Родительское собрание по профессиональной ориентации

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Воронежской области «Россошанский строительный техникум»



СЦЕНАРИЙ

проведенного родительского собрания
по профессиональной ориентации молодежи
в форме деловой встречи
«Кадровый вопрос»







Разработала:


Трубицына М. В.
классный руководитель,
преподаватель русского языка
и литературы

Россошь
2015 год
Аннотация
Методическая разработка предназначена для профориентационной работы с учащимися общеобразовательных организаций и их родителями (законными представителями). Формой работы с учащимися общеобразовательных организаций и их родителями является родительское собрание. Данная методическая разработка может быть использована для учащихся 9-11 классов общеобразовательных организаций и их родителей, образовательных организаций среднего образования.
Родительское собрание, проводимое совместно с учащимися общеобразовательной организации, с привлечением научно-педагогического состава и студентов образовательной организации среднего образования, расширяет их взаимодействие, стимулирует к активной работе с молодежью и школьниками. Такая форма проведения родительского собрания помогает показать родителям значение раннего определения профессиональных склонностей и способностей их детей; формировать у родителей понимание значения самостоятельного выбора будущей профессии подростками.
Родительское собрание проводится с целью формирования информационного пространства родителей и знакомства их с профессиями, которые их дети могут получить дополнительно на платной основе в ходе курсовой подготовки.
Родительское собрание направлено на выявление и формирование мотивации к изучению строительных профессий, включает информационные материалы истории развития РСТ, вопросы, связанные со строительными профессиями, получаемыми в техникуме, информацию о возможности получения многопрофильного образования.




Введение
Рано или поздно каждый задает себе вопрос, какую профессию выбрать. И хотя сегодня существует большое множество различных профессий, сделать правильный выбор бывает очень непросто. При выборе нужно учитывать множество факторов, что удается не всегда. Это происходит по разным причинам, как внутренним, так и внешним. Кто-то не может определить, какое занятие ему нравится больше всего, кто-то не обладает достаточной информацией о том, что делают люди той или иной профессии. Многие обращаются за советами к родителям, знакомым, друзьям. В итоге, сделав выбор в пользу той или иной профессии, часто через некоторое время человек начинает понимать, что это совсем не то, чем он хотел бы заниматься, на что хотел бы потратить свою жизнь.
      Для того чтобы сделать правильный выбор в пользу определенной специальности, необходимо как можно больше узнать о том, чем занимаются люди различных профессий, какими навыками и способностями им необходимо обладать. Так же немаловажно учитывать и свои личностные особенности, темперамент, характер, интеллектуальные способности, здоровье, и многое другое.
      Но даже если по каким-либо причинам не удалось вовремя определиться, чем вы хотите заниматься, не стоит впадать в отчаяние. В наше время всегда есть возможность получить другую профессию, даже если вы уже не в юном возрасте. С развитием технологий также совершенствуются методики обучения. Появляется большое количество различных курсов переподготовки очных, заочных, дистанционных. Если приложить усилия, всегда можно найти верный путь.




Цели:
установление сотрудничества с родителями посредством корректного
обсуждения с ними некоторых результатов изучения профессиональных
склонностей и способностей их детей;
формирование профессиональных знаний по направлению
«Строительство»;
распространение информации о строительных профессиях;
формирование и развитие у молодежи интереса к профессиональной
деятельности строителя;
привлечение в РСТ будущих абитуриентов.
Задачи:
создание условий для более полного информирования родителей о
профессиональном пространстве строительной отрасли, развитие навыков целеполагания и планирования;
организация встречи – диалога с преподавателями техникума,
жизненно - профессиональный опыт которых представляет практическое воплощение обнаруженных типов предпочтений;
развитие интереса школьников к расширению знаний, касающихся их
дальнейшей профессии, в частности, строительных специальностей;
профориентация учащихся;
расширение взаимодействия средней школы и техникума;
привлечение научно-педагогического состава РСТ к активной работе
со школьниками.
Оборудование: медиапроектор, презентация, рекламные проспекты.
Эпиграф:
Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь чему поучиться. Леонард да Винчи


Ход мероприятия:
Организационный момент
Приветствие учащихся, родителей, представление гостей.
Вступительное слово классного руководителя
Выбор жизненного пути вещь серьёзная, если не сказать больше. А количество профессий, и тем более жизненных путей велико, как житейское море.  Кто - же поможет подрастающему человеку найти правильный путь в этом безбрежном пространстве профессионального самоопределения?           Ральф Эммерсон говорил: «Мечта всей нашей жизни встретить человека, который поможет нам стать такими, какими мы хотим быть».
Сегодня мы предлагаем вам пообщаться с преподавателями «Россошанского строительного техникума» и более подробно ознакомиться с профессиями строительной сферы и возможностями, которые откроются пред вашими детьми в случае, если они решат продолжить своё образование в «Россошанском строительном техникуме».

Выступление психолога, представителей администрации РСТ, преподавателей техникума, приглашённых на собрание
Обсуждаемые вопросы:
- Что значит выбрать профессию?
- Как готовить себя к будущей профессии?
- Уровень образования и выбор профессии.
- Здоровье и выбор профессии.
- Престижные многопрофильные профессии.

Слово педагога – психолога «Россошанского строительного техникума»
«РСТ» проводит набор студентов по различным строительным профессиям. Более подробно о них вам расскажут мои коллеги. Я же хочу отметить, что психолого – педагогическое наблюдение за первокурсниками, которое в РСТ длиться весь первый семестр, на протяжении многих лет показывает, что возможности студентов, вчерашних абитуриентов, гораздо шире, чем принято считать в семьях. В стенах нашего техникума за короткий срок ребята проявляют множество новых качеств, у них появляются новые интересы, заинтересованность в расширении своего профессионального становления.
В личных беседах, в профессиональных мастер классах, на занятиях производственного обучения, в культурно – массовых мероприятиях выявляются способности и таланты ребят, в которых они сами до конца не разобрались.
Родителям желательно как можно раньше обратить внимание на развитие личности подростка в целом. При этом нужно опираться на ценности современных подростков: иметь счастливую семью, хорошее образование и хорошую работу, позволяющую обладать в будущем материальным достатком, а также дающую личности возможность для самоутверждения и самовыражения.
Подросток, выбирая достойную профессию, стремится получить соответствующее образование, развить необходимые качества личности. Родители и педагоги получают при этом возможность позитивного влияния на развивающуюся личность подростка: помогают подростку в формировании актуальных качеств личности и с точки зрения выбора профессии, и с точки зрения развития личности в целом.
Исключительно важно формировать у подростков:
Во-первых, гражданские и нравственные ценности; во-вторых, личностные качества, помогающие им самостоятельно ориентироваться в сложной социальной ситуации, принимать важные решения, в том числе и по поводу как жизненного, так и профессионального самоопределения.
Особое внимание нужно обращать на формирование у ребят:
- качеств инициативы,
-самостоятельности,
-ответственности,
-коммуникативности,
- дисциплинированности,
-эмоциональной устойчивости,
- заинтересованности и потребности в самоизменении,
- гибкости, способности к перемене труда,
- к освоению новых профессий и к переквалификации
- и самое главное – повышать мотивацию достижения, воспитывая доверие к себе.
Анкета (для родителей)
Эту анкету можно предложить всем родителям или тем, кто участвует в выступлениях на собрании.
Довольны ли Вы выбранной профессией?
Что повлияло на Ваш профессиональный выбор?
Какие минусы своей профессии Вы можете назвать?
Что интересного в Вашей профессии?
Если бы начать жизнь сначала, вы бы поменяли свою профессию на другую?

Слово классного руководителя РСТ
В современных общественных условиях необходимо готовить
высококвалифицированных работников, обладающих несколькими смежными специальностями, способных быстро приспосабливаться к новым условиям труда, обладающих высоким профессионализмом и конкурентоспособностью, желающих заниматься самообразованием и самовоспитанием.
Как видите, сегодня, чтобы быть успешным, необходимо
расширять свой профессиональный уровень, и это процесс всей жизни. Что же мы можем вам предложить? Мы можем предложить получение нескольких смежных рабочих строительных профессий и специальностей. Благодаря этой возможности, из стен нашего техникума на протяжении нескольких десятилетий выходят профессионалы, способные выполнять различные виды работ. Созданы бригады из наших выпускников, которые берутся за строительные объекты так сказать «с нуля» и доводят его до состояния «под ключ». Они, обучаясь, например, по профессии «Мастер отделочных строительных работ», параллельно в ходе курсовой подготовки получили дополнительно профессии «Сварщик», «Каменщик», и т. д. И это позволило им в ближайшем будущем организовать свой строительный бизнес.

Выступление агитбригады
Чтец № 1 по профессии «Мастер отделочных строительных работ»
Мы создаем проект и строим,
Вложив частицу от себя,
Свои возможности утроив,
Дерзаем и твори, любя.

Чтец № 2 по профессии «Мастер общестроительных работ»
Мы памятник при жизни строим,
Чтобы потомки через век
Могли сказать онем «Достоин!
Не зря жизнь прожил человек».

Чтец № 3 по профессии «Монтажник санитарно – технических, вентиляционных систем и оборудования»
Его профессия – строитель,
И пусть гордится им народ,
Ведь он не просто в жизни житель,
Он созидатель и поэт.

Чтец № 4 по профессии «Слесарь по ремонту строительной техники»
И та поэма в стиле зданий
Построенных как рифма строк,
Из Разума добытых знаний,
Их от творца принес пророк.

Чтец № 5 по профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»
И нет профессии прекрасней
Гордитесь ею все сполна –
Коль жизнь проходит не напрасно –
Уже счастливая она!

Слово заместителя директора по УПР
Давайте поближе познакомимся со строительными специальностями
Строитель - одна из древнейших профессий: со времён первобытной общины человек строил кров, чтобы защититься от стихийных бедствий, палящего солнца либо пронизывающего ветра.
Немного истории: на территории нашей родины найдены остатки жилища, сооружённого 25 тысяч лет назад, основанного на каркасе из черепов мамонтов, челюстей и берцовых костей разных животных. Самые ранние каменные постройки, а также развалины гигантских стен из кирпича обнаружены на юге Африки, они строились 57 тысяч лет назад.
В нашей стране очень много профессий, связанных со строительством.
Некоторые из них вы сможете получить, если придете к нам учиться.
Вы можете получить образование на базе 9 классов, срок обучения 2 года 10 месяцев, по профессиям:
Мастер отделочных строительных работ
(квалификация: штукатур, маляр строительный, облицовщик-плиточник) 

Мастер общестроительных работ
(квалификация: каменщик, электросварщик ручной сварки,
монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций); 
Монтажник санитарно-технических,
вентиляционных систем и оборудования
(квалификация: монтажник санитарно – технических систем
и оборудования, электрогазосварщик);  
Слесарь по ремонту строительных машин
(квалификация: слесарь по ремонту автомобилей, электрогазосварщик).
На база 11 классов, срок обучения 10 месяцев, по профессии: Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) (квалификация: электрогазосварщик, газосварщик, газорезчик, электросварщик ручной сварки, электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах).
Слово мастера производственного обучения по профессии «Мастер отделочных строительных работ»
Красота города, облик его улиц и площадей зависит от работы строителей-отделочников.
К отделочным работам относятся облицовочные, штукатурные, малярные, обойные,  стекольные работы.
Чтобы стать специалистом своего дела, необходимо знать технологические процессы подготовки поверхностей и приготовления растворов и мастик, приёмы устройства гидроизоляции и предъявляемые к ней требования, устройство и правила эксплуатации машин, применяемых для шлифования монолитных полов и машин для приготовления растворов и мастик, свойства строительных материалов, основы промышленной эстетики, а так же правила техники безопасности при выполнении облицовочно-мозаичных работ.
При выборе этой профессии необходимо проверить, сможет ли организм приспособиться к условиям работы на высоте. Кроме того, надо обладать двигательной активностью, осторожностью и внимательностью, иметь нормальное зрение, пространственно-конструктивное воображение, хороший эстетический вкус. Полезны знания геометрии, рисования, химии.

Слово мастера производственного обучения по профессии «Монтажник санитарно – технических вентиляционных систем и оборудования»
В наше время в результате влияния технического прогресса строительство превратилось в развитую индустриальную отрасль народного хозяйства. Строительные материалы сейчас после заводской обработки покупают на строительные площадки в виде готовых крупных элементов - конструкций и деталей (фундаментных блоков, панелей стен, плит перекрытий, колонн, лестниц, балковых плит и т.д.), а строительные площадки превращаются в монтажные. Размеры монтируемых элементов измеряются метрами, толщина - десятками сантиметров, масса - тоннами. Одна такая конструкция заменяет сразу сотни кирпичей, а устанавливается она на место за несколько минут. Каменщику пришлось бы выкладывать такую стену из кирпича несколько часов.
Русские инженеры ещё в конце прошлого - начале нынешнего столетия воздвигали выдающиеся для того времени сооружения из бетона. Например, мост пролётом 45 метров в Нижнем Новгороде, первый в мире железобетонный маяк в Николаеве, крепости в Кронштадте и Севастополе. А русские учёные внесли большой теоретический вклад в изучение свойств бетона и железобетона. Советские учёные и инженеры в 30-е годы предложили применяемые ныне во всём мире методы расчёта железобетонных конструкций.
Слово мастера производственного обучения по профессии «Мастер общестроительных работ»
Мы нередко любуемся строгими линиями высотных зданий жилых домов, величественными заводскими корпусами и целыми промышленными комплексами, обликом преображенных городов и сел. Это-дело искусных рук каменщика.
Каменщик наших дней - это строительный рабочий, возводящий здания и сооружения из природных и искусственных строительных материалов. Производственные операции каменщик выполняет при помощи ручных инструментов: кельмы, молоточка-кирочки, ковша-лопаты, расшивки. Каменщик бережно относится к своим инструментам, хранит их в специальном чемодане чистыми и сухими, так как состояние инструментов влияет на производительность труда и качества.

Слово мастера производственного обучения по профессии «Слесарь по ремонту строительных машин»
Слесарь по ремонту строительных машин – это специалист, который должен на превосходном профессиональном уровне выполнять капитальный, текущий, и планово-предупредительный ремонт. Кроме того, на плечи специалиста возлагается и серьезная ответственность за монтаж, регулировку и проверку всего специализированного оборудования, в том числе и дорожно-строительных машин.
Современный слесарь по ремонту строительных машин должен разбираться не только в самом оборудовании, но и в прилагающейся к нему документации. Слесарь сегодня по своим обязанностям отдаленно напоминает инженера, потому, как и ему приходится ежедневно сталкиваться с большим количеством чертежей.
Слесарь по ремонту строительных машин должен иметь хорошую физическую силу и выносливость, хороший слух и зрение, точный глазомер, пространственное воображение, память, технический склад ума, сообразительность, находчивость, умелые руки. Доминирующие виды деятельности профессии слесаря по ремонту строительных машин: выполняет текущий, капитальный и планово-предупредительный ремонт, выполняет монтаж, проверку и регулировку оборудования дорожно- строительных машин для определения неисправностей, осуществляет техническую диагностику механизмов, намечает план ремонтных работ, знакомится с паспортом машины, чертежами ее основных частей, после чего приступает к разборке, в процессе ремонта выполняет слесарные работы: рубку, правку, резку, сверление, опиливание, нарезание резьбы и т.п., использует разнообразные слесарные инструменты (гаечные ключи, молотки, электродрели, сверлильные и шлифовальные машинки, шаберы и др.) и контрольно-измерительные приборы в процессе сборки оборудования, производит подгонку деталей, соблюдая их точное взаимное расположение в соответствии с техническими условиями, регулирует и налаживает работу механизмов.

Слово классного руководителя РСТ
Ребята из нашей агитбригады хотели бы сказать несколько поэтических слов о профессии, которая в РСТ самая интересная и популярная среди студентов. Это профессия - Сварщик.


Подобно  всполохам  зарницы Электросварки  яркий  свет – Из  звёзд – огней   река  струится И  на  земле  теряет  след.
А  сварщик  там – на  верхотуре – На  фоне  ночи  -  чародей! Какая  мощь  в  его  фигуре, Он – повелитель  тех  огней!
И не  беда, что  парень  в  маске, И роба  грубая   на  нём,  Я верю, - парень  добр и  лАсков, Хоть и  владеет  он...  ОГНЁМ!

Он в синей спецовке и в синих очках, Он синюю молнию держит в руках. Она как живая: подвижна, сильна. Смотрите, как яростно бьётся она! Вот смолкла, затихла, свернулась клубком, А сварщик коснулся её проводком, И молния брызнула золотом звёзд, Как будто жар-птица расправила хвост!

Слово старшего мастера
В нашем техникуме ведется дополнительная профессиональная подготовка более чем по 20 профессиям. Среди них монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций, плотник, токарь, бетонщик, арматурщик, облицовщик - плиточник ит.д. Срок обучения от 4 до 8 месяцев.
Я хотел бы презентовать вам некоторые из них. Например:

Бетонщик
Современную строительную площадку невозможно представить без бетонщика – специалиста, изготавливающего бетонные конструкции.
Профессия бетонщик  очень перспективная, так как в строительстве основным конструктивным материалом по-прежнему останется бетон. Он химически стойкий, морозостойкий и более прочный.
Расширение промышленного производства потребовало от строителей возведения более крупных пролетных сооружений (широкие и высокие помещениях в цехах заводов и т.д.).
Однако низкая прочность бетона  на растяжении и изгиб сдерживала строительства таких сооружений, а изготовление их из других материалов оказалось неэкономичным.
Укладку бетонной смеси в форму на заводах и домостроительных комбинатах, а также при строительстве дорог осуществляется механизированным способом – с помощью бетоноукладчика, которых медленно движется вдоль подвижной формы, сбрасывая в нее бетонную смесь.
На строительной площадке бетонщик выгружает бетонную смесь из бункера в  подготовленный заранее котлован, траншею или опалубку.

Арматуршик
Профессия – арматурщика – одна из многих, возникновению который способствовал технический процесс в строительстве и производстве строительных материалов.
Готовят арматурщиков в средних профессионально-технических училищах.
Профессия арматурщика получила широкое распространение благодаря применению стальных и железобетонных изделий.
Прочно стоят новые здания – удерживают крепки стержни железобетонных плит, балок, перекрытий. Вот таким же крепким стержнем в жизни стала или станет профессия арматурщика для многих молодых людей. В дальнейшем можно окончить строительный техникум или институт.

Столяр - плотник
Есть профессии вечные, как хлеб насущный, как родной кров. Профессии плотника и  столяра из их числа. На строительстве - это как правило одна профессия – столяр (строительный плотник). Работа его интересна и многообразна. Кроме изготовления деревянных строительных конструкций, он должен уметь оформлять витрины и прилавки магазинов, интерьеры различного назначения, фанеровать стены и отделывать потолки в кинотеатрах, клубах, больницах, вокзалах, школах, выставочных залах и других помещениях. Ему в работе открывается широкий простор для проявления эстетического вкуса.
Столяр (строительный плотник) должен уметь выполнять столярные работы, обрабатывать древесные материалы вручную, механизированным инструментом и на деревообрабатывающих станках, вырезать и заделывать сучья и засолы, изготовлять и устанавливать оконные и дверные блоки, столярные тяги, поручни, стенные шкафы, антресоли, встроенную мебель и другие столярно-строительные изделия, устанавливать уплотнительные шнуры, вспаренные переплеты, проводить прирезку и крепление оконных и дверных приборов, петель, запоров, врезку замков, обшивать стены потолки под облицовку и штукатурку, устанавливать черные (простильные) полы, плинтуса, страпилы, читать чертежи и выполнять эскизы столярно-строительных изделий и деталей.
Вывод:
Как видите, современный строитель должен выглядеть примерно так:







Слово классного руководителя РСТ
А еще он должен быть патриотом своей страны, много читать, любить своих детей, вести здоровый образ жизни.
И всему этому мы вместе с вами еще долго будем учить своих детей, потому что для нас с вами они всегда будут оставаться детьми.
Но есть одно НО. Совсем скоро наши дети выйдут в самостоятельную плавание. И главный экзамен у них будет принимать жизнь, в лице работодателя. Надеемся, наши дети его выдержат на отлично. И для этого необходимо, чтобы из стен нашего техникума ребята вынесли как можно больше знаний и умений. Я предлагаю вам ознакомиться с перечнем специальностей, которые можно получить в нашем техникуме как в качестве основного, так и дополнительного профессионального образования. Возможно, эта информация заинтересует и кого-то из вас лично, ваших старших детей, знакомых.
Студенты РСТ раздают родителям и ребятам рекламные проспекты.

Слово классного руководителя РСТ
Итак, в ходе работы нашего «Кадрового агентства», я подвела итоги Теста для родителей. Вот, что у нас получилось:
На вопрос № 5 «Если бы начать жизнь сначала, вы бы поменяли свою
профессию на другую?» Вы, уважаемые родители, ответили следующим образом:









К счастью, сегодня многих ошибок в выборе профессии, специальности можно избежать, благодаря психологическим службам. У нас в техникуме работает педагогический психолог, который поможет вашим детям скорректировать свой профессиональный путь. В нашем техникуме имеется возможность повышать свою квалификацию, вести переподготовку персонала, в чем заинтересованы работодатели, потому что инвестиции в персонал всегда приводят к росту конкурентноспособности и прибыльности работы любого предприятия.







Уважаемые родители, совсем скоро, ваши дети с вашей помощью сделают, мы уверены, правильное направление своего профессионального пути. А мы поможем им расширить диапазон профессиональных возможностей, повысить свою конкурентноспособность на рынке труда.
Выступление агитбригады
Чтец № 1
Пусть не сердятся родители, Что измажутся строители, Потому что тот, кто строит, Тот чего-нибудь да стоит!
Чтец № 2
Точно в срок построит он: небоскрёб и стадион.  Детский садик и больницу, магазинов вереницу.  Даже дом, скажу вам я, где живет моя семья, (и другие жители)  Строили – строители!
Чтец № 3
Там, на стройке, кран огромный  Поднимает в небо тонны плит из железобетона.  Сварщики железо плавят, штукатуры стены правят,  Каменщик кирпич кладет, маляры окрасят свод.  Бригадир за всем следит, а прораб – руководит,  Чтобы строить для народа и квартиры, и заводы!

VI. Подведение итогов собрания
Классный руководитель в заключительном слове предлагает родителям обращаться за помощью в вопросах профессиональной ориентации подростков к нему, к учителям-предметникам, школьному психологу.
Классный руководитель обращается к родителям за помощью в организации профориентационной работы (выступление специалистов-родителей на классном часе, посещение рабочих мест родителей и т.п.).



Приложение













Выступает мастер производственного обучения по профессии
«Мастер отделочных строительных работ»
Екатерина Григорьевна Колесникова










Представление строительных профессий










Родителям есть над чем подумать










Выступление агитбригады РСТ








13 PAGE \* MERGEFORMAT 142015