Конспект НОД по подготовки к обучению грамоте подготовительная группа


Конспект
НОД по подготовки к обучению грамоте
подготовительная группа
Учитель логопед: Шарифуллина Т.В.
МБДОУ д.сад №1 «Улыбка»
г. Осташков Тверской области
Тема: «АБВГДейка»
Цель: Закрепить знания по подготовке детей к обучению грамоте.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
Продолжать учить проводить звуковой анализ слова
Закреплять умение определять наличие заданного звука в слове.
Формировать умение читать слова, делить слова на слоги.
Закреплять умения заканчивать, дополнять предложение по смыслу с помощью опорных картинок .Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать память и внимание.
Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитывать уважение, взаимопонимание друг к другу.
Развивать умение использовать полученные знания в практической деятельности.
Оборудование: проектор, видео презентация ( отрывок из телепередачи «АБВГДейка», слайды с картинками на выделение звука, картинки на определения количества слогов), магнитная доска, карточки со словами из пословицы, мяч.
Раздаточный материал: набор предметных картинок, карточки с изображением круга, фломастеры.

Ход НОД :Дети заходят в группу, здороваются с гостями.
Учитель логопед : В круг скорее становитесь, крепче за руки беритесь.
Дети встают в круг.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
И играем и поем,
Дружно в группе мы живем. (установка на Н0Д)
Игра «Волшебные звуки»
Логопед: Ребята, а вы знаете, что пропевание некоторых звуков помогает улучшить здоровье? Если у вас начинается насморк, превратитесь в самолет – сделайте глубокий вдох, на выдохе долго и негромко произнесите звук [В]. Если у вас болит горло – превращаемся в комара и на выдохе произносим звук [З]. При кашле поможет превращение в жука с длительным произнесением звука [Ж].
Дети выполняют упражнения стоя, глаза должны быть закрыты, а тело расслаблено.
Логопед:  Запомните эти упражнения и выполняйте, и волшебные звуки всегда придут к вам на помощь.
-Ребята, кто помнит артикуляционную сказку «У бабушки с дедушкой»?
Артикуляционная гимнастика
Толстые внуки приехали в гости (дети надули щечки)
С ними худые – лишь кожа да гости (втянули щеки , не открывая рот)
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (широкая улыбка)
Поцеловать они всех потянулись (имитация поцелуя)
Утром проснулись – в улыбочку губы (широкая улыбка)
Чистили мы свои верхние зубы (язычок двигается между
верхней губой и зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответственные движения языка)
С нижними зубками тоже мы дружим (соответственные движения языка)
Логопед: Ребята, нам пришло ВИДЕО ПИСЬМО. Хотите посмотреть? Рассаживаетесь поудобнее.(Дети садятся полукругом напротив интерактивной доски) Внимание на экран. (Сюрпритзный момент)
Видео. На экране отрывок из телепередачи «АБВГДейка». Герои получили задание учительнице, составить пословицу о дружбе из слов. Они затрудняются. Просят помощи у ребят.
Учитель-логопед: Ребята, поможем клоунам?
-Мы с вами знаем, что прямой путь к успеху – ваши чуткие ушки, внимательные глазки и конечно же правильные ответы. Итак, вы готовы справиться с заданиями?
Дети: Да, конечно.
Логопед: Посмотрите, на доске спрятаны слова, (на карточках нарисованы восклицательный знак на другой стороне слово) вам интересно узнать какая пословица прячется? Открыть мы их сможем, если выполним определенные задания. Согласны?
1 задание «Загадки»
Логопед: Для начала отгадаем загадки :
Один мягкий и свиститДругой твёрдый и шипитТретий вовсе запоётХоть кто его произнесёт… (звук). (Какие звуки вы знаете?)
Черные птички на белой страничкеМолчат, ожидают, кто их прочитает… (буква). 
(А чем буква отличается от звука?)
Сначала я никак не могПрочесть с двух буквСвой первый… (слог).
Звук я к звуку подберуИ его произнесуЕсли буквы в ряд сложуТо его потом прочту…(слово). 
5. Много слов я соберу Меж собой их подружу Понятным будет изложение То получу я …(предложение). 
-Мы загадки отгадали, слово первое открываем.
Педагог предлагает открыть и прочитать первое слово.
2 задание « Найди звук »
На экране картинки: Робот, барабан, ракета, помидор
Логопед: Ребята, скажите, что изображено на экране (робот, барабан, ракета, помидор). Послушайте и назовите звук, который я выделяю, когда произношу эти слова?
Ответы детей: Звук «Р»
Логопед: А теперь нам нужно определить его место в слове.
Ответы детей.
На экране картинки:
Лампа, слон, кресло, пенал Логопед: Посмотрите, и скажите, что изображено на экране (лампа ,слон, кресло, пенал). Послушайте и назовите звук, который я выделяю, когда произношу эти слова?
Ответы детей: Звук «Л».
Логопед: А теперь нам нужно определить его место в слове.
Логопед: -Правильно! Теперь предлагаю выделить эти звуки в других словах, если слышим звук «Л» - хлопаем , если звук «Р» - топаем.
Рама,лама,роза,лоза,вал,вар,торт,порт,болото,работа,укроп,клоп,лампа,рампа,стол,пол,карта,парта,лом,рой. (дети выполняют задание)
- Умницы, и это задание мы выполнили, правильно выделили звуки «Л» и «Р» .
Предлагает открыть и прочитать второе слово.
3 задание «Раздели слово на слога»
Логопед: Посмотрите, ребята, какие интересные картинки!  
Назовите, что изображено на экране.
Дети называют (кукла, машина, мяч, пирамида)
Логопед: -Ребята, из чего состоят слова?
Ответы детей.
-Как узнать, сколько слогов слове?
Ответы детей: (при помощи хлопков, сколько в слове гласных, столько и слогов).
-Правильно, с помощью хлопков определите сколько слогов в слове «Кукла»
Сколько в слове «мяч» слогов (1), сколько гласных звуков? (тоже 1)
Сколько в слове «машина» слогов(3), сколько гласных звуков? (тоже 3)
Сколько в слове «пирамида» слогов 4), сколько гласных звуков (тоже 4)
Скажите ребята, а как назвать эти предметы одним словом? (игрушки)
Логопед: -Молодцы! Сейчас всех в круг я приглашаю вмести с вами поиграю.
Физкультминутка
Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим.
Раз, два, три, четыре, пять! (руки к плечам, вращение плечами вперед и назад).
Руки ставим перед грудью,
В стороны разводим.
Мы разминку делать будем
При любой погоде. (руки перед грудью, рывки руками в стороны).
Руку правую поднимем,
А другую вниз опустим.
Мы меняем их местами,
Плавно двигаем руками. (одна прямая рука, другая вниз, плавными движениями одна рука опускается, а другая одновременно- поднимается).
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте. (ходьба на месте).
Для выполнения следующего предлагает детям сесть за столы.
4 задание «Закончи предложение»
Логопед: ребята скажите, а что такое предложение?
Ответы детей: Это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой.
Логопед: Посмотрите у вас на столе разложены карточки с картинками (самолет, цветок, стол, воздушные шарики, рыба, носок). (работа с раздаточным материалом)
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Закончи предложение». Я начну предложение, а вы с помощью картинки, которая подходит по смыслу закончите его.
- В небе летит…..
- В парке растут…..
-В комнате стоит…..
-У Маши воздушный….
-Рыбаки поймали ……
-Бабушка связала….
Дети поднимают свои картинки и повторяют предложение целиком.
Логопед: Хорошо, и с этим заданием мы справились. Повторите, что такое предложение (Это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой). (индивидуальные ответы детей)
- Замечательно, мы можем открыть четвертое слово.
Предлагает открыть и прочитать четвертое слово.
5 задание «Преврати короткое слово в длинное»
Логопед: А для того, чтобы открыть следующее слово, я предлагаю встать в круг и поиграть.  Я буду бросать каждому из вас мяч и говорить короткое слово, а вы превращать это короткое слово в длинное. Например: кот - котик, во втором слове звуков стало больше, поэтому оно стало длиннее.
-Задание понятно? Игра начинается:  мяч-мячик, стол-столик, машина-машинка, кукла-куколка и т.д.  
                 
-Молодцы дети. Вы правильно придумали длинные слова.
Логопед: Вы ребята очень сообразительные . Вы правильно превратили короткие слова в длинные. Поэтому мы можем открыть еще одно слово.
Открывают и читают пятое слово.
6 задание «Нарисуй букву»
Логопед: Ребята, обратите внимание у вас на столе еще карточки. На них изображен круг. Какую букву он вам напоминает? ( О ) Как вы думаете, в какие буквы можно превратить круг? Правильно, если мы пофантазируем дорисуем элементы, тогда получится другая буква. Сейчас я превращаю вас с волшебных художников! И вы тогда точно сможете обычный круг превратить в яркие, веселые, озорные букв. Раз, два, три, четыре пять начинаем рисовать….. (дети дорисовывают элементы, что бы получилась буква). (звучит музыка, дети рисуют) Ребята, покажите, что у вас получилось. (дети показывают и называют получившиеся буквы)
Логопед: Прекрасно. У нас получились такие разные, яркие буквы. Мы можем открыть последнее слово, прочитать всю пословицу.
Предлагает открыть последнее шестое слово, прочитать пословицу.
« Дерево держится корнями, а человек друзьями.»
На экране видео: клоуны благодарят детей, говорят, что они настоящие друзья. Прощаются.
Логопед: посмотрите, клоуны очень рады и благодарны , что вы им помогли. А вам самим понравилось помогать клоунам? Какое задание было самым интересным? Сложным? Что нового вы узнали? Какое у вас настроение?
И мне понравилось с вами играть и задания выполнять. Вы у меня умнички!
- Ребята ,я для вас приготовила сюрприз (открывает красивую шкатулку) посмотрите - смайлики, они разные радостные, задумчивое, грустные. Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного.
А для гостей другая шкатулка в ней тоже смайлики, если вам было интересно-радостные смайлики, если скучно не интересно - грустный.
Теперь приглашаю всех в круг
Собрались все вмести в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся .
До новых встреч!