«Помощь семьи в профессиональной ориентации ребенка»

МКОУ « Грязновская средняя общеобразовательная школа»
Советского района Курской области






Сценарий родительского собрания

«Помощь семьи в профессиональной ориентации ребенка»





































Родительское собрание
«Помощь семьи в профессиональной ориентации ребенка»

Цели:
-донести до родителей информацию о новых подходах
профессиональной ориентации школьников, сложившихся в течение последнего десятилетия;
-познакомить родителей с результатами анкетирования «Готовность ваших детей к выбору профессии».
-наметить план совместной работы по профориентации учащихся 9 класса;

Материалы и оборудование:

Результаты анкетирования «Готовность учащихся 9 класса к выбору профессии».
Карточки для 3 групп родителей:

Выбор профессии выпускником

ХОЧУ
МОГУ
НАДО























Подготовка к собранию:

Проведение анкетирования «Готовность учащихся к выбору профессии».
Знакомство с рейтингом востребованных профессий, подготовка выступления.

ХОД СОБРАНИЯ


Блок № 1. Перспективы 9 класса

Уважаемые родители! Разрешите поздравить вас с таким событием, как получение вашими детьми основного общего образования. Ваши дети сделали первый в своей жизни серьезный выбор – они решили продолжить учебу в 10 классе, чтобы получить среднее (полное) общее образование, в свою очередь целью которого будет поступление в высшее учебное заведение.
Перед нами, взрослыми, стоит серьезная задача – помочь нашим детям рационально организовать послеучебное время.
В заключение нашей вводной части собрания хотелось бы выслушать вас, уважаемые родители.
Краткие выступления родителей.




Блок № 2. Тематический
«Новые подходы к профессиональной ориентации учащихся»

I. Разминка. Практическое задание
В мире появляется много профессий. Знаете ли вы их?
Логист – специалист по организации транспортировки продукции.
Маркетолог – специалист по изучению рынка.
Веб-мастер – разработчик проектов сайта.
Фандрайзер – тот, кто ищет деньги и возможности для организации.
PR - агент – специалист по рекламе и связям с общественностью.

Слово учителя.
Начало 21 века – это становление нового типа культуры (постиндустриального, информационного, сетевого, инновационного) в обществе. В новой культурной ситуации изменяются представления об образованности человека. Так, образованный человек начала нового века обладает определенным уровнем мыслительной и деятельной гибкости, способен к самостоятельному и конструктивному выбору в различных ситуациях с той или иной степенью неопределенности, ориентируется и самореализуется в разных социальных средах. Он не проявляет социальной и гражданской инфантильности.
Еще совсем недавно единственным заказчиком образовательных услуг было государство. В настоящее время появилось значительное количество других весомых и влиятельных заказчиков (родители, учебные заведения профессионального образования представители общественных организаций, производства, инновационной экономики, бизнеса, СМИ и т. д.) Главным требованием образования становится компетентность.
Меняется и идеал успешного обретения профессии.
Лет 10-15 назад это был поиск своего места в мире типовых рабочих мест, учеба в типичных образовательно-профессиональных учебных заведениях. А наше время все чаще и чаще имеет место создание собственного образовательно-профессионального пути при помощи мозаичной комбинации набора профессиональных компетентностей.

В мире цифр

Около 80% обладателей дипломов о профессиональном образовании работают не по специальности, указанной в дипломе, а 42% «изменяют» своей профессии уже в первые два года после окончания учебного заведения. 40% студентов 2-3 курса уверены, что им понадобится второе высшее образование. 70 - 75 % выпускников педвузов, более 50% выпускников медицинских и инженерных вузов, более 60% выпускников аграрных вузов сейчас не идут работать по специальности.
88% граждан России имеют твердую установку, что их дети должны получить высшее образование, а 20% студентов вуза согласны на получение высшего образования без освоения необходимых профессиональных навыков.
Ответом на такой запрос послужило то, что только за период с 1996 по 2002 года наблюдался беспрецедентный рост в предоставлении услуг высшего (но далеко не всегда качественного) профессионального образования: на 215%! Число вузов с 800 в 1996 году выросло до 2800.
Верхние строчки рейтинга, как и раньше, занимают профессии юриста, экономиста, менеджера, программиста. Список профессий, которые выбирают выпускники школ, очень беден, асам выбор нельзя назвать осознанным. Например, такие специальности, как реклама, сервис, технология общественного питания, защита информации, пользуются значительно меньшей популярностью, хотя специалисты в этих областях сегодня востребованы на рынке труда.
В 2006 году, по данным Московского центра профориентации молодежи, количество экономистов и бухгалтеров в 70 раз превышало потребность в них, парикмахеров – в 50 раз, секретарей-референтов – в 40 раз, портных и закройщиков – в 30 раз, программистов – в 25 раз, юристов – в 3 раза.
И последняя цифра: каждый 5 выпускник школы вообще не задумывался о выборе профессии
Вывод: необходимо перестраивать работу по профессиональной ориентации молодежи.


II. Знакомство родителей с результатами анкетирования обучающихся 9 класса «Готовность к выбору профессии».
Обсуждение результатов.

Блок III. Новая формула выбора профессии.

Родители распределяются на 3 группы. Каждая группа обсуждает одну из составляющих: ХОЧУ-НАДО-МОГУ, делая записи в соответствующей графе таблицы.

ХОЧУ. Что это значит? Интересы, склонности, желания, мечты.
Интерес проявляется в положительной эмоциональной реакции и интеллектуальной познавательной активности.
Склонность – это стремление заниматься определенной деятельностью.
Между интересами и склонностями много общего, но есть и различие.
Интерес – хочу знать
Склонность – хочу сделать
От склонностей зависит привлекательность различных профессий, интерес к ним.
МОГУ. Это наши способности. Способности – это возможность достижения высокого уровня мастерства в том или ином деле. Различают общие и специальные способности. Общие способности необходимы для широкого круга знаний. Это трудолюбие, внимательность, память, сообразительность, свойства темперамента, целеустремленность.
Специальные способности – это качества, которые обеспечивают успех в узком виде деятельности. Это зрительная память, музыкальный слух, понимание людей, чувствительность рук.
Способности проявляются только в деятельности. Деятельность не может успешно осуществляться без наличия способностей.
НАДО – это потребности рынка труда. Это востребованность тех или иных профессий в мире, в стране, в регионе, городе. Это ориентация в мире новых профессий.
















Блок IV.
Анкета для учащихся
Фамилия, имя_________________ Класс________________________ Год__________________________
1. Назовите 10 наиболее привлекательных для вас профессий, расположите их по степени значимости:
1/.____________________
2/.____________________ и т.д.
2. Кем вы хотите стать? Какую профессию вы выбрали?_____________
3. Назовите преимущества вашей будущей профессии:__________
4. Назовите минусы вашей будущей профессии:_________________
5. Назовите качества характера, необходимые для того, чтобы состояться в выбранной вами профессии:_____________
6. Назовите качества характера, которые могут вам помешать приобрести любимую профессию:___________________
7. Что или кто повлиял на выбор вашей будущей профессии:
– родители – родственники – педагоги – друзья – знакомые – книги – фильмы – жизненные обстоятельства – способности
8. Как относятся ваши родители к избранной вами профессии? _____________









Анкета для родителей
Ф.И.О._______________
1. Обсуждали ли вы со своим сыном /дочерью/ проблему выбора профессии?_____
2. Какую профессию выбирает ваш /а/ сын /дочь/?____________________________
3. Что советуете ему /ей/ вы?_____________________________
4. Совпадают ли ваши интересы и точка зрения на избранную профессию?_______
5. Что является основным вашим аргументом в выборе профессии вашего ребенка?______________________
6. Если ребенок будет настаивать на собственном выборе будущей профессии, будете ли вы ему препятствовать?_______________________
7. Довольны ли вы своей профессией? Почему?______________
8. Что повлияло на ваш профессиональный выбор?___________________
9. Что интересного в вашей профессии?________________________
10.Какие минусы своей профессии вы можете назвать?_________________
11.Если бы начать жизнь сначала, вы бы ее поменяли или нет?_________________
12.Хотите ли вы, чтобы ваш/а/ сын /дочь/ продолжил/а/ вашу профессию? Почему?____________________
Данные опроса показали, чем особенно интересуются ребята – выпускники, какие профессии их привлекают, каковы плюсы и минусы избранной ими профессии, кто повлиял на их выбор. Анкетные данные родителей помогли мне увидеть ситуацию по данному вопросу под углом зрения родителей, которые неравнодушны к выбору профессии их детей. Обсуждая этот вопрос со своими детьми, они не препятствуют их интересам и увлечениям. Главное, чего хотелось бы родителям для их детей, чтобы выбранная профессия нравилась им, чтобы с помощью ее можно было прокормить семью. Во многом интересы родителей и детей совпадают. И это значит, что в семье вопрос будущего детей обсуждается, обсуждается без разногласий. Это подтвердило и проведенное мною родительское собрание на тему “Дороги, которые выбирают наши дети”. И это радует. Далее я попросила ребят написать мини – сочинение на тему “Профессия, в которой я себя вижу, где они, размышляя о своей будущей профессии, видели себя в роли бухгалтера, милиционера, газо – электросварщика, экономиста, менеджера, тракториста, транстпортника ж/д, портного – модельера, шофера легковых и грузовых машин и т. д. А потом мы провели тест – опрос – “Кто ты будешь такой?”, по которому ребята с помощью набранного количества баллов увидели, кокой профессии они больше предназначены: или это “человек – техника”, или это “человек – знак”, или это “человек – человек”. И оказалось, что интересы их и данные теста во многом совпали. Таким образом, они определили тип своей будущей профессии. Кроме того мы провели несколько игр – тренингов: “Ориентация в жизни”, “Игра в будущее” и другие, что позволило выпускникам укрепиться в своем выборе. Они выявили свои достоинства и недостатки, получили психологическую оценку своих одноклассников.




























Час общения “Игра в будущее”
Анкета
1. На сколько процентов ты уверен в том, что добьешься успехов на избранном пути?___________________________________________________________
2. Кто подсказал тебе, что делать в жизни?___________________
3. Какую зарплату ты выбираешь?___________________
4. Назови профессии, должности, звания, которые больше всего тебя привлекают?___________________
5. Оцени состояние своего здоровья по 10– бальной шкале______________
6. Если ты не поступишь в ВУЗ – это очень страшно?______________
7. Подготовила ли тебя школа к успешному вхождению в жизнь?_________
8. Как часто ты будешь встречаться со своими одноклассниками после окончания школы?______________________
9. Если бы ты открыл свою фирму, кого из ребят своего класса ты пригласил бы к себе на работу и на какие должности?___________________
10.Напиши свои 10 главных умений:__________________
11.Раздели лист пополам и напиши слева все свои основные достоинства, а справа – свои недостатки.
12.Составь, пожалуйста, свой словесный портрет, а затем выбери человека в классе, которому ты больше всего доверяешь, чтобы он тоже составил твой словесный портрет.
Состоялась встреча и с бывшими выпускниками школы, которые в очень интересной форме сделали рекламу того учебного заведения, где учатся сами. Было много вопросов, на которые бывшие выпускники школы рассказывали увлеченно, по чему чувствовалось, что они, как говорят, “нашли себя”. Мы провели заочную экскурсию по педагогической академии, транспортному колледжу и профессиональному училищу от Кузнецкого металлургического комбината. Встречи эти оставили большое впечатление и принесли большую пользу своей информацией. Далее был проведен классный час под названием “Трудовые биографии твоих родителей”. Информацию о себе ребятам дали их родители, а те, в свою очередь, эту информацию на классном часе передали своим одноклассникам. Учащиеся с гордостью рассказывали о трудовых биографиях своих родителей, оформили мини – альбомы. В результате чего обмен получился очень интересным.
Родители же в подарок получили памятку “Типичные ошибки ребенка и семьи при выборе профессии”:
1/ Ориентация ребенка семьей сразу на профессию высшей квалификации (ученый, дипломат, директор, управляющий банка и т.д.).
2/ Пренебрежение к профессиям, которые являются не престижными, хотя и значимы в жизни.
3/ Отсутствие своего мнения в выборе профессии и принятие решения не по собственной воле, а по требованию родителей или других людей.
4/ Увлечение только внешней или какой – либо одной стороной профессии.
5/ Перенос отношения к учебному предмету на профессию, связанную этим учебным предметом.
6/ Выбор профессии, связанной с выбором данной профессии друзьями.
7/ Отсутствие умения разобраться, оценить свои способности, возможности в выбранной профессии.
8/ Выбор профессии, определяемый материальными соображениями семьи и самого ребенка.
9/ Высокая или низкая самооценка собственных личностных качеств, которая формирует неадекватность в выборе той или иной профессии.
10/ Для выбора будущей профессии ребенок должен знать о себе:
– свои интересы к профессии; – свои способности; – свои склонности – степень профессиональной пригодности.
В течение всего учебного года по рукам будущих выпускников “ходили” рекламные книги “Куда пойти учиться?” По одному, вместе они изучали их, продолжая выбирать свое будущее. В конце учебного года как-то вроде все определилось – ребята сделали свой окончательный выбор. Мне кажется, помогла им в этом и та профессиональная работа, что проведена была с ними в течение всего их обучения в школе, особенно в старших классах.
Таким образом, будущее наших выпускников зависит и от нас, педагогов.
















Готовность к выбору профессии
(методика Н. Пряжникова)

Учащимся предлагается прочитать ниже перечисленные утверждения и выразить свое согласие или несогласие с ними ответами «да» или «нет»

Вы уже твердо выбрали будущую профессию.
Основной мотив выбора – материальные интересы.
В избранной профессии Вас привлекает , прежде всего, сам процесс труда.
Вы выбираете профессиональное учебное заведение потому, что туда пошли учиться Ваши друзья.
Вы выбираете место работы (учебы) потому, что она недалеко от дома.
Если Вам не удастся получить избранную профессию, то у Вас есть запасные варианты.
Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией.
Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии.
Не важно, кем работать, важно, как работать.
Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить аттестат.
Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной деятельности, Вам недостает.
Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств.
Согласны ли Вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии.
Учителя одобряют Ваш выбор будущей профессии.
Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии.
Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии.
Вы консультировались о выборе профессии у врача.
Главное в выборе профессии – возможность поступить в профессиональное учебное заведение.
Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение.
Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии.
Вы уверены, что родственники помогут Вам устроиться на работу (учебу).
Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой Вами профессии.
Если не удастся поступить в избранное учебное заведение, то Вы будете пытаться еще раз.
Для правильного выбора профессии достаточно Вашего слова «Хочу».





Обработка и интерпретация результатов

Проставьте полученные варианты ответов в два столбца следующим образом:

I.

1
3
6
7
8
11
12
14
16
17
19
20
22
23


II.

2
4
5
9
10
13
15
18
21
24








Подсчитайте в первом столбце сумму ответов «да», во втором – сумму ответов «нет». Сложите полученные суммы и определите уровень готовности школьников к выбору профессии по следующей шкале:

0 – 6 баллов – неготовность
7 – 12 баллов – низкая готовность
13 – 18 баллов – средняя готовность
19 – 24 балла – высокая готовность





ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

Как стать группой поддержки своему ребенку?

Пять шагов психологической поддержки вашего взрослеющего ребенка

В первую очередь найдите «золотую середину» между инициативой ребенка и вашим активным участием, между «Пусть все решает сам!» и «Что он без меня решит!» Различайте, что он уже может, а чему еще только учится.
Важно выяснить, чем руководствуется ребенок, выбирая профессию, не испытывает ли он внутреннего конфликта мотивов, не стремится ли к взаимоисключающим целям?
Если ваш ребенок выбирает профессию, на которую сейчас у него пока нет внутренних ресурсов, - ваш долг помочь ребенку реализовать пока еще скрытые способности, распознать тот потенциал, который может раскрыться позже.
Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с минусами профессии.
Помогите ребенку сделать свой профессиональный выбор более конкретным – пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

Как стать группой поддержки своему ребенку?

Пять шагов психологической поддержки вашего взрослеющего ребенка

В первую очередь найдите «золотую середину» между инициативой ребенка и вашим активным участием, между «Пусть все решает сам!» и «Что он без меня решит!» Различайте, что он уже может, а чему еще только учится.
Важно выяснить, чем руководствуется ребенок, выбирая профессию, не испытывает ли он внутреннего конфликта мотивов, не стремится ли к взаимоисключающим целям?
Если ваш ребенок выбирает профессию, на которую сейчас у него пока нет внутренних ресурсов, - ваш долг помочь ребенку реализовать пока еще скрытые способности, распознать тот потенциал, который может раскрыться позже.
Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с минусами профессии.
Помогите ребенку сделать свой профессиональный выбор более конкретным – пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры.

Результаты анкетирования

Уровень готовности учащихся 9 класса к выбору профессии
В классе 7 человека.
Неготовность 0 – 6 баллов – НЕТ
Низкий уровень готовности 7 – 12 баллов – 3 уч.
Средний уровень готовности 13 – 18 баллов – 14 уч.
Высокая готовность – 19 – 24 балла – 2 уч.
______________________________________________






















13PAGE 15


13PAGE 14115




15