Программа Формирование профессионального и личностного самоопределения старшеклассников

Комитет по образованию
администрации Ханты-мансийского района

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа п. Сибирский»







Развивающая
психолого-педагогическая программа


«Формирование личностного и профессионального самоопределения старшеклассников»

на 2012-2015 годы

Педагог-психолог: Ю.В.Стенникова







г.
Пояснительная записка.
В современных условиях образование рассматривается как социокультурный процесс, в котором происходят формирование мировоззрения и выработка жизненной позиции личности, ценностные трансформации, развиваются способы деятельности, способствующие становлению системы жизненных ориентаций школьников, определяются профессиональные и социальные перспективы личностного развития.
Усиление интереса к проблеме профессионального самоопределения личности как процесса выбора профессии и самореализации в ней обусловлено практическим запросом, сформированным в условиях экономических преобразований, происходящих в нашей стране. Поворот российского образования к личностному и профессиональному развитию в условиях школьного обучения поставил принципиальный вопрос о разностороннем развитии личности школьника. При этом определился очень важный аспект – за школьником закрепился статус субъекта образования и собственной жизни, обладающего индивидуальностью, правом выбора, рефлексией, самоактуализацией.
В условиях модернизации системы отечественного образования в качестве одной из важнейших задач образовательного учреждения стоит создание оптимальных условий профессионального самоопределения личности, способной плодотворно жить в современном обществе и преобразовывать его, самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения, позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности, в том числе профессиональной. Системообразующим фактором личностного самоопределения является профессиональное самоопределение, понимаемое в педагогической науке как процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде (Е.А. Климов).
Этот длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей происходит на протяжении всего жизненного и профессионального пути. Эффективность профессионального самоопределения личности зависит от характера педагогического сопровождения данного процесса, управления данным процессом, то есть создания оптимальных условий для самостоятельного, осознанного выбора школьниками будущей профессиональной деятельности.
Старший возраст – возраст ранней юности, один из самых сложных и наиболее важных и ответственных в плане формирования личности периодов, выступает как своеобразная черта между детством и взрослостью, переход к истокам взрослой самостоятельной жизни. Для старшего школьника приобретают особую актуальность задачи личностного и профессионального самоопределения, как определения себя и своего места в мире.
Юношу и девушку волнуют многие серьёзные вопросы: как найти своё место в жизни, выбрать дело в зависимости от своих возможностей и способностей, в чём смысл жизни, как стать настоящим человеком, хорошим семьянином и многое другое. Таким образом, речь идёт о необходимости формирования личности, способной к самоопределению – осознанному выбору, сделанному на основе собственных ценностей.
Личностное самоопределение включает в себя построение целостного замысла жизни, самопроектирование себя в будущем.
При самоопределении необходимо опираться на четыре основных понятия:
Профессиональное самоопределение – частный случай личностного. Не может быть осознанного выбора профессии без осознанного выбора жизненного пути, без глубокого самопознания. Необходимо беседовать о том, как каждая профессия влияет на всю жизнь человека в целом, на стиль его жизни. Необходимо решить для себя: а как же мы будем жить? И только потом выбирать профессию, которая реализует именно такую стратегию жизни. Чтобы ответить на этот вопрос, подростку предстоит пройти длинный путь: Осознать и понять себя, свои способности, желания. Не приходят ли эти желания в противоречие с реальностью. Поставить цели.
Понимание себя как индивидуальности. Необходимо изучение себя как личности – познавательные процессы, индивидуальный стиль деятельности, эмоционально волевую сферу деятельности, характер, темперамент.
Гибкий и глубокий подход к информации о профессиях. Важно давать учащимся как можно больше критериев классификации профессий, возможность видеть каждую профессию с разных углов зрения. Внутри каждой профессии определить множество специальностей, предполагающие совершенно разные типы деятельности. Важно и объективное представление о профессиях. Здесь необходимо беседовать о типичных мифах о профессии и типичных ловушках профессионального выбора.
Активное осуществление сделанных выборов. Выбор профессии, выбор жизненного пути тем и отличается от мечты или фантазии, что должен осуществляться. Осознав, кто я, что хочу, что я умею, подросток должен сделать выбор. Когда сделан выбор, цель поставлена, нужно наметить шаги к её решению и начать их осуществлять. Старшеклассники оказываются перед необходимостью выбора дальнейшего направления собственной деятельности. Ребятам впервые в жизни предстоит совершить столь серьёзный шаг, от которого будет зависеть их дальнейшая судьба, их путь к успеху. И в этом им надо помочь.
Важным направлением развития личности, способной к самореализации, является также наличие мотивации, потребности в саморазвитии и самореализации.
Можно также определить качества, характеризующие личность, способную к самореализации: активность, целеустремлённость, самостоятельность, ответственность за события своей жизни, устойчивость и широта жизненных ценностей.
В современных условиях к конкурентно- способной личности предъявляется ещё одно новое требование – умение восстанавливать свою эмоциональную форму, поддерживать благополучие в состоянии здоровья.
И главный результат нашей работы – успешное жизненное становление человека, во многом связанное с успешным профессиональным самоопределением. А умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь формируется в школе. Формирование личности, способной к самоопределению и саморазвитию, является одной из важнейших задач современной школы. Однако, данная задача не всегда успешно решается. Одной из причин такой ситуации является недостаток педагогических технологий формирования успешного профессионального и личностного самоопределения.
Оказать ученику поддержку в выборе дальнейшего пути обучения, профессиональном и личностном самоопределении может педагог-психолог, который выступает координатором целостного педагогического процесса.

Цель программы: Создание условий, способствующих личностному и профессиональному самоопределению обучающихся.
Основные задачи программы:
Активизация и развитие процесса самопознания личности учащихся.
Изучение интересов, потребностей, склонностей старшеклассников, выявление их индивидуальных особенностей;
Формирование мотивации осознанного и целенаправленного выбора будущей профессии, осознание важных жизненных ценностей;
Создание индивидуального образовательного маршрута, способствующего личностному и профессиональному самоопределению школьника.

Актуальность данной темы. Исследование проблемы формирования личностного и профессионального самоопределения старшеклассников и успешной социализации в обществе позволило выявить ряд противоречий:
между выбором профессии и отсутствием у школьников необходимых знаний о профессии, о себе, о мире профессионального труда;
между личностными возможностями школьников и требованиями, предъявляемыми профессией к человеку;
между профессиональным самоопределением школьников и невостребованностью выбираемых ими профессий на современном рынке труда;
между социальным заказом на подготовку грамотного, ответственного, критически мыслящего выпускника общеобразовательной школы, социально ориентированного, готового самостоятельно и реалистично определять свои жизненные, в том числе профессиональные перспективы, и современным состоянием решения этой проблемы в школе.

Научно-методические основания программы.
Актуальность данной проблемы имеет своё отражение в психологических исследованиях.
В педагогике и психологии проблема самоопределения глубоко рассмотрена Л.И.Божович, которая понимала его как выбор будущего пути, потребность нахождения своего места в труде, в обществе, жизни, поиск цели и смысла своего существования, потребности найти своё место в общем потоке жизни.
И.В.Дубровина считает, что основным психологическим новообразованием юношеского возраста следует считать психологическую готовность к самоопределению, которая предполагает:
а) сформированность на высоком уровне психологических структур, прежде всего самосознания;
б) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, ценностные ориентации и временные перспективы;
в) становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов каждым старшеклассником.

Данная программа основана на концепции профессионального становления личности, в основу которой положена работа М.Ю.Савченко, основы формирования профессионального самоопределения личности Е.А Климова, программы профессионального самоопределения «Я и моя профессия» Г.В.Резапкиной.

Методы формирования личностного и профессионального самоопределения: базовые и ситуативные.
В качестве базовых выдвигаются следующие:
- убеждение – интеллектуально – эмоциональное воздействие на сознание, чувства, волю воспитанников, основанное на логике, доказательствах с целью выработки у них собственных взглядов и нравственных критериев.
- внушение – механизм воздействия на сознание личности, оно способствует снятию противостояния человека и оберегает его от заблуждений и ошибок.
- подражание – метод, способствующий осознанному или неосознанному следованию примеру, образцу действий, манере поведения, общения.
В группу ситуативных методов входят:
- тренинги самопознания, саморегуляции, личностного роста, формирование уверенности, навыков общения;
- классные часы, часы общения, круглые столы;
- беседы: индивидуальная, групповая, общение с родителями;
- интерпретация притч, легенд, афоризмов, пословиц по проблемам выбора нравственной позиции, смысла жизни;
- сюжетно – ролевая игра .

Структура программы и содержание программы:

Возрастная категория учащихся: 9-11 классы.
Программа рассчитана на 3 года (включает 68 занятий).
9 класс – 34 часа, 10 класс – 17 часов, 11 класс – 17 часов.

Реализация программы предполагает следующие этапы:
1 этап – диагностический (9 класс – первое полугодие)
2 этап - основной – практический (9 класс второе полугодие – 10 класс – 11 класс первое полугодие)
3 этап – диагностико – прогностический (11 класс второе полугодие)
4 этап – заключительно – обобщающий (выпуск 11 класса).

Принципы построения данной программы:
*толерантность;
*сочетание фронтального и индивидуального подхода в воспитании; *педагогическое сотрудничество;
*оптимальность и эффективность;
* содействие успешному продвижению школьника в выбранном им виду
деятельности.
Формы организации занятий:
- комбинированный урок;
- урок – встреча;
- урок с элементами тренинга;
- дискуссия;
- психологический классный час;
- ролевая игра;
- экскурсия;
- тренинг;
- индивидуальная и групповая беседа;
- урок – практикум;
- круглый стол;
- час общения;
- урок – консультация;
- турнир;
- деловая игра.

Методы и приемы, используемые в процессе проведения занятий:
- информирование (расширение кругозора);
- психологическая диагностика;
- моделирование;
- драматизация;
- работа в парах, тройках;
- групповая дискуссия;
- игра;
- анализ различных ситуаций;
- проективные рисуночные и вербальные методы.

Диагностические методики
Название методики:
Цель:

Анкета «Ваши профессиональные намерения».

Выявить степень сформированности профессиональных намерений старшеклассников.

« Дифференциально – диагностический опросник».

Выявление профессиональных склонностей учащихся.

Карта интересов Голомштока.
Определение области интересов обучающегося.

Опросник Айзенка.

Определение типа личности, черт характера.

Опросник ОПП (опросник профессиональных предпочтенийЛ.Н.Кабардовой)
Выявление профессиональных предпочтений выпускников.

Методика изучения коммуникативных и организаторских умений
Определение уровня коммуникативных и организаторских умений обучающихся.

Профессиональный тип личности (Методика Голлонда)
Выявление профессионального типа личности.

Формула темперамента.

Изучение типов темперамента.

Тест «Вы умеете быть счастливым?»



Методика «Определение сформированности ценностных ориентаций» Б.С. Круглов.

Определение сформированности ценностных ориентаций.


Приёмы и техники (игры, упражнения), используемые на занятиях:
1. Направленные на развитие коммуникативных качеств обучающихся:
«Фраза по кругу», «Наши недостатки», «Карусель», «Общение – это».
2. Направленные на развитие способности давать и получать обратную связь:
«Я тебя понимаю», «Ассоциации», «Наши недостатки», «Портрет», «Какого я цвета?», «Стул откровений».
3. Направленные на повышение степени самопринятия и самоуважения у обучающихся:
«Самопрезентация», «Кто Я», «12 Я», «Какой Я», «Список ценностей», «Самый – самый», «Моё качество» и другие.
4. Направленные на формирование навыков уверенного поведения:
«Моё поведение», «Сила слова», «Зеркало», «Круг уверенности», «Хозяин».
5. Направленные на развитие способности к достижению намеченных целей:
«Как достигать целей», «Желание», «Требование»,
6. Направленные на формирование временной перспективы:
«Рисуем время», «Рисунок будущего», «Формулируем цель своей жизни»,
7. Игры, упражнения активизации процессов профессионального и личностного самоопределения старшеклассников:
«Оценка своих навыков и способностей», «Угадай профессию», «Назови профессию», «Профессия – специальность», «Цепочка профессий», «Подарок», «Самая – самая», «Профессия на букву», Рисунок «Моя будущая профессия», «Аукцион», «Презентация профессии», «Мои жизненные и профессиональные планы».

Учебно - тематический план
1 год обучения (9 класс)
«Я и мир профессий»

п/п
Тема
Общее количество часов
В том числе

теоретические практические

1.
Вводное занятие. Стартовая диагностика.
1
0,2
0,8

2.
Внутренний мир человека и возможности его познания.
1
0,4
0,6

3.
Что я знаю о своих возможностях?
1
0,3
0,7

4.
Представление о себе и проблема выбора профессии.
1
0,6
0,4

5.
«Секреты» выбора профессии («хочу» «могу» «надо»).
1
0,8
0,2

6.
Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»).
1
0,2
0,8

7.
Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»).
1
0,2
0,8

8.
Социальные проблемы труда («надо»).
1
0,8
0,2

9.
Процесс и условия труда.
1
0,8
0,2

10.
Социально-психологический портрет современного профессионала.
1
0,4
0,6

11.
Основные признаки профессиональной деятельности.
1
0,7
0,3

12.
Здоровье и выбор профессии.
1
0,4
0,6

13.
Свойства нервной системы в профессиональной деятельности.
1
0,4
0,6

14.
Темперамент в профессиональном становлении личности.
1
0,3
0,7

15.
Ведущие отношения личности и типы профессий.
1
0,7
0,3

16.
Эмоциональные состояния личности.
1
0,4
0,6

17.
Волевые качества личности.
1
0,4
0,6

18.
Характер человека и профессия.
1
0,4
0,6

19.
Память. Способность к запоминанию.
1
0,3
0,7

20.
Способность быть внимательным.
1
0,3
0,7

21.
Способность устанавливать связи и закономерности между понятиями.
1
0,3
0,7

22.
Особенности мышления.
1
0,3
0,7

23.
Тренинг способностей.
1

1

24.
Многообразие мира профессий. Классификации профессий.
2
0,7
0,3

25.
Знакомство с учебными заведениями Ханты-Мансийского округа.

2
2


26.
Человек среди людей. Тренинг общения.
1
0
1

27.
Современный рынок труда и его требования к профессионалу.
1
0,7
0,3

28.
Пути получения профессий.
1
0,8
0,2

29.
Ошибки в выборе профессии.
1
0,8
0,2

30.
Навыки самопрезентации.
1

1

31.
Личный профессиональный план.
1
0,2
0,8

32.
Итоговая диагностика.
1

1

Итого:
34
15,4
18,6




Содержание программы
1-года обучения 9 класс «Я и мир профессий»
(34 часа, 1 час в неделю)
Вводное занятие. Стартовая диагностика(1 час).
Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по психологии и основам выбора профессий. Дневник выбора профессий. Практическая работа. Входная диагностика.
Внутренний мир человека и возможности его познания (1час).       Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей. Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний психологический мир человека.       Практическая работа. Составление «дерева» психологических качеств.
Что я знаю о своих возможностях?(1час). Анкетирование. Упражнение «Кто Я?». Идеографический тест (модификация методики Э.Махони)
Представление о себе и проблема выбора профессии (1 час).
Образ «Я». Структура образа «Я». Методика Кто я?
Секреты выбора профессии (1 час).
Хочу – склонности, интересы, желания.
Могу – человеческие возможности.
Надо – потребности рынка труда в кадрах. Профессия, специальность, должность.
Склонности и интересы в профессиональном выборе (1 час).
Диагностические процедуры.
Методика «Карта интересов».Опросник профессиональной готовности, актуализация профессиональных интересов.
Возможности личности в профессиональной деятельности (1 час).
Понятие профпригодности. Профессионально значимые качества. Активная роль личности в выборе профессии. Диагностические процедуры. Методика самооценки.
Социальные проблемы труда( 1 час).
Разделение труда.
Содержание и характер трудовых функций. Специализация, квалификация, культура труда. Цель труда и его результаты.

Процесс и условия труда (1 час).
Современные требования к труду, условия труда. Письменная работа на тему: Труд в современном обществе.
Социально – психологический портрет современного профессионала
( 1 час).
Предприимчивость, интеллектуальность, ответственность. Психология принятия решений.
Основные признаки профессиональной деятельности (1 ч).      Классификация профессий   Способы классификации профессий. Профессии типа «человек  человек», «человек  техника», «человек  природа», «человек  знаковая система», «человек  художественный образ».
Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности.       Здоровье и выбор профессии (1час).
Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность.
Роль активного отдыха в зависимости от условий и режима работы.
  Практическая работа. Работа с «Анкетой здоровья».      Свойства нервной системы в профессиональной деятельности (1 час).       Общее представление о нервной системе и ее свойствах (сила, подвижность, уравновешенность).       Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы. Возможность компенсации свойств нервной системы за счет выработки индивидуального стиля деятельности.       Диагностические процедуры. Теппинг-тест; проба Ланчиса.       Темперамент в профессиональном становлении личности (1 час).       Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности.
      Диагностические процедуры. Опросник Айзенка.
Ведущие отношения личности и типы профессий (1час).       Отношение к деятельности (удовлетворенность трудом, местом работы, профессией).       Отношение к людям (профессиональные взаимоотношения). Отношение к самому себе. Особенности самовосприятия и самооценивания.       Отношение к предметному миру.
Эмоциональные состояния личности (1 час).
Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. Основные формы эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, фрустрация, стрессовые состояния). Тест эмоций. Ознакомление с простейшими приемами психической саморегуляции.
Волевые качества личности (1 час).
Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли.  Роль воли в процессе принятия профессиональных решений.       Диагностические процедуры. Опросник «Какая у меня воля?».
Характер человека и профессия (1 час).
Понятие «характер». Анализ способов формирования характера. «Азбука характера». Практические упражнения.
Память. Способность к запоминанию (1 час).
Общее представление о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение). Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности. Условия развития памяти.       Диагностические процедуры. Методики «Воспроизведение рядов цифр» (выявление объема кратковременной слуховой памяти); «Ассоциативное воспроизведение содержания понятий» (выявление объема долговременной словесной памяти).    
  Способность быть внимательным (1 час).
Общее представление о внимании (объем, устойчивость, распределение, избирательность). Наблюдательность как профессионально важное качество. Условия развития внимания.
Способность устанавливать связи и закономерности между понятиями (1 час).       Способность к выявлению и установлению связей как условие эффективности профессионального труда. Основные типы связей.
Особенности мышления (1 час).
Мышление и его особенности. Развитие мышления.
      Диагностические процедуры. Тест интеллектуального потенциала.
Тренинг способностей (1 час).
Интеллектуальный поиск. Тренинг способностей учащихся. Игры и упражнения. Многообразие мира профессий. Классификации профессий (1 час).
Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности в профессии. Практическая работа по составлению словаря профессий. Формула профессии.
Знакомство с учебными заведениями Ханты-Мансийского округа (1 час).
Человек среди людей (1 час).
Совместная деятельность в коллективе. Психологическая совместимость. Тренинг общения.
Современный рынок труда и его требования к профессионалу (1 час).
Виды предприятий и форм собственности. Конкуренция.
Банки данных о рабочей силе. Безработица.

Пути получения профессий (1 час).

Ошибки в выборе профессии (1 час).
Знакомство с правилами грамотного выбора профессии. Возможности ошибок и их последствий. Игра «Оптимисты и скептики».

Навыки самопрезентации (1 час).
Основы самопрезентации. Составление резюме. Ролевая игра «Интервью».
Личный профессиональный план( 1 час).
Типы учебных заведений. Возможности роста. Письменная работа: Мой путь в профессию.
Как достичь успеха в профессии.
Итоговая диагностика (1 час).



Учебно - тематический план
2 год обучения (10 класс)
«Самоопределение»

п/п
Тема
Общее количество часов
В том числе

теоретические практические

1.
Понятие о личности.
1
0,6
0,4

2.
Ценностные ориентации личности.
1
0,4
0,6

3.
Отношение к окружающим людям.
1
0,3
0,7

4.
Конструктивное взаимодействие. Тренинг общения.
2

2

5.
Потребности человека.
1
0,2
0,8

6.
Конфликт. Стили разрешения конфликтов.
1
0,6
0,4

7.
«Два полюса, два материка» Взаимоотношение юношей и девушек.
2

2

8.
Дружба. Её истоки.
1
0,5
0,5

9.
Любовь.
1
0,5
0,5

10.
Законы нравственности.
1
0,4
0,6

11.
«Семья.Как много в этом слове»
1
0,4
0,6

12.
Круглый стол «Отцы и дети»
1

1

13.
Как стать успешным.
1
0,3
0,7

14.
Профессиональное самоопределение.
1
0,3
0,7

15.
Искусство жить. Как быть счастливым.
1
0,2
0,8

Итого:
17
3,8
13,2

Содержание программы
2-года обучения 10 класс «Самоопределение»
(17 часов, 2 часа в месяц)
Понятие о личности (1 час).
Формирование и развитие навыков самопознания. Самопознание личностных качеств. Тестовая методика «Личность».
Ценностные ориентации личности (1 час).
Ценностные ориентации человека. Формирование навыков самовыражения.
Отношение к окружающим людям (1 час).
Оценка стиля межличностного взаимодействия. Тест «Стили взаимодействия с окружающими».
Конструктивное взаимодействие. Тренинг общения (2 часа).
Развитие навыков конструктивного взаимодействия. Игры и упражнения.
Потребности человека (1 час).
Самопознание потребностей. Практическая работа.
Конфликт. Стили разрешения конфликтов (1 час).
Понятие «конфликт». Анализ ситуаций. Основные стили разрешения конфликтов. Тест «Стили разрешения конфликтов»
«Два полюса, два материка» Взаимоотношение юношей и девушек. Гендерный тренинг (2 часа).
Гендерное воспитание подростков; Развитие навыков конструктивного общения, культуры взаимоотношений, умения слушать и высказываться на различные темы, развитие эмпатии.
Дружба. Её истоки (1 час).
Правила настоящей дружбы. Факторы, влияющие на дружеское расположение. Тест «Настоящий друг». Анализ ситуаций.
Любовь (1 час).
Любовь в жизни человека. Разные стороны чувства любви. Дискуссия.
Законы нравственности (1 час).
Нравственная культура. Нравственный выбор. «Золотое правило нравственности». Анализ ситуаций.
Семья. Как много в этом слове (1 час).
Семья. Функции семьи. Методы конструктивного разрешения семейных конфликтов. Разыгрывание ситуаций. Методика «РОП» (ролевые ожидания и притязания в браке).
Круглый стол «Отцы и дети»(1час).
Цель: научить родителей умению вести диалог с детьми, поискать варианты решения волнующих учащихся вопросов, помочь родителям и детям ближе понять друг друга.
Как стать успешным (1час).
Цель тренинг -игры: повышение у учащихся уровня профессиональной зрелости, то есть способности сделать профессиональный выбор. Упражнения личностного роста. Профориентационные упражнения.

Профессиональное самоопределение (1 час).
Опросник по построению личной профессиональной перспективы. Профориентационные игры и упражнения.
Искусство жить. Как быть счастливым (1 час).
Составляющие счастья. Правила счастливого человека. Анкета «Счастлив ли Я?»









Учебно - тематический план
3 год обучения (11 класс)
«Как стать успешным»

п/п
Тема
Общее количество часов
В том числе

теоретические практические

1.
Формула успеха. Кто такие успешные люди.
1
0,3
0,7

2.
Профессиограмма и анализ профессий.
1
0,3
0,7

3.
Роль мотивов жизненных ценностей в профессиональном выборе.
1
0,6
0,4

4.
Диагностический блок.
Эмоционально-личностная сфера.
1

1

5.
Способности.
1

1

6.
Профессиональные интересы и склонности.
1

1

7.
Работа с результатами диагностики.
1

1

8.
Практический блок.
Умение учитывать сильные и слабые стороны при выборе профессии .
2

2

9.
Развитие умения делать выбор и принимать решения
1

1

10.
Развитие навыков эффективного общения.
1

1

11.
Десять шагов уверенности в себе.
1
0,4
0,6

12.
Планирование профессионального пути.
1

1

13.
Экзамен. Умей владеть собой. Тренинг «Уверенность»
2

2

14.
На пороге новой жизни.
2

2

Итого:
17
1,6
15,4






Содержание программы
3-года обучения 11 класс «Как стать успешным»
(17 часов, 2 часа в месяц)

Формула успеха. Кто такие успешные люди (1 час).
Цели и задачи курса.
Успешность с точки зрения Р Бендлера (НЛП: «принцы» и «лягушки»), Э. Берна (Трансактный анализ: «Я – ОК»).
Успешный человек в современном обществе.
Формула успеха: хочу – могу – надо.
Профессиограмма и анализ профессий (2 часа).
Анализ профессии. Профессиограмма – характеристика профессии, в которой описаны ее способности, содержание и характер труда.
Профессиограммы профессий «юрист», «менеджер» и других (по выбору учащихся). Формула профессии – последовательность букв, соответствующая описанию профессий. Самостоятельная работа.
Роль мотивов жизненных ценностей в профессиональном выборе (2 часа).
Мотивационная сфера человека. Классификация мотивов выбора профессии.
Две поведенческие стратегии – мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи. Жизненные ценности, реализуемые в профессии. Классификация ценностей по Спрангеру.
Групповая дискуссия на одну из тем:
- Возможен ли компромисс между своими ценностями и требованиями социальной среды (или материальными требованиями) при выборе профессии.
- Каковы приоритеты одних ценностей над другими или своих ценностей на ценностями других.
- Способы определения своих ценностей и выбор жизненной дороги в соответствии с ними.
- Стабильность и изменчивость структуры ценностей.
Диагностический блок.
Эмоционально-личностная сфера (1 час).
Методика «Определение сформированности ценностных ориентаций» Б.С. Круглов.
Методика «Мотивация достижения успехи и избегания неудач»
Способности (1час).
Методика «Краткий отборочный тест» Бузин.
Методика на определение ведущей модальности.
Методика «Призвание».
Профессиональные интересы и склонности (1 час).
Профессиональный тип личности (Методика Голлонда).
Опросник ОПП (опросник профессиональных предпочтенийЛ.Н.Кабардовой)
Работа с результатами диагностики (1 часа.
Работа с Картой диагностики. Выстраивание профессионально-личностного профиля.


Практический блок.
Цель: научить учащихся применять результаты самопознания при прогнозировании своего профессионального будущего.
Умение учитывать сильные и слабые стороны при выборе профессии
(2 часа).
Упражнение «Я чувствую сейчас». Упражнение «Кто Я?». Упражнение «Мои сильные и слабые стороны».
Упражнение «Совместное рисование». Сюжетно-ролевая игра «Устраиваемся на работу». Упражнение «Ассоциация с цветом». Упражнение «Скажи мне, кто твой друг». Упражнение «Объявление в газету». Упражнение «Мой портрет в лучах солнца».
Развитие умения делать выбор и принимать решения (1 час).
Упражнение «Я чувствую сейчас». Упражнение «Рисунок настроения». Упражнение «Совместная выработка алгоритма принятия решения». Упражнение «Строительство своей жизни». Упражнение «Дорога в горы». Упражнение «Плюс, минус, интересно». Упражнение «Мое настроение». Развитие навыков эффективного общения (1 час).
Упражнение «Я чувствую сейчас». Упражнение «Общение – это». Упражнение «Очередь». Упражнение «За стеклом». Упражнение «Невербальный подарок». Упражнение «Интонация». Упражнение «Интервью». Упражнение «Карусель».Упражнение «Я тебя понимаю».
Десять шагов уверенности в себе (1 час).
Упражнение «Я чувствую сейчас». Упражнение «Как выпустить «лишний пар». Упражнение «Как сдавать экзамены». Дыхательно-координационное упражнение «Монетка». Упражнение «Круг уверенности». Упражнение «Свеча». Упражнение «Горячий стул». Упражнение «Десять шагов уверенности в себе».
Планирование профессионального пути (1 час).
Упражнение «Я чувствую сейчас». Упражнение «Мои цели». Упражнение «Лестница». Проективный рисунок «Я через 10 лет». Упражнение «Умение планировать свою профессиональную жизнь». Упражнение «Спящий город». Упражнение «Мой портрет в лучах солнца». Упражнение «5 шагов». Упражнение «Эмоциональное отношение к выбору профессии».
Экзамен. Умей владеть собой. Тренинг «Уверенность» (2 часа).
На пороге новой жизни (2 часа).
Упражнение «Я чувствую сейчас». Упражнение «Без маски».Упражнение «Строительство своей жизни». Упражнение «Рисунок «Дорога в жизнь».

8. Гарантия прав участников программы осуществляется в соответствии с:
- «Положением о психологической службе»;
- «Этическим кодексом практического психолога»

9.Сфера ответственности участников программы:
Определяется правилами работы, принятыми в группе.
10. Ресурсы, необходимые для реализации программы:
- Опираться на собственный опыт старшеклассника.
- Обучать в действии.

Общие требования к проведению занятий:
- Вести групповые занятия целесообразно педагогу-психологу первой или высшей квалификационной категории. В содержание программы включены проективные методики, приёмы социодрамы, ролевой игры, блок теоретической информации по психологии. Используется групповая оценка и дискуссия как базовые методы социально-психологического тренинга.
- Длительность занятия: в 9 классе – 40 минут; в 10-11 классах-40 минут-1 час.
- Частота встреч: в 9 классе – 1 раз в неделю, в 10-11 классах – 2 раза в месяц.

Требования к месту проведения занятий:
- кабинет, обеспечивающий аудиторную (за партами) и тренинговую (в круге) работу;
- столы и стулья по числу участников;
- достаточное электрическое и естественное освещение;
- необходимое оборудование: компьютер, мультмедийный проектор, экран.

11. Сроки реализации программы:
Сентябрь 2012 года – июнь 2015 года.

12. Предполагаемые результаты:
Овладение учащимися психологическими знаниями из области общей психологии, психологии личности, психологии личностного и профессионального самоопределения. Овладение способами самопознания. Осознание старшеклассниками своих личностных качеств, способностей, склонностей и интересов. Расширение внутреннего ресурса и потенциала.
Сформированность мотивов осознанного и целенаправленного выбора будущей профессии;
Расширение информационного пространства обучающихся;
Степень готовности к обучению, уверенности в выборе профессии;
Умение школьниками соотносить интересы, склонности и способности с выбранной ими профессией;
Сформированность умений к преодолению стрессовых состояний
Степень готовности воспитанника к решению проблем, связанных с построением личностного и профессионального плана;
Самоопределение выпускника школы.

13. Контроль за реализацией программы:
Осуществляется директором муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа п. Сибирский).



Список литературы:
Анн Л. Психологический тренинг с подростками. –СПб.: Питер, 2003.
Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или  Учимся жить в современном мире. М.: ВАКО, 2004. (Педагогика. Психология. Управление)
Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей; Как вырабытывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично; Как перестать беспокоиться и начать жить: Пер. с англ. –М., 1990.
Климов Е.А. Как выбирать профессию? –М., 1990.
Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 3. –М.: Просвещение, 1994.
Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии. –М., 1995.
Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. – М.: «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «Модэк», 1997.
Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения.  Учебно–методическое пособие –М.: изд. Московского психолого – социального института; Воронеж: издательство НПО «МОДЕК», 2002.
Психология популярных профессий/ под ред. Л.А. Головей- СПБ.: «РЕЧЬ», 2003.
Резапкина Г.В. Я и моя профессия: программа профессионального самоопределения для подростков.-М:.:Генезис,2000.
Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала-М.: издательство ВЛАДОС- ПРЕСС,2003.
Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11класс).Практическое руководство для классных руководителей и психологов/Под науч. ред. Л.А.Обуховой.- М.:ВАКО, 2005. ( (Педагогика. Психология. Управление).
Селевко Г.К. Соловьёва О.Ю. Найди свой путь. Учебное пособие для предпрофильного обучения.Москва, 2007.
Твоя профессиональная карьера: учебник для 8-9 классов общеобразовательных учре-ждений/М.С.Гудкин, п.С. пернер, г.Ф. Михальченко и др. под редакцией Н.С.Чистяковой, Т.И.Шалавиной.-М.:Просвещение, 2003.
Фопель К. Психология группы: рабочие материалы для ведущего; практическое пособие/пер. с немецкого 3 изд.- М.:ГЕНЕЗИС, 2001.




Заголовок 215