общепедагогических задач, стоящих перед общеобразовательной школой в целом. Поэтому она должна занимать видное место в деятельности каждого учителя биологии.