Рабочая программа по обучению грамоте для детей с тяжёлыми нарушениями речи 1 дополнительный класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 г. Сковородино
Рассмотрено на заседании ШМО №__________________
Руководитель ШМО____________________
______________________
Протокол №________________
от « »______________________2016г.
Согласовано
Заместитель директора по УВР
_____________________Л.С.Ларина

« »_________________2016 г.
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №3г.Сковордино
__________________ Т.И. Голдынская
Приказ №_________________
« » _______________2016г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Обучение грамоте»

на 2016/2017 учебный год
Классы: 1 дополнительный – 1
(ФГОС НОО обучающихся с ТНР, вариант 5.2, 1отделение)



Программу разработала:
Мельничук С.В.






2016


Содержание
Страницы

I
Пояснительная записка
3

II
Общая характеристика учебного предмета, курса
4

III
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
9

IV
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
9

V
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
10

VI
Основное содержание учебного предмета
18

VII
Контроль предметных результатов
25

VIII
Требования к уровню подготовки обучающихся 1 класса
26

IX
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
29

X
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
40








I. Пояснительная записка

1.1.Адресат
Программа адресована обучающемуся Скачкову Виктору - I дополнительного - 1 класса МБОУ СОШ №3 г.Сковородино ( эксперементальный переход на ФГОС образования для детей с ТНР )


1.2.Название рабочей программы. Нормативно-правовая база.
Рабочая программа по Обучению грамоте для I дополнительного -1 класса разработана на основе:
Примерной программы по русскому языку (Примерные программы начального общего образования. Ч.1. – М.: Просвещение, 2011);
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ ( утверждён приказом МИНОБРНАУКИ России №1598 от 19.12.2014 г.)
Приложение №5 к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ОВЗ от 19.12.2014 г. (вариант 5.2.)
Проекта «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи» от 30.03.2015 г.
Базисного годового учебного плана начального общего образования обучающихся с ТНР (вариант 5.2.), I отделение.
Учебного плана МБОУ СОШ №3 г.Сковородино (приказ № от « » августа 2016г. (экспериментальный переход на ФГОС НОО обучающихся с ТНР).
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №189 от 29.12.2010 «Об утверждении Сан.Пин 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».


1.3. Цели и задачи
Изучение учебного предмета «Обучение грамоте» направлено на достижение следующих целей:
корректировать недостатки речевого развития, создать предпосылки для овладения школьными знаниями, умениями и навыками;
формировать полноценную речевую деятельность как одну из важнейших предпосылок успешного обучения и средства успешной адаптации личности в обществе;
формировать первоначальные навыки чтения и письма, а также обеспечить базовую подготовку к овладению основными принципами русской орфографии (фонетическим, морфологическим, традиционным)
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального образования:
повысить уровень речевого и общего психического развития обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;
осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок;
сформировать фонематические, лексические, морфологические, синтаксические обобщения;
формировать «чувство» языка, умение отличать правильные языковые формы от неправильных;
обеспечить условия для коррекции нарушений устной речи, профилактики и коррекции дислексий, дисграфий и дизорфографий.
выработать навыки правильного, сознательного чтения и аккуратного, разборчивого, грамотного письма;

II .Общая характеристика учебного предмета, курса

2.1. В системе начального общего образования
Предмет «Обучение грамоте» занимает важное место в системе начального общего образования
В основе реализации программы лежит системно ­ деятельностный подход, который определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
1. развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения;
2. освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
3. овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания небольшого объема;
4. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; 5.пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь
Важнейшей особенностью курса развитие речи в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе предметно практической деятельности.

2.2. Специфика учебного предмета
Начальный курс русского языка для обучающихся с ТНР включает следующие разделы: «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Лексика (состав слова, морфология)», «Синтаксис», «Орфография и пунктуация» «Развитие речи», что соответствует программе по русскому языку общеобразовательной школы и обеспечивает возможность перехода обучающихся с ТНР в общеобразовательную школу. Начальным этапом изучения русского языка в I дополнительном и первом классе является учебный предмет «Обучение грамоте». Предмет «Обучение грамоте» входит в образовательную область «Филология» и является первым разделом учебного предмета «Русский язык». Письменная речь (чтение и письмо) представляет собой более сложную форму речевой деятельности. Овладение чтением и письмом характеризует более высокий уровень речевого развития ребенка. Вместе с тем овладение навыком чтения и письма требует достаточно высокого уровня сформированности устной речи, языковых обобщений (фонематических, лексических, морфологических, синтаксических).
В процессе овладения чтением и письмом обучающийся переходит от практического владения устной речью к осознанию языковых процессов.
Учитывая особенности нарушений речи у обучающихся с ТНР, а также психологическую характеристику процессов овладения чтением и письмом, содержание программы в I (I дополнительном) классе по данному разделу предусматривает формирование следующих умений:анализировать предложения на слова; определять слоговую структуру слова; правильно артикулировать звуки; правильно воспроизводить звукослоговую структуру слов, особенно многосложных и со стечением согласных в соответствии с правилами орфоэпии; различать звуки, особенно сходные акустически и артикуляторно, на слух и в произношении; определять различия гласных и согласных, ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких, а также свистящих, шипящих и аффрикат, аффрикат и звуков, входящих в их состав (с-ш, з-ж, ц-с, ч-щ, ч-ц); характеризовать звуки по их основным признакам (согласный - гласный, звонкий - глухой, твердый - мягкий); осуществлять звуковой анализ слов; сравнивать слова по их слоговому и звуковому составу; различать зрительные образы букв, определять их сходство и различие; синтезировать слоги в слова, слова в предложения; овладевать слитным послоговым чтением; правильно понимать читаемые слова, предложения, тексты; каллиграфически правильно воспроизводить зрительные образы букв и слов.
Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
В подготовительный период формируются необходимые речевые и неречевые предпосылки обучения грамоте. Для успешного овладения чтением и письмом обучающиеся должны анализировать предложения на слова, осуществлять слоговой и фонематический анализ, дифференцировать звуки на слух и в произношении, иметь достаточный словарный запас, владеть грамматическим строем речи. Овладение буквенными обозначениями предполагает умение дифференцировать зрительно-пространственные образы букв, а также формирование графомоторных навыков, необходимых для их воспроизведения.
В добукварный период обучения грамоте необходимо привлечь внимание обучающихся к речи, ее звуковой стороне, научить выделять из речевого потока отдельные слова, познакомить с основной функцией слова обозначением предмета, действия, признака предмета. Обучающиеся учатся определять общие, повторяющиеся слова в предложениях, дополнять предложение словом, определять место того или иного слова в предложении.
Лишь после закрепления представлений о слове как значимой единице речи рекомендуется переходить к анализу звукослогового состава слова.
В процессе развития слогового анализа выделяются 3 этапа:
определение слогового состава слова с опорой на вспомогательные приемы (отхлопывание, отстукивание и др.);
определение слогового состава слова с опорой на гласные звуки;
определение количества слогов во внутренней речи (например, по заданию подобрать слова с двумя слогами).
Работа по анализу звуковой структуры слова проводится с учетом онтогенетической последовательности появления различных форм звукового анализа в процессе речевого развития и содержит:
- узнавание звука на фоне слова;
- выделение первого и последнего звука в слове и определение места звука в слове (начало, середина, конец слова);
- определение последовательности, количества, позиционного места звука в слове по отношению к другим звукам (какой по счету звук в слове, перед каким звуком, после какого звука слышится).
Навык узнавания звука на фоне слова в серии заданий по выделению 5 - 6 звуков (последовательно), например а, у, м, ж, р. Работа над каждым звуком начинается с анализа сюжетной картинки. В процессе беседы по картинке выделяется и оречевляется обучающимися соответствующее звукоподражание (а-а - плачет ребенок, у-у - воет волк, м-м - мычит теленок, ж-ж - жужжит жук, р-р - рычит собака).
После воспроизведения звукоподражания обучающиеся учатся слышать этот звук в односложных и двухсложных словах, включающих данный звук и не включающих его (например, определяют, слышится ли жужжание жука в словах жук, окно, пожар, мыло, жираф).
Выделение первого и последнего звука в односложных двухсложных словах, определение места звука: начало, середина, конец.
Прежде всего обучающиеся учатся выделять первый ударный гласный из слова (Оля, Аня, Уля), далее формируется умение выделять первый согласный (не взрывной) из односложных слов (например, звук м в словах мак, мох, мал и др.).
В дальнейшем обучающиеся учатся выделять глухой взрывной звук в конце слова (кот, мак), сонорный звук в конце слова (дым, дом, сон, сын).
Определение последовательности, количества и места звука в слове. Эта форма фонематического анализа является наиболее сложной и формируется у обучающихся с ТНР длительное время. Вместе с тем определение последовательности, количества и места звуков в слове представляет собой важную предпосылку для успешного овладения чтением и письмом.
Развитие этой формы фонематического анализа рекомендуется проводить в букварный период в два этапа: развитие фонематического анализа простых односложных слов (без стечений согласных); развитие фонематического анализа двух-трехсложных слов.
Развитие фонематического анализа односложных слов необходимо проводить с учетом поэтапного формирования умственных действий: а) выполнение действия фонематического анализа с опорой на внешние действия (графические схемы и фишки); б) выполнение действия фонематического анализа в речевом плане; в) анализ звукового состава слова по представлению.
На первом этапе предполагается использование картинок, готовой графической схемы, фишек. Анализируя хорошо знакомые слова (например, ум, ах, мак, дом), обучающиеся последовательно выделяют звуки и закрывают клеточки фишками.
На втором этапе обучающиеся определяют звуковую структуру односложных слов только в речевом плане, без опоры на готовую графическую схему.
На третьем этапе обучающиеся выполняют задание на фонематический анализ в умственном плане (например, выбирают картинки, в названии которых 3 звука, подбирают слова, в которых 3 звука).
В процессе анализа звукослоговой структуры двух-трехсложных слов обучающиеся знакомятся с понятием слог, со слоговым составом слова, анализируют звуковую структуру более сложных слов, усваивают слогообразующую роль гласных.
Фонематический анализ двух-трехсложных слов проводится параллельно по следам слогового анализа.
Предусматривается постепенное усложнение речевого материала, предлагаемого обучающимся для звукового анализа: односложные слова без стечений согласных; слова типа мама, муха; слова типа сахар, каток; слова со стечением согласных в середине слова (мурка, кошка); односложные слова со стечением согласных в начале слова (двор, стол); односложные слова со стечением согласных в конце слова (волк, парк); двухсложные слова со стечением согласных в начале слова (крыша).
Одним из важных звеньев процесса обучения грамоте является формирование у обучающихся с ТНР зрительно-пространственных функций и развитие тонкой ручной моторики.

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный) повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

III. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

3.1. Предметная область
Образовательная область «Филология»
Учебный предмет: «Обучение грамоте».


3.2. Сроки изучения
Согласно федеральному базисному учебному плану( эксперементальный переход на ФГОС образования для детей с ТНР ) для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение учебного курса «Обучение грамоте» в I дополнительном + I классе на ступени начального общего образования отводится не менее 297 ч .
Согласно Учебного плана МБОУ СОШ №3 г.Сковородино (приказ № от « » августа 2016 г (эксперементальный переход на ФГОС НОО обучающихся с ТНР ) на изучение учебного предмета «Обучение грамоте» в I дополнительном – I классе отводится 297 учебных часов.


3.3.Недельное, годовое распределение часов
На изучение учебного курса «Обучение грамоте» в I дополнительном – I классе начальной школы отводится 5 ч в неделю – письмо, 4 ч в неделю – чтение.

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


Главными ценностными ориентирами содержания учебного предмета являются
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников;
формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности;
развитие мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей;
социализация личности младшего школьника.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Результатами освоения программы «Обучение грамоте» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.


5.1Личностные результаты

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

5.2.Метапредметные результаты

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

5.3. Предметные результаты

формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке, как основе национального самосознания;
понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Литературное чтение.
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

5.4. Планируемые результаты изучения курса
5.4.1. для обучающихся
I дополнительного –
I класса


Предметные результаты
представление о русском языке как государственном языке нашей страны, Российской Федерации;
представление о значимости языка и речи в жизни людей;
развитие функций фонематической системы;
развитие базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма;
представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);
знать русский алфавит;
умение различать зрительные образы букв;
усвоение гигиенических требований при письме;
умение графически правильно воспроизводить зрительные образы букв и слов, простые предложения;
овладение разборчивым, аккуратным почерком;
первоначальное овладение навыком письма;
овладение послоговым чтением, правильным пониманием читаемых слов, предложений, текстов;
овладение языковыми обобщениями (фонематическими, морфологическими, синтаксическими);
овладение предпосылками для формирования навыков орфографически грамотного письма;
практические умения работать с языковыми единицами: анализировать структуру простого предложения и слова;
представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;
умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, предложение ( в объёме изученного).
представление о правилах речевого этикета;
адаптация к языковой и речевой деятельности;
потребность и способность к итоговому самоконтролю, умение проверять написанное.
Метапредметные результаты
Регулятивные Обучающийся научится:
принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника в памятках) при работе с учебным материалом;
высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Познавательные Обучающийся научится:
целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;
понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;
преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Коммуникативные Обучающийся научится:
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
принимать участие в диалоге;
задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
принимать участие в работе парами и группами;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
интерес к языковой и речевой деятельности;
представление об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности;
мотивы к творческой проектной деятельности.

6.1. Основное содержание курса

Содержание курса
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение ин формации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердостимягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Ь как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Проверка написанного при помощи сличения с текстом - образцом и послогового чтения написанных слов.
Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка навыка писать большую букву в именах людей и кличках животных.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
обозначение гласных после шипящих (ча ща, чу щу, жи ши);
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
раздельное написание слов;
перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений на основе опорных слов.
Добукварный период.
Звуки речи.
Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава слова. Усвоение звукового и слогового состава слова на ограниченном речевом материале. Произношение и различение звуков, выделение их из состава слова на материале правильно произносимых звуков. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги, определение места ударения. Моделирование ритмического рисунка слова (отхлопывание, отстукивание).
Развитие внимания к языку, способности к обобщениям в сфере языковых фактов.
Выразительное чтение стихотворения, заученного наизусть. Ответы о прочитанном учителем тексте. Умение объединять предметы по существенным признакам. Составление простого предложения.
Развитие двигательных и зрительных умений, направленных на подготовку зрительного и кинестетического анализаторов к восприятию и письму букв и их элементов. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движений руки. Развитие умений ориентироваться на странице тетради, классной доске.
Моделирование букв из различных материалов (палочек, спичек, пластилина, цветной бумаги и т.д.)
Развитие произвольного внимания и слуховой памяти.
Звуки [а], [у], [м], [х], [о], [с], [п], [к], [в], [т], [н], [ы], [з], [л], [э]. Буквы а, у, м, х, о, с, п, к, в, т, н, ы, з, л, э, и.
Чёткое и правильное произнесение всех сохранных и вновь поставленных звуков и их различение на слух. Выделение звуков из состава слова и установление их последовательности в слове.
Составление из букв разрезной азбуки и чтение односложных и двусложных слов, включающих открытые и закрытые слоги (сом, парк, лиса, окно).
Усвоение слов, состоящих из трёх слогов (панама).
Деление слов на слоги и усвоение слогообразующей роли гласной.
Закрепление правила переноса слов указанных слоговых структур.
Звук [и], буква и в начале слова и для обозначения мягкости на письме.
Значение буквы и как слова, служащего для связи слов (Миша, Маша).
Твёрдые и мягкие согласные в сочетании с ы-и.
Звук [ш] и буква ш. Правописание слога ши.
Звук [р] и буква р.
Звук [ж] и буква ж. Правописание слога жи.
Буква е в начале слова и в положении после согласного.
Гласные а, о, у, ы, э, и, е.
Звуки [б], [д] и буквы б, д.
Звуки [г], [г’], буква г.
Дифференциация звуков [с]-[ш], [з]-[ж], [р]-[л],
Звук [ф] и буква ф.
Дифференциация звуков [п]-[б], [с]-[з], [ш]-[ж], [т]-[д].
Дифференциация звуков [к]-[г], [ф]-[в].
Буквы я, ь, ю,ё.
Дифференциация звуков [ч], [т’], [ч], [с’].
Правописание слогов ча-чу и буквосочетаний чк, чн.
Буква й.
Дифференциация й –и.
Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце слова. Различение на слух твёрдых и мягких звуков, стоящих в конце слова, ознакомление с употреблением мягкого знака. Мягкий знак между двумя согласными (коньки, пальто). Деление на слоги с мягким знаком в середине, перенос с мягким знаком.
Разделительный мягкий знак. Разделительный твёрдый знак.
Звук [ц] и буква ц.
Дифференциация звуков [ц]-[с], [ц]-[с’], [ц]-[т’], [ц]-[ч]. Звук [щ] и буква щ. Дифференциация звуков [ш]-щ], [щ]-[с], [щ]-[ч].
Правописание слогов ща – щу.
Формирование умения звуко-буквенного анализа слов, состоящих из 4-5 слогов (перемена, карандаш), слов со стечением согласных (парк, книга). Ударение. Умение распознавать ударение в дву- и четырёхсложных словах, находить ударные и безударные слоги.
Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, деревень.
Предлоги перед словами. Раздельное написание со словами наиболее распространённых предлогов (в, на, у, с, под, над, из, за).
Слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делают? что делать? что делал? что сделал?. Умение ставить вопросы к словам.
Выделение предложений из текста. Деление текста на предложения, предложения на слова, слов на слоги, слогов на звуки. Составление предложений из букв разрезной азбуки с предварительным анализом. Самостоятельное составление предложений из 2-4 слов. Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения. Вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения (предварительное знакомство). Выделение в предложении слов, обозначающих, о ком или о чём говорится, что говорится Установление связи между словами в предложении с помощью вопросов. Соблюдение в устной речи и при чтении пауз и интонаций, соответствующих знакам препинания (в конце предложения, при перечислении).











VII. Контроль предметных результатов
После окончания добукварного периода проводится административная проверка готовности обучающихся к букварному периоду обучения грамоте, где проверяются навыки слого-звуко-буквенного анализа.
В I дополнительном классе проводятся административные контрольные работы и проверка навыков чтения.
Административные контрольные работы: стартовая; итоговая; промежуточные: по итогам первого полугодия в 1 классе.
Количество слов в контрольных диктантах:
1 класс (I полугодие) – 15 – 20 слов;
1 класс (II полугодие) – 20 – 30 слов.
Примерное количество слов для словарных диктантов
1 класс (I четверть) – 5 слов.
Нормы чтения:
1 класс (I полугодие) – 15 – 20 слов.
1 класс (II полугодие) – 20 – 30 слов.

7.1. Планируемый уровень подготовки выпускников
Система языка Фонетика, орфоэпия, графика Обучающийся научится:
различать звуки речи;
понимать различие между звуками и буквами;
устанавливать последовательность звуков в слове и их число;
различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;
определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка; различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
обозначать ударение в слове;
различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;
различать буквы, обозначающие гласные звуки, как показатели твёрдости-мягкости согласных звуков;
определять функцию буквы «мягкий знак» (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.
Обучающийся получит возможность научиться:
наблюдать над образованием звуков речи;
определять функцию букв е, ё , ю, я в слове;
обозначать на письме звук [й’];
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг;
находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании (вода, стриж, день, жить и др.);
Лексика Обучающийся научится:
различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга агник);
различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет;
определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
классифицировать и объединять некоторые слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);
определять группу «вежливых» слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения);
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать слово как единство звучания и значения;
на практическом уровне различать многозначные слова (простые случаи), слова, близкие и противоположные по значению;
подбирать слова, близкие и противоположные по значению при решении учебных задач;
на практическом уровне различать слова-названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов.
Морфология Обучающийся получит возможность научиться:
различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);
соотносить слова-названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
соотносить слова-названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
соотносить слова-названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
различать названия предметов, отвечающие на вопросы к т о? ч т о?
Синтаксис Обучающийся научится:
различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
выделять предложения из речи;
соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;
соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);
составлять предложения по схеме, рисунку, на заданную тему (например, на тему «Весна»);
писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;
сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), на интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.
Орфография и пунктуация Обучающийся научится:
применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч ,щ (в положении под ударением); перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов дан в учебнике); знаки препинания конца предложения ( . ? !);
безошибочно списывать текст с доски и учебника; соотносить печатную и письменные буквы;
писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб);
применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;

87.2. Перечень контрольных работ
Обучение грамоте

п\п

Класс

Чтение

Письмо

1
I дополнительный
1 (адм)
1(адм)




1 (списывание)

2
первый
1 (адм)
1(адм)



1 промеж
1промеж




1 (списывание)


Итого
3
5



7.3. Система оценки по предмету
  Согласно нормам СанПиН 2.4.11.78.-.02 учащимся I дополнительного, 1 класса оценки (отметки) не выставляются.
Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС.
- динамика результатов формирования личностных и метапредметных. УУД.
Данные мониторинга сформированности личностных, метапредметных и предметных УУД отражены в индивидуальных картах учащихся, речевых картах детей.. В них фиксируются результаты мониторинга на начало и конец учебного года. На основании данных сформированности предметных УУД оформляются графики состояния предметных навыков за все годы обучения ребёнка.
Оценкой личностных результатов также является оценка личностного прогресса ученика, которая реализуется в рамках накопительной системы оценивания. Накопительная система представлена в виде портфолио. Материалы портфолио, характеризуют достижения обучающихся в рамках учебной , внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности, результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах и др. Материалы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального общего образования, закреплённых в Стандарте.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. В технологической карте педагога отмечается на каком уровне сформированы предметные УУД ( оптимальный, допустимый и недопустимый уровень) у учащихся класса. Портфель достижений школьника – папка, в которую помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником заданий, работ, содержащих оценку (словесную характеристику его успехов и советов по улучшению, устранению возможных недостатков)
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.


Распределение часов внутри учебного курса «Обучение грамоте»
I дополнительный класс
Класс
Содержание




Добукварный период:

подгот.
Кол-во часов
Чтение
Кол-во часов
Письмо



Знакомство с учебником "Азбука". Понятия: язык, речь устная и письменная

Знакомство с тетрадью. Элементы тетради (обложка, титульный лист). Первые учебные принадлежности для письма. Знакомство с шариковой ручкой и правилами обращения с ней при письме. Правила посадки при письме. Знакомство с разлиновкой тетради. Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Гигиенические правила письма. Подготовка руки к письму. Разные типы штриховки. Обводка предметов по контуру. Письмо элементов букв (овал, полувал, прямая наклонная короткая линия), узоров, бордюров.



Предложение.
Слово. Членение предложений на слова (с использованием графических схем).

Рабочая строка. Верхняя и нижняя линия рабочей строки. Подготовка руки к письму. Гигиенические правила письма. Разные типы штриховки. Обводка предметов по контуру. Письмо элементов букв (овал, полувал, прямая наклонная короткая линия, короткая наклонная линия с закруглением влево, петля), узоров, бордюров.



Слог. Деление слов на слоги (с использованием графических схем).

Письмо овалов и полуовалов. Подготовка руки к письму. Правила посадки при письме. Деление слов на слоги (с использованием графических схем). Графическое изображение слова, делённого на слоги.



Слог, ударение. Деление слов на слоги; определение количества слогов в слове; постановка ударения в словах.

Подготовка руки к письму. Освоение правил посадки при письме. Деление слов на слоги (с использованием графических схем). Графическое изображение слова, делённого на слоги. Знак ударения в схеме-модели слова. Штриховка и обводка предметных рисунков.



Представление о звуке. Гласные звуки. Слогообразующая роль гласных

Письмо длинных прямых наклонных линий. Освоение правил правильной посадки при письме. Штриховка и обводка предметных рисунков. Деление слов на слоги, графическое изображение слога в схеме- модели. Знак ударения в схеме-модели слова.



Согласные звуки. Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных звуков. Слияние согласного звука с гласным.

Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо). Соблюдение правил правильной посадки при письме. Штриховка и обводка предметных рисунков. Слого-звуковой анализ слов. Деление слов на слоги (с использованием графических схем). Графическое изображение слова, делённого на слоги. Знак ударения в схеме-модели слова



Твёрдые и мягкие согласные. Дифференциация.

Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево) Письмо длинных наклонных линий с закруглением внизу (вправо). Соблюдение правил правильной посадки при письме. Деление слов на слоги (с использованием графических схем). Графическое изображение слова, делённого на слоги. Знак ударения в схеме-модели слова



Слого-звуковой анализ слов, соотнесение слова со схемой. Понятие о слиянии.

Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий. Слого-звуковой анализ слов. Штриховка и обводка предметных рисунков.


Букварный период –




Звук и буква «А».

Строчная буква «а». Заглавная буква «А»



Звук и буква «У».

Строчная и заглавная буква «у», «У».



Звуки и буква «М, М’».

Строчная буква «м». Заглавная буква «М».



Звуки и буква «Х, Х’».

Строчная буква «х». Заглавная буква «Х».



Звук и буква «О».

Строчная буква «о». Заглавная буква «О».



Дифференциация звуков и букв А – У – О.

Письмо слогов и слов с изученными буквами. Слого-звуковой анализ слов с изученными буквами. Комментированное письмо слогов, слов с изученными буквами.



Звуки и буква «С, С’».

Строчная буква «с». Заглавная буква «С».



Звуки и буква «П, П’».

Строчная буква «п». Заглавная буква «П».



Звуки и буква «К, К’».

Строчная буква «к». Заглавная буква «К».



Звуки и буква «В, В’».

Строчная буква «в». Заглавная буква «В».



Звуки и буква «Т, Т’».

Строчная буква «т». Заглавная буква «Т».



Звуки и буква «Н, Н’».

Строчная буква «н». Заглавная буква «Н».



Звук и буква «Ы».

Строчная буква «ы».



Звуки и буква «З, З’».

Строчная и заглавная буквы З,з.



Звуки и буква «Л, Л’».

Строчная и заглавная буквы Л,л.



Звук и буква «Э».

Строчная и заглавная буквы Э,э.



Звук и буква И

Строчная и заглавная буквы И,и.



Дифференциация И – Ы.

Письмо слогов и слов с буквами и,ы.



Звук и буква «Ш».

Строчная и заглавная буквы Ш,ш.



Звуки и буква «Р, Р’».

Строчная и заглавная буквы Р,р.



Слова, которые отвечают на вопросы КТО?,ЧТО?

Письмо слогов и слов с изученными буквами.



Звук и буква «Ж».

Строчная и заглавная буквы Ж,ж.



Гласные звуки и буквы Аа, Оо, Уу, ы, Ээ, Ии.

Письмо слогов и слов с изученными буквами.



Звукосочетание и буква «Е».

Строчная и заглавная буквы Е,е.



Звуки и буква «Б, Б’».

Строчная и заглавная буквы Б,б.



Звуки и буква «Д, Д’».

Строчная и заглавная буквы Д,д.



Закрепление изученного. Деление слов на слоги.
Перенос слов.

Письмо слогов и слов с изученными буквами. Деление слов на слоги. Перенос слов.



Звуки и буква «Г, Г’».

Строчная и заглавная буквы Г,г.



Дифференциация Э – Е.

Письмо слогов и слов с буквами э,е.



Дифференциация С – Ш.

Дифференциация звуков и букв С – Ш.



Чтение и анализ сказки «Кот и петушок»

Письмо слогов и слов с изученными буквами.



Дифференциация З – Ж.

Дифференциация звуков и букв З – Ж.



Дифференциация Р – Л.

Дифференциация звуков и букв Р – Л.



Звук и буква Ф, Ф’.

Строчная и заглавная буквы Ф,ф.



Звонкие и глухие согласные. Дифференциация П – Б.

Дифференциация звуков и букв П – Б. Упражнение в проверке парных согласных на конце слова.



Дифференциация С – З. Правило проверки парных согласных на конце слов.

Дифференциация звуков и букв С – З. Упражнение в проверке парных согласных на конце слова.



Дифференциация Ш – Ж.. Правописание ЖИ – ШИ.

Дифференциация звуков и букв Ш – Ж. Правописание ЖИ – ШИ.



Дифференциация Д - Т.

Дифференциация звуков и букв Д – Т. Упражнение в проверке парных согласных на конце слова.



Правило проверки парных согласных на конце слов.

Упражнение в проверке парных согласных на конце слова.



Дифференциация К – Г.

Дифференциация звуков и букв К – Г. Упражнение в проверке парных согласных на конце слова.



Дифференциация Ф – В.

Дифференциация звуков и букв Ф– В. Упражнение в проверке парных согласных на конце слова.



Звукосочетание и буква «Я».

Строчная и заглавная буквы Я,я.



Буква «Ь» мягкий знак – показатель мягкости согласных. Разделительный «Ь» мягкий знак

Строчная буква ь.



Звукосочетание и буква «Ю»

Строчная и заглавная буквы Ю,ю.



Звонкие и глухие согласные. Дифференциация.

Упражнение в проверке парных согласных на конце слова.



Звукосочетание и буква «Ё».

Строчная и заглавная буквы Ё,ё.



Звук и буква «Ч».

Строчная и заглавная буквы Ч,ч.



Дифференциация Ч - Т.

Сопоставление и письмо слогов и слов с буквами Ч-Т.



Дифференциация Ч - С.

Сопоставление и письмо слогов и слов с буквами Ч-С.



Повторение изученного материала.
Проверочные работы (списывание с печатного текста, письмо под диктовку букв, слогов, слов, 2 – 3 предложений).

Письмо слогов и слов с изученными буквами.
Проверочные работы ( списывание с печатного текста, диктант слов и предложений с изученными буквами).





Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1.Материально-технические средства.
Компьютер
Телевизор
Музыкальный центр
Аудиторная доска с магнитной поверхностью
Интерактивная доска.
2. Печатные пособия
Таблицы,
наборы магнитных букв,
наборы схем

Приложение
Календарно - тематическое планирование

























13PAGE 15


13PAGE 143315




Заголовок 2 Заголовок 315